-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Таро Райдера-Уайта
Таро Райдера-Уайта
20:58 26.04.2014
Фотографий: 22

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Все_о_Таро

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.04.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 72


Введение в Таро

Пятница, 25 Апреля 2014 г. 00:35 + в цитатник
Azazel_Darkness все записи автора

Что такое Таро?

 

Таро – это колода карт, имеющая духовное содержание (отражающая этапы мистического пути к посвящению) и  зарекомендовавшая себя как надежная система гадания. Колода появилась в Европе в XIV веке, а свою классическую форму обрела примерно в 1600 году. Одно из первых упоминаний о Таро содержится в трактате швейцарского монаха-доминиканца Иоанна, который в 1377 году опубликовал сочинение под названием «Tractatus demoribus et disciplina humanae conversationis» («Трактат об обычаях и о том, о чем люди говорят»). Запретительные указы, с помощью которых власти боролись с распространением карт, показывают схему их «путешествия» по Европе:

 

Год

Город

1377

Флоренция

1377

Париж

1377

Базель

1377

Сиена

1378

Регенсбург

1379

Витербо

1379

Брабант

1379

Сент-Галлен

1380

Препиньян

1381

Марсель

1382

Лилль

1384

Валенсия

1389

Цюрих

1390

Венеция

1390

Голландия

1391

Сицилия

1379

Берн

1379

Констанца

1380

Барселона

1380

Нюрнберг

1391

Аугсбург

1392

Франкфурт

1397

Ульм

1397

Лейден

 

 По одной из версий, Таро занесли в Европу мусульмане (что объясняет неприятие христианских властей). По другой версии, колода была создана в Египте (кстати, «египтянами» считали и цыган, которые традиционно гадали на картах). Также высказывались предположения об индийском происхождении Таро. Ни одна версия не является убедительной и общепризнанной, остается констатировать, что точное происхождение карт неизвестно.

Хайо Банцхаф отмечает, что Таро «отражают глубинные шаблоны нашего поведения, то есть то, что К.Г. Юнг называл архетипами. Таким образом, вопрос о том, когда же именно появились первые карты, теряет смысл, так как заключенные в них образы сопровождают человечество с первых шагов его сознательного существования».

Также неизвестно, откуда происходит само слово «Таро». По одной версии, слово произошло от древнеегипетских «тар» (путь) и «рош» (царь). Другие авторы связывают название карт с древнееврейской Торой. Также предполагается, что карты были изобретены неподалеку от города Парма в Италии, где протекает река Таро.  Другие исследователи полагают, что слово произошло от латинского rota (колесо): якобы слоги перепутались, так как их писали на колесе.

Американский оккультист Пол Фостер Кейси построил из перестановок букв этого слова фразу: ROTA TARO ORAT TORA ATOR. Orat по-латински означает «говорить», Tora – закон по древнееврейски, а Ator называли египетскую богиню жреческих посвящений. Таким образом, фраза означает: «Колесо Таро провозглашает Закон Посвящения».

Нельзя сказать, что появление Таро вызвало восторг у европейцев. Христиане считали гадание на картах грехом; люди, далекие от оккультизма, относились к ним как к ярмарочной забаве непросвещенного простонародья. И даже люди, интересующиеся оккультизмом, зачастую презирали Таро, поскольку, в отличие от астрологии или китайской «Книги перемен» («И-Цзин»), карты не могут похвастать многотысячелетней историей. Однако Банцхаф отмечает: «Таро – не первое и, наверное, не последнее сокровище, извлекаемое из придорожной грязи».

При этом стоит отметить, что Таро имеет важные преимущества перед другими инструментами. Это, в первую очередь, образная, символическая система. Это язык символов. Архетип проявляется через образ, самый близкий к нашему подсознанию. В этом смысле Таро, пожалуй, наилучшая из всех имеющихся прорицательных систем. В картах архетип проявляется гораздо ярче, нежели, например, в Рунах или гексаграммах «И-Цзин» (о значении которых человек не может сказать ничего, пока не прочел прилагающиеся комментарии).

В России карты, пришедшие в страну через Германию и Польшу, были впервые упомянуты вXVI веке в перечне мирских «неисправлений» рязанского епископа Кассияна. В «Уложении» царя Алексея Михайловича 1649 года карточная игра относилась к тяжким преступлениям, за нее было предусмотрено наказание вплоть до смертной казни. При этом карточные колоды регулярно упоминаются в описях имущества царского двора XVII века. В 1761 году карточные игры в России разделили на разрешенные, основанные на мастерстве, и запрещенные – азартные.

С XVIII века в России начали практиковаться карточные гадания, в пушкинские времена это занятие стало очень модным в молодежной среде. Сохранилось большое количество самодельных колод с подписанными значениями карт, например: «король винной. 1. Великое сердце имеет на тебя тот о ком ты думаешь. 2. Вы в щастии пребывали как лоза расцветала. 3. Новый любовниц у вас будет». Большую популярность имела гадалка Александра Филипповна Кирхгоф. Утверждалось, что она предсказала смерть Пушкина и Лермонтова, а также многих других дуэлянтов.

Во второй половине XIX века в России издавалось большое количество гадательных колод: карты Ленорман, карты профессора Сведенборга, карты с изображениями созвездий и с сюжетными зарисовками, карты с пословицами и поговорками, объясняющими их значение.

В XX веке игральные карты как в Европе, так и в СССР стали привычным явлением. Азартные игры порицались и кое-где запрещались законом, «безобидные» виды игр считались приемлемым, хотя и несколько «низменным» развлечением. При этом в XX веке мистическое значение карт было серьезно осмысленно оккультистом Алистером Кроули, психологом Карлом Густавом Юнгом и другими знаковыми фигурами. Карты наконец окончательно утвердились в ряду интеллектуально-философских систем, таких как «Книга Перемен» или астрология. Конечно, не утратили своего значения и «ярмарочные» гадания. Но подобные профанации характерны для любой системы (взять хотя бы газетные гороскопы).

 

Структура колоды

 

Колода классического Таро содержит 78 карт, подразделяющихся на 22 Старших и 56 Младших Аркана. Младшие арканы делятся на четыре масти, носящие следующие названия:

 

Таро

Символы мастей Таро

Французская колода

Немецкая колода

Игральные символы

Жезлы

1499069_ (28x23, 0Kb) 

Трефы (пики)

Желуди

Мечи

1499069_Mechi (20x20, 0Kb)

Крести

Вини (лоза)

Кубки

1499069_Chashi (20x20, 0Kb)

Червы

Сердечки

Динарии

1499069_Pentakli (20x20, 0Kb)

Бубны

Бубенчики

 

Каждая из мастей включает 14 карт: 10 номерных, от Туза (соответствующего единице) до десятки, и четыре фигурных – Короля, Королеву, Рыцаря и Пажа (в некоторых колодах фигурные карты носят другие названия).

Старшие Арканы – это двадцать два отдельных архетипических сюжета, из которых складывается четкая логическая последовательность. Многие исследователи полагают, что только Старшие Арканы имеют серьезное значение. Некоторые авторы считают, что Младшие и Старшие Арканы вообще изначально являлись разными системами, которые впоследствии попытались слить воедино. Так, Артур Эдвард Уэйт  отмечает: «Тот факт, что никто из оккультистов или иных авторов не придавал Младшим Арканам значения большего, чем просто гадательное, скорее подтверждает гипотезу, что обе эти группы карт никак не связаны друг с другом».

Впрочем, сам Уэйт в своей колоде в 1910 году впервые снабдил Младшие Арканы рисунками. До этого на них  обозначались лишь масти и номера, а их смысл определялся в соответствии с общим духом масти (иногда соотносимых с четырьмя стихиями) и нумерологическим значением. Банцхаф, комментируя начинание Уэйта, заявил: «Сколь ни отрадно такое расширение наших возможностей, не следует забывать о том, какая большая разница существует между образами, веками складывавшимися в коллективном бессознательном человечества, какими принято считать Старшие Арканы, и иллюстрациями, придуманными одним человеком, пусть даже гениальным».

 

Различные колоды

 

Классическая колода из 78 карт, называемая Венецианским или Марсельским Таро, сложилась к концу XV века (колоды, существующие до этого, можно считать лишь прототипами известной ныне системы).

В конце XVIII века свою колоду Таро создал французский оккультист Этейлла (настоящая его фамилия была Альетте, он по обычаю тогдашних мистиков читал ее задом наперед). Оккультист утверждал, что в этой колоде, названной Grand Etteilla, попытался исправить ошибки, накопившиеся за время многочисленных перерисовок. Сначала колода обрела популярность, но затем именитые оккультисты (например, Элифас Леви) вернулись к Марсельскому Таро.

На рубеже XIX и ХХ веков Артур-Эдвард Уэйт, некоторое время возглавлявший знаменитый Орден Золотой Зари, разработал новую колоду Таро. Рисунки к колоде сделала художница Памела Колмен-Смит, а первым издал ее человек по фамилии Райдер. Чаще всего эту колоду называют Таро Райдера-Уайта, хотя некоторые оккультисты пытаются отдать дань уважения художнице и употребляют название Таро Райдера-Уайта-Смит.

Уайт внес в классическую систему исправление, которое многие оккультисты считают критическим: он поменял порядок Старших Арканов, поместив Правосудие (Справедливость) на одиннадцатое, а Силу – на восьмое место. Причины этого решения Уайт не объяснил. Предполагается, что оно связано с отличным от классического понимания 22 Путей каббалистического Древа Жизни (с которыми соотносят арканы).

Вскоре после колоды Райдера-Уайта была создана Колода Тота. Ее изобрел Алистер Кроули, а нарисовала Фрида Харрис. Колода во многом отличается от классического варианта: Кроули объяснял это тем, что она предназначена для нового двухтысячелетнего Эона, наступившего в 1904 году. Несколько Старших Арканов были переименованы, многие Младшие переосмыслены. При этом, в отличие от колоды Райдера-Уайта, Сила и Справедливость находятся на своих обычных местах (хотя Кроули также большое внимание уделял Каббале).

В настоящее время Марсельское Таро, Таро Райдера-Уайта и Таро Тота являются самыми распространенными в среде серьезных оккультистов. При этом стоит отметить, что во второй половине XX века было создано огромное количество новых колод. Многие из них являются профанацией, создатели которых понимают систему карт на уровне девочек-подростков (так, на прилавках можно увидеть «Таро Кошек» или «Таро Геев»). Другие колоды созданы знающими людьми, искренне пытающимися привнести в систему что-то свое. Вполне возможно, что среди них есть удачные находки, но (пока?) ни одна из этих находок не получила такого признания, как три вышеупомянутых колоды. Конечно же, это не значит, что конкретный оккультист не может в соответствии со своими личными склонностями предпочитать некую редкую колоду.

Напоследок стоит отметить колоды карт, которые не являются Таро. К ним принадлежит, например, Инферион Валентина Скавра. Они похожи на Таро только физической формой: система и способы ее использования там совершенно другие. Соотносить такие колоды с Таро – все равно что соотносить роман Достоевского и учебник математики на том основании, что оба они выпущены в форме книг. Такие колоды, как Инферион, следует рассматривать совершенно отдельно.

 

Использование Таро

 

Опытный современный специалист Олег Телемский выделяет три основных назначения Таро:

1) Прорицание (дивинация);

2) Медитация – использование арканов (преимущественно старших) как инструмента самопознания;

3) Магия – непосредственное изменение реальности при использовании Таро как ключей.

Что касается прорицания, то данная функция Таро наиболее общеизвестна и общеприменима. Большинство обывателей практически во все времена с момента появления карт использовали их для гадания. Но все же следует четко различать «ярмарочные» гадания и прорицания посредством Таро, осуществляемые Посвященными.

Медитативные практики с помощью карт Таро чаще применяются уже именно Магами, преимущественно работающими в европейско-иудейской традиции. Эти практики описаны во многих книгах. Например, в своей работе «Современная Магия» Дональд Майкл Крэг приводит подробное описание медитации на Старших Арканах Таро.

Впрочем, можно встретить и психологов, которые с подачи ограниченно понятого Юнга видят в Таро «не более чем архетипы» и используют их в индивидуальных и групповых тренингах. Также образы, отраженные в Таро, осмысливаются в философской и художественной литературе.

Если первые две функции, в принципе, вполне понятны, то на третьей следовало бы остановиться несколько подробнее.

Изначально необходимо привести сам основополагающий посыл Магии. Магия – это наука и искусство изменения реальности согласно своей воле. Данное определение является наиболее общепринятым в современном мире оккульта, оно уходит своими корнями к величайшему Магу XIX-XX столетий – Алистеру Кроули. Есть и другие определения Магии. По мнению практиков, Дион Форчун и Елена Блаватская воспринимали ее скорее как науку и искусство изменения восприятия реальности согласно воле (то есть изменения внутри самого практикующего).

Впрочем, стоит вспомнить принцип Гермеса Трисмегиста: «Что наверху, то и внизу». Что внутри, то и снаружи, что во внешнем мире, то и во внутреннем. Таким образом, оба приведенных определения говорят о разных сторонах одного и того же процесса. Если вам предлагают изменить только внешний мир, не затрагивая ничего внутри самого себя, или же заняться голым «самосовершенствованием» без каких-либо действий во внешнем мире – вы имеете дело с грубой профанацией. 

Итак, Магия подразумевает наступление тех или иных желаемых перемен, на которые и направлено магическое действие оператора.

При двух бытующих профанических диаметрально противоположных взглядах на будущее: 1) будущее строго определено и задано и 2) будущее вообще совершенно неизвестно и не зависит от нас никоим образом, – смысл как Магии, так и прорицания теряется вовсе. В первом варианте выходит, что совершать какие-то магические действия не имеет смысла – что толку, если все уже задано для нас и помимо нас? Во втором случае выходит, что будущее совершенно непознаваемо и неподвластно нам, во всем воля случая, и поэтому опять-таки нет никакого толка пытаться как-то на него повлиять.

Однако Посвященному ведомо, что будущее не задано как нечто единственное, непреклонное и неизменное; что в каждый бесконечно малый момент времени существует бесконечное количество вариантов развития событий, создающих, образно говоря, некое подобие древа с ветвящейся кроной. Только вот какие-то из этих ветвей тонки, слабы и почти незаметны, а какие-то, пышно развиваясь, дают еще и свои собственные новые побеги. При таком подходе (согласуемом и с современными знаниями в разных областях науки) как прорицание, так и Магия получают огромный практический смысл. Ведь мы, не обладая порой необходимой и достаточной информацией, попросту не сможем принять правильного решения или выбрать оптимальную линию поведения, выработать план или образ действий, надлежащим образом отвечающий достижению поставленной цели. Именно для этого служит Магия (вкупе с прорицанием).

Сама же прорицательная Магия – это особый вид Магии, с помощью которого можно изменять реальность и развитие событий в ней путем специальных техник и инструментов прорицания.

Такое назначение Таро, как Магия, реализуется путем методик и техник корректирующих раскладов. Наиболее простым языком можно сказать: коррекция судьбы при помощи карт Таро (хотя сам термин «судьба» в общепринятом его значении тут, на наш взгляд, не совсем уместен, так как предполагает некую заведомо определенную и неизменную линию развития событий). В сущности, магическая операция заключается в том, что практикующий, совершая тот или иной прорицательный расклад, не просто делает его анализ и извлекает для себя выводы, а, проанализировав, при необходимости меняет карту или карты в некоторых позициях на желаемые для достижения нужного результата. Он активно и целенаправленно влияет на результат расклада.

Безусловно, такие операции должен производить исключительно профессионал, хороший Практик, уже достигший на своем Пути определенных результатов. И решение это принимается не запросто.

Стоит отметить, что все перечисленные варианты использования Таро (прорицание, самопознание и Магия) тонко взаимосвязаны. Вы можете использовать карты преимущественно для одного из этих деяний, но это не значит, что оставшиеся два могут быть вам совершенно неведомы. Прорицание позволяет познать внешний мир, медитация позволяет познать мир внутренний, а Магия позволяет активно воздействовать на оба этих мира (а точнее, на единую реальность). При этом встречаются «практики», которые не просто отрицают один или два из перечисленных вариантов, но демонстративно их презирают. Конечно, в таком случае мы имеем дело с профанацией.

Например, встречается позиция: «Я использую Таро, чтобы познать себя, я медитирую на них день и ночь, а эти ваши гадания – быдляческое надругательство над великим инструментом». Такому человеку хочется сказать: чья проблема, что ты не сумел зайти в своем развитии дальше «быдляческих» гаданий? Другой вариант – «Таро это прорицательный инструмент, а копаться в своей голове я не намерен». Но чего стоит прорицание человека, который не чует тонкой связи с арканами, достигаемой в медитации? Наконец, многие люди презирают магические действия с Таро, считая подмену карты в раскладе едва ли не кощунством. Это религиозное, а не магическое восприятие. Для такого человека колода – божество, открывающее ему, недостойному, единственно возможный и определенный высшими силами вариант судьбы. Конечно, с его точки зрения ужасно пытаться как-то влиять на позицию божества. Что ж, если человек действительно чувствует себя «недостойным» – значит, таков он и есть, и его отношение к Магии совершенно правильно. Но – правильно только для него самого. Что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Кроме рассмотренных трех основных назначений Таро можно выделить и дополнительные два, которые, скорее, относятся чисто к внешним признакам, не связанным с функционалом данной системы. Это историко-культурное и эстетическое назначение. По дошедшим до нас образцам старых колод исследователи могут делать выводы о способах живописи, об используемых красках, о бытовавших стандартах изготовления мини-картины, даже об образцах костюма и вооружения. Нельзя также отрицать то завораживающее действие, которое оказывают изображения колод Таро на зрителя, пусть даже их видит в музее, каталоге или книге человек, далекий от прорицания, Магии, медитативных и иных подобных практик. Ведь на этих картах (особенно Старших Арканах) отражено то архетипическое, общее, коллективное, что находит отклик и затрагивает струны души у любого человека, имеющего хоть сколько-нибудь развитый эстетический вкус.

К работе с Таро необходимо относиться с предельной серьезностью, ведь неуважение к прорицательной системе или прорицательному инструменту (конкретной колоде) ведет к необратимым последствиям. Очень многие Практики могут подтвердить это утверждение реальными примерами из личного опыта. Хотя Магия Таро дает огромный простор для деятельности и творчества любого Практика, следует помнить, что есть вещи, которые делать категорически нельзя.

Олег Телемский выделил несколько вещей, которые крайне не рекомендуются практикующим тарологам:

1) Спрашивать у карт совета, если вы уже решили для себя заранее, как поступите в данной ситуации и ничто не сможет повлиять на ваше решение;

2) Делать повторный расклад, когда первый результат чем-то не устроил вас;

3) Совершать прорицание для человека, который очень неприятен вам, или просто ради демонстрации вашего умения пользоваться Таро без реальной причины.

Первое напрямую ведет к отторжению колодой вас, как ее Хозяина, как прорицателя по причине того, что вы не уважаете свой магический инструмент. Следует всегда помнить, что как вы будете относиться к вашему магическому предмету, так и он будет относиться к вам. Здесь действует тот же принцип, что и в простых человеческих взаимоотношениях.  Относитесь к своей колоде Таро как к другу, помощнику. Не тревожьте ее без надобности и не пытайтесь обойти совет, просматривая дважды подряд одну и ту же ситуацию (пусть даже сформулированную иначе и с применением другого типа расклада), не производите прорицание тогда, когда результат абсолютно известен вам заранее или когда вы решили действовать так или иначе, невзирая ни на какие обстоятельства и советы со стороны. Не раскладывайте карты для неприятного вам субъекта по его просьбе, если вы ощущаете, что вас от одной мысли о нем коробит, что вам неприятно его присутствие при священном акте прорицания (что равносильно собеседованию с Высшим – с Высшей Силой, с Высшим «Я», с тем или иным архетипом, божеством, Ангелом-Хранителем и так далее). Не кичитесь своими картами перед невежественными профанами, не делайте раскладов напоказ и не давайте их в руки посторонним персонам.

Впрочем, в каждом правиле есть определенные исключения. Например, в рамках каких-то конкретных магических Орденов или систем приняты сезонные прорицания: карта месяца, карта года, карта открытия какого-то сезона (согласно лунным циклам или движению иного небесного тела, дате некоего значимого события и так далее). Если вы придерживаетесь такой традиции, то свершение данного вида прорицания не идет вразрез с определенной ясностью ближайших перспектив вашей жизни.

Касательно неприятных персон или откровенно мешающих вам субъектов, ваших врагов, можно сообщить следующее. Иногда Посвященному необходимо попросту получить информацию о своем враге. Кроме того, прорицание может являться подготовкой к иному ритуалу (атакующей Магии на вредоносный субъект). Здесь, конечно, вышеуказанный третий принцип никоим образом не может огульно и догматически применяться в качестве запрещающего. Ваша колода Таро никак не оскорбится, когда вы прибегнете к ней для таких целей в отношении неприязненной личности.

Хотелось бы также отметить, что категорически нельзя изначально невзлюбить колоду, приобретенную вами, если вы планируете в дальнейшем конструктивно работать с ней. Она не будет служить вам помощником и другом. Поэтому нужно с полной ответственностью подойти к выбору колоды или колод. Сейчас это вообще не составляет особого труда. Можно тщательно просмотреть имеющиеся каталоги, интернет-сайты, где выложены галереи колод, прочесть информацию о той или иной колоде. Может получиться, что полностью устраивающая вас при первом просмотре колода при дальнейшем ее изучении будет категорически вам не соответствовать. Возьмем хотя бы классический пример с заменой местами Арканов VIII Справедливость и XI Сила в колоде Уэйта, нашедшей впоследствии свое продолжение в целом ряде современных колод. Казалось бы, столь удачная прорисовка карт, иллюстрация картинками Младших Арканов для огромного числа серьезных прорицателей не смогут компенсировать этой замены, которую многие Практики (да и некоторые серьезные создатели последующих колод) не приняли. При выборе колоды надо учитывать все. Только лишь в случае, если она полностью соответствует вашим требованиям и находит отклик в душе, затрагивает ее невидимые струны, можно смело приобретать данную колоду Таро.

 

Использованные источники

 

Артур Эдвард Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро. Перевод с англ. И. Алексеевой. – К.: София, 2000. – 88 с. С. 10 – 11; 38 – 39.

Банцхаф Х., Акрон. Энциклопедия Арканов Таро Кроули. Полная интерпретация карт. – СПб.: ИГ «Весь», 2006. – 240 с. с ил. – (Ваш спутник Таро). С. 10 – 21.

Фрагмент лекции О. Телемского «Введение» // Клуб «Касталия»: Таро-Марафон, 14.09.2012. (http://www.youtube.com/watch?v=J9b9NZ8oUDs)

Х. Банцхаф. Самоучитель по Таро. – Перевод с немецкого Е. Колесова. – Кишинев: ЧП «Старт», 2004. – 184 с. С. 7 – 12.

Х. Банцхаф. Таро и путешествие героя. – М.: КСП+, 2002. – 84 с. С. 2 – 6.

 

(с) Frater D., Soror M.

26.01.2014 г.н.э.

Рубрики:  Статьи о Таро
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку