Reet (Detskoe_Kino) все записи автора
Род. 08.10.1968 г. в г.Алма-Ата
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Как актриса:
Когда мне было 12 лет (1983) реж. Канымбек Касымбеков
Сладкий сок внутри травы (1984) реж. Аманбек Альпиев, Сергей Бодров
Роль: Сюйрик
В ролях: Гульшад Омарова, Айгерим Беккулова, Элико Минашвили, Биржан Абурахманов, Наталья Аринбасарова, Ирина Шульга, Бек Ибраев, Владислав Тигай, Эдуард Кузнецов.
О фильме: Главная героиня - четырнадцатилетняя Сюйрик - переживает чувство первой неразделенной любви к мальчику по имени Марат. После каникул первого сентября в классе появилась новая девочка Наташа. И с этого дня начинаются страдания Сюйрик... Авторы фильма с интересом прослеживают, как формируется нравственное кредо маленького человека, как происходит открытие людей и закономерностей жизни, как обжигает сердце подростка первая любовь, первая измена.
Диплом Всесоюзной недели детских фильмов - Алматы, 1984г.
Приз жюри за лучшее воплощение темы нравственного становления подростка на 18 ВКФ - Минск, Белоруссия, 1985г.
Приз и диплом журнала "Советский экран" 1985г.
Серебряный приз в разделе конкурса фильмов для детей на 14 МКФ - Москва, 1985г.
Второй приз на 7-ом МКФ для детей и юношества - г.Томар, Португалия, 1985г.
Третья премия Всесоюзного конкурса сценариев комедийных фильмов.
Непрофессионалы (1985) реж. Сергей Бодров
В ролях: Валентина Талызина, Амангелиус Есальбаев, Анис Садыков, Луиза Мосендз, Михаил Семаков, Галина Калашникова, Игорь Золотовицкий.
О фильме: Молодежный самодеятельный ансамбль ездит с шефскими концертами по области. С одним из таких концертов ребята приезжают в дом престарелых. Трогательный прием, оказанный артистам, прикосновение к далекому от них миру одиноких, старых людей, брошенных детьми, заставили участников ансамбля впервые осознать ответственность перед этими людьми и свою причастность к ним...
Дина Нурпеисова (?) реж. ?
Клещ (1990) реж. Александр Баранов, Бахыт Килибаев
В ролях: Абдрашит Абдрахманов, Сергей Попов, Артык Джаллыев, Жанат Куанышева, Алика Смехова, Валентин Сорокин, Александр Александров, Леонид Димаков, Валерий Скориков, Гульшат Омарова, Раимбек Сейтметов, Елена Тренина, Владимир Толоконников, Иван Керсек.
О фильме: Капитана милиции Адиля Ахтанова по прозвищу Клещ подозревают в убийстве - таковы улики и показания подсудимого очередного дела, которое вел капитан. Тем ни менее непосредственный шеф Ахтанова поручает ему провести неофициальное расследование гибели работников ГАИ. Клещ берется за новое дело - и очень скоро выносит приговор своему шефу, главе мафии...
Мама Роза (1991) реж. Айхан Чатаева
В ролях: Амина Умурзакова, Жюль Тапсу, Раиса Саед-Шах, И.Оспанов, Владимир Даниленко, Гульшад Омарова.
О фильме: История взаимоотношений мальчика и его приемной матери-старушки интерпретирована в чистых, чуть ностальгических, старомодно-ветхих тонах. Трагикомизм ситуаций, порожденных любовью, жалостью, грустью и ненавистью в конечном итоге сводится к трагедии.
Подкоп (?) реж. ?
Аномалия (?) реж. Геннадий Базаров
В ролях: Айтурган Темирова.
О фильме: О тяжелой и непростой судьбе женщины, дочь которой повторяет судьбу матери…
Как сценарист:
Бараниада (1998) совместно с Ануаром Райбаевым
Сестры (2001) совместно с Сергеем Бодровым и Сергеем Бодровым-мл.
Шиzа (2004) совместно с Сергеем Бодровым
Как режиссер:
Сердце мое (документальный фильм)
Ландшафты тела. Глиняный проект (видеоарт-проект)
Шиzа (2004, полнометражный художественный фильм)
БИОГРАФИЯ
«Я родилась в Алматы, в семье журналистов. Поэтому у нас дома всегда было полно творческой интеллигенции: Олег Даль, Валентин Никулин, Олжас Сулейменов и другие.
Дедушка по папиной линии, Ильяс Омаров, был министром культуры Казахстана. Поэтому такие писатели, как Мухтар Ауэзов, Бауржан Момыш–Улы, Габит Мусрепов, Сергей Эйзенштейн, Юрий Домбровский, были друзьями, соратниками, а также частыми гостями у нас дома.
По маминой линии практически все мои родственники — киношники. Режиссеры, операторы, сценаристы. Все они учились во ВГИКе.
После десятого класса меня повезли в Москву поступать во ВГИК, на актерский факультет. К счастью, я провалилась, потому что в тот год Алексей Баталов набирал в свою мастерскую только актеров из Баку. Сергей Герасимов, известный кинорежиссер, посмотрев дебютный фильм Сергея Бодрова–старшего “Сладкий сок внутри травы”, где я сыграла главную роль, на съезде кинематографистов в Алматы сказал, что возьмет меня на свой курс (актерский) без вступительных экзаменов. Но, к несчастью, он умер, а мне таким образом удалось избежать актерской неблагодарной участи. Зато поступила в Казахский государственный университет имени Аль–Фараби на журналистику...
Сразу после окончания университета стала студенткой Института театра и кино им. Жургенева (сейчас это Казахская академия искусств). На факультет кино. Профессия — режиссер документального фильма. Свою первую дебютную дипломную работу сделала про деда (“Сердце мое”). Это история любви моих дедушки и бабушки.
Все годы учебы я работала администратором на ТВ, курьером, подсобным рабочим, секретарем, маркетинговым агентом, а также снималась в кино. В числе имен известных режиссеров, с которыми мне довелось работать, стоит имя киргизского режиссера Геннадия Базарова. В 1991 году на “Киргизфильме” я прошла кинопробы на главную роль в его фильме “Аномалия”. Работала с талантливыми киргизскими актерами.
Всего в моем актерском активе около 7 фильмов. В основном это роли второго плана и эпизоды. Сниматься в кино я никогда не любила. Практически всегда это был финансовый компромисс.
После документального фильма “Сердце мое” совместно с художником Рустамом Хальфиным и оператором Ренатом Косай сделали видеоарт–проект “Ландшафты тела. Глиняный проект”. Он получил приз алматинского студенческого кинофестиваля “Смотри по–новому” (2000) в номинации видеоарт.
Параллельно работала на ТВ (делала телевизионные передачи). И писала сценарий “Сестер” совместно с Сергеем Бодровым–старшим. Это был замечательный опыт работы с профессиональным драматургом.
Первоначально сценарий предназначался для меня. В 1999 году он прошел конкурс сценариев на “Казахфильме”. Продюсерский центр обещал дать деньги. Но не дал. После переговоров мы решили, что Сергей Бодров–младший достанет деньги и снимет фильм. Ему, человеку с именем, это гораздо легче. Должна заметить, сценарий продался за очень большие деньги. Пожалуй, в Казахстане еще никто не продавал сценарий за подобный гонорар.
Фильм, на удивление (мне он не понравился), завоевал множество призов на различных кинофестивалях “Кинотавр” — Сочи, Карловы Вары. Был продан во многие страны мира, включая Голландию. То есть полностью окупился. Несколько месяцев в российском рейтинге держал верхнюю отметку. На Роттердамском кинофестивале 2002 года был на 38–м месте из 250 фильмов, представленных там.
В данный момент я живу и работаю в Голландии. Кроме того, начала писать сценарий к полнометражной, игровой картине, которую надеюсь снять в Алматы.
Гульшад.»
Для газеты «Вечерний Бишкек», 28.10.2002.
ИНТЕРВЬЮ
Гульшад Омарова: “Я ненавижу свое детство”
Имя Гульшад Омаровой – режиссера нашумевшей картины “Шиза” - сегодня вновь популярно, и она узнаваема так же, как и 22 года назад, когда на экраны вышел фильм “Сладкий сок внутри травы”. За эти годы в ее жизни было много событий. Ей приходилось переживать тяжелое безденежье и зарабатывать на жизнь изнуряющее тяжелым физическим трудом.
При встрече она сразу заявила, что интервью дает не по своей воле: контрактом оговорено, что она обязана это делать.
- Журналисты все перевирают. После съемок в “Сладком соке” у меня взяли интервью, которое было опубликовано только через два года, когда я уже не была отличницей. Доказать что-то было трудно, и меня чуть не выгнали из комсомола. Больше всего меня раздражает то, что, когда у меня был безумно трудный период, но я все-таки делала какие-то вещи – например, документальный фильм про своего деда “Сердце мое”, - никто не набивался брать у меня интервью. А это мне нужно было хотя бы для того, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. То, что сейчас про меня много пишут, как-то даже немного странно.
Для матери 17-летнего сына Гульшад выглядит удивительно моложаво, и ее детское имя Гука, которым ее до сих пор называют близкие люди, очень ей подходит.
- Наверное, это порода, - говорит она. - У меня бабушка по материнской линии в 45 лет весила как девочка-подросток. А может быть, хорошо сохраниться мне помогло то, что я очень давно не ем мяса и не курю.
Впервые с миром кино Гульшад столкнулась в 14 лет, когда Сергей Бодров-старший из двух тысяч претенденток отобрал именно ее на главную роль в фильме “Сладкий сок внутри травы”.
- Для своих фильмов он всегда просматривает эшелоны мальчиков и девочек. Для “Сладкого сока” у Бодрова был созданный им самим образ девочки, который совпал с моим обликом. Помню, меня привели на студию, было очень жарко, он сидел один в большом зале. Я стеснялась, а Бодров молчал и никак не помогал мне раскрепоститься. Потом он попросил прочитать стихотворение. В итоге получился фильм, который многим продолжает нравиться до сих пор.
Казалось бы, после успешного дебюта ей уготована прямая дорога в актрисы. Но получилось все не так…
- У меня оба родителя – журналисты, - рассказывает Гульшад. - Мама когда-то работала в “Вечернем Алматы”, писала о культуре, папа – спортивный комментатор Диас Омаров. А еще у меня были бабушки и дедушки. Мамина мама была директором катка “Медео”. Наверное, желание быть независимым человеком у меня от нее, она очень деловая женщина. Ильяс Омаров, дед по папиной линии, был министром культуры, очень известным человеком. Я его не помню – он умер, когда мне было полтора года, но по тому, как о нем говорят в семье, создается полное ощущение его присутствия рядом с нами.
Советский образ жизни подразумевал, что все семьи – благополучные, а детство у всех детей – счастливое. Но ко мне это не относится - я ненавижу свое детство. То, что в 14 лет я снялась в кино, повлекло очень большие перемены в моей внутренней и внешней жизни. Отношения с одноклассниками и учителями резко изменились в худшую сторону. Не знаю, какой фактор двигал ими (надеюсь, что это не зависть), но появилось нечто, что отодвинуло меня совершенно в другую плоскость. Учителя стали циничнее и грубее. Они требовали билетов на закрытые просмотры и премьеры в Доме кино, а одноклассники как бы отгородились от меня.
В общем, до 25-летнего возраста ничего интересного в моей жизни не происходило. Было раннее замужество, в 19 лет у меня родился ребенок. Жизнь как бы вдруг пошла своим путем, и я ничего не могла поделать с этим. Когда ребенку было два месяца, Рашид Нугманов пригласил меня сниматься в “Игле”. Он говорил, что оплатит кормилицу, лишь бы приехала на съемки, но я отказалась.
- Почему после школы вы пошли на журфак, а не в театральный?
- Я себя не ощущаю актрисой. Фиглярством перед камерой я занималась просто для того, чтобы испытать себя – смогу ли? Так вот, я могу, но не хочу, мне это не нравится. Поэтому когда снималась, то первым всегда был вопрос денег. Актер – это очень тонкий инструмент. Чтобы быть им, надо обладать либо большим талантом, либо надо просто безумно любить эту профессию, а у меня нет ни того, ни другого. Но поскольку все кругом говорили, что я должна идти только в актрисы, то после школы поехала поступать во ВГИК.
Сергей Аполлинариевич Герасимов, с которым я встретилась в Союзе кинематографистов, сказал, что ему очень понравилась картина “Сладкий сок внутри травы”, поэтому он взял бы меня к себе на курс без вступительных экзаменов, но в этом году курс, к сожалению, набирает не он, а Алексей Баталов, да и то исключительно ребят из Азербайджана. Бодров через Госкино с трудом выбил мне место. Меня смотрела подмастерье Баталова, сам он уехал в Баку. Она сказала: “Все великолепно, на следующий год будете приняты без вступительных экзаменов”. Я уехала домой и по совету родителей поступила на заочное отделение журфака, хотя сочинения всегда писала очень плохо.
Потом стала работать на телевидении. Была администратором, курьером, подсобным рабочим, то есть, попросту говоря, бегала в качестве “шестерки”.
Возможность расти была там минимальной - все сидели на своих местах и уходить никто не собирался. Вообще на телевидении у меня сложились очень плохие отношения. Люди ведь живут по стереотипам: а-а, молодая, значит, можно использовать на побегушках. Но после 15 минут общения они обычно очень сильно нарывались.
- А потом вы ушли работать в компанию “Филип Моррис”…
- До этого снялась у киргизского режиссера Геннадия Базарова. Я согласилась только потому, что мне отчаянно нужны были деньги. Когда Советский Союз начал разваливаться, я оказалась не у дел, а у меня рос ребенок. Мне нужна была работа, и когда на “Филип Моррис” предложили зарплату в сто долларов – огромные по тем временам деньги, - я согласилась без раздумий. Это был декабрь 93-го года, на киосках, где продавали сигареты, в 17-градусные морозы я клеила рекламу “Мальборо”, носила коробки с товаром...
- А потом, судя по всему, ваша жизнь чудесным образом изменилась…
- Наверное. Через три с половиной года после этого я встретилась с Сергеем Бодровым, которого не видела 13 лет. Он тогда приехал в Алматы со своим “Кавказским пленником”. Я заехала домой, чтобы оставить молоко, которое на “Филип Моррис” выдавали за вредность. Внизу ждала машина, я торопилась, а бабушка говорит с порога: “Тебя пригласили на премьеру, собирайся”. - “Не пойду, - заупрямилась я. – Мне нужно на работу”. Тут позвонила моя приятельница: “Сережа Бодров очень хочет тебя видеть. Не отказывай ему, пожалуйста”. А у меня не было даже приличной одежды, чтобы пойти на эту премьеру, но все-таки кое-как я собралась. Премьера была в огромном зале Дворца республики, и, когда вся съемочная группа “Кавказского пленника” вышла на сцену, Бодров сказал: “Я стал режиссером благодаря одному человеку, который сейчас сидит в зале. Моя дебютная картина “Сладкий сок внутри травы” - заслуга Гульшад Омаровой. Гука, встань”. В общем, мы встретились. Когда он понял, что я нахожусь в сложной ситуации, то решил помочь.
- А каким образом?
- Мы вместе написали сценарий. Он вначале назывался “Танец живота”, потом “Дочка бандита”, а финальное название фильма, который снял Сергей Бодров-младший, было “Сестры”.
- Последние три года вы живете в Голландии…
- Живу… Ну жизнь у меня сложилась так, что я оказалась в стране, где самым привлекательным для меня является то, что у них в аэропорту есть комнаты, где можно заниматься медитацией. Как я туда попала? Да какая разница? Просто живу в Голландии и путешествую по миру, а мой сын ходит в Роттердаме в школу, неплохо рисует, в кино идти не хочет. Характер у него, надо признаться, сложный. Наверное, это издержки возраста. Вот и все.
- У вас там семья?
- Я не замужем, но о личной жизни я не хочу говорить.
… Когда мы подошли к самому главному событию этого года в ее жизни – к фильму “Шиза”, о котором много пишут в казахстанской, российской и даже мировой прессе, Гульшад вначале недовольно сморщилась: “Когда много раз рассказываешь об одном и том же, то дорогие вещи становятся банальными. Я и в Канны не хотела ехать из-за этого”, - а потом, вспомнив о контракте с кинокомпанией СТВ, она все же нехотя стала говорить.
- Это было во время Евразийского кинофестиваля, который проходил в Алматы в 1998 году. Я собиралась уходить из кафе, когда незнакомец сел за мой столик. Сейчас даже не вспомню лица этого человека. Единственное, что сохранилось в памяти, - он был одет в черную кожаную куртку, защитного цвета брюки-“бананы”, на ногах - кроссовки. От таких парней всегда исходит агрессия, таких, как он, называют обычно “рэкетирами”. Когда он заговорил со мной, я подумала, что сейчас начнутся обычные придирки: почему я, казашка, не знаю родного языка? А он вдруг спросил, не имею ли я отношения к кино? “Может быть, буду когда-нибудь снимать”, - туманно ответила я. “А ты сними фильм про меня”, - предложил он. И начал торопливо рассказывать о себе. Он боксер, ему 23 года. В ауле, в Жамбылской области, у него остались мать и сестры, а он вынужден зарабатывать на жизнь нелегальными кулачными боями. “Ты знаешь, у меня нет друзей, то, что земляки помогают друг другу выжить в большом городе, - миф, - изливал он душу. - Нормально я общаюсь только с проститутками, которым я плачу. Сейчас мне плохо, плохо… Все внутренности отбиты, а денег на врача нет. Мне, может быть, осталось жить года три”. Это был крик отчаявшегося человека. Мне он был благодарен уже за то, что я его выслушала. Его было не то чтобы жалко – я как бы вдруг оказалась в шкуре тех ребят, которые приезжают в город на заработки, и противостояние аул - город между нами стало стираться. А в сентябре 2002 года Сергей Бодров-старший пригласил меня в Венецию на премьеру своей картины “Медвежий поцелуй”. Однажды за обедом он спросил меня о планах. И я рассказала услышанную в Алматы историю. “Отлично, - загорелся он. – У меня сейчас нет времени, попробуй написать сама”. Я написала, он потом переписал. Так появился сценарий “Шизы”, который очень понравился российскому продюсеру Сергею Сельянову.
- Блистательный дебют в кино нередко ломал судьбы малолетних актеров. Не боитесь ли вы, что и по судьбе Олжаса – исполнителя главной роли - оно пройдется катком?
- И я, и другие члены съемочной группы постоянно держим с ним связь. Все заработанные на съемках деньги положили ему на счет. Он был на фестивалях в Каннах, в Сочи, в Карловых Варах, в Марокко получил приз за лучшую мужскую роль. Когда окончит школу и будет поступать учиться, тоже постараемся помочь. Но мы не боги, жизнь иногда бывает очень суровой, тем более что родственников, готовых помочь, у мальчика нет. Они его когда-то спокойно отдали в детдом. Но говорят же, что нет худа без добра. Олжас не домашний ребенок. Он прекрасно осознает, что есть риск уйти в подворотню и есть какая-то другая дорога в жизни, которая гораздо сложнее первой.
- Как в этот раз вам работалось с Бодровым на съемочной площадке?
- У нас непростые отношения. Он жесткий и требовательный человек. Его харизме и доминирующему характеру противостоять очень сложно. Но у меня тоже дерзкий характер, чтобы отстаивать свою точку зрения. Когда снималась “Шиза”, то на съемочной площадке кричали все, кроме меня. И все же не только у него, но и у других людей бывали минуты отчаяния, потому что если уж я начинаю упрямиться, то это – страшная вещь. Думаю, Сергей был прав, когда сказал: “Знаешь, Гука, я думал, что знаю тебя, но ты ведь совсем другая. В общем, я с тобой работаю последний раз”.
- Ваши планы на будущее?
- Отдыхать. Я очень устала после “Шизы”. Этот фильм стал для меня своеобразным тестом. Я поняла, что что-то, оказывается, могу сделать. В будущем хотела бы что-нибудь снимать.