-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Остров_Крым

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.04.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 5011


Наги (змеи) у скифов и в индийской мифологии

Четверг, 25 Апреля 2013 г. 23:50 + в цитатник
Ивалон все записи автора
Цитата сообщения Ивалон В год Змеи это особенно интересно
i16 (258x195, 7Kb)
d33 (95x204, 5Kb)

У некоторых скифских баб над головой - голова змеи с капюшоном, как и в индийских изображениях богов, только скифские бабы по времени древнее на несколько тысячелетий.

У скифов была змееногая богиня (на фото слева и внизу)

Змеи, или наги в индийской мифологии символизируют мудрость.
мое предположение, что ноги произошли от наги, а также от нагов могла произойти и "нагота"

В цитатах, приводимых ниже, прошу обратить внимание на сходство мотивов древней Индии и Греции.
полагаю, что исходные мифы происходили из более древней Трипольской культуры, откуда и были перенесены в Индию и в Грецию
 (209x241, 13Kb)
"Легенда о Нага, известная в Индии (помните Нага и Нагайну у Киплинга? Наг, Нагайна, собственно, и значат «змея» на хинди. На иврите слово, кстати, тоже звучит похоже. О Нагаше говорит Иоанн в Апокалипсисе /12:9, 20:2/, когда упоминает о великом драконе, древнем Змие), а затем распространилась по Индокитаю. Попутно в процессе перемещения Королева Змей, похоже, сменила пол. Если Нага в индийской мифологии была представительницей расы змей, потомком Кадру и дочерью бога Дакши, то в Индонезии Нага стала Нага Падоха, змеем-правителем подземного царства в мифе о сотворении мира жителей Суматры. В тайской же интерпретации змей Пхайанаг превратил себя в человека и попытался стать монахом. Но мудрый Будда его раскусил и запретил такое безобразие. С тех пор кандидаты в монахи зовутся «Наг». А при приеме в монахи к новобранцу остался традиционный вопрос: «Человеческое ли ты существо?»

"Один из подвигов описывает сотворение мира. Змей Вритра имел наглость похитить солнце и улёгся на поверхности Мирового океана, укусив себя за хвост. В схватку с чудищем вступил всадник по имени Индра. Победив змея, он дал начало мирозданию. Из ничего родилась Вселенная. Подробности можно найти в «Авесте»:

И поразил он Змея
Трёхглавого Дахаку –
Трёхпастый, шестиглазый,
Коварный, криводушный,
Исчадье дэвов, злой,
Могущественный, сильный,
Он сделан Анхра-Манью
Сильнейшим быть во Лжи
На гибель всего мира,
Всех праведных существ.


Символ змеи, кусающей свой хвост, постоянно возникает в индоевропейских пластах более позднего времени. Самый известный – змей скандинавской мифологии Ёрмунганд. Он опоясывает земной мир, Мидгард. Внутри кольца – освоенное пространство, снаружи – неосвоенное. Наследие ведического мифа сохранилось и в русских народных сказках. Можно сказать, что Змей Горыныч – дальний потомок Вритры.

Глотая свой хвост, змея побеждает линейное время. Она не боится смерти. Наши предки издревле заметили, что змеи меняют кожу, и решили, будто бы они рождаются заново. Первобытного человека мучила зависть и недоумение: «Почему я умираю, а противная рептилия нет? Наверное, она похитила у меня бессмертие». Задолго до создания Библии, в XXII веке до нашей эры, эта догадка отражена в «Эпосе о Гильгамеше», где змея крадёт цветок вечной жизни:


К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из-за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его – «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Гильгамеш возвратился, крикнул проклятье,
Сел потом и заплакал…


Молоточковидные булавки – амулет степных племён эпохи бронзового века. Экспонаты Государственного исторического музея
Ветхозаветный символ змия-искусителя, обвивающего древо познания добра и зла, тоже не из пустоты возник. Об этом свидетельствуют молоточковидные булавки-обереги, по мнению историков – метафоры мирового древа. Впервые оберег возник в начале III тысячелетия до нашей эры и оставался в моде ещё примерно лет 400. До половины стержня костяные и бронзовые булавки покрыты орнаментом. Очень часто геометрический узор напоминает кожу змеи.

Булавку носили на ремешке – скорее всего, на поясе. После смерти её нередко втыкали в землю. Особенно часто такие амулеты находят в могилах молодых женщин или детей в прикаспийской и ростовских степях. Всего их найдено больше 200.

Иногда в степных погребениях эпохи бронзы находят самих змей. Какие-то попали туда случайно: просто зимовали под землёй, пережидали холода, свернувшись в клубок. Но был и ритуал погребения: змеи обвивали шею умершего.

Историки полагают, что булавки-обереги символизировали мировое древо. Экспонаты Государственного исторического музея

Змея провожала умерших в загробный мир. Она жалила и потому олицетворяла смерть. Её изображали на топорах и кинжалах, желая усилить мощь оружия. Клинки даже смазывали ядом. В Историческом музее есть кинжалы из Костромской области и Приуралья. Рукоять второго украшена изображениями лосей из мира небесного и змей из подземного, хтонического мира. Обе находки учёные связывают с так называемым сеймино-турбинским феноменом, переплетением двух культур. Кроме того, изображение змей можно увидеть на массивных бронзовых гравированных топорах IX–VIII веков до нашей эры, артефактах кобанской культуры, найденных на Северном Кавказе.

Бронзовые гравированные топоры IX–VIII веков до нашей эры. Артефакт кобанской культуры, Северный Кавказ. Изображение змеи должно было усилить мощь оружия. Экспонат Государственного исторического музея

– Змея – животное хтоническое, жительница подземного мира, она связана со смертью. На топоре ей самое место, – шутит Александр Машинский, хранитель фонда Кавказа Государственного исторического музея.

Александр Машинский: «Змее на топоре самое место»

Но змеи не только отнимали, но и спасали жизни.

– В погребении XXVI века до нашей эры из могильника Темрта в Ростовской области мы нашли скелет человека, на чьих костях сохранилась татуировка змеи. Ему было 40–50 лет. Для первобытности очень солидный возраст, почти старческий, – рассказывает Наталья Шишлина. – Когда мы стали расчищать погребение, антрополог увидел, что левая нога умершего была сломана, он был хромой. На малой берцовой кости образовалась костная мозоль. Именно там на кожу и был нанесён рисунок. В Эрмитаже после экспертизы заявили: такого быть не может, но это произошло. Рисунок на коже перешёл на кость и сохранился. Видимо, татуировку нанёс знахарь, лечивший больного и змеиным ядом, и традиционным для первобытности методом – татуировкой, передав в рисунке змеи её силу и мощь и желание помочь соплеменнику.

Змея была символом врачевания и у древних греков. До сих пор мы видим этих пресмыкающихся на эмблеме аптеки. Тут наследие античности. Жезл бога Асклепия был увит змеями. По легенде, однажды к Асклепию заползла змея. Он убил её. Тут приползла вторая змея, стала лизать раны первой. Та ожила. Тогда Асклепий понял пользу змеиных ядов.

Денис Журавлёв поведал нам о мелодрамах Античности

– Античность – единственное общество, кроме Индии, может быть, где змеи были домашними животными. Они ловили мышей, как наши кошки. Естественно, змей как таковых не боялись. К ним относились хорошо. Змей надевали на шею в качестве украшения. Хотя греки знали, что змеи бывают ядовитыми, и прекрасно понимали, каких змей надо опасаться, каких – не надо, а какие полезны в лечении, – комментирует Денис Журавлёв, старший научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея.

Змеи для греков всегда связаны с миром богов. Гера посылает змей убить младенца Геракла, и он душит их в колыбели. Афина Паллада послала змей убить троянского прорицателя Лаокоона. Она же превратила в жуткое чудовище ни в чём не повинную милую девушку Медузу Горгону только из-за того, что та в храме Афины имела неосторожность подружиться с Зевсом."
http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=51260&CatalogId=222&print=1

А тут немного про традции в Индии
"Согласно древним представлениям индусов, Вселенная покоится на головах змея Шеша, а на ложе из его колец отдыхает бог Вишну. Другого могущественного змея, Васуки, бог Шива постоянно носит на себе как священный шнур. Его пояс и браслеты сплетены из кобр с устрашающе раздутыми капюшонами. Еще в подземном царстве обитают наги - мифические существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Их столица Бхагавати обнесена стеной из драгоценных камней и слывет самым богатым городом в мистических мирах. По поверьям, наги могут оживлять мертвых и изменять свой облик, а их женщины отличаются редкой красотой и зачастую выходят замуж за земных правителей.

Считается, что царица нагов Манаса защищает от змеиных укусов. В ее честь в Бенгалии до сих пор устраивают пышные празднества. Как правило, они происходят ежегодно в конце июля. В этот день никто не работает, а главных виновниц торжества во множестве приносят из леса и выпускают прямо на улицу и во дворы. Живых-змей восторженно приветствуют и благодарят за спасенный от грызунов урожай, угощают молоком, топленым маслом и медом. При этом заклинатели и даже простые зрители не боятся брать их в руки и набрасывают себе на плечи. Поразительно, но змеи в этот день не кусаются.



В Индии змея традиционно считается хранительницей домашнего очага. Вот почему ее изображение индусы любят наносить на входную дверь. С той же целью крестьяне часто держат во дворах священных кобр. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает их с собой, и те своих хозяев узнают и никогда не кусают. Намеренное или случайное убийство змеи считается тягчайшим грехом. На юге страны тело убитой змеи накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на погребальный костер из поленьев сандалового дерева и сжигают. "
http://paranormal-news.ru/news/presmykajushheesja_bozhestvo/2012-12-22-5901
s35342931 (650x487, 53Kb)

испольщована цитата из
http://www.greendoorenterprises.com/content/a-26/Мифы-Меконга

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку