-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Родовед-историк

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2018
Записей: 4991
Комментариев: 15
Написано: 5019


Тайна фон Мекк

Вторник, 26 Февраля 2019 г. 19:52 + в цитатник
Constanciya_Russiya все записи автора

Тайна фон Мекк

В третий раз обращаюсь я к "айфонному" снимку Надежды Филаретовны фон Мекк..


взятому из ЖЗЛ-биографии Чайковского (А. Познанский, 2010 г.)..

оказавшемуся на поверку "ребятеночным", как, например, хоть и мелко, но прекрасно видно на хранящемся в фондах Центрального государственного архива кинофотофонодокументов СПб:

images.jpeg

А все потому, что нашел кое-что, как кажется проливающее свет на его происхождение..
Ну и еще на кое-какие, в связи с этим, драматические подробности из жизни семьи фон Мекк...

У Познанского фото датируется 1880-ми годами..
В фондах же архива диапазон и вовсе увеличен до "1870-1880-х", да еще добавлено, что "место съемки не установлено"..
Полная прострация..

Но вот в переписке Чайковского с фон Мекк наткнулся я на следующие строки..

В письме от 18 марта 1877 года, благодаря за присланную ей по ее просьбе фотокарточку Петра Ильича, Надежда Филаретовна пишет:

"Позвольте мне, Петр Ильич, послать Вам мою фотографию. Эта карточка дорога мне, во-первых, потому, что я на ней не одна, а во-вторых, потому, что она есть работа (как фотография) одной из моих дочерей, и, посылая ее Вам, я, конечно, не ожидаю сделать Вам этим удовольствие, а хочу только до некоторой степени выразить Вам то глубокое чувство, которое питаю к Вам, - тем более, что я знаю, что Вы способны понимать и чувство матери"..

и далее в постскриптуме:

"Мой товарищ по фотографии есть самая младшая пятилетняя моя девочка Людмила, или Милочка, как ее зовут в семействе, которую позвольте Вам отрекомендовать и просить полюбить. Она знает, что из царствующих особ я люблю баварского короля, и помнит его по Байрейту, куда он приезжал при нас. Сейчас она сделала мне вопрос, к кому я пишу, и на мой ответ, что я пишу Вам, потому что я Вас очень люблю, она спрашивает меня: “et pourquoi est-ce que tu n'ecris pas au Roi de Baviere?” [“а почему не пишешь ты баварскому королю?”]. Она по аналогии чувства пришла к этому вопросу. Я хочу Вас немножко познакомить с этим субъектиком"..

Конечно, если не иметь перед глазами эту "нашу" фотографию, можно подумать, что речь тут идет о неком парном снимке матери с дочерью.. Но меня-то, с этим снимком столько провозившимся, тут сразу как током ударило!

Во-первых, никакого подобного портретного снимка (матери с пятилетней дрчерью) мне лично, достаточно много изданий про Чайковского пересмотревшего, встречать не приходилось, а, во-вторых, сразу становилось понятно, почему именно эта фотография хранилась у Чайковского и выставлена теперь в экспозиции в Клину:



Да и "подкрашенность" ее тут может объясняться словами, что она есть работа (как фотография) одной из старших дочерей..

Это был первый снимок, по которому Чайковский (как известно, никогда с Надеждой Филаретовной за всю жизнь не встречавшийся) увидел наконец, с кем он вот уже четыре месяца переписывается.. И конечно же ей хотелось предстать в наиболее выгодном свете, а каждый заметит, насколько смягчаются черты ее лица на подкрашенной фотографии относительно оригинала..

Возникает, разумеется, и множество вопросов.. Почему на фотографии присутствует не сам ребенок, а его фотокарточка? Сделан ли этот снимок перед самой отсылкой его Петру Ильичу или раньше (Милочка фон Мекк родилась в 1872 году и, судя по возрасту младенца на маленькой фотографии, снята она была в 1873-74 годах, когда Надежде Филаретовне было, соответственно, 42-43 года).
Тут можно заниматься домыслами, конечно же, до бесконечности, но, возможно, именно такой ненарочитой символичностью Надежда Филаретовна хотела деликатно предстать перед Чайковским именно в образе прежде всего матери, своего рода Мадонны, а не навязывающейся любовницы.. Присутствие же на фото конкретного подросшего уже ребенка снижало бы символизм этой композициии..

Но присутствовал тут и еще один посыл, скрытый, тайный, не до конца возможно ясный и для самой Надежды Филаретовны, но показывающий всю степень ее стремления найти наконец душу родственную, всепонимающую, с которой она могла бы быть откровенной без остатка, как перед самой собой..

И посылала она боготворимому композитору не просто фотографию, а зашифрованную в ней мучающую ее совесть тайну..

Тут я предоставлю слово внучке Надежды Филаретовны - Галине Николаевне фон Мекк, той самой, которая родилась в результате скрещения родов фон Мекк и Чайковских; второй бабушкой ее была любимая сестра Петра Ильича, мать любимца его Боба, хозяйка Каменки - Александра Ильинична Давыдова..

Галина фон Мекк оставила потрясающие мемуары, и судьба ее достойна отдельного рассказа, но сейчас о ее рассказе там о Надежде фон Мекк..

"..Чтобы понять более поздние события, не следует забывать, что моя бабушка вышла замуж, когда ей едва исполнилось 17 лет, и я очень сомневаюсь в ее чувствах к человеку, которого она приняла. Она дважды отказывала ему и, конечно, не питала страстной любви, которая приходит в более зрелом возрасте. Она любила его, была ему более чем хорошей женой и родила много детей. Всего у нее было восемнадцать родов. Ее амбиции были направлены в его сторону, не в свою, и это так. Но какой-то уголок ею существа не был разбужен или к нему вообще не было прикосновения. Возможно, она и не знала, что он существует. Однако этот уголок существовал.

Она была богата, уважаема, дети выросли, некоторые из них уже вступили в брак, ее муж находился на вершине своей репутации, и вряд ли она осознавала возможность урагана, который перевернул ее жизнь..

Такой шторм ворвался в жизнь Надежды фон Мекк. Когда ей было сорок лет, она познакомилась с человеком, который был моложе ее на несколько лет (Александр Иолшин, инженер путей сообщения). Что случилось, я знаю весьма туманно, но могу себе представить. Он был под большим впечатлением от изумительной женщины, которая привлекала его, ее также потянуло красивому и приятному человеку. Страсть понеслась над ними как гроза, которая внезапно начинается и так же внезапно проходит.. Моя бабушка прекратила это, но не без последствий. Родилась темноглазая и любимая Милочка. Но и это, увы, еще не было концом. Надежда Филаретовна не открылась мужу. Почему? Кто знает?..

У меня есть фотография семьи Мекк, снятая в Браилове, которая тревожит меня всякий раз, когда я на нее смотрю. Мой дед, патриарх, сидит в середине, спокойный и удовлетворенный, хотя его лицо усталое. Его окружают дочери, зятья и сыновья, на лицах которых довольное выражение. Моя бабушка сидит спиной к мужу (ее возлюбленный тоже присутствует), ее руки крепко обнимают Милочку, самую младшую и незаконнорожденную.

Четыре года мой дед не знал ничего. Может быть, из-за того, что у него было не очень здоровое сердце, и бабушка опасалась шока, если бы она ему призналась. И вот 24 января 1876 года мой дед ночным поездом выехал по делам в Петербург, как он это делал почти каждую неделю. Обычно он останавливался в доме своей дочери графини Александры Беннигсен. На следующий день вечером во время мирного послеобеденного разговора моя тетя Саша сообщила деду, что младшая дочь не его ребенок. Ошеломленный и сильно расстроенный он удалился в свою комнату и через несколько часов, утром 26 января, скончался от сердечного приступа.

Ну а что произошло с любовником бабушки? Он ее не забыл. В течение всей его жизни моя бабушка оставалась для него женщиной, которую он боготворил. Он женился на ее старшей дочери Елизавете, тихой и доброй девушке, у них родилась единственная дочь.."



Вот эта фотография, о которой говорила тут Галина фон Мекк:


Семья фон Мекк, 1875 г. В первом ряду: София, Александр, Максимилиан, Михаил; во втором ряду: Юлия, Людмила (Милочка), Надежда Филаретовна, Владимир, Александра; в третьем ряду: Александр Иолшин, Карл Федорович, Елизавета, Павел Беннигсен; в последнем ряду: Александр Фраловский, Николай.

Николай - это будущий муж Анны Львовны Давыдовой (племянницы Чайковского) и отец Галины фон Мекк..

Александр Фраловский - брат Надежды Филаретовны, чей сын Владимир женился впоследствии на той самой единственной дочери Александра Иолшина и Елизаветы фон Мекк..

Милочка же вышла замуж за Ширинского-Шихматова и прожила до 1946 года..


Остается загадка только варианта фотографии "с айфоном"..
То ли это инициатива авторов издания той книги из ЖЗЛ (кстати, не мешало бы заглянуть в саму книгу; не закрасился ли тут портретик на этапе оцифровки?).., а может быть она из архива кого либо из членов семьи фон Мекк, ненавидевших всю эту трагичную историю? Той же Александры Беннигсен, например?..

Но, в любом случае, не будь этого варианта фотографии, я бы вряд ли обратил на нее особое внимание, и не вскрылись бы для меня столь выпукло эти драматичные страницы жизни..

P.S.
Все это я написал, конечно, занимательно:) Но и почти тут же сам же и опроверг!!:))
Ибо посерьезнее все это изучил!)
Неожиданное продолжение!:) (ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!:))

--------------------------------------------------------------------
© 2015 Станислав Серапинас (Sagittario)
--------------------------------------------------------------------

Метки: Чайковский П.И., фон Меккhttps://sagittario.livejournal.com/455841.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку