-Метки

Бернард Вербер Дэниел Киз Марк Леви Павел Санаев Сесилия Ахерн Умберто Эко Фредерик Бегбедер адам джексон александр зорич александр куприн александр пушкин андрей валентинов анна гавальда аркадий и борис стругацкие бернхард шлинк борис акунин борис евсеев виктор гюго виктор пелевин владимир набоков габриэль гарсиа маркес генри лайон олди ги де мопассан грегори дэвид робертс дафна дю морье джейн остен джоан роулинг джоанн харрис джон фаулз диана сеттерфилд жан-кристоф гранже ирвин уэлш кен кизи колин маккалоу людмила улицкая макс фрай мариам петросян марина и сергей дяченко милан кундера михаил булгаков михаил веллер ник хорнби николас спаркс нил гейман одри ниффенеггер олег рой ольга лукас оскар уайльд пауло коэльо питер мейл поиск ричард йейтс рэй брэдбери сергей лукьяненко сергей минаев сидни шелдон скотт вестерфельд сомерсет моэм софи кинселла списки книг стефани майер стивен кинг стивен фрай сьюзен коллинз татьяна соломатина терри пратчетт тим скоренко федор достоевский франсуаза саган франц кафка фэнни флэгг халед хоссейни харуки мураками чак паланик элизабет гилберт элис хоффман эльчин сафарли эмиль золя эрих мария ремарк януш леон вишневский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Книжный_БУМ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 78457


Агота Кристоф. "Толстая тетрадь".

Вторник, 15 Января 2013 г. 23:13 + в цитатник
Annataliya все записи автора Толстая тетрадь (323x500, 22Kb)"Толстую тетрадь" Аготы Кристоф в свое время мне рекомендовали прочитать, как одну из самых страшных книг в контексте книг о войне. В итоге я долго собиралась с духом, ждала, когда настроение будет подстать, и, наконец, приступила. Но, видимо, понятие "страшная" все-таки очень растяжимое. Эта книга, конечно, страшная, но страшная в своем роде, в том, сколько же у нас в мире одиноких людей, если подумать...
Книга состоит из трех частей, трех рукописей. Первая - "Толстая тетрадь" - дневник двух мальчиков, братьев-близнецов, которых мать отправила пережидать войну к бабушке, жившей на самой окраине маленького городка на самой окраине, по всей видимости, Венгрии. Вторая часть - "Доказательство" - рассказ одного из них, уже юноши. Третья - "Третья ложь" - повествует об их зрелых годах. И все бы ничего, но только читателю до самого конца книги неясно, сколько же всего мальчиков - один или два? И у каждого в результате на этот счет складывается свое мнение.
Честно говоря, после того, как я прочитала первую часть, я пребывала в некотором шоке и прострации. Повествование меня поразило, но поразило не в лучшем смысле. Я, конечно, не ханжа, но подробные описания сексуальных утех с собакой, педофилии, оргий и прочих извращений, причем, не только сексуальных, меня здорово смутили. Это при всей оригинальности написания да и самих событиях, которые излагаются в тексте. Мальчики хранят труп матери и младшей сестры на чердаке, убивают своего отца, чтобы перейти границу и т.д. и т.п. Но потом были вторая и третья части и, в какой-то мере, все встало на свои места. Ведь название третьей части ой как неслучайно, хотя попробуйте разобраться, где тут правда, а где ложь. Всё, как в жизни. Да и скелеты в шкафу есть почти у каждого.
"Я пытаюсь писать, как все было в действительности. Но в какой-то момент рассказ становится невыносимым именно в силу своей правдивости, и тогда приходится исправлять. Я пытаюсь рассказать свою жизнь, но не получается, не хватает мужества, мне слишком больно. Тогда я начинаю приукрашивать, описываю вещи не так, как они происходили, а так, как мне хотелось бы, чтобы они произошли".
А еще мне показалось, что в "Толстая тетради" Аготы Кристоф очень много общего и разных пересечений со "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса. Пусть стиль другой, пусть другое написание, город и герои. Но философия близка, как нигде. Только я это почувствовала, или кто-то еще, кто читал, это тоже заметил?
Рекомендую читать тем, кого не напугает.
Рубрики:  Интеллектуальная проза
Зарубежная Проза
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 3 пользователям

Irena_Dominique13   обратиться по имени Вторник, 15 Января 2013 г. 23:34 (ссылка)
Как раз это нам не нравится.
Именно поэтому нам надо
к этому привыкнуть…
Клаус-Лукас Тодд

Как-то одна приятная во всех отношениях дама устало воскликнула: «Боже мой, я чувствую себя, как раздавленная собака!» На что немедленно получила возмущённый ответ одного очень известного господина: «Вы не знаете, что чувствует раздавленная собака!»
Тот человек, который прочитает трилогию Аготы Кристоф – «Толстая тетрадь», «Доказательство», «Третья ложь», - возможно, так и не сможет ощутить именно то, что чувствует раздавленная собака. Но вот пережить и прочувствовать то, что переживает главный герой (или герои?) трилогии – Клаус-Лукас (Клаус и Лукас?) Тодд – он, этот воображаемый читатель, сможет вполне. И дело вовсе не в том, что это своего рода «роман-воспитание», и даже не в том, что написан он (они?) очень откровенно (автор говорит устами своего героя: «Сочинение должно быть правдой. Мы должны описывать то, что есть, то, что мы видим, слышим, делаем…»)… Дело, возможно, даже не в том, что трилогия написана порой чересчур откровенно. Скорее всего, вся необычность и новизна (относительная, конечно) произведения заключается в том, что, несмотря на довольно пессимистичное и мрачное звучание, во многом свойственное современной европейской прозе, оно оставляет после себя странную призрачную надежду на то, что всё будет хорошо. Просто хорошо, потому что иначе – никак.
Главный герой (или герои – этот вопрос не оставит читателя на протяжении всего повествования) ведёт дневник. Это десятилетний мальчик, у которого, возможно, есть брат близнец, а возможно, его нет, потому то этот ребёнок, находясь в тех условиях, в которых он оказался, просто вынужден был придумать себе двойника, с которым ему было бы легче проходить через различного рода жизненные испытания, выпадающие на его долю. В первом романе трилогии – «Толстая тетрадь» - мы видим его десятилетним парнишкой, переехавшим к Бабушке, потому что его родной город уничтожен – идёт Вторая мировая война. Когда мы слышим слово «бабушка», сразу появляются самые разные, но очень светлые воспоминания: тёплая печка, тихий голос, блины со сметаной, запах яблок… Этому мальчику ничего подобного вспомнить не удастся, потому что единственное, чему его научила Бабушка – это жёсткость до жестокости и крысиная способность к выживанию в любых условиях. Читая роман, наблюдаешь, как красивый и добрый мальчик ожесточается, становится циничным и грубым, всё и всегда замечает и пытается использовать в каких-то ему одному ведомых целях. «Слова, обозначающие чувство, очень расплывчаты; лучше избегать их употребления и придерживаться описания предметов, людей и себя, то есть точно описывать факты,» - говорит автор. И именно так рассказывает свою историю её герой. Иногда возникает желание вымыть руки, отбросить книгу, забыть о ней хоть на время – не получается. Она как магнит, снова и снова зовёт к себе…
Казалось бы, в ребёнке, который совершенно равнодушно реагирует на смерть близких, на войну, на странные порой отношения между людьми, не может остаться ничего хорошего и доброго. Но вот приходит время книги второй – «Доказательство» - и читатель понимает, что в человеке человеческое убить очень трудно. Наш герой (теперь уж точно «герой», потому как персонаж Аготы Кристоф остался в одиночестве) повзрослел – ему уже почти восемнадцать лет. Война закончилась, недалеко граница Варшавского блока – а вокруг страх сказать, подумать или сделать что-то «не то». И только Лукас не испытывает этого страха. Он спасает людей, книги, ищёт друзей… Понимает цену любви, дружбы, осознаёт горечь потери и одиночества. Он рано повзрослел, пережил всё это значительно раньше, но осознать смог только сейчас. И то, что происходило с ним раньше, смешивается в его сознании с тем, что случилось совсем недавно. «Воспоминания бледнеют, стихают – но не исчезают…» - эта истина оказывается вовсе не так уж банальна.
Последняя часть трилогии называется «Третья ложь». Жизненный круг героя завершается, и «бывает, что жизнь грустнее самых грустных книг»… Клаус снова встречает Лукаса, но на этот раз встретились не братья-близнецы, которые ни дня не могли друг без друга, встретились не равнодушные люди, которые потерялись в водовороте жизни, - встретились чужие старики (или это один старик наконец-то нашёл себя?), которым нечего сказать друг другу, потому что их дети и внуки, живущие в мирное, спокойное время, не живут – они готовятся прожить жизнь, совершая ту же ошибку, которую совершает всё человечество испокон веков. Старики знают, что не стоит готовиться – надо жить. Но их уже никто не слушает: что толку слушать стариков? Да, они многое знают, но их близким кажется, что эти знания устарели и никому не нужны. Но старики (старик?) понимают, что «задавать себе вопросы – ещё хуже, чем всё знать»… И осталось им в жизни только одно: задавать себе вопросы, на которые ответа нет…
Как уже говорилось, это довольно странная и мрачная книга, написанная прямо и без словесного кружева, так широко используемого порой тогда, когда говорить хочется, а сказать нечего. Ценность этой трилогии в том, что она напоминает фильмы Ларса фон Триера и Томаса Винтенберга, создателей и членов знаменитого объединения «Догма» (последний, кстати, собрался экранизировать эту трилогию). Как эти кинорежиссёры, Агота Кристоф отказывается от всякого рода ухищрений и спецэффектов, «наплывов» и «затемнений», грима и искусственных декораций… Жизнь, описанная писательницей, не солнечный яркий пейзаж, это хмурое утро и холодный вечер. Многие живущие на земле видят свою жизнь именно такой, к сожалению…
Ответить С цитатой В цитатник
акме   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 01:30 (ссылка)
одна из моих самый любимых книг!
Ответить С цитатой В цитатник
Шибарова_Мария   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 10:01 (ссылка)
спасибо за отзыв. не буду читать.
Ответить С цитатой В цитатник
иголллллка   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 11:39 (ссылка)
Прослушала часть аудиокниги. Теперь точно прочитаю всё)
Ответить С цитатой В цитатник
frut-tis   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 12:56 (ссылка)
Жаль, конечно, что в рецензии открыли факт того,что это может быть один человек,интрига пропадает,мне кажется)
Читала давно,год назад. Понравилось,надо бы перечитать)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 21:34 (ссылка)

Ответ на комментарий frut-tis

Открыла, потому что это написано в предисловии к книге. Видимо, так задумано, чтоб читатель сразу начал думать)
Ответить С цитатой В цитатник
продолжение_мысли   обратиться по имени Среда, 16 Января 2013 г. 23:52 (ссылка)
Прочти я Вашу рецензию до того, как сама прочитала книгу и полюбила ее, поверила бы на слово. Особенно мне нравится та часть, где Вы упоминаете про подробные описания сексуальных утех с собакой, педофилии, оргий и прочих извращений. Я могу понять ваше негативное или равнодушное отношение к книге, но излагать так опасно неприглядно книжные реалии- несправедливо. Ведь согласитесь, не это главное в книге?
Хорошо, что Вы потом упомянули про вторую и третью часть и то, что они немного сгладили ваши впечатления. За это спасибо: не отбили окончательно у какого нибудь читателя желание прочитать книгу.
Ответить С цитатой В цитатник
Irena_Dominique13   обратиться по имени Четверг, 17 Января 2013 г. 00:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Шибарова_Мария

и зря, имхо
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 17 Января 2013 г. 11:24 (ссылка)

Ответ на комментарий продолжение_мысли

продолжение_мысли, Я пишу сугубо о своем мнении, и Вы, наверное, не будете возражать, что описания всех этих сексуальных извращений в книге есть. Если вы подзабыли, то откройте первую часть и прочитайте еще раз. Кстати, о гомосексуальном флирте опять-таки с достаточно не двусмысленными его описаниями во второй части я упоминаю только сейчас. Кроме того, мне кажется, что всё это - как раз одни из главных моментов в книге, ибо подчеркивают психологию мальчиков в целом. И я как раз понимаю, что в 10-летнем возрасте наблюдения секса и его обсуждение интересно многим мальчишкам, но, мне кажется, что автор по-любому не должен был вводить читателя в подробности описаний. Читатель книги - человек взрослый. А взрослым вполне достаточно полунамеков, чтобы понять, о чем, собственно, была речь.
И опять-таки мы все в этом сообществе пишем рецензии, основанные на своем субъективном мнении. Если у вас мнение другое, вы вправе написать свою рецензию и тоже ее здесь опубликовать. Возможно, что, прочитав ее, кому-то захочется прочитать книгу.
Ответить С цитатой В цитатник
Makevala   обратиться по имени Пятница, 18 Января 2013 г. 14:50 (ссылка)
Отзыв прочла с интересом, видно, что пишет человек внимательный и неравнодушный. Книгу читать не буду.
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Саржина   обратиться по имени Суббота, 20 Июля 2013 г. 22:42 (ссылка)
А я прочитала. Да, книга странная и странно притягательная. Сексуальные извращения? Они не главное, но составляющее правдивую картину жизни мальчиков (мальчика?). Если бы автор стала что-то замалчивать или смягчать, эффект от книги был бы иной, это была бы совсем другая книга. А в книге описана страшная ломка детской психики в страшные времена. Я не много знаю книг, которые так глубоко и просто показали эту проблему.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку