Посещение императором Николаем II Пензенского края в 1891 и 1904 ГГ. |
Посещение императором Николаем II
Пензенского края в 1891 и 1904 ГГ.
1891 год
Пензенский край император посетил дважды: в 1891 г., еще будучи наследником престола, и в 1904 г., оба раза — проездом.
Первое посещение связано с возвращением наследника цесаревича Николая Александровича из 9-месячного круиза по странам Востока, предпринятого с образовательными целями после окончания курса домашнего обучения, завершившегося в мае 1890 г.
Его Императорское Высочество вел. кн. Николай Александрович.
Его Императорское Высочество вел. кн. Георгий Александрович.
Путешествие вел. кн. Николая Александровича длилось с 23 октября 1890 г. по 4 августа 1891 г. Вместе с братом Георгием 26 октября он отплыл из Триеста (Италия) на крейсере «Память Азова», 2 ноября в Афинах к ним присоединился греческий Его королевское высочество принц Георгий Греческий.принц Георгий, их двоюродный брат по матери (внук датского короля). Дальнейший путь пролегал через Суэцкий канал, с посещением Каира и путешествием по Нилу, до Бомбея, откуда наследник совершил поездку по индийским городам, а затем, уже без брата, заболевшего лихорадкой и вынужденного возвратиться назад, продолжил свой путь по маршруту Цейлон — страны Юго-Восточной Азии — Япония. 29 апреля в японском городе Оцу на него было совершено покушение: японский самурай нанес Николаю Александровичу удар мечом по голове, и лишь вмешательство принца Георгия спасло наследнику жизнь. 11 мая 1891 г. они прибыли во Владивосток. 21 мая, расставшись с принцем, возвращавшимся в Грецию морем, Николай Александрович продолжил путешествие, проследовав через всю Российскую империю.
Маршрут путешествия на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича 1890-1891 гг.
Путешествие это было описано кн. Э. Э. Ухтомским в роскошно изданном сочинении, вышедшем в 1890-х гг. (1)
Восточный круиз наследника цесаревича, событие для своего времени незаурядное, не мог не найти отражения и в мемуарной литературе. Так, у одного из самых выдающихся государственных деятелей последнего царствования, председателя Совета министров С. Ю. Витте об этой поездке и находящемся с ней в некоторой связи вопросе о постройке Великого Сибирского железнодорожного пути читаем:
«Я рассказал о том, каким образом наследник цесаревич сделался председателем Комитета Великого Сибирского пути и что это назначение было гарантией осуществления Великого Сибирского пути в сравнительно незначительный срок, ибо наследник цесаревич, сделавшийся в самое непродолжительное время императором, оставил за собой председательство в Комитете Сибирской железной дороги, а так как в то время монархия была неограниченная, то, само собою разумеется, решения Сибирского комитета имели значение законов, так как, вернее говоря, в тех случаях, когда надо было обращаться в законодательное учреждение, а именно в Государственный совет, вопросы уже заранее были предрешены государем императором.
Наследник тем охотнее предался своей роли председателя Сибирского комитета, что вообще Дальний Восток как будто бы был судьбой связан с личностью цесаревича, а затем и императора Николая. Здесь какой-то фатум.
По моему мнению, эта поездка наложила на будущего императора известную тенденцию, которая фатально отразилась на всем его царствовании, по крайней мере постольку, поскольку мы об этом можем говорить в настоящее время, в 1911 г. <...>.
«Память Азова», броненосный (полуброненосный) фрегат.
Сам наследник и вся эта экспедиция была вверена генералу свиты Его Величества кн. [В. А.] Барятинскому (в настоящее время кн. Барятинский — генерал-адъютант; он еще жив, но разбит параличом и состоит при императрице Марии Федоровне) (2). <...>.
Затем с ними [т. е. с Николаем, Георгием Александровичем и принцем Георгием] было несколько молодых людей, очень порядочных <...>. Эти молодые люди были: молодой конногвардейский офицер кн. Николай Дмитриевич Оболенский; затем кавалергардский офицер кн. [В. С.] Кочубей и офицер Лейб-гусарского полка [Е. Н.] Волков.
Из этих лиц кн. Николай Дмитриевич Оболенский в чине генерала свиты Его Величества состоит при императрице Марии Федоровне — это одно из лиц, ей наиболее приближенных; он человек замечательной порядочности и нравственной чистоты (3). Другой, кн. Кочубей, — генерал-адъютант и начальник Главного управления уделов (4). Волков состоит начальником Кабинета Его Величества в чине генерала свиты Его Величества.
Кроме этих трех военных с наследником ездил кн. Ухтомский, также человек весьма порядочный, ныне он редактор-издатель «С.-Петербургских ведомостей» (5).
Слева направо: кн. В. С. Кочубей, кн. В. А. Барятинский, кн. Э. Э. Ухтомский, Его Императорское Высочество наследник цесаревич вел. кн. Николай Александрович, кн. Н. Д. Оболенский, Е. Н. Волков.
О существовании взаимосвязи между путешествием на Восток и строительством железной дороги от Урала до Тихого океана еще более определенно сказано у проф. С. С. Ольденбурга:
«В 1891 г. начата была постройка длиннейшей во всем мире железнодорожной линии — Великого Сибирского пути. Закладка пути на восточном его конце, во Владивостоке, была произведена наследником цесаревичем Николаем Александровичем при его возвращении из путешествия по Азии в мае 1891 г. Сооружение Сибирского пути, конечно, объяснялось не столько хозяйственными выгодами, сколько решимостью «ногою твердой стать» на Тихом океане, играть активную роль в судьбах Азии и Дальнего Востока в частности» (6).
Обогащенный впечатлениями от длительного заграничного путешествия и обозрения бескрайних просторов Российской империи, наследник цесаревич Николай Александрович проследовал через территорию, входящую в настоящее время в состав Пензенской области.
Первая остановка императорского поезда была в Кузнецке — уездном городе Саратовской губ. (ныне райцентр Пензенской обл.). Это посещение наследником цесаревичем Кузнецка в пензенской краеведческой литературе никогда не освещалось. Событие это, однако, достаточно полно описано в саратовской губернской газете, которой мы воспользовались в Российской гос. библиотеке (7).
Накануне приезда наследника была опубликована заметка, уведомлявшая жителей Саратовской губернии о предстоящем посещении Кузнецка августейшей особой, написанная в возвышенно-патриотическом духе. Нельзя также не отметить, что первая страница этого номера была украшена цветным изображением российского государственного бело-сине-красного флага (применение цветной печати в газетной полиграфии того времени — явление исключительно редкое, соответствовавшее особо торжественным случаям).
30 июля 1891 г.
Его Императорское Высочество государь наследник цесаревич на днях изволит проследовать через Кузнецкий у. Саратовской губ. по Моршанско-Сызранской ж.д.
Первенец царя и наследник престола возвращается из путешествия по самым отдаленным странам Востока, из которых с иными Россия не имела и не имеет до сих пор никаких сношений. Но предпринятое лишь с научными и воспитательными целями путешествие наследника цесаревича приобрело и высокое политическое значение ввиду того восторженного приема, который повсюду был сделан государю наследнику.
Очевидно, что слава о могущественной России проникла во все концы мира и имя русского царя, властителя Севера, повсюду вызывает глубокое уважение. В наследнике цесаревиче жители Юга почтили сильное русское царство...
Привет возвращающемуся цесаревичу! Громкое «ура» русского народа звучит сердечнее всех кликов, встречавших тебя, цесаревич, чуждых народов! Дары и подношения богатого природой Востока не превысили в твоих глазах с радушием подносимого русского хлеба-соли. Впечатления роскошной природы Юга не затмили простоты и прелести нашего русского северного леса и безбрежной степи. Фантастические сказки Востока не показались тебе милее полных поэзии и силы песен Севера...
Рада вся Россия благополучному возвращению цесаревича. За путешествием его следил весь грамотный люд. И в городах, и в селах с глубоким интересом читались описания пребывания его в чужих странах. В церквах возносились моления о благополучном плавании и путешествии, и когда произошел ужасный случай в Японии, то в России взволновались все и не прежде того успокоились, как стало известно, что русский фрегат «Память Азова» направился к Владивостоку.
Долог был сухопутный и водяной путь по Сибири, но вот последовал перевал за Уральские горы, кончился путь по пустынному Закамскому краю, и в Сызрани, переехав Волгу, цесаревич вступил в глубь России, в ее коренные русские губернии...
Сердечный привет возвращающемуся цесаревичу!
Газ. «Неофициальная часть «Саратовских губернских ведомостей», 1891, № 57, 1 августа, с. 1 (заметка без названия и указания авторства).
Маршрут возвращения наследника цесаревича из Владивостока в Санкт-Петербург.
В этом же номере была дана характеристика Кузнецка в историческом, хозяйственном и культурном отношении:
Город Кузнецк, имеющий быть осчастливленным проездом Его Императорского Высочества наследника цесаревича, принадлежит к числу лучших уездных городов Саратовской губ. Это центр не исключительно земледельческого, но и промышленного района.
Основание его как города относится к 1781 г. Раньше это было дворцовое село Труево. Название Кузнецка произошло от большого развития здесь кузнечного ремесла. В 30-х гг. нынешнего столетия в нем считалось около 8 тыс. жителей и менее 1,5 тыс. домов, из коих только 1 был каменный. В течение последних 60-ти лет население его утроилось, при этом в нем ныне 6 церквей и около 3,5 тыс. жилых зданий, из того числа — каменных около 10%.
До проведения железной дороги на кузнецкий рынок свозили из уездов кроме хлеба много разных кустарных изделий, каковы: сани, телеги, колеса, веретена, решета и проч., главные производители которых в уезде — преимущественно трудолюбивые мордвины, но сбыт этим предметам был плохой. С проведением Моршанско-Сызранской ж.д. торговля в городе оживилась, в него переехало жить много ремесленников и кустарей. Ныне в городе более 200 мелких заводов, на которых занимается до 700 рабочих. Самое большое число заводов — кожевенных, канатопрядильных и горшечных.
Проехавший недавно через Кузнецк Е. Рагозин (8) делает о нем в журн. «Русское обозрение» такой отзыв:
«Кузнецк —очень приятный городок и по размерам, и по чистоте. Железная дорога, убившая почти все уездные и даже некоторые губернские города, к удивлению, способствовала развитию Кузнецка (9), который видимо растет. Городские доходы значительно увеличились, и город в последнее время затратил 66 тыс. руб. на водопровод, самотечный из горы, и более 20 тыс. руб. на мостовые, лучшие, чем в Пензе и Тамбове. В Кузнецке по преимуществу живут ремесленники и кустарные производители: веревок, железных изделий, конопляного масла и проч. По последним данным в Кузнецке проживает, между прочим, 187 кузнецов, 126 ситников и решетников, 86 обойщиков и 83 сапожника. Железная дорога открыла Кузнецку дешевый путь во всю Россию, и здешние мелкие производители достойно отблагодарили за это судьбу, создав своим трудом новый город.
В Кузнецке существует 1 городское двухклассное училище, 4 мужских и 2 женских приходских училища.
Там же, с. 2 (заметка без названия и указания авторства).
Спустя шесть дней после посещения Кузнецка вел. кн. Николаем Александровичем перед читателями «Саратовских губернских ведомостей» предстала детальная картина встречи высокого гостя:
Проезд наследника цесаревича через г. Кузнецк
Его Императорское Высочество наследник цесаревич проследовал через Кузнецк, Саратовской губ., на Пензу 2-го сего августа. Поезд останавливался здесь на 15 минут. С раннего утра в этот день Кузнецк расцветился флагами и принял праздничный вид. Толпы горожан собирались к вокзалу железной дороги с раннего утра. Здание вокзала было убрано гирляндами зелени, флагами и щитами. Зала, приготовленная для приема Его Высочества была роскошно убрана дорогими растениями и коврами; между зеленью эффектно выделялся сделанный из живых цветов вензель наследника цесаревича.
К полудню на вокзале собрались для встречи поезда г. начальник Андрей Иванович Косич (1833—1917) — российский военный и общественный деятель, генерал от инфантерии. Саратовский губернатор в 1887-1896 гг.губернии ген.-лейт. А. И. Косич (10), губернский предводитель дворянства кн. Л. Л. Голицын (11), уездные предводители, начальник губернского жандармского управления ген.-майор И. И. Гусев, местные уездные власти и представители города и мещанского общества. От саратовского дворянства была приготовлена для поднесения Его Высочеству икона св. Николая Чудотворца, богато украшенная мозаикой, от города — хлеб-соль на серебряном позолоченном блюде, от мещанского общества также на блюде — хлеб-соль.
При приближении поезда дружное «ура» вырвалось у собравшегося народа. Поезд тихо подошел к платформе в 12 час. 5 мин. пополудни.
Г. начальник губернии А. И. Косич был приглашен в вагон цесаревича, где имел честь представиться и приветствовать Его Высочество. Затем наследнику цесаревичу угодно было выйти из вагона и проследовать в приготовленную для приема его залу. Здесь цесаревич, приняв из рук губернского предводителя дворянства икону св. Николая Чудотворца, выслушал следующие слова, сказанные кн. Л. Л. Голицыным:
«Ваше Императорское Высочество!
Со дня отъезда Вашего Высочества саратовское дворянство со всей Россией возносило горячие мольбы ко Всевышнему о сохранении драгоценной жизни особы Вашей от опасности долгого пути, и Промыслу Божию угодно было внять мольбам всей России и вновь чудесным образом отвратить грозившую Вашему Императорскому Высочеству опасность (12), в ознаменование чего саратовское дворянство поручило нам просить Ваше Императорское Высочество принять образ Чудотворца Николая — молитвенника Вашего пред престолом Всевышнего».
В ответ на это наследник цесаревич, приложившись к образу, просил князя передать благодарность его саратовскому дворянству. Затем, после представления наследнику цесаревичу уездных предводителей дворянства и прибывших с ними дворян, Его Высочество принял хлеб-соль от городского головы кузнецкого дворянина Батарчукова и мещанского старосты Шульнина (13), после чего цесаревичу имели счастие представляться депутации от городской думы и мещанского общества; при этом был представлен Его Высочеству генерал Гусев. Его Высочество милостиво говорил с некоторыми из упомянутых выше лиц. Перед возвращением в вагон наследник цесаревич обратился к г. начальнику губернии с вопросами и изволил выслушать его объяснения о положении губернии и города Саратова, о состоянии Волги у Саратова и о других предметах, имеющих отношение к положению края.
По возвращении в вагон наследник цесаревич изволил стать у открытого окна и на несмолкаемые приветствия народа милостиво отвечал поклонами.
В 12 час. 20 мин. поезд отошел при громких криках «ура».
Газ. «Неофициальная часть «Саратовских губернских ведомостей», 1891, № 59, 8 августа, с. 1 (статья без указания авторства).
Цесаревич Николай в форме Лейб-гвардии Гусарского полка Его Величества.Менее чем через пять часов императорский поезд подошел к вокзалу ст. Пенза Моршанско-Сызранской ж. д. (ныне ст. Пенза-I) (14). Подробности проезда наследника цесаревича через Пензу в 1891 г. малоизвестны современному пензенскому читателю (15). В свое же время это неординарное событие было детально освещено в местной печати. Однако соответствующий (167-й) номер «Пензенских губернских ведомостей» в государственных хранилищах Пензы отсутствует. Возможность ознакомиться с информацией о проезде наследника через губернский центр дает статья «Пенза. 2 августа 1891 года» из журн. «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 16 от 15 августа 1891 г., ч. неоф., с. 521-526); данный номер имеется в ГАПО.
В основу нашей публикации положен материал «Пензенских губернских ведомостей» (как первичный) по экземпляру из Российской гос. библиотеки. Содержание статьи «Пензенских епархиальных ведомостей» почти идентично статье в «Пензенских губернских ведомостях» (обе они не подписаны, но, возможно, принадлежат одному и тому же лицу); немногочисленные факты, отмеченные в журнальной статье, но отсутствующие в газетном материале, использованы нами в примечаниях.
Данная публикация, основанная на печатных источниках, была бы неполной без включения в нее архивного дела «О проезде чрез Пензенскую губ. Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича», позволяющего существенно дополнить фактографию исследуемого нами события.
Предлагаем познакомиться с собранными здесь материалами о первом посещении Пензенской губернии Николаем II в его бытность наследником престола.
В пятницу, 2 августа, жители г.Пензы имели счастие лицезреть Его Императорское Высочество государя наследника цесаревича, возвращающегося из дальнего продолжительного путешествия (16). Около 5 час. пополудни (по местному времени) послышались вдали громкие клики «ура», — то были восторженные клики рабочего народа с писчебумажной фабрики Сергеева (17), собравшегося вдоль полотна дороги взглянуть хоть мельком на царского сына. Весьма живописную картину представляла в этот момент обширная долина между фабрикой Сергеева и полотном дороги, усеянная фабричным народом, который с флагами в руках бежал за поездом. Самая фабрика, видневшаяся вдали, была затейливо убрана флагами.
Воскресенская церковь в Пензе. Фото кон. XIX — нач. XX в.Наконец звон колоколов и могучее «ура», вылетевшее из груди многотысячной толпы народа, собравшегося вдоль линии железной дороги, начиная от железнодорожного моста, возвестили о приближении к г. Пензе императорского поезда. Когда поезд проходил мимо церкви Спасителя, что в Старых Черкасах, духовенство этой церкви в полном облачении вышло с хоругвями и чудотворною иконою Христа Спасителя (18), благословляя путь высокого путешественника. При виде иконы Его Высочество осенил себя крестным знамением.
Как только поезд подошел к вокзалу, снова раздались восторженные клики «ура» многочисленной публики, ожидавшей на дебаркадере с большим нетерпением прибытия поезда. Народные клики слились с звуком гимна «Боже, царя храни», исполненного оркестром военной музыки (19). Вокзал был роскошно убран вензелями, флагами, гирляндами, зеленью, а самый зал — коврами и тропическими растениями.
По остановке поезда в вагон был приглашен начальник губернии генерал-майор А. А. Горяйнов (20), а вслед за тем — преосвященный Митрофан (21), который от духовенства Пензенской епархии поднес св. икону Казанской Божией Матери (список с древней чудотворной иконы, находящейся в Спасском кафедральном соборе) (22). Поднесение иконы преосвященный сопровождал следующими словами:
Митрофан 1 й (Матвей Невский), епископ Пензенский и Саранский в 1890-1893 гг.«Ваше Императорское Высочество, благоверный государь!
В кафедральном храме г. Пензы, имеющего счастие ныне встречать Вас, самую дорогую и чтимую святыню составляет чудотворная икона Божией Матери Казанским. Этою иконою благословил первых граждан этого города благочестивый государь царь Алексей Михайлович в 1666 г. (23). С этою иконою тесно связано и основание, и неоднократное спасение города от погромов ногайских и от пугачевского разорения. Пред этою иконою молились предместники и предки наши о себе и о благочестивых царях своих; пред этою иконою молились и мы о благополучном путешествии Вашем, благоверный государь, пред нею мы изливали чувства своей безграничной радости и благодарности к Богу о чудесном спасении Вашем от смертоносного удара фанатика-злодея. Пред этою иконою будет молиться и впредь всегда духовенство г. Пензы с своими духовными чадами о здравии и благоденствии благочестивейших государей, о мире и благосостоянии нашего возлюбленного Отечества, с твердою верою и надеждою на благодатную помощь и заступление Царицы Небесной.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Автор фото — А. Дворжанский.
В этой вере духовенство г. Пензы, движимое чувствами беспредельной любви и преданности к престолу и Отечеству и радости о счастии лицезреть Вас и проникнутое преискренним желанием Вам, благоверный государь, благополучного окончания Вашего многотрудного и многополезного путешествия и скорейшего радостного свидания с августейшими родителями, приемлет смелость чрез меня просить Ваше Императорское Высочество соблаговолить принять от него св. икону Казанской Божией Матери, так чтимой в этом граде и во всем этом крае. Да сопутствует Вам Заступница Усердная во всех путях Вашей жизни и да дарует Вам все полезное на радость царю-батюшке, на славу и счастие Руси-матушки». Приложившись к св. иконе, Его Высочество просил преосвященного передать искреннюю благодарность его духовенству Пензенской епархии за поднесение святыни.
По выходе Его Высочества из вагона, первым приветствовал его губернский предводитель дворянства г. Гевлич (24) речью и поднесением хлеба-соли на роскошном серебряном блюде, после чего предводителем дворянства были представлены Его Высочеству все уездные предводители дворянства (25); каждому из них Его Высочество удостоил подать руку. Тут же стояло и прочее дворянство (26).
Затем начальником губернии была представлена депутация от Пензенской городской думы с городским головою во главе (27), поднесшая хлеб-соль на серебряном художественной работы блюде (28); далее были представлены депутации: от Пензенского купеческого общества (29), представитель которого купец Анненков (30) поднес Его Высочеству икону Спасителя, от мещанского общества (31), от ремесленников, поднесших также хлеб-соль, и от крестьянских обществ Керенского уезда (32). Затем были представлены губернатором городские головы: городищенский, мокшанский и инсарский (33), а также некоторые волостные старшины (34). Удостоив затем принять от местного жителя Захарьина (35) двенадцать штук живых сурских стерлядей в особо устроенном чане, украшенном цветами, и от фотографа Вакуленко (36) красивый альбом видов наиболее выдающихся местностей Пензенской губ., Его Высочество направился в зал, где сервирован был от дворянства чай (37).
Пред входом в зал супруга пензенского уездного предводителя дворянства А. М. Панчулидзева имела счастие поднести Его Высочеству роскошный букет, причем Его Высочество удостоил милостиво принять от нее же три платка для Ее Императорского Величества государыни императрицы и для великих княжен Ксении Александровны и Ольги Александровны. Платки эти замечательно тонкой и искусной работы здешней мастерицы Ремизовой (38). Губернский предводитель дворянства, с своей стороны, поднес альбом видов г. Пензы.
Пробыв несколько минут в зале, наследник цесаревич пожелал показаться народу, в несметном количестве наполнившему обширную [Ярмарочную] площадь перед вокзалом. Когда Его Высочество появился на подъезде, то народный восторг достиг высшей степени. Несмолкаемое «ура» потрясло воздух и энтузиазму не было границ. Тут же гвардии полковник Н. Н. Ермолов (39) имел счастие подвести в дар Его Высочеству коня собственного завода. После чего Его Высочество снова возвратился в зал, где удостоил преосвященного Митрофана и других беседою (40).
Наконец, в 5½ часов Его Высочество изволил отбыть в дальнейший путь при громких кликах «ура» и при звуках марша (41). Начальник губернии, по приглашению наследника цесаревича, остался в вагоне и сопровождал Его Высочество до границ Пензенской губ. — до ст. Башмаково, где и имел честь откланяться Его Высочеству.
Город в этот день украшен был флагами. Погода стояла ясная, жаркая, но за несколько минут до прихода императорского поезда прошел хороший дождь, которого не было в продолжении целого месяца. Дождь прибил пыль и освежил воздух.
На ст. Воейково Его Высочество милостиво принял депутацию от населения большого торгового села Каменки, поднесшую Его Высочеству хлеб-соль. На той же станции изволил принимать в вагоне супругу генерал-адъютанта Воейкова, владельца с. Каменки (42).
ПГВ, 1891, № 167, 4 августа, с. 2-3, ч. неоф. (статья без названия и указания авторства).
Третьей из остановок в пределах Пензенской губ., на которой наследник цесаревич принимал депутацию, была ст. Пачелма, о чем в № 172 «Пензенских губернских ведомостей» от 11 августа 1891 г. (с. 1, ч. неоф.) сообщалось следующее:
Илларион Иванович ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ (1837-1916), граф, государственный и военный деятель, крупный землевладелец и предприниматель. министр Императорского двора и уделов и главноуправляющий Государственным коннозаводством в 1881-1897 гг.; председатель Красного Креста в 1904-1905 гг.; наместник Кавказа в 1905-1915 гг.; начальник императорской охраны Александра III, один из организаторов тайного общества («Священная дружина») по борьбе с революционерами.
Во время проследования Его Императорского Высочества вел. кн. Николая Александровича по Сызрано-Вяземской железной дороге, на станции Пачелма, находящейся в пределах Пензенской губернии, императорский поезд имел остановку 12 минут. Для приветствия Его Высочества на станцию Пачелма прибыли министр Императорского двора гр. И. И. Воронцов-Дашков (43) с супругою и дочерьми, тамбовский губернатор бар. В. П. Рокассовский и несколько дворян Тамбовской губернии во главе с губернским предводителем кн. Челокаевым, который после приветственной речи поднес Его Высочеству образ Спасителя. Наследник цесаревич изволил выходить на платформу. После принятия св. иконы Его Высочество сел в вагон, куда приглашен был и министр Двора с своим семейством. Собравшийся в громадном количестве народ выражал свою беспредельную радость восторженными кликами «ура», не умолкавшими до тех пор, пока не удалился поезд.
Безупречная работа стражей порядка была отмечена губернатором в приказе по полициям Пензенской губернии от 3 августа 1891 г. за № 10:
«За образцовый порядок, бывший при торжественной встрече наследника цесаревича при проследовании Его Высочества чрез Пензенскую губернию и город Пензу, объявляю мою искреннюю благодарность полицеймейстеру г. Пензы Афанасьеву, исправникам: пензенскому — Смирнову, чембарскому — Харитонову, нижнеломовскому — Смеловскому, городищенскому — (и.д.) Ландышеву, мокшанскому — (и.д.) Предтеченскому и керенскому — Алферову, помощникам исправников, частным и становым приставам и вообще всем чинам полиций, участвовавшим при этой встрече. Кроме того, исправляющих должности исправников мокшанского и городищенского и помощника пензенского уездного исправника Дидакторова утверждаю в настоящих должностях»(44).
В заключение представленных здесь материалов о пребывании наследника цесаревича в Пензенский губ. в 1891 г. не лишним будет привести полный текст всеподданнейшего рапорта пензенского губернатора, тем более, что документ этот интересен, бесспорно, и сам по себе как кратко и емко характеризующий состояние губернии в 1891 г. по основным принятым в то время статистическим показателям (45).
Его Императорскому Высочеству
пензенского губернатора всеподданнейший
рапорт
Вашему Императорскому Высочеству всеподданнейше донося, что во вверенной управлению моему губернии обстоит все благополучно, имею счастие поднести рапорт о статистическом ее положении.
Рапорт о статистическом положении Пензенской губернии
О числе городов и селений
В Пензенской губернии состоит: уездных городов, включая и губернский, — 10; заштатных — 3, сел и деревень — 1790, а всего — 1803.
О числе жителей
Жительствующих в губернии обоего пола — 1585404, из них мужчин — 785019, женщин — 800385.
О количестве земли
Площадь занимаемой Пензенскою губерниею земли равняется 33290 кв. верстам или 3462179 десятинам, которая распределяется следующим образом:
пахотной земли —2162508 дес.,
под лесами — 761187 дес.,
под лугами, выгонами и остальной удобной земли — 404514 дес. и
неудобной — 133970 дес.;
по владению земля эта делится так:
крестьянского надела — 1860928 дес.,
земель владельческих —1335744 дес.,
принадлежащей казне и уделу — 265507 дес.
О податях и недоимках
К 1 января 1891 г. оставалось невзысканных недоимок окладных сборов —1414802 руб. 96 коп., назначено в 1891 г. оклада этих сборов — 2965573 руб. 31 коп.; взыскано в течение 1891 года: недоимок — 112792 руб. 5 коп., оклада 1891 г. — 69297 руб. 66 коп.; к 15 июля 1891 г. осталось невзысканными: недоимок — 1302010 руб. 91 коп., оклада 1891 г. — 2896275 руб. 65 коп. (46).
О церквах
В губернии церквей:
каменных — 398 и
деревянных — 551,
монастырей и пустыней — 18 и
часовен — 114,
а всего по губернии —1081.
О казенных зданиях
Казенных домов, занимаемых присутственными местами, в губернии состоит:
каменных — 23 и
деревянных — 11,
а всего—34.
Об учебных заведениях
В губернии находится: гимназий мужских и женских — 3, прогимназий — 3, реальных училищ — 1, учительских семинарий —1, землемерных училищ —1, училищ садоводства —I, технических железнодорожных училищ — 1, фельдшерских школ —1, школ сельских повитух —1, духовных семинарий —1, начальная образцовая школа при ней — 1, епархиальных женских училищ — 1, при нем начальная школа — 1, духовных училищ — 3, церковноприходских училищ — 124, городских приходских училищ — 34, уездных училищ — 4, сельских училищ — 358, училищ частных лиц — 5, школ грамотности — 18, училищ при монастырях — 7, ремесленных школ — 1, детских приютов Ведомства императрицы Марии — 1; всего — 572; обучающихся в этих учебных заведениях —33356.
О богоугодных и благотворительных заведениях
Больниц в г .Пензе — 8,
в уездных городах — 30;
богаделен в г.Пензе — 3, в них призревается 316 человек;
в уездных городах — 4, призреваемых — 68;
в г. Пензе находится ночлежный дом для 100 человек.
О фабриках и заводах
В губернии находится:
фабрик суконных — 5 и
писчебумажных — 2;
заводов:
стеклянных и хрустальных — 3,
чугунолитейных — 4,
поташных —130,
кожевенных — 60,
мыловаренных — 3,
салотопенных — 20,
воскосвечных — 7,
винокуренных и пивомедоваренных — 36,
клеевых — 1,
маслобоен —1273,
канатных — 37,
солодовенных — 58,
водочных — 4,
паровых мельниц — 13,
табачномахорочных — 2,
дрожжевых —3,
лесопильных — 3,
крахмальных — 15,
кирпичных — 702,
колокольных — 3,
спичечных — 15 и
гончарных — 316;
всего по губернии — 2715, сумма производительности коих —15340036 руб.; рабочих на фабриках и заводах состоит 11520 человек.
Главная промышленность Пензенской губернии
заключается в хлебопашестве.
О библиотеках, книжных магазинах и лавках, типографиях, литографиях и фотографиях
Библиотек в губернии находится 12,
книжных магазинов и лавок —14,
типографий — 6,
литографий — 3 и
фотографий —8.
О путях сообщения
Собственно судоходных рек в губернии нет; по рекам Суре и Мокше барки отправляются иногда в полую воду, в другое же время отправления не бывает за мелководием этих рек.
Мостов и гатей в разных местах находится 565. Казенных почтовых станций в губернии — 35, на них содержится лошадей — 247.
Губернатор Горяйнов.
ГАПО, ф.5, оп.1, д.6472, л.86—92.
А что же писал сам цесаревич о своем проезде через Кузнецк и Пензенскую губ. в 1891 г.? Ведь известно, что он с 14-летнего возраста, на протяжении 36-ти лет (с 1 января 1882 г. до 30 июня 1918 г. ст. ст.), вел дневник, не пропустив ни одного дня. (Для сознания современного человека, почти переставшего писать для себя, этот факт поразителен). Дневниковые записи интересующего нас времени до сих пор не опубликованы. Мы воспользовались подлинником, хранящимся в Государственном архиве Российской Федерации (б. Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР).
Не касаясь рассмотрения дневника Николая II по существу, отметим лишь, что почти все записи в нем лаконичны, подчас схематичны.
Приводим полностью запись наследника цесаревича о его пребывании в Пензенском крае, сохраняя орфографические особенности.
2-го августа. Пятница.
В 7¼ переехали большой Волжский мост (47): весь день прошел во встречах. В Батраках (48) встретило Симбирское дворянство, в Кузнецке — Саратовское, в Пензе — Пензен—ское (49), где я пил чай от города, и, наконец, в Пачелме —Тамбовское; тут же сели ко мне в поезд граф и графиня Воронцовы с Софкой, Маей и Ирой; приятно провели с ними время до Моршанска, где они снова вышли.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |