-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ_ИСЛАМ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2007
Записей: 216
Комментариев: 451
Написано: 1881


О религиозных знаниях

Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 15:08 + в цитатник
moderatorin все записи автора

 (256x171, 8Kb)

Существует мнение, что изучение тех положений Шариата, которые человек не практикует или не имеет возможности практиковать, является нежелательным занятием и, более того, формой безделья. В этой статье мы попытаемся разграничить существующие категории религиозного знания, а также разъяснить, насколько высоко ценится стремление к изученияю Шариата в нашей религии.

Разве может быть изучение вопросов фикха бездельем или порицаемым делом, когда Аллах Таала говорит в Священном Куране:

 
"Разве сравняться те, которые знают, и те, которые не знают?" (сура аз-Зумар, 9-ый аят) .
 
Сказал шейх Саид аль-Бургани Ханафи, рахимахуллАху Таала, комментируя этот аят:
 
"Если в Священных текстах (Куран,Сунна) встречается слово "ильм" (знание) без какой-либо конкретизации, то под ним следует понимать только знание шариатское (фикх, акыда, тафсир и т.д.)". (аль-Гидаятуль аляийя, стр. 332)
 
Приводятся в двух "сахихах" аль-Бухари и Муслим от Муавии, да будет доволен им Аллах Таала, следующие слова Посланника Аллаха Таала, салаллАху алейхи ва ссалям:
 
"Кому желает Аллах Таала добра, того научает Он религии".
 
Знание и фикх, упомянутые в этих текстах, включают в себя все шариатское знание, практикуется оно человеком или не практикуется.
 
Однако, с точки зрения шариатского "хукма", изучение шариатского знания делится на три вида:
 
1. Фард-айн. И это обязательное для каждого мусульманина знание, которое он обязан практиковать в своей повседневной жизни. В первую очередь это знание положений (хукмов) связанных с ритуальным очищением, ритуальной молитвой, поста в Рамадан, закята. Также сюда входит знание "ахкямов" прочих вещей, которые практикует конкретный "мукалляф". Например, если мусульманин занимается торговлей, он обязан знать положения связанные с куплей-продажей, если он - муджахид, то соответственно обязан знать "фикховые" положения, связанные с ведением Джихада, и т.д.
 
2. Фард-Кифайя. И это изучение тех видов знания, в которых не нуждается изучающий их человек, но в которых нуждаются другие. Обязанность изучения такого рода знаний не ложится на всех людей, но лишь на группу мусульман. К "фардуль-кифайя" относится изучение всех разделов "фикха", в том числе вопросов наследования, а также знание "тафсира", хадиса, усуль фикха и тонкостей акыды.
 
3. Мустахабб. И это знание, получение которого любым мусульманином поощряется, в том числе и в случае, когда уже имеется группа мусульман, исполняющая обязанность фард-кифайя. О видах этого поощряемого для каждого муслима знания говорит имам аль-Баркави Ханафи, рахимахуллАху Таала, следующее:
 
"К знанию, которое есть "мандуб", относится: познание поощряемых, дополнительных и порицаемых вещей в Шариате, а также тех видов знания, изучением которых занята группа,  выполняющая "фард-кифайя". Кроме того, это углубленное изучение шариатских доводов для видов поклонения, относящихся к "фардуль айн" (как, например, пятикратная обязательная молитва) и к "фардуль кифайя" (как, например, похоронный намаз).
 
В книге "аль-Хазар валь ибааха" имама ан-Нихляви Ханафи, рахимахуллАху Таала, приводится еще два "хукма" для получения шариатского знания: мубах (дозволенное) и макрух (порицаемое).
 
Имам ан-Нихляви, рахимахуллАху Таала, пишет, что к категории дозволенного относится получение дополнительного знание, помимо обязательного, даже если оно не практикуется, если желают стяжания красоты и совершенства. А порицаемое (макрух-тахриман) знание - это то, посредством которого желают сеять сомнения и хвастаться перед уляма.
 
В фетвах ханафитского мазхаба "аль-Баззазия" говорится:
 
"Требование знания "фикха", а также изучение дополнительного знания (кроме того обязательного знания, которое практикуется и которым должен обладать каждый муслим), при наличии правильного намерения, превосходит все добродетели. Положение дополнительного знания такого, потому что польза, заключающаяся в его изучении, более общая, при этом ставится условием то, что сие не ведет к оставлению тех или иных обязательных предписаний религии. Правильность намерения здесь означает желание довольства Аллах Таала, а не стремление к приобретению материальных благ и власти".
 
Как видно из приведенных выше текстов, спрашивание и изучение вопросов связанных с ДИНОМ, даже если эти положения не практикуются, является либо обязательным (фард), либо поощряемым делом (мустахабб). И попадает под категорию дозволенного (мубах). Все это действительно при условии чистоты намерения. И не может быть такого, чтобы изучение вопросов "фикха" или разговоры на темы "фикха", который есть форма поминания Аллаха Таала, считались пустым занятием, сованием носа не в свое дело или вообще чем-либо порицаемым. Это при условии чистоты намерения, а в противном случае изучение знания является порицаемым (макрух).
 
 
Махди Шамсуддин

 

Рубрики:  Фикх

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку