Рецензия на книгу Людмилы Улицкой «Человек попал в больницу» |
Год назад в издательстве «Эксмо» вышла книга, составленная Людмилой Улицкой, «Человек попал в больницу». Она сразу же стала своего рода бестселлером в среде добровольцев. Название книги может навести на мысль, что это медицинский справочник или сборник инструкций по выживанию в российской больнице.
На самом деле это рассказ о волонтерском, или, пользуясь лексикой самой книги – добровольческом – движении в одной из московских больниц. О том, как при Российской детской клинической больнице была организована так называемая Служба (или Группа) милосердия, а впоследствии – Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям (РОБФП). По сути это коллективные воспоминания, мемуары: ведь рассказ ведется от имени и самих добровольцев, и сотрудников Фонда, и врачей, и бывших пациентов, и их родителей. Однако то обстоятельство, что первопроходцем в дебрях этой, тогда еще советской, больницы стал свящ. Александр Мень, предопределило судьбу этого добровольческого движения как христианской общины. А потому и рассказ о ней получился настоящим свидетельством о служении, вере и жизни этой общины и двух ее удивительных пастырей – отца Александра Меня и отца Георгия Чистякова.
Воспоминания отражают двадцатилетний опыт служения и поделены на несколько глав. Надо сказать, что последовательный план изложения отсутствует и порядок глав, как и их содержание, несколько хаотичен. Наряду с главами, обращенными скорее в прошлое, к истории или историям из жизни Группы милосердия («Начало», «Икону пишет ребенок», «Наш “фандрейзинг”», «Рассказы бывших больных»), есть и такие, что большей частью посвящены осмыслению опыта служения именно в больнице, в месте, где страдания и смерть достигают предельной концентрации: «Доброволец, ребенок и Бог между ними», «Помощь страдающему ребенку: что делать?», «Молитвы на Ленинском проспекте». Это уже рассуждения о христианстве в наши дни, о современной церковной жизни. А в обширном Приложении находится ценный практический материал для добровольцев, работающих в больницах: это материалы совместных русско-французских семинаров и конференций, проведенных при поддержке Группы милосердия.
В каждой главе можно найти всего понемножку: и немного истории – какие-то события и случаи, – и рассказы волонтеров, родителей или их детей, и слова отца Александра или о. Георгия, и непременный комментарий руководителя Группы милосердия Лины Зиновьевны Салтыковой.
Эта книга – скорее попытка оглянуться и расставить флажки на карте: пунктирной линией наметить основные события, значимые открытия, запечатлеть важный опыт, а может быть даже откровения. В аннотации к ней сказано, что это «очень неуютное чтение», и это правда. Как любой опыт сострадания и милосердия, любое прикосновение к чему-то настоящему в этой жизни. Наверное поэтому оторваться от чтения трудно, несмотря на всю «неуютность», как нельзя оторвать взгляд от разверзнутой вдруг перед вами бездны: бездны горя и бездны радости.
О христианской общине
Книга «Человек попал в больницу» пока единственное на светском книжном рынке издание о христианском церковном служении, служении жертвенном, самоотверженном, служении вокруг храма, вокруг Евхаристии. Эта книга вводит читателя в правильное экклезиологическое пространство, знакомит с христианской системой ценностей.
Очень уж заражено общественное сознание всякими спекуляциями на церковную тему. Церковь, к несчастью, слишком часто ассоциируется с оголтелым русофильством, с постоянным поиском врагов и борьбой с ними, с маргинальными идеями. Авторы книги вопреки околоцерковному мейнстриму дают нам пример истинно христианского служения, пример христианской общины и христовых пастырей, которые, как самарянин, все свое отдали на служение ближним.
Это редкое свидетельство о том, как Евангелие живет в современности. Мы привыкли рассуждать о Евангелии только и исключительно через призму «святых отцов» и «житий». Мы не хотим видеть в Евангелии прямое и простое обращение Христа к каждому человеку - прямой призыв к служению ближним.
Мы с готовностью умиляемся примерам прошлого, картинкам из житий: как люди проявляли послушание духовникам, как «старцы» провидели будущее и исцеляли людей. И часто за всем этим не видим свидетельства о Церкви, как Теле Христовом, как собрании верующих.
В книге «Человек попал в больницу» говорится не о подвиге отдельно взятого христианина, а о служении церковной общины. Именно община является примером для подражания. Община –– это единство, в которое входят как пастыри, так и миряне: как служащие, так и те, кому служат. В общине каждый человек важен, ибо каждый обладает и служит своим даром, к которому призван Богом. Не важно кто чем обладает, кто-то может быть болен, искалечен, кто-то беден и нищ, но при этом бесконечно важен для Бога и для христиан.
Обидно, что в церковных приходах чаще реализуется совсем другая модель общины, где священник всегда учитель, всегда носитель истины, духовный наставник по определению. Христиане и пастырь «замкнуты» друг на друга: община постоянно требует от пастыря внимания, поучений, судейства, покровительства. А у «наставников» нередко нет ни опыта, ни сил, ни средств, ни даже образования: пастырь тужится, не в силах ни найти нужный ответ, ни признать свою несостоятельность. Впрочем, и сами прихожане ни за что не дадут сойти ему с пьедестала. Все это порождает совсем другую «духовную жизнь»: начинается игра, эксплуатация, манипулирование.
Книга под редакцией Людмилы Улицкой ценна тем, что говорит о другом опыте, опыте христианской общины, где пастырь и община вместе служат Богу и людям, вместе многому учатся, вместе духовно растут. Община не имеет зависимости от пастыря, их отношения скорее, как в хорошей семье.
«Наш храм — это тот дом, где каждого из нас ждет Господь, и где мы все учимся друг у друга — большие у маленьких и наоборот, маленькие у больших, миряне у священника и, наверное, прежде всего, священник у мирян. –– говорит о. Георгий Чистяков. –– Потому что и родители этих детей, и сами дети — это мои друзья, мои учителя, мои братья и сестры, а лишь потом — люди, которые приходят ко мне на исповедь. И я счастлив, что я член этой удивительной семьи. Мы никогда не должны забывать, что Церковь — это семья, а в середине всегда — Христос, и вокруг него все мы собираемся, как братья и сестры. О том, что нам удалось создать такую обстановку, о том, что Господь здесь, среди нас, — об этом все знают, и дети, и родители, и врачи, и весь остальной персонал в больнице».
Волонтеры в больнице
Книга «Человек попал в больницу» содержит еще одно важное свидетельство – о необходимости служения именно в больницах. Ведь все что происходит в книге, происходит в нашей росийской больнице. В учреждении, куда традиционно посторонним вход воспрещен, причем посторонними очень часто оказываются самые близкие больному ребенку люди – мама или папа. Больница – это система, которая очень не любит чужих глаз, потому что боится, потому что живет по своим законам, и незнание этих законов пациентами есть власть над ними. Впрочем, даже если родители знают, например, что согласно семейному кодексу или международной конвенции ООН они имеют право находиться рядом со своим ребенком всегда и везде, они не смогут с этими знаниями прорваться в реанимацию –– здесь законы больницы выше семейного кодекса. Корпоративная, в данном случае –– врачебная –– этика выше человеческих отношений. В наших, так называемых, лечебных учреждениях слишком часто руководствуются удобством врачей и персонала, а не правами пациентов.
Поэтому огромная заслуга любой группы волонтеров в больнице состоит хотя бы уже в том, что они смогли пробить брешь в этой стене «закрытости», создать исключение в системе. Волонтеры становятся теми самыми «чужими глазами», если хотите –– «агентами изменения». Может быть, когда наши врачи повсеместно перестанут пугаться волонтеров в больницах, они перестанут пугаться и родителей в реанимации. Может быть, тогда, наконец, жизнь пациента станет им дороже инструкции департамента здравоохранения, и они будут думать о том, как все-таки «не навредить» пациенту, а не о том, как не нарушить приказ.
Впрочем, это не о тех врачах, что работают в РДКБ, читая книгу, создается впечатление, что там культивируется какая-то своя, особенная порода врачей –– открытых, честных, готовых к сотрудничеству. Кто знает, быть может, поэтому едва ли не первый опыт добровольческого служения стал возможен именно в этой больнице?
Свидетельство о священниках
Книга «Человек попал в больницу» это еще и свидетельство о двух удивительных пастырях –– о. Александе Мене и о. Георгии Чистякове, которые собственно и создали Группу милосердия в РДКБ. Свидетельство неожиданное и глубокое.
Как ни печально это говорить, но для многих в Церкви эти люди просто «обновленцы», «еретики», «западники». Часто православные христиане, не зная ничего об о. Александре и о. Георгии, шарахаются от самих имен. Тогда как эти пастыри заслуживают уважения хотя бы за то, что в то время как почти вся Русская Церковь шла на склад стройматериалов и искала денег на «купола и колокола», они пришли в больницу –– туда, где боль, горе и смерть. Они стали помогать больнице, где в конце 80-х –– начале 90-х не было не то что дорогостоящих препаратов, –– элементарных шприцов и физраствора.
Мало кто оценивает тот факт, что плохо или хорошо, но сегодня большей частью именно ученики отца Александра идут в авангарде социального, миссионерского служения и катехизации. Если внимательно отнестись к свидетельствам, во множестве рассыпанным по книге «Человек попал в больницу», эта роль о. Александра в церковной жизни наших дней становится очевидной.
Пожалуй, наиболее ярко о том образе пастырства, что являл собой о. Александр и о. Георгий рассказывает один из врачей РДКБ, профессор Алексей Александрович Масчан. Он вспоминает, как вскоре после гибели отца Александра Меня в больницу пришел новый священник:
«Это было, когда волна так называемого духовного возрождения выплеснула на поверхность самые примитивные образцы религиозного планктона: православные попы из бывших прапорщиков, холеные и гладкие, как вымытые кастрюли, протестанты, юродивые баптисты — кто только не пытался проникнуть к нашим больным и их родителям. Прийти, распевно наговорить банальностей, попризывать к смирению, поуверять, что все в руках Божьих, — и удалиться, не сделав ничего. Но когда я, признаюсь, высокомерный и предубежденный, встретил в отделении отца Георгия, я был поражен его обликом. Вернее, поражен контрастом с обычным образом священника. Оказалось, он знал обо мне, о наших врачах. Знал, что мы пытаемся дать шанс каждому ребенку. Сказал, что очень доверяет нам, что он сам и его прихожане будут всячески помогать нам лечить детей. И долгие годы мы постоянно чувствовали его поддержку — поддержку во всем. Нам присылали самые лучшие и дорогие лекарства, его прихожане помогали матерям ухаживать за детьми; благодаря его бесчисленным международным связям наши доктора и сестры ездили учиться за границу. Его, кстати, совершенно не волновало, верующие мы или нет. Ему вообще были чужды ярлыки и формальности.
В нашей клинике несколько раз проводились российско-французские семинары по психологической помощи детям с онкогематологическими заболеваниями, в которых участвовал и отец Георгий. На последнем семинаре отец Георгий назвал свой доклад «Бог плачет». Мне кажется, я понял его. В представлении отца Георгия всемогущество Бога заключается в Его готовности понять и принять горе маленького человека, жалеть каждого и быть с ним до конца. Мне даже кажется, будто я уловил, как Бога мучает вина за то, что Он бессмертен, хотя, может, я и фантазирую.
Бог растворен в нас; он милостив и щедр...»
О книге вообще
Год назад в издательстве «Эксмо» вышла книга, составленная Людмилой Улицкой, «Человек попал в больницу». Она сразу же стала своего рода бестселлером в среде добровольцев, особенно православных. Название книги может навести на мысль, что это медицинский справочник или сборник инструкций по выживанию в российской больнице.
На самом деле это рассказ о волонтерском, или, пользуясь лексикой самой книги – добровольческом – движении в одной из московских больниц. О том, как при Российской детской клинической больнице была организована так называемая Служба (или Группа) милосердия, а впоследствии – Региональный общественный благотворительный фонд помощи тяжелобольным и обездоленным детям (РОБФП). По сути это коллективные воспоминания, мемуары: ведь рассказ ведется от имени и самих добровольцев, и сотрудников Фонда, и врачей, и бывших пациентов, и их родителей. Однако то обстоятельство, что первопроходцем в дебрях этой, тогда еще советской, больницы стал свящ. Александр Мень, предопределило судьбу этого добровольческого движения как христианской общины. А потому и рассказ о ней получился настоящим свидетельством о служении, вере и жизни этой общины и двух ее удивительных пастырей – отца Александра Меня и отца Георгия Чистякова.
Воспоминания отражают двадцатилетний опыт служения и поделены на несколько глав. Надо сказать, что последовательный план изложения отсутствует и порядок глав, как и их содержание, несколько хаотичен. Наряду с главами, обращенными скорее в прошлое, к истории или историям из жизни Группы милосердия («Начало», «Икону пишет ребенок», «Наш “фандрейзинг”», «Рассказы бывших больных»), есть и такие, что большей частью посвящены осмыслению опыта служения именно в больнице, в месте, где страдания и смерть достигают предельной концентрации: «Доброволец, ребенок и Бог между ними», «Помощь страдающему ребенку: что делать?», «Молитвы на Ленинском проспекте». Это уже рассуждения о христианстве в наши дни, о современной церковной жизни. А в обширном Приложении находится ценный практический материал для добровольцев, работающих в больницах: это материалы совместных русско-французских семинаров и конференций, проведенных при поддержке Группы милосердия.
В каждой главе можно найти всего понемножку: и немного истории – какие-то события и случаи, – и рассказы волонтеров, родителей или их детей, и слова отца Александра или о. Георгия, и непременный комментарий руководителя Группы милосердия Лины Зиновьевны Салтыковой.
Эта книга – скорее попытка оглянуться и расставить флажки на карте: пунктирной линией наметить основные события, значимые открытия, запечатлеть важный опыт, а может быть даже откровения. В аннотации к ней сказано, что это «очень неуютное чтение», и это правда. Как любой опыт сострадания и милосердия, любое прикосновение к чему-то настоящему в этой жизни. Наверное поэтому оторваться от чтения трудно, несмотря на всю «неуютность», как нельзя оторвать взгляд от разверзнутой вдруг перед вами бездны: бездны горя и бездны радости.
О христианской общине
Книга «Человек попал в больницу» пока единственное на светском книжном рынке издание о христианском церковном служении, служении жертвенном, самоотверженном, служении вокруг храма, вокруг Евхаристии. Эта книга вводит читателя в правильное экклезиологическое пространство, знакомит с христианской системой ценностей.
Очень уж заражено общественное сознание всякими спекуляциями на церковную тему. Церковь, к несчастью, слишком часто ассоциируется с оголтелым русофильством, с постоянным поиском врагов и борьбой с ними, с маргинальными идеями. Авторы книги вопреки околоцерковному мейнстриму дают нам пример истинно христианского служения, пример христианской общины и христовых пастырей, которые, как самарянин, все свое отдали на служение ближним.
Это редкое свидетельство о том, как Евангелие живет в современности. Мы привыкли рассуждать о Евангелии только и исключительно через призму «святых отцов» и «житий». Мы не хотим видеть в Евангелии прямое и простое обращение Христа к каждому человеку - прямой призыв к служению ближним.
Мы с готовностью умиляемся примерам прошлого, картинкам из житий: как люди проявляли послушание духовникам, как «старцы» провидели будущее и исцеляли людей. И часто за всем этим не видим свидетельства о Церкви, как Теле Христовом, как собрании верующих.
В книге «Человек попал в больницу» говорится не о подвиге отдельно взятого христианина, а о служении церковной общины. Именно община является примером для подражания. Община –– это единство, в которое входят как пастыри, так и миряне: как служащие, так и те, кому служат. В общине каждый человек важен, ибо каждый обладает и служит своим даром, к которому призван Богом. Не важно кто чем обладает, кто-то может быть болен, искалечен, кто-то беден и нищ, но при этом бесконечно важен для Бога и для христиан.
Обидно, что в церковных приходах чаще реализуется совсем другая модель общины, где священник всегда учитель, всегда носитель истины, духовный наставник по определению. Христиане и пастырь «замкнуты» друг на друга: община постоянно требует от пастыря внимания, поучений, судейства, покровительства. А у «наставников» нередко нет ни опыта, ни сил, ни средств, ни даже образования: пастырь тужится, не в силах ни найти нужный ответ, ни признать свою несостоятельность. Впрочем, и сами прихожане ни за что не дадут сойти ему с пьедестала. Все это порождает совсем другую «духовную жизнь»: начинается игра, эксплуатация, манипулирование.
Книга под редакцией Людмилы Улицкой ценна тем, что говорит о другом опыте, опыте христианской общины, где пастырь и община вместе служат Богу и людям, вместе многому учатся, вместе духовно растут. Община не имеет зависимости от пастыря, их отношения скорее, как в хорошей семье.
«Наш храм — это тот дом, где каждого из нас ждет Господь, и где мы все учимся друг у друга — большие у маленьких и наоборот, маленькие у больших, миряне у священника и, наверное, прежде всего, священник у мирян. –– говорит о. Георгий Чистяков. –– Потому что и родители этих детей, и сами дети — это мои друзья, мои учителя, мои братья и сестры, а лишь потом — люди, которые приходят ко мне на исповедь. И я счастлив, что я член этой удивительной семьи. Мы никогда не должны забывать, что Церковь — это семья, а в середине всегда — Христос, и вокруг него все мы собираемся, как братья и сестры. О том, что нам удалось создать такую обстановку, о том, что Господь здесь, среди нас, — об этом все знают, и дети, и родители, и врачи, и весь остальной персонал в больнице».
Волонтеры в больнице
Книга «Человек попал в больницу» содержит еще одно важное свидетельство –– о необходимости служения именно в больницах. Ведь все что происходит в книге, происходит в нашей росийской больнице. В учреждении, куда традиционно посторонним вход воспрещен, причем посторонними очень часто оказываются самые близкие больному ребенку люди –– мама или папа. Больница –– это система, которая очень не любит чужих глаз, потому что боится, потому что живет по своим законам, и незнание этих законов пациентами есть власть над ними. Впрочем, даже если родители знают, например, что согласно семейному кодексу или международной конвенции ООН они имеют право находиться рядом со своим ребенком всегда и везде, они не смогут с этими знаниями прорваться в реанимацию –– здесь законы больницы выше семейного кодекса. Корпоративная, в данном случае –– врачебная –– этика выше человеческих отношений. В наших, так называемых, лечебных учреждениях слишком часто руководствуются удобством врачей и персонала, а не правами пациентов.
Поэтому огромная заслуга любой группы волонтеров в больнице состоит хотя бы уже в том, что они смогли пробить брешь в этой стене «закрытости», создать исключение в системе. Волонтеры становятся теми самыми «чужими глазами», если хотите –– «агентами изменения». Может быть, когда наши врачи повсеместно перестанут пугаться волонтеров в больницах, они перестанут пугаться и родителей в реанимации. Может быть, тогда, наконец, жизнь пациента станет им дороже инструкции департамента здравоохранения, и они будут думать о том, как все-таки «не навредить» пациенту, а не о том, как не нарушить приказ.
Впрочем, это не о тех врачах, что работают в РДКБ, читая книгу, создается впечатление, что там культивируется какая-то своя, особенная порода врачей –– открытых, честных, готовых к сотрудничеству. Кто знает, быть может, поэтому едва ли не первый опыт добровольческого служения стал возможен именно в этой больнице?
Свидетельство о священниках
Книга «Человек попал в больницу» это еще и свидетельство о двух удивительных пастырях –– о. Александе Мене и о. Георгии Чистякове, которые собственно и создали Группу милосердия в РДКБ. Свидетельство неожиданное и глубокое.
Как ни печально это говорить, но для многих в Церкви эти люди просто «обновленцы», «еретики», «западники». Часто православные христиане, не зная ничего об о. Александре и о. Георгии, шарахаются от самих имен. Тогда как эти пастыри заслуживают уважения хотя бы за то, что в то время как почти вся Русская Церковь шла на склад стройматериалов и искала денег на «купола и колокола», они пришли в больницу –– туда, где боль, горе и смерть. Они стали помогать больнице, где в конце 80-х –– начале 90-х не было не то что дорогостоящих препаратов, –– элементарных шприцов и физраствора.
Мало кто оценивает тот факт, что плохо или хорошо, но сегодня большей частью именно ученики отца Александра идут в авангарде социального, миссионерского служения и катехизации. Если внимательно отнестись к свидетельствам, во множестве рассыпанным по книге «Человек попал в больницу», эта роль о. Александра в церковной жизни наших дней становится очевидной.
Пожалуй, наиболее ярко о том образе пастырства, что являл собой о. Александр и о. Георгий рассказывает один из врачей РДКБ, профессор Алексей Александрович Масчан. Он вспоминает, как вскоре после гибели отца Александра Меня в больницу пришел новый священник:
«Это было, когда волна так называемого духовного возрождения выплеснула на поверхность самые примитивные образцы религиозного планктона: православные попы из бывших прапорщиков, холеные и гладкие, как вымытые кастрюли, протестанты, юродивые баптисты — кто только не пытался проникнуть к нашим больным и их родителям. Прийти, распевно наговорить банальностей, попризывать к смирению, поуверять, что все в руках Божьих, — и удалиться, не сделав ничего. Но когда я, признаюсь, высокомерный и предубежденный, встретил в отделении отца Георгия, я был поражен его обликом. Вернее, поражен контрастом с обычным образом священника. Оказалось, он знал обо мне, о наших врачах. Знал, что мы пытаемся дать шанс каждому ребенку. Сказал, что очень доверяет нам, что он сам и его прихожане будут всячески помогать нам лечить детей. И долгие годы мы постоянно чувствовали его поддержку — поддержку во всем. Нам присылали самые лучшие и дорогие лекарства, его прихожане помогали матерям ухаживать за детьми; благодаря его бесчисленным международным связям наши доктора и сестры ездили учиться за границу. Его, кстати, совершенно не волновало, верующие мы или нет. Ему вообще были чужды ярлыки и формальности.
В нашей клинике несколько раз проводились российско-французские семинары по психологической помощи детям с онкогематологическими заболеваниями, в которых участвовал и отец Георгий. На последнем семинаре отец Георгий назвал свой доклад «Бог плачет». Мне кажется, я понял его. В представлении отца Георгия всемогущество Бога заключается в Его готовности понять и принять горе маленького человека, жалеть каждого и быть с ним до конца. Мне даже кажется, будто я уловил, как Бога мучает вина за то, что Он бессмертен, хотя, может, я и фантазирую.
Бог растворен в нас; он милостив и щедр...»
Автор: Юрий Белановский
Источник: портал "Правкнига"
Рубрики: | Отечественная Проза |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Просто_из_тайги
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |