R: Футарк и Колесо Года |
В стаpину даты праздников не обязательно определялись посpедством астрономических расчетов. Поскольку календарь привязывался к сельскохозяйственным циклам, иными словами — к циклам органической жизни, праздники также соотносились с этой pеальностью. Обычно приход весны праздновался с прилетом первой малиновки или при появлении первой фиалки, а не в день весеннего равноденствия. По этой причине в различных регионах празднества проводили в разное время. Очевидно, универсального германского календаря никогда не существовало. Однако принципы определения циклов, организация праздников и их порядок были достаточно хорошо разработаны германской традицией.
Цикл из восьми языческих праздников соотнесён с рунами в скандинавской мифологии.
В данной системе отсчёт начинается с третьего этта.
Первые три его руны — Тейваз, Беркана и Эваз — соответствуют первому языческому празднику — дню весеннего равноденствия.
Этот праздник возрождения природы соотносится с рунами следующим образом:
Тейваз — Небесный Отец, Беркана — Мать-Земля, а Эваз — новая жизнь (новорождённый жеребёнок).
Следующий праздник известен в Англии как Бельтайн, а в германской традиции — как Вальпургиева ночь.
Бельтайн и Вальпургиева ночь — священные праздники Фрейи, и руны, соответствующие им, — Манназ, Лагуз и Ингуз.
Манназ символизирует интеллект, Лагуз — интуицию, а Ингуз — единство того и другого.
Кроме того, Манназ обозначает мужчину, Ингуз — женщину, а Лагуз — силу притяжения, влекущую друг к другу две эти противоположности.
Этот комплекс значений можно отобразить в ритуале символического священного брака Бога и Богини (в древнейшей германской традиции это Водан и Фригг).
Следующий праздник — летнее солнцестояние.
С ним связаны руны Отила, Дагаз и Феу.
Отила символизирует Одина, а Феу — Фрейю (в древнейшей германской традиции Фрейя тождественна Фригг — обе эти богини объединены в образе Фрийи). Дагаз, руна летнего солнцестояния, символизирует убийство Бальдра и убывание солнца.
Следующий праздник — Ламмас или, в кельтской традиции, Лугнасад.
Кельтский солнечный бог Луг, в честь которого назван этот праздник, сопоставим с Одином, а одна из рун этого праздника, Ансуз, символизирует Одина в его ипостаси вдохновенного поэта (вдохновение считается солярным качеством).
Остальные две руны — Уруз и Турисаз — связаны с Тором и ассоциируются с грозой.
Турисаз ассоциируется также с великанами, которые в данном контексте олицетворяют неосвоённый, «сырой» материал человеческой психики.
Следующий праздник — осеннее равноденствие.
С ним связаны руны Кеназ, Райдо и Гебо.
В день осеннего равноденствия силы света и тьмы достигают равновесия.
Если в день летнего солнцестояния солнце достигает высшей точки своего годового пути, а в день зимнего солнцестояния — низшей, то весеннее и осеннее равноденствия знаменуются прохождением солнца через точку середины.
Поскольку одно из значений Гебо — равновесие между равными по силе противоположными началами, то в символике осеннего равноденствия эта руна весьма уместна.
Кеназ и Райдо — знание и сознание — раскрывают сущность этих противостоящих сил.
Следующий праздник — Хэллоуин (Самайн).
Месяц, на который он приходится, англосаксы называли Blotmonath — «месяц крови».
В этом месяце совершались ритуальные жертвоприношения, за которыми стояла весьма практичная цель: убивали всех лишних животных, обеспечивая тем самым запас пищи на зиму.
Хэллоуин традиционно ассоциируется с мёртвыми и с «истончением завесы» между мирами жизни и смерти.
Хагалаз — руна, открывающая доступ в подземный мир Хель, обиталище мертвецов.
В Голландии и в некоторых областях Германии юноши в старину надевали маски и ходили по домам, пугая девушек и воруя всякие мелочи.
Последний обычай именовался «правом кражи» и восходил к древнему ритуалу, в ходе которого все воины племени разыгрывали роли эйнхериев (героев). Современный возрождённый вариант Дня эйнхериев — День поминовения, который отмечают в 11-й день месяца Blotmonath, т.е. ноября.
Оба праздника — и Хэллоуин, и День эйнхериев, — связаны со смертью и поминовением усопших.
Руны, связанные с Самайном, — Вуньо, Хагалаз и Наутиз.
Вуньо символизирует Одина в его ипостаси шамана, вызывающего дух мёртвой вёльвы и вообще способного беседовать с мертвецами;
Хагалаз — руна вёльвы (haegtessa); а Наутиз олицетворяет крайнюю нужду, толкнувшую Одина на поиски толкования сна, приснившегося Бальдру.
Праздник зимнего солнцестояния отстоит от праздника летнего солнцестояния ровно на полгода.
Его руны — Иса, Йера и Эйваз.
Иса символизирует инеистых великанов. Йера — это поворотная точка года, олицетворяющая возвращение Солнца (или Бальдра) и прибывание светового дня. Руна Эйваз — символ Иггдрасиля, вечнозелёного дерева, сохраняющего подобие жизни и в зимние месяцы.
Рождественская ель — не что иное, как пережиток этого обычая: в древности она символизировала жизненную силу, не угасающую даже зимой и обещающую возрождение; рост её приостановился, но она по-прежнему жива. В восточных областях Голландии в день зимнего солнцестояния было принято трубить в «зимний рожок» и спускать с холма горящее колесо — знак возвращения солнца.
Наконец, рунами Имболка служат Перто, Альгиз и Совуло.
Руна Перто связана с Фригг и норнами.
Фригг — богиня-мать, дарующая жизнь Бальдру (и тем самым полагающая начало новому годовому циклу), а также предводительница валькирий; не исключено, что в древности Фригг отождествлялась с Эрдой — матерью валькирий.
Альгиз — руна валькирий.
Совуло символизирует солнце, набирающее силу, и возрождение всей Природы, кульминацией которого станет весеннее равноденствие, завершающее годовой цикл.
Серия сообщений "Лекции о Футарке":
Часть 1 - Runa
Часть 2 - Разнообразие Рун
...
Часть 4 - Руны и Стихии
Часть 5 - Классификация рун Футарка
Часть 6 - R: Футарк и Колесо Года
Часть 7 - Руническая медитация
Часть 8 - Руны - Воссоединение с Древом Бытия
...
Часть 12 - Руны троллей
Часть 13 - R: В качестве переменки :)
Часть 14 - R: Магическое значение Футарка
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |