-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Родовед-историк

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2018
Записей: 4991
Комментариев: 15
Написано: 5019


Благотворительность

Суббота, 19 Января 2019 г. 13:05 + в цитатник
CrisM все записи автора
 
http://morozov-club.wmsite.ru/meroprijatija/blagotvoritelnost/
 
   
 

Благотворительность



На Главную
   

Благотворительность 



ПЕРВАЯ МИРОВАЯ В НИКОЛЬСКОМ:
ПОМОЩЬ ВОИНАМ И НАСЕЛЕНИЮ

 

    Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 года, вызвала в российском обществе патриотический подъем и небывалый всплеск благотворительной и подвижнической деятельности на благо Отечества. В местечке Никольском, будущем Орехово-Зуеве, особенно отличились в этом женщины.

   При фабриках Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями еще в 1910 году был создан «Клуб-Спорт». Во главе этой организации, основной целью которой было служить улучшению здоровья служащих Товарищества, а фактически для того, чтобы футбольная команда «морозовцев» могла участвовать в соревнованиях Московской Футбольной Лиги, стоял Гарри Горсфилд Чарнок, или, как его величали на фабрике, Андрей Васильевич.
  Его жена, Анна Ивановна Чарнок, сразу же после начала Первой мировой войны получила письмо Покровского Управления Красного Креста с просьбой организовать отделение Красного Креста при «Клубе-Спорт». У «Клуба-Спорт» к этому времени уже был отстроен довольно большой одноэтажный дом, в котором помимо раздевалок и душа для футболистов, были комнаты с биллиардом, шахматами и пр., а также зал для заседаний, буфет с подачей горячих обедов. Этот павильон, как его называли, располагался на бывшем Дровяном складе В. Морозова (территория современного стадиона «Знамя труда»)
  8 августа президент «Клуба-Спорт» А.В. Чарнок вынес этот вопрос на голосование общего собрания. Собрание единогласно решило открыть в помещении «Клуба-Спорт» местный комитет Красного Креста, избрав в его состав всех Старшин, а также Н.И. Щукину (жену доктора Щукина), Н.М. Куприянову (жену вице-президента), М.И. Свешникову (жену управляющего фабриками В. Морозова), К.А. Угрюмова (главного врача), М.И. Белицина (купца из с. Орехово), В.И. Карабанова (заведующего начальным училищем), С.И. Копякина, Л.В. Лесникова, П.А. Тихомирова, А.Т. Соколова и С.И. Дружинина (членов Клуба). Председателем же комитета была избрана А.И. Чарнок. На фронтоне павильона «Клуба-Спорт» была вывешена эмблема Красного Креста.
  Жены, сестры и дочери членов Клуба начали широкую общественную деятельность по помощи воинам на фронте.
  Комитет занимался сбором пожертвований для помощи, как раненым воинам, так и гражданскому населению, семьям мобилизованных в армию, собирали посылки с подарками, одеждой воинам на фронт, шили белье для фронтовиков, дежурили в медицинских учреждениях. В краеведческой литературе можно встретить утверждение, что в павильоне был открыт госпиталь, я не думаю, что это верно, во всяком случае, упоминаний о госпитале в Протоколах «Клуба-Спорт» и в просмотренных мною архивных документах я не встречала.
   Комитет проводил благотворительные лотереи, организовывал «кружечные» сборы на улицах, в учреждениях. Работу, конечно, в основном проводили женщины под руководством А.И. Чарнок. В отчете «Клуба-Спорт», опубликованном в 1915 году, говорится: «…переживаемый нашим Отечеством момент … отразился на деятельности Клуба…, захватив его порывом работать на пользу больных, раненых и воинов в действующей армии…». Общее собрание Клуба выразило благодарность «всем жертвователям и Дамскому Комитету в лице его председательницы А.И. Чарнок и всем ее сотрудницам за понесенные ими труды при отделе Красного Креста «Клуба-Спорт»…».
  Труппа рабочих фабрик Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова Сын и Кᴼ» под руководством П.Ф. Шарова также не осталась в стороне от благотворительной деятельности. С разрешения директора Никольской мануфактуры Ф.Г. Карпова в Зимнем театре и на других площадках показывались спектакли, средства от которых передавались на подарки воинам, а также в пользу Красного Креста. Раненые воины, находящиеся на излечении в Никольских больницах, могли посещать бесплатно спектакли в Зимнем театре.
  Отдельно нужно сказать, что в городе проводились и специальные акции помощи больным, страдающим туберкулезом. Эта проблема была очень острой и в то время, да и после революции тоже. В майские дни по всей России проводились Дни белого цветка – ромашки (день помощи больным туберкулезом).
  В этот день на улицах продавали сделанные своими руками ромашки, проводились благотворительные базары, учащиеся и учителя ходили по городу, собирали деньги, отдавая жертвователям цветки. Деньги от базаров, от кружечных сборов передавались больницам для лечения туберкулезных больных.
   Кстати, ныне этот День белого цветка в России возрождается, а средства направляются как противотуберкулезным санаториям, так и на лечение малоимущих больных. А это значит, что не очерствели наши души, и новое поколение продолжает дело благотворительности, которое заложили наши предки. 


  (В статье использованы материалы Орехово-Зуевского городского историко-краеведческого музея)

  Заслуженный работник культуры МО    

  А.А.Бирюкова   

 

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В НИКОЛЬСКОМ 

    Предприниматели Морозовы, как и многие другие русские купцы-староверы следовали принципу, что наживать нужно для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также и обществу. Об этом рассказывают архивные документы.

   Начну с семьи Морозовых. Тимофей Саввич Морозов открывал в Никольском школы, больницы для рабочих и служащих, но этого требовало государственное законодательство. Однако, законодательство не требовало от него, чтобы он был еще и Попечителем этих учреждений, то есть участвовал в их финансировании, а он это делал. 

   Следуя велению души, он в 1877 году открыл на собственные средства лазарет на 30 кроватей для излечения раненых, поступающих с фронта Русско-Турецкой войны.
   На свой счет он брал и расходы по выдаче каждому излечившемуся солдату овчинного полушубка, солдатской шинели, шапки, теплых сапог и рукавиц, двух пар холстяного белья, теплых штанов и чулок, как пишет И.В. Поткина в своей монографии «На Олимпе делового успеха…». В общей сложности с 30 декабря 1877 года по 1 мая 1878 года в лазарете прошли лечение 30 раненых и 22 больных солдата. Военное ведомство предлагало возместить расходы, но Т.С. Морозов от этого отказался.


  А вот пример благотворительности другой ветви семьи Морозовых. В 1895 году Сергей Викулович Морозов, директор Правления Товарищества мануфактур «Викула Морозова с Сыновьями» в местечке Никольском подает Владимирскому губернатору Прошение об открытии на фабриках библиотеки-читальни, чтобы дать возможность всем служащим и рабочим пользоваться книгами, журналами и газетами. Учреждена же эта фабричная библиотека-читальня на средства, пожертвованные Алексеем Викуловичем Морозовым, его братом, тоже директором Правления, и фабричными служащими.
 

    Библиотека была открыта в здании фабричной школы (юго-западная часть нынешней школы №1). Почетным попечителем библиотеки читальни стал Сергей Викулович Морозов, который ежегодно жертвовал 150 рублей на приобретение книг, журналов и пр. И в этом случае не было принудительного фактора, только добрая воля людей, осознающих свою личную ответственность перед своими рабочими. 

 

 

  Мария Федоровна Морозова пожертвовала свою землю, свой капитал на открытие и работу Богадельни им. Т.С. Морозова, хотя ею двигала, на мой взгляд, скорее не помощь старикам и инвалидам, а желание замолить грехи мужа Тимофея Саввича и оставить о нем хорошую память.
  В память о своем сыне – Савве Тимофеевиче - Мария Федоровна пожертвовала из своих средств 200000 рублей на достройку и отделку зимнего театра в Никольском, которым горожане пользуются уже более 105 лет.
  

  

 М.Ф. Морозова финансово участвовала и в проекте С.Т. Морозова по постройке санатория при станции Усад. Во время Первой мировой войны в этом санатории долечивались выписанные из морозовской больницы раненые воины.
 

 Она же являлась с 1893 года бессменной Попечительницей Никольского начального училища при фабриках С. Морозова. Жалованье А.Н. Гайгерову за руководство хором певчих в церкви при Богадельне, учителю пения в Училище А.Д. Козлову тоже шло с ее собственного счета. Есть документы, свидетельствующие, что она оплачивала и обучение детей Никольских рабочих в Строгановском училище.
  Это только часть фактов благотворительности Никольских фабрикантов. Можно сказать, что они жили по правилу: не деньги украшают человека, а те добрые дела, которые он с их помощью может совершить.
 

 (Использованы материалы Центрального Государственного архива г. Москва И Государственного архива Владимирской области.)
  

Заслуженный работник культуры МО    

  А.А.Бирюкова    



 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КУПЦОВ МОРОЗОВЫХ 

    На 1-м Международном кинофестивале имени Саввы Морозова, который проходил в Москве с 20 по 27 сентября 2015 года в рамках цикла мастер-классов с докладом в Рогожском культурном центре выступил председатель Морозовского клуба, к.э.н. Столяров А.С..

   На б0льшем протяжении 20-го века понятие «благотворительности» в социалистической России ушло из повседневного лексикона. Поэтому статью о благотворительности не лишне будет начать с энциклопедических определений этого общественного явления.

  1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА
   Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)
   Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).
   Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)
   Меценат Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до н.э., был приближенным римского императора Августа. Он устраивал пиры и угощения для людей искусства, покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.
  Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства.

   2. ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
  Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». Началом благотворительной деятельности в России можно считать 998 год – год крещения Руси. С принятием христианства в соответствии с одной из его основных заповедей «Возлюби ближнего своего, как самого себя» на Руси заговорили о призрении бедных, что находило свое отражение в раздаче милостыни.
  Киевский князь Владимир Святославович Уставом 996г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.
  Оказывал щедрую помощь неимущим. На свои пиры созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, заботясь о неспособных к передвижению, приказывал развозить еду на повозках.
   Деятельность русских благотворителей и меценатов в XVIII-XIX в.в. предопределялась государственной политикой, философией помощи, существовавшей в русском обществе.
  Петром I в 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», Основным источником финансирования всех учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.
  По велению царицы Екатерины II в 1775г. была основана система государственной помощи, включая бедных, нищих и сирот. К концу XIX века в России уже насчитывалось более 1000 благотворительных учреждений и организаций.
  Благотворительная деятельность государства создала основу и для частной инициативы благотворительного характера. Постепенно, по примеру царской семьи благотворительность в России стала весьма распространённым явлением среди богатых предприимчивых россиян.
   Что касается частной благотворительности, то в России активными благотворителями были не аристократы и интеллигенция, как в Западной Европе. В России XIX века сложилась иная экономическая основа для благотворительности.
   Дворяне после реформы 1861 года, сохранив своё богатство в форме недвижимости, не имели крупных денежных средств. Русская интеллигенция, проникнутая идеей милосердия, не могла реализовать её на практике, так как сама нуждалась в материальной помощи.
  Поэтому история благотворительности в России тесно связана с предпринимательской деятельностью богатых людей, а именно купечества. Побудительным мотивом российского купечества был инстинкт практической помощи нуждающимся. Благотворительность воспринималась купцами как богоугодное дело. Особую роль сыграла повышенная религиозность купеческого сословия, которая формировала желание обрести благодать в жизни вечной через добродетель в жизни земной. Щедрость российского купечества на благотворительность поражала современников.

  3. РАСЦВЕТ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В XIX ВЕКЕ.
  Говоря о благотворительности, надо понимать движущие силы этого явления. Мотивацию людей к занятию благотворительностью и меценатством можно определить четырьмя моментами:
  1) Религиозный мотив, который проявляется в проявлении человеколюбия к убогим и обездоленным и возведении православных храмов. На протяжении тысячелетней истории у русского народ формировалось отношение к богатству как следствию греховной жизни. Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше там и будет и сердце ваше». И это стало для православных духовной основой для нестяжательства.
  Многие российские предприниматели строили храмы, в чём отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.
  2) Личностный мотив позволяет человеку, занимающемуся благотворительностью утвердить себя как личность.
  3) Статусный мотив решает потребности человека продвижения себя в общественной иерархии. (Например, поощрения, награды, звания).
  4) Мемориальный мотив подразумевает творение добра для сохранения доброй памяти о себе в поколениях потомков и сограждан.
  Необходимо отметить, что в России частная благотворительность всегда являлась компенсацией неэффективной государственной модели. Благотворительность позволяла «штопать те социальные дыры», до которых у государства «не доходили руки». Понимая это, государство всегда поощряло благотворительную деятельность.
  В 60-80-е годы XIX века было образовано 70 % благотворительных обществ дореволюционной России, которые помогали развитию российского народа в новых исторических условиях. Так, в 1861-1870 гг. в России было создано 580 благотворительных заведений, в 1871-1880 гг. - 809 и т.д.
  С полным основанием можно сказать, что русские купцы и промышленники дали материальную основу для расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце 19 – начале 20 века.
  Возрождение национальных русских форм в искусстве в то время, когда господствовали западноевропейские понятия о прекрасном, связано с меценатской деятельностью купцов. Строительство церквей в русском стиле, возрождение русской духовной живописи, поощрение мастеров, создававших произведения в национальном духе, в значительной степени осуществлялось на деньги русских предпринимателей. Русское купечество выполняло функции, которые в других странах лежали преимущественно на интеллигенции и образованном слое.

  4. КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ – ЯРКИЙ ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ.
  Передовые российские промышленники во второй половине XIX века стали комплексно подходить к организации деятельности своих предприятий. Невиданное до тех пор внимание стало уделяться созданию благоприятных условий жизни фабричных рабочих. Строились каменные казармы для проживания рабочих вместе с их семьями, возводились больницы, школы. Всё это было направлено на значительное улучшение труда и жизни работников промышленных предприятий. Такие разнообразные программы для персонала фабрик и их семей сейчас называют «социальной политикой». Но в то время этот термин не применялся, а сами предприниматели предпочитали называть созданные ими учреждения благотворительными.
  С приходом к управлению «Товариществом Никольской мануфактуры» Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуево начались социальные преобразования, которые позволили улучшить условия труда и жизни рабочих. Отношения между рабочими и предпринимателями после Морозовской стачки 1885 года стали перестраиваться. Это позволило на 20 лет сохранить социальное согласие и стабильную работу текстильных фабрик.
  По настоянию Саввы Морозова на Никольской мануфактуре в условия труда рабочих были внесены значительные изменения:
  • отменена ночная работа женщин и детей до 12 лет;
  • дневной труд подростков с 12 лет ограничен 8 часами;
  • введена оплата отсутствия на работе беременных работниц до 40 дней и оплачиваемый отпуск после родов 15 дней;
  • для ухода за ребёнком работнице предоставлялись дополнительные часы отдыха в рабочее время;
  • вместо 12-часового рабочего дня введён 10-часовой (правление не согласилось с Саввой Морозовым, который требовал введения 8-часового рабочего дня);
  • введены пенсии по старости кадровым рабочим, проработавшим на фабрике 10 лет. Другим направлением социальной политики Морозовых стало обеспечение бесплатным жильем своих рабочих и служащих. В начале ХХ в. Никольская мануфактура, которой руководил С.Т.Морозов, располагала 30 казармами, в которых проживало в общей сложности 14 441 человек (данные на 1906 г). При этом подавляющее большинство каморок отводилось для одной семьи (91,1%).
  Построенная в Орехово-Зуеве и оборудованная по последнему слову медицинской техники больница (сейчас 1-я городская) была признана лучшей в Европе. Неработающие члены семейств получали здесь врачебную помощь безвозмездно наравне с рабочими. Все больные находились на бесплатном порционном питании. На особом счету находилось родильное отделение, которое получало усиленное питание.
  В целях создания условий для здорового образа жизни рабочих и культурного их развития С.Т. Морозов организовал в Орехово-Зуево одно из первых в России общество трезвости, первый непрофессиональный оркестр, а также хор из рабочих и служащих, театральную труппу.
  Савва построил в России три общедоступных театра, два из них в Орехово-Зуеве. Летний двухэтажный театр (не сохранился) располагался в парке народных гуляний (сейчас «Парк 1 мая») и пользовался большой популярностью у семей рабочих. В местечке Никольском были организованы две библиотеки: одна общественная, другая – в Никольском училище. Обе библиотеки предоставляли книги для чтения бесплатно.
  Вся эта деятельность С.Т.Морозова заслужила высокую оценку современников. Владимирский жандармский полковник Н.И. Воронов в своих очерках писал: «Лучше других обставлена жизнь рабочих на фабриках Саввы Морозова. Рабочие пользуются здоровыми удобными квартирами, помещения устроены образцово, удовлетворяют необходимыми гигиеническими условиями, также и самые фабрики, где рабочие проводят полжизни».
  Как меценат и филантроп С.Т.Морозов в полной мере проявил себя в столице России, Москве. Он помогал и отдельным лицам и организациям. Пожертвования были всегда значительными: несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей «на «дело призрения душевнобольных в Москве».
  Культурные начинания Савва Морозов поддерживал исходя из своих взглядов. Так на Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Страстно любил театр и часто просил сохранять свои пожертвования в тайне. Так было в начале 90-х гг. 19 века, когда он предоставил средства Московскому частному театру. «Понимаете, - говорил он – коммерция руководствуется собственным катехизисом. И поэтому я буду просить Вас и Ваших товарищей ничего обо мне не говорить».
  Всем известна помощь С.Т.Морозова Московскому художественному театру, которому он не только передал в общей сложности около полумиллиона рублей, но был и организатором и душой команды создателей этого театра. Решал многие производственные проблемы, отдавал во время строительства всё своё свободное время и даже жил в строящемся театре.

  Широко известна среди современников своей благотворительностью была мать Саввы Морозова – М.Ф. Морозова (урожд. Симонова). Глубокая религиозность в сочетании с огромными финансовыми возможностями позволили Марии Фёдоровне Морозовой в течение десятилетий ежегодно раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. По свидетельству современников, «...в Москве нет ни одного общественно-просветительного или благотворительного учреждения, которое не пользовалось бы от нее крупными пожертвованиями». В своем доме в Трехсвятительском переулке она устроила храм во имя св. апостола Тимофея. Каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни там совершались богослужения, на которых неукоснительно присутствовала Мария Федоровна.
  Широта и щедрость М.Ф. Морозовой поражала даже известных московских купцов-меценатов. Так, например, после смерти Тимофея Саввича в память его она пожертвовала Рогожскому кладбищу 100 тысяч рублей (на колокольню, архиерейский дом, богадельню, училище, ремонт храма). Еще более значительные суммы М.Ф. Морозова передала на церковно-благотворительные цели по завещанию.

  В день похорон Марии Федоровны, согласно ее предсмертной воле и в соответствии с православными обычаями, были сделаны благотворительные раздачи бедным денег и пищи, включая оплаченные обеды в день похорон на тысячу человек в двух московских бесплатных столовых. Деньги (приблизительно в размере дневного заработка) и «харчи на поминовение» получили более 26 тыс. рабочих морозовских фабрик... Морозовы – миллионеры, меценаты, общественные деятели…
    Многие из них стали образцами активной благотворительной деятельности в самых разных областях культуры. Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич — музей кустарного искусства, Известны также многочисленные «морозовские» больницы и школы построенные в Москве, Орехово-Зуеве, Твери, Богородске.

 
     5. СИТУАЦИЯ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ УЛУЧШЕНИЯ.
  Настоящий современный этап развития благотворительности насчитывает не более 2-х десятков лет. Мы видим, что о восстановлении российской благотворительности в её традиционном для дореволюционной России виде говорить не приходится.
  В основе традиционной благотворительности лежали эмоции – влечение сердца, сострадание, сознание греха, страх божьего суда и т.д. Сейчас многое из перечисленного в структуре личности современных людей или вычеркнуто, или значительно изменилось. Религиозный мотив, который ранее доминировал, в настоящее время часто является лишь внешним антуражем других мотивов. Он часто используется в ПР-политике для достижения определённого статуса.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку