-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Таро Райдера-Уайта
Таро Райдера-Уайта
20:58 26.04.2014
Фотографий: 22

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Все_о_Таро

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.04.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 72


Аркан I Маг

Понедельник, 28 Апреля 2014 г. 20:19 + в цитатник
Azazel_Darkness все записи автора

У рассмотренного выше классического Героя (Шута) во многих мифах древности обычно имеются две пары архетипических родителей – родители земные и небесные. В Таро обе родительские пары представлены первыми четырьмя Арканами, пронумерованными от I до IV. Арканы Маг Iи Жрица IIсоставляют небесную пару, а Арканы Императрица IIIи Император IV– земную пару. Маг олицетворяет мужское  начало на космическом уровне, в мире идей.

Как указывает известный и крупнейший специалист-таролог Х. Банцхаф, «Путь Мага – это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в Природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада – и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации. Это – активный путь силы, преображающей внешний мир «всеми возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это – энергия Мага, предполагающая активное действие…»

То есть, говоря о сакральном смысле Мага, можно сказать, что это первое проявление, первое действие, в отличие от Шута, в котором был только непроявленный потенциал. В свою очередь, сам архетип Мага также достаточно дуален. Согласно английской мистической школе, а также Таблицам соответствий Алистера Кроули, которых мы придерживаемся, на Древе Жизни Маг расположен на 12-м Пути – от Кетер к Бине – и соответствует Меркурию и букве ב(бет). Это очень важный момент в понимании данного Аркана и самого архетипа Мага.

Бог Гермес, Меркурий – это трикстер, шутник, фокусник, игрок, в чем-то даже мошенник, аферист, авантюрист. Но он же имеет и другой аспект – созидательный, творящий, волевой. Герметизм – философская традиция первых веков прошлого эона, имевшая широкое распространение в римской империи, почитала Гермеса как логоса, сына бога – изначальное слово и подателя высшей мудрости.

Меркурий и ртуть имели и имеют огромное алхимическое значение. Так, ртуть всегда считалась веществом начала и завершения. Именно она, являясь металлом,  также пребывает и в жидком состоянии, а ее пары (газообразное состояние) могут причинять вред.

На самых старых известных нам колодах Таро Маг предстает именно как игрок, фокусник, уличный торговец.

Так, в колоде Висконти-Сфорца, самой первой известной колоде, дошедшей до наших дней (и даже, по сути, еще не являющейся прорицательной и магической колодой, а носящей сугубо эстетический и художественный характер), Маг изображен как довольно недурно одетый мужчина средних лет, сидящий на сундуке за переносным столом. На голове у него шляпа (это очень немаловажный момент, на котором более подробно мы остановимся далее), в левой руке он держит палочку (жезлоподобный элемент). На его столе лежат и остальные предметы, соотносящиеся с элементами и стихиями. Это наперстки, монеты (шарики, диски) и нож или кинжал.

1499069_01_ (177x320, 37Kb)

Висконти-Сфорца

 

На указанном изображении (современная колода, изготовленная по рисункам Висконти-Сфорца) в левом поле мы можем увидеть как нумерацию Аркана, так и его названия. Стоит уточнить, что изначальные карты колод самого Висконти-Сфорца, дошедшие до наших дней и хранящиеся в частных коллекциях и музеях, не содержали ни нумерации, ни каких бы то ни было словесных описаний и названий.

1499069_01_Mag_ViskontiSforca_original (200x400, 32Kb)

В Классическом Таро, TarotClassicи Марсельском Таро проставляется нумерация и указывается название карты (фактически названия могут быть прописаны на любом языке в зависимости от современного издателя колоды). В одном из вариантов Марсельской колоды на СА номер Аркана проставляется снизу по центру, под изображением, там же – в нижнем поле – в левом углу указаны английское и испанское название карты, в правом – немецкое и голландское. Сверху, над изображением, также указаны названия карты: слева – на французском, справа – на итальянском языках. Поэтому здесь и далее мы не будем останавливаться на этих нюансах данных колод отдельно для каждого Аркана. Прочесть их не составит труда на приведенном изображении той или иной карты. Структуру карт СА различных колод можно посмотреть в соответствующем разделе.

1499069_01_Mag_Klassicheskoe (177x320, 33Kb)

1499069_01_Mag_Tarot_Classic (178x319, 19Kb)

1499069_1_Mag_Marselskoe (180x321, 35Kb)

Классическое

Tarot Classic

Марсельское

 

Итак, сравним изображения и атрибуцию Аркана IМаг. Опять же сразу бросается в глаза огромная схожесть таковых на TarotClassicи Марсельском Таро. На данных колодах перед нашим взором предстает стоящий за достаточно простым столом молодой человек, одетый весьма просто, но далеко не бедно. На его голове широкополая шляпа, из-под которой развиваются локоны светлых волос. В левой руке молодой человек держит подобие жезла (атрибут одной из мастей МА Таро).

На столе перед Магом разложены различные предметы, среди которых можно увидеть игральные наперстки, шарики (или монеты), ножи, слева – раскрытая сумка, в которой, видимо, он и носит с собой все необходимое. Тут можно провести некую аналогию с узелком Шута. Только теперь этот узелок раскрыт, и предметы извлечены из него и служат своему хозяину.

Схожесть предметов, изображенных на данном Аркане в TarotClassicи Марсельском Таро, опять же почти стопроцентная. Два наперстка, два ножа, кругляши (7 штук). В правой руке Маг, изображенный на Марсельской колоде, держит небольшой округлый предмет (монету или шарик, аналогичный лежащим на столе). Кроме того, у него на столе имеется некий округлый предмет красного цвета, чуть больше размером остальных маленьких кружков. Если взглянуть внимательно на Аркан 0 Шут данной колоды, то мы увидим схожий возле левой стопы Шута.

1499069_0_Shyt_Marselskoe_Taro (210x414, 39Kb)

На Классическом Таро Маг держит в левой руке чашу или кубок. Перед ним также стоит переносной стол-лоток, на котором разложены всевозможные предметы. Среди них имеются инструменты, башмак, чашевидные емкости и т.д. Надписи слева обозначают следующее: VOLONTA(итал.) – желание; WILL(англ.) – воля; VOLONTE(франц.) – воля, желание, стремление; WILLE(нем.) – воля, желание.

Сам мужчина, изображенный на данной колоде, более зрелый, нежели Маг на Марсельском Таро и TarotClassic. Помимо всего прочего он облачен в фартук, а лицо его более суровое, но в то же время с оттенками выражения Шута с Аркана 0. Этот Маг более походит на уличного торговца, нежели на фокусника, в отличие от других рассматриваемых выше колод. Например, Маг, изображенный на Марсельском Таро, это явный Фокусник, устраивающий некий уличный балаган. Его одежда полностью соответствует данному образу: разноцветные рукава, штанины и обувь.

Следует отметить такой обобщающий все рассмотренные классические старые колоды момент. На голове Мага широкополая шляпа. Визуально она напоминает нам перевернутую набок восьмерку, то есть символизирует собой лемнискату или символ Бесконечности. Аркан Маг – это первый, как уже выше говорилось, проявленный принцип, первое соприкосновение с миром материи, явленное из Бесконечности, из Начала (в котором лишь с потенциальной энергией находится Шут). На столе Мага атрибуты четырех стихий, четырех элементов, а, стало быть, – четырех мастей Малого Аркана, но на данных колодах они не показаны в явном виде.

Аналогичную атрибутику можно наблюдать и на Аркане Маг так называемой колоды Дюрера, изображенной художником  Giacinto Gaudenzi в мистическом духе гравюр Альбрехта Дюрера эпохи Ренессанса.

1499069_01_Mag_Durera (218x400, 30Kb)

Дюрера

 

Образы фокусника, игрока и уличного торговца на Аркане Мага характерны для старых колод Таро и колод, стилизованных под таковые. Но уже на колоде великого оккультиста XVIIIвека Эттейллы данный образ уступает аспектам традиционного мага, правда, на его Алтаре нет предметов, символизирующих масти МА. Имеется лишь жезл в правой руке, символы на покрывале столика-алтаря и маленькая фигурка самого Мага, стоящая на столе. Стоит отметить, что сама структура колоды Эттейллы совершенно отличается от привычной для нас стандартной структуры колоды Таро. Здесь не совпадает даже нумерация Арканов. Так, Маг в колоде Эттейллы имеет номер 15.

1499069_15_Mag (165x300, 21Kb)

Гранд Эттейлла

 

Далее, в более поздних колодах, например, популярной колоде Артура Эдварда Уэйта и массе других современных колод, Маг представлен нам уже стоящим за Алтарем, на котором лежат явно выраженные символы четырех мастей Младшего Аркана. Какие-то (какой-то) из них он на некоторых изображениях держит в руках или в руке. На многих изображениях над головой нашего Мага появляется явно проявленный символ лемнискаты (бесконечности). Также на ряде колод карты СА снабжаются всевозможными символами нумерологических, астрологических, алфавитных и иных соответствий в зависимости от той или иной мистической школы, которой придерживался автор колоды.

 

1499069_01_Mag_RY (178x320, 22Kb)

1499069_01_Mag_GOM (196x320, 28Kb)

1499069_01_Mag_Zerkalo_Sydbi (200x322, 17Kb)

Артура Эдварда Уэйта

Г.О.М.

Зеркало Судьбы

1499069_01_Mag_Klueva (184x320, 23Kb)

1499069_01_Mag_Loginova (182x319, 21Kb)

1499069_01_Mag_Zolotoe_Taro (188x321, 30Kb)

Клюева

Логинова

Золотое (Gilded)

1499069_01_Mag_Illuminatov (182x320, 24Kb)

1499069_01_Mag_Magicheskoe (209x321, 28Kb)

1499069_01_Mag_Era_Vodoleya (188x320, 16Kb)

Иллюминатов

Русское (Магическое)

Эра Водолея

 

Как видно, на многих из приведенных карт Маг изображен юношей либо мужчиной средних лет, облаченным в мантию и красный плащ. Перед ним Алтарь (а не просто уличный стол), на котором имеются символы мастей МА (жезл, меч, чаша, пентакль). Также жезл он держит в поднятой вверх правой руке, а левой указует вниз (жест Бафомета). Отличными здесь являются лишь колоды Клюева, иллюминатов, Эра Водолея, Золотое Таро. На Таро Г.О.М. отличие составляет лишь то, что жезл находится в левой руке (что не совсем понятно в принципе).

Вот как описывает Хайо Банцхаф Мага Артура Уэйта: «Маг – это воплощение активного, творческого начала. Он символизирует солярное сознание, выводящее все на свет Божий, стремящееся к ясности и однозначности. На карте он изображен в позе мастера, действующего не своей силой, а получающего энергию свыше и применяющего ее на земле. Эту связь между «тем, что наверху, и тем, что внизу» выражают также его магический жезл и лежащая восьмерка, символ бесконечности (лемниската). Она олицетворяет связь между мирами и постоянный обмен энергиями между ними.

Четырехугольный стол, соответственно символике числа Четыре, символизирует земную реальность. На столе лежат символы четырех мастей Таро: жезл, меч, кубок и монета, соответствующие четырем стихиям – огню, воздуху, воде и земле. Собранные вместе, они олицетворяют целостность Творения, потому что по античным представлением все состоит из этих четырех стихий. На этой карте они обозначают задачи Мага, точнее говоря, те задания, ради выполнения которых он воплотился в этой жизни. Таким образом, сама карта символизирует волю и силу, необходимую для выполнения жизненных задач, а тем самым и достижения целостности.

О том, что Маг – не шарлатан и не халтурщик, а действительно человек, способный выполнить высокую задачу, свидетельствуют алые розы (божественная любовь), белые лилии (душевная чистота) и золотой фон рисунка, означающий в Таро Райдера-Уэйта «благородные помыслы».

Здесь ключевыми словами Мага будут такие:

архетип – Творец, Мастер;

задача – активность, инициатива, стимул, постановка и решение задачи;

цель – мастерство, самореализация, познание;

риск – впасть в манию величия, в мечты о всемогуществе, в шарлатанство;

жизнеощущение – уверенность в себе, огромный потенциал.

Сам Уэйт в своем «Иллюстрированном ключе к Таро» описывает Мага так. «Перед нами юноша в одеянии Мага, ликом подобный Аполлону, с уверенной улыбкой на устах и блеском в очах. Над головой у него мистический знак Святого Духа – знак жизни в виде бесконечной ленты, которая образует лежащую восьмерку. Его талию опоясывает змея, кусающая себя за хвост. Большинству людей этот символ знаком как символ бесконечности, и в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. Правая рука с жезлом воздета к небесам, левая указывает вниз, на землю. Хорошо известных в наивысших степенях Учрежденных Мистерий, этот двойной жест символизирует нисхождение благодати, добродетели и света из верхнего мира в мир нижний. Таким образом, в образный строй всей карты заложена идея обладания Духовным Силами и Дарованиями и их передачи. На столе перед Магом, словно фишки некоей игры, разложены представляющие природные стихии символы четырех мастей Таро, которыми адепт распоряжается по своему усмотрению. Цветущие у его ног розы и лилии суть flos campi (полевые цветы) и liliumconvalium(ландыши), превратившиеся в садовые цветы. Они служат наглядным примером благодатных результатов стремления к совершенству. Эта карта означает божественные побуждения в человеке, который сам есть образ и подобие Бога, и проявление воли освобождения от единства с тем, что вверху. Это также цельность индивидуального бытия на всех уровнях, и в наивысшем значении – это мышление в его предельно сконцентрированной форме…»

То есть в генезисе изображения Мага мы видим уход от архетипа Фокусника, Игрока к архетипу Творца, Мага. Он управляет своей Волей четырьмя элементами, четырьмя стихиями, четырьмя мастями, составляющими Малый Аркан Таро, то есть всеми четырьмя группами по 14 малых карт колоды.

Принципиальным и революционным шагом в развитии изображения Мага в Таро явилось создание Кроули колоды «Таро Тота». Ему удалось сделать невероятное, казалось бы: объединить оба аспекта Мага – трикстерский, игровой, фокуснический и управляющий стихиями, сотворяющий, влияющий на Мир согласно Воле аспекты.

1499069_01_Mag_Tota (278x408, 45Kb)

Тота (Кроули)

 

Что же мы видим на карте Маг IТаро Тота?.. Мы видим жизнерадостного, играющего юношу, который стоит на вершине черного яйца. Он как бы вышел из Ничто, из Вечности. То есть это уже проявленный первый импульс в Миру. На его стопах надеты меркурианские крылатые сандалии, а на его голове кадуцей. Сверху вниз, по направлению к голове юноши, спускается голубь – символ Духа Святого. Вокруг фигуры Мага, в пространстве, его магические инструменты, которыми он ловко и играючи управляет. Слева от него – обезьяна, представляющая собой тень, пародию на Мага. Само поле карты покрыто пересекающимися линиями, составляющими эдакую световую паутину. Можно говорить о том, что эти линии исходят от соприкосновения Мага с сефирой Бина.

В данном случае великому Мастеру удалось воплотить в Аркане Мага оба меркурианских аспекта, о которых говорилось выше. С одной стороны это игрок, фокусник, шутник, с другой – творец, создатель, податель высшей мудрости.

 

Использованные источники

 

Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. Стр. 12 – 13.

Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2006. – 240 с. с ил. – (Ваш спутник Таро). С. 29 – 32.

Исследования – Таро. Глава 1. Аркан Маг. // Клуб «Касталия» (http://castalia.ru/taro/1697-glava-1-arkan-mag.html)

Фрагмент лекции О. Телемского «Ату 1 – Маг» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 05.10.2012. (http://www.youtube.com/watch?v=AtF1VJI9cws)

Фрагмент лекции О. Телемского«Ату I – Маг» // Клуб «Касталия»: Арканы Таро, лекция № 5,29.11.2013 (http://www.youtube.com/watch?v=M3WYppcxIiE)

Х. Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. Стр. 18 – 19.

Х. Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. С. 11 – 13.

Х. Банцхаф. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: КСП+, 2003. – 288 с. Стр. 124 – 125.

 

(с) FraterD., при участии SororM.

24.04.2014 г.н.э.

 

Рубрики:  Статьи о Таро
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку