Эмилия Давыдовна Мильтон (Мильтон-Краснопольская, родилась15 мая 1902, в г. Умань.
Эмилия Мильтон-Краснопольская в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом пролетарском театре «Красный факел».
Богдан Хмельницкий, 1941
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски – и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
После ухода из «Красного факела» актриса долго искала свою новую сцену. Работала в Киевском театре русской драмы, в театре имени Моссовета (выйдя замуж за режиссёра Бориса Краснопольского, она поселилась в Москве), и, наконец, — в Московском театре имени Гоголя, где она проработала до последних дней.
Шли солдаты
Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых героинь – её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке на печи» Диккенса. Любопытно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. Там Мильтон сыграла массу интересных ролей и завоевала искреннюю любовь зрителей.
Щорс, 1939 г.
Ее карьере как актрисы мешали происхождение и фамилия — она оставила себе для сцены девичью фамилию Мильтон и никогда фамилию мужа не использовала. По происхождению она была немкой, а конец 30-ых — начало 40-ых г.г. были для этого далеко не лучшим обстоятельством.
Второй пик её бешеной популярности пришелся на последние годы жизни, после того, как она сыграла в «Семнадцати мгновениях весны». Надо сказать, что фрау Заурих возникла в фильме случайно, её не было ни в романе, ни в сценарии. Режиссёр Татьяна Лиознова ввела этот персонаж в повествование, чтобы как-то очеловечить образ разведчика, смягчить слишком уж серьёзного героя.
По поводу того, как эта роль досталась Эмилии Давыдовне, существуют разные версии . По одной из них, Эмилию Мильтон порекомендовала Татьяне Лиозновой отказавшаяся от роли Раневская. Более-менее точно известно, что скупая на похвалы Ф.Г.Раневская называла Эмилию Мильтон, с которой какое-то время играла на одной сцене Театра им. Моссовета, великой актрисой — этой характеристики из уст Раневской было удостоено очень немного её коллег. По другой — Лиознова вспомнила о Мильтон сама, она снималась у нее раньше в фильме «Рано утром»,
Рано утром
где играла директора детского сада. В тот период актриса была в страшной печали – у неё умер муж, было мало работы в театре, в кино. Надо сказать, что Лиознова практически никогда не снимала в своих картинах актеров дважды. Однако тут она поняла, что Эмилия Мильтон как раз та актриса, которая ей нужна.
Сцены встреч фрау Заурих со Штирлицем писались буквально на съёмочной площадке, и актриса потрясающе схватывала любые указания и предложения режиссера, даже сама импровизировала.
Татьяна Лиознова вспоминает: «Вот они в лесу. Фрау Заурих в каких-то жутких ботах, найденных на складе киностудии. «А как Вы думаете, я еще сезон прохожу в этих ботинках?» - спрашивает она Штирлица. Эта фраза родилась у меня спонтанно, но актриса замечательно ее обыграла. Или милые букетики цветочков, которые Мильтон очень любила! Она меня уговорила, чтобы я разрешила ей тыкать букетиком Штирлицу в нос – это же настоящая находка!

А шахматы? Зачем нам понадобились эти шахматы? Штирлиц все время думает. Он и за шахматами думает. Старуха постоянно что-то бубнит: «Сейчас я буду играть защиту Каракан», - изрекает она. «Что Вы сейчас будете играть?» – не понимает Штирлиц. Никто не знал, что это за защита. Даже я, которая и предложила эту фразу. Но ведь получилась замечательная сцена. «Ах, Вы так? – восклицает фрау Заурих, когда противник делает неудобный для нее ход. – Нет, так дело не пойдет! Вы так не ходили, и я так не ходила…» Штирлицу все равно, он занят своими мыслями, а зрителю интересно.

Но мне и этого показалось мало. Надо было сочинить историю этой женщины. Шахматы, гадание – это лишь кусочек жизни, за который хватается фрау Заурих. У нее была семья, умер муж, погибли дети… Я попросила моего художника Борю Дуленкова, чтобы он раздобыл какие-нибудь побрякушки, которые старуха носила бы с собой: бусы, флакончик с остатками духов, лорнет. Борис понесся домой и принес кое-что из шкафчика собственной жены. Ну и я поискала дома, что смогла. Так родился этот мешочек, который фрау Заурих достает вместе с шахматами: «Это ожерелье моей мамы. Она его очень любила…» – говорит она. И так мы расширили кайф от обычной игры в шахматы».
В те же годы она блистательно сыграла в «Следствии ведут знатоки»
Следствие ведут знатоки. Дело N6. Шантаж ,1972г.
и детективном телесериале «Совесть», совершенно затмив исполнителей ролей первого плана — опять-таки масштаб артистического дарования…
Бегство мистера Мак-Кинли, 1975г.
Снималась Мильтон крайне мало, была занята исключительно в ролях второго плана и эпизодах. Однако масштаб артистического дарования был таков, что не запомнить ее было невозможно.
Скворец и Лира, 1974 г.
Она была очень смешной старой актрисой в фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!»
Внимание, черепаха!, 1969 г.
и мудрой учительницей эстетики в картине «Потрясающий Берендеев». В легендарных «Знатоках», в серии «Шантаж», Мильтон с блеском сыграла вдохновительницу шайки преступников Прахову. Были запоминающиеся эпизоды в картинах «Рано утром», «Легенда о Тиле»,
Легенда о Тиле, 1976 г.
«Кортик»...
Последние годы жизни Эмилия Давыдовна тяжело болела. Она с трудом выходила на сцену, поддерживая себя бесчисленными лекарствами. А играла она до последнего. Скорая увезла ее прямо со сцены, где случился инфаркт, от которого она уже не оправилась. Скончалась 12 февраля 1978 года на 76-м году жизни..
Свое единственное звание Заслуженной артистки РСФСР Эмилия Мильтон получила в 1960 году, когда перешла порог пенсионного возраста.
Похоронена Эмилия Давыдовна Мильтон на Введенском (Немецком) кладбище Москвы рядом с мужем, ушедшим лет за десять до нее. Памятник на могиле очень скромный, надпись почти истерлась, найти его очень сложно.
Говорят, что ни в Театре им. Моссовета, ни Театре им. Гоголя, где играла актриса, среди фотографий выдающихся мастеров прошлого, обычно вывешиваемых в театральном фойе, портрета Эмилии Мильтон нет…
Совсем устала старая актриса,
Обмякла, опустилась на пол вдруг.
Её внесли коллеги за кулисы,
Чтоб посадить на старенький сундук.
Она печально руки опустила...
Вокруг неё разбросаны цветы...
Играть на сцене больше не по силам,
Ей не доверят роль её мечты.
По швам трещат её душа и тело.
Отправиться теперь на свалку ей?
Она сыграть Офелию хотела,
А много лет играла для детей.
Но всё же, прожила свой век блестяще.
Быть может, на покой пора уже?
Она была актрисой настоящей -
Старинной куклой из папье-маше...
29 января 2012, Марина Терентьева