-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Classic_Rock

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 425


Термин: Art Rock

Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 15:26 + в цитатник
Sir_Stalker все записи автора АРТ-РОК (art-rock - от англ. art - искусство)- музыкальный стиль, сплав элементов рока, академической музыки ("классической" и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с "арт-роком" употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и др., однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.

Возникновение арт-рока было подготовлено ретро-тенденциями в академической музыке 20-30-х годов ХХ века, джазовым неоклассицизмом 30-50-х годов. В конце 60-х годов осваивать огромное культурное наследие "мира отцов" начали рокеры, еще недавно всеми силами стремившиеся от него отмежеваться.
Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 60-х, в недрах британской психоделики с ее "закрытой" клубной атмосферой и интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Именно из этой студенческо-артистической среды вышли такие арт-рок коллективы как PINK FLOYD, KING CRIMSON, SOFT MACHINE и др.
"Кристаллизация" арт-рока была связана с определенным периодом творческого поиска, в процессе которого немалую роль сыграли отдельные группы и исполнители, в том числе значимые и для хард-рока, например, CREAM, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, SAVOY BROWN и др. Истоки арт-рока можно найти и в позднем (с 1966-1970 годы) творчестве BEATLES - они много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических оркестров, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, применяли необычные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли ладогармонический язык и форму композиций, использовали цитаты из "классики".
Следует отметить и творчество американских исполнителей - дуэта SIMON & GARFUNKEL, группы VELVET UNDERGROUND и др. Обработками "старинных" произведений для новых музыкальных инструментов (синтезатор Moog) увлеклись и композиторы-профессионалы, например, Уолтер Карлос (Walter Carlos) - альбом "Switched On Bach" (1968).
В рок-музыку также приходят исполнители с профессиональным и полупрофессиональным музыкальным образованием. Среди арт-рокеров это Эдди Джобсон (Eddie Jobson), Керри Миннер (Kerry Minnear), Робби Стейнхардт (Robbie Steinhardt), Рик Уэйкман (Rick Wakeman), Роберт Фрипп (Robert Fripp), Кит Эмерсон (Keith Emerson) и др.
Непосредственной предтечей стиля стала британская группа MOODY BLUES, одной из первых (наряду с BEATLES) использовавшая возможности симфонического оркестра в альбоме "Days Of Future Passed" (1967). В числе первых арт-групп следует назвать и PROCOL HARUM - манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции "A Whiter Shade Of Pale" процитирована тема Баха.
В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем - так, первый экспериментаторский альбом PINK FLOYD "The Piper At The Gates Of Dawn" (1967) имел электронно-психоделическую окраску, а дебютный диск JETHRO TULL - "This Was" (1968) был выдержан скорее в блюзовой стилистике.
Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968-1969 годам в Англии, когда вышли первые альбомы таких групп, как NICE ("The Thoughts Of EmerList And DavJack"), CARAVAN, SOFT MACHINE, YES (одноименные) и VAN DER GRAAF GENERATOR ("Aerosol Gray Machine"), первый арт-роковый диск JETHRO TULL ("Stand Up"), а также дебютные работы GENESIS ("From Genesis To Revelation"), KING CRIMSON ("In The Court Of The Crimson King") и др.
В 1970 году увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп GENTLE GIANT, ELP, SUPERTRAMP, BARCLAY JAMES HARVEST, голландской FOCUS ("In And Out Of Focus") и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать также британские группы ELO, ROXY MUSIC, CAMEL, BE-BOP DELUXE, ALAN PARSONS PROJECT, UK, SKY, ASIA, MARILLION, а также англо-французскую GONG и немецкую ELOY, американские PAVLOV'S DOG, KANSAS и др.
Самостоятельность обретают направления, группирующиеся по территориально-идейному принципу ("кентерберийский рок", немецкий "краут-рок"); как маргинальное ответвление арт-рока формируется движение Rock In Opposition (RIO), находящееся на самом стыке арта, джаза и авангарда (британская HENRY COW, а также многие неанглоязычные группы). Все эти коллективы предлагали свои, порой друг на друга совершенно не похожие вариации на тему арт-рока.
Тем не менее, творческое кредо арт-рока можно определить как обращение к "внероковым" пластам мировой музыкальной культуры. Ассимиляция и адаптация элементов этой культуры шла сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, широко использовались оркестрово-акустические инструменты и имитирующие их синтезированные тембры (струнные, духовые, орган, старинные инструменты типа лютни и др.), а саунд в целом тяготел к "классичности", уравновешенности, прозрачности (для арта не характерен ритмический драйв и "тяжелый" саунд).
Во-вторых, обращение к "классике" выливалось в использование цитат, фрагментов "чужих" произведений, а иногда и в полную переработку "старинных" сочинений на новый лад - яркими примерами этого могут служить - голландская группа EKSEPTION и альбом "Pictures At Exhibition" (1971) британской группы ELP, который был создан на основе цикла классических произведений русского композитора М.П. Мусоргского "Картинки с выставки".
В-третьих, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также "классические" формы и жанры (среди них - фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера) - стоит назвать, например, альбом Рика Уэйкмана "The Six Wives Of Henry The VIII" (1973).
В-четвертых, арт-музыканты иногда стремились полностью воссоздать стилистику и образно-духовный строй музыки различных эпох и культур (средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма XVIII века, романтизма, современного академического авангарда, фольклора различных традиций) - здесь следует вспомнить "барочных" PROCOL HARUM, "ренессансных" GENTLE GIANT, фолк-ориентированных JETHRO TULL.
На рубеже 60-х и 70-х годов складывается жанр "концептуального альбома", своеобразной "большой формы" в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития, сюжета и др. (пионерами здесь тоже стали BEATLES с их альбомом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" (1967).
Первая половина 70-х годов стала временем расцвета стиля, его "классическим" периодом. Однако в конце 70-х - начале 80-х арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной; он не был связан с какой-либо социальной платформой, не был "рупором" бунтующих поколений, как, например, рок-н-ролл и панк-рок, не был столь демократичен, как хард-рок и блюз... Отход от "корней" рока - в области музыкального языка и вообще характерной для рок-н-ролла (в широком смысле слова) высокой "энергетичности" - не мог не сказаться на массовом слушательском интересе. Не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 70-х годов, уступил место новым направлениям.
Последней крупной работой в арт-роке 70-х годов можно считать двойной альбом "The Wall" (1979) группы PINK FLOYD, а последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 70-х - британскую группу UK, просуществовавшую всего лишь около двух лет. Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. Первой, уже в 1974 году, объявила о прекращении своей творческой деятельности KING CRIMSON; в 1976 году, стремясь привлечь внимание массовой аудитории, изменили свое звучание GENTLE GIANT; в стилистике же группы GENESIS (во многом в связи с изменением состава) также наметилась отчетливая тенденция к "демократизации".
В то же время появляется и так называемая "коммерческая" разновидность арт-рока, например, ELO, SUPERTRAMP, ASIA и др., в которой "коренные" признаки арт-рока (обращение к "классике", использование симфонических составов, синтезаторов и акустических инструментов, элементов крупных форм и др.) как бы выхолащиваются и обретают функцию "декорирующих".
В начале 80-х годов арт-рок испытывал настоящий кризис. Из "первопроходцев" лишь PINK FLOYD продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома "The Final Cut" (1983) временно прервался. Стиль одной из немногих новых арт-групп, появившихся в 80-е годы, - британской группы MARILLION - был слишком очевидно (вплоть до заимствований) связан со стилем GENESIS.
А в таких альбомах крупнейших арт-групп "старшего поколения", как: "Drama" (1980) группы YES, "A" (1980) JETHRO TULL, "Discipline" (1981) возродившихся KING CRIMSON - отчетливо прослеживалась тенденция к "ужесточению" звучания, четкой метричности (нередко даже танцевальности), обращению к простым песенным формам, использованию электронных тембров и упрощению музыкального языка.
Вместе с тем, идеи арта продолжали развиваться в рамках движения Rock In Opposition (UNIVERS ZERO, сольное творчество участников HENRY COW и др.) и его ответвления zeuhl (французская MAGMA), вплотную смыкающихся с авангардом. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени) и Питер Хэммилл (Peter Hammill), бывший лидер группы VAN DER GRAAF GENERATOR, ныне работающий сольно.
На рубеже 80-90-х группы YES, JETHRO TULL (чуть ранее - ELP) и некоторые другие группы приняли решение вернуться к более традиционному арт-звучанию (на новом, разумеется, витке); KING CRIMSON же продолжили эксперименты в новом направлении ("третий созыв" 1994 года).
В настоящее время в стиле арт-рок успешно работают не только гранды, но и новые проекты (ANEKDOTEN, ARS NOVA, ECHOLYN, FLOWER KINGS, GLASS HAMMER, SPOKE'S BEARD и др.). Влияние арт-рока обнаруживается в стилистике самых разных направлений, от пост-панка до индастриала, от металла до "готики", а также в сольном творчестве экс-хард-рокеров Ритчи Блэкмора (Ritchie Blackmore), Роберта Планта (Robert Plant) и многих других музыкантов. Охотно заимствует элементы арт-рока и поп-музыка.
Рубрики:  Other
Метки:  

Процитировано 3 раз

Argentum_Steel   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 16:20 (ссылка)
Спасибо. На мой взгляд, весьма полезная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Sir_Stalker   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 17:31 (ссылка)
это точно. позже еще определения некоторых стилей выложу
Ответить С цитатой В цитатник
Argentum_Steel   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 17:37 (ссылка)
Demonic_Preacher, просто был недавно спор на эту тему, как раз про арт рок - http://www.liveinternet.ru/community/__queen__/post64339975/ ну, и глэм-рок.
Ответить С цитатой В цитатник
--QUEEN--   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 19:30 (ссылка)
О Queen снова забыли?))
Ответить С цитатой В цитатник
Sir_Stalker   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 21:29 (ссылка)
Argentum_Steel,вот и сошлись тогда на статью--QUEEN--,про них не забывают в одноименном сообществе
Ответить С цитатой В цитатник
--QUEEN--   обратиться по имени Вторник, 05 Февраля 2008 г. 15:46 (ссылка)
Demonic_Preacher, Ну про группу "Гопоту" то же в сообществе их не забывают( если оно у них есть)), так что извольте и тут вспоминать))
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 15 Октября 2009 г. 13:28 (ссылка)
"...пионерами здесь тоже стали BEATLES с их альбомом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" (1967)."
Вообще-то, история гласит, что идею концептуального альбома Маккартни "позаимствовал" при прослушивании альбома Pet Sounds (1966) группы Beach Boys. Пластинка настолько поразила воображение битла, что он вытащил коллег из отпуска (кстати, первого за весь период активной деятельности группы), и засел с ними в студии. Так что, "Сержант" был таки не первым :)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку