«Веселая царица была Елисавет» |
Придворный камер-юнкер герцога Ф.В. Берхгольц вел подробный дневник. Он оставил заметки о торжествах и, в частности, высказался о внешности Елизаветы: «...великая княжна белокура и очень нежна; лицо у нея, как у старшей сестры, чрезвычайно доброе и приятное; руки прекрасны» (Дневник Ф. Берхгольца. Ч. 1. С. 54). Выбор пал, тем не менее, на Анну - ее выдали замуж, и она уехала вместе с супругом.
Объявленная в 1722 г. совершеннолетней, Елизавета стала центром разных дипломатических проектов Петр Великий думал выдать ее за Людовика XV. Обстоятельства сложились по-иному: за него, в результате интриг, выдали дочку свергнутого польского короля Станислава Лещинского - Марию. Лизетка продолжала вести беззаботную жизнь с родителями. Царевну начали сватать за второстепенных немецких князей.
Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г. ГТГ
Елизавета помогала матери после смерти отца, даже принимала участие в осуществлении правления: приготовливала к подписанию указы, следила за почтой. Императрица Екатерина, умирая, весной 1727 года завещала Елизавете выйти замуж за Карла-Августа - князя епископа Любского, который вскоре умер (июнь 1727 года). На протяжении 14 следующих лет Елизавета фигурировала во всевозможных брачных комбинациях, ни одна из которых не состоялась. Воспитание, ориентированное на брак с кем-либо из иностранных принцев, и годы, проведенные после смерти матери вдали от серьезных дел, наложили отпечаток на склонности, характер и привычки Елизаветы - она уделяла основное внимание нарядам, фаворитам, охоте и танцам.
Уникальный чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны «Собственный» воссоздали на Императорском фарфоровом заводе. Сервиз реинкарнировали в честь юбилея Царского Села, которому исполнилось 300 лет
Многое резко изменилось с кончиной Петра I (1724), а затем императрицы Екатерины I (1727). Императором в 1727 году стал 12-летний Петр II, который был очень привязан к своей тетке. Они вместе охотились и веселились, Елизавета царила на балах, очаровывала придворных своей легкостью и жизнерадостностью. Волшебная сказка закончилась быстро и неожиданно: молодой царь заболел оспой и скончался. Елизавета оказалась в сложном положении.
Императрица Елизавета Петровнана коне с арапчонком..Мейсенская фарфоровая мануфактура
Она старалась поддерживать свой имидж, как того требовало ее положение: во время свадьбы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом Елизавета со своею свитою следовала в семи каретах, со всем придворным штатом, располагавшимся по чинам, как у царицы, только у Елизаветы их было меньше. На венчании Елизавету сопровождал сын Бирона - Петр Курляндский; она была одета в розовое платье, вышитое серебром и богато украшенное драгоценными камнями. На свадебном маскараде Елизавета танцевала во второй кадрили с Петром Бироном, в зеленом домино с золотыми кокардами - так была одета вся кадриль. Такая жизнь требовала затрат.
Портрет Гротта
Но пока Елизавета лишилась блестящего положения при Дворе и была принуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе, среди преданных ей людей, особое место среди которых с 1733 занимал Алексей Разумовский. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра Великого, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Кобург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Ивановной вспыхивали неоднократно.
Анна Иоанновна на протяжении всех десяти лет своего царствования следила за Елизаветой и ее друзьями и любовниками. Красота Елизаветы раздражала Анну, а сама великая княжна являлась для нее политической конкуренткой, с которой необходимо было считаться. Принцесса Елизавета имела в Санкт-Петербурге свой особый двор, жила в отдельном дворце (на углу Большой Миллионной улицы и Царицына луга); не делала приемов, но часто бывала у царицы на вечерних собраниях и на всех парадных церемониях. Она жила на доходы с мыз, завещанных ей матерью. Привыкнув к роскоши, цесаревна, любившая наряды и удовольствия, постоянно нуждалась в деньгах и занимала их везде, где только могла достать.
Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. После смерти Анны Ивановны (1740) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну окружала атмосфера недоверия и подозрительности.
Портрет Преннера
Одновременно росли и ревность, и недовольство русского дворянства немецким засильем, особенно на ведущих государственных постах. Активным выразителем недовольства стала гвардия. 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна решилась на переворот, чему способствовал приказ правительства о выводе гвардии из Санкт-Петербурга. Опираясь на заговор придворных кругов против Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича и поддержку гвардии, Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота.
Основными принципами внутри — и внешнеполитической деятельности Императрицы были провозглашены возвращение к принципам правления Государя Петра Великого. Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, созданный при Анне Иоанновне, восстановила роль Сената, Берг— и Мануфактур-коллегии, Главного магистрата. В связи с вступлением России в Семилетнюю войну 1756-1763 учредила Конференцию при Высочайшем Дворе.
Именным указом 2 декабря 1742 г. Елизавета Петровна потребовала высылки всех иудеев как из великороссийских, так и малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом. В будущем могли пропускаться в страну лишь принявшие "христианскую веру греческого исповедания", с тем чтобы они никогда уже не могли покинуть страну.
В следующем году, донося Елизавете Петровне, что уже высланы 142 еврея (обоего пола), Сенат решился подчеркнуть, что высылка евреев повлечет за собою убыток для казны и просил разрешить последним временное пребывание для торговых целей. Но Императрица оставила в силе свое повеление, положив на донесение Сената знаменитую резолюцию: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".
Портрет Брэннера
Полного представления о жизни Елизаветы и ее двора в Царском Селе, к сожалению, сложно составить. Мемуарный материал для этой эпохи слишком беден и не носит того драгоценного интимного характера, который позволяет историку познакомиться с обыденною жизнью изучаемаго иремени.
А между тем Царское Село при жизни императрицы Елисаветы почти не переставало быть именно интимной резиденцией, в которой царица отдыхала от утомительной пышности и назонливого многолюдства.
К тому же дворцовые здания в Царском Селе почти в течение всего царствования не переставали строиться и в неоконченном виде представляли мало удобствъ для устроения больших приемов и торжеств. В Царском бывал лишь интимный кружок императрицы и так называемая „малая свита**, и даже наследник престола великий князь Петр Феодорович до вступления на престол посетил Царское всего 8 раз.
Через два месяца после восшествия на престол Елисавета, как кажется, в первый раз посетила Царское, будучи императрицею. Это было 18 января 1742 года. Утром, в девятом часу государыня „восприняла путь в Село Царское, где она была встречена пушечными салютами, сперва 31-м выстрелом, а потом, „какъ изволила сесть кушать за столъ стреляли неоднократно".
В восьмом часу вечера Елизавета посетила хоромы, что в огороде и называются трактир, где были прежде мыльни (и тут забавлялась (играли?) до десятого часа", а потом, вернувшись во дворцовые палаты, еще немного позабавясь, она расположилась там ночевать. На следующее утро в седьмом часу императрица выезжала на охоту. В свите были и герои дня - лейбъ-компанцы. Вернулась она к полудню, а после был устроен импровизированный бал с пением и игрой в карты
С приходом Елизаветы к власти в 1741 году любимое Царское Село огласилось шумом стройки: по проекту Ф.-Б. Растрелли существующему зданию придали блеск и роскошь дворца. Он был необычным сооружением: перед подъезжавшими постепенно открывалось сказочное зрелище. На фоне зелени леса и небесного свода сиял золотыми украшениями громадный голубой дворец.
Посреди сгола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыиу» и другие. Для парадных обедов из Астрахани денно и нощно везли фрукты, из Украины — раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.
Обязательной принадлежностью обе¬денных церемоний являлись столы сложной фигурной формы, создавав¬шиеся в середине XVIII века по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Большое значение придавалось оформлению столов
Непременной заключительной частью всех празднеств были фейерверки и иллюминации, проводившиеся в темное время суток Это было подлинное искусство, почти театральное действие: искусные пиротехники и инженеры из белых и цветных огней создавали огромное количество движущихся фигур, аллегорий, групп. Эти картины сопровождались музыкой, салютом, иллюминацией и представляли собою сказочное зрелище; особенно эффектны были представления на Большом пруду.
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе проводила летнее время в соответствии с устоявшейся традицией: приемы, банкеты, праздники проходили по утвержденной программе. В ее царствование в резиденции сложилось обширное дворцовое хозяйство, обслуживавшее императорский ансамбль. В обычные дни в резиденции находилось около тысячи человек, во время приемов - до 5000.
Убранством дворца и парка, ежедневным бытом ведала Придворная контора и Гофмаршальская часть. Службы, занимавшиеся организацией царских обедов, подразделялись на Тафельдекерскую (ведала обеденным столом и посудой); Мундшенскую (ведала напитками); Кофишенскую (сервировкой кофе, чая); Кондитерскую (десертами). Кроме того, существовала Буфетная и различные кухонные службы. В подвале дворца под комнатами императрицы и ее приближенных находились службы и прислуга, прислуживавшие двору при малейшей необходимости.
Собственный столовый сервиз
Всем хозяйством и устроением праздников во дворце заведовал гофмаршал; повседневно он отвечал за содержание царского стола и стола придворных чинов и служителей, делившихся на классы. К I классу относились гофмаршал, гофмейстерины, начальники кавалергардских рот, которые к тому же имели право приглашать гостей; ко II классу - офицеры, секретари, адъютанты, камер-пажи, пажи и другие лица, несшие службу при дворе; к III классу - старшие служители двора.
Фейерверки и гуляния
С 1749 года в жизни императрицы появился молодой человек, которого звали Иван Шувалов. Особенно большую роль при дворе он стал играть в последние годы жизни императрицы, когда она все больше отходила от дел и уединенно жила в Царском Селе. Первая библиотека, первые музеи, драматический театр, кадетский корпус для малолетних детей дворян, Московский университет, Академия художеств - далеко не полный перечень событий русской культуры и науки, которые обсуждались в стенах Царскосельской резиденции. Он готовил тексты распоряжений: «Приказано мне написать письмо к собственному подписанию, которое теперь и подано». Это был выдающийся деятель русской культуры.
Балы, обеды, маскарады, концерты, фейерверки и иллюминации шли непрерывной чередой, превращая жизнь императрицы в вечный праздник. Среди государственных указов, подписанных императрицей Елизаветой, встречаются и такие: "Отныне и впредь и будущую зиму при дворе ее императорского величества каждую продолжавшуюся неделю по нижеписанным дням быть, а именно: по воскресеньям — куртагам, по понедельникам — интермедиям, по вторникам — придворным маскарадам, по четвергам — комедиям французским...».
Маскарады проводились по сценарию, созданному хозяйкой дворца, о чем свидетельствуют записи, сделанные в камер-фурьерских журналах тех лет: «...быть дамам в платье кавалерском, кавалерам в дамском, у кого какой имеется: в самарах, кафтанах или шлафорах дамских, а обер-гофмейстерине госпоже Голицыной объявлено, чтоб ей быть в маскарадном мужском платье: в домино, в парике и в шляпе». Елизавета очень любила театр и увлекалась им с юности. В 1730-е годы при дворе цесаревны ставились спектакли, в которых актерами выступали придворные и певчие.
Возможно поэтому, всматриваясь в парадные портреты, изображения залов, разглядывая ее лицо и одежду, прически и драгоценности, каждый раз видишь те же отраженные черты и в искусстве ее времени. Императрица отражала пышную красоту стиля середины XVIII века
Ее до конца дней заботил собственный гардероб, насчитывавший тысячи платьев» сундуки обуви и склады тканей. Имея огромный, постоянно пополнявшийся гардероб, насчитывавший тысячи платьев, на всех парадных портретах императрица изображена в серо-жемчужных, отливающих серебром нарядах.
Она была героиней в громадном театре и жила в атмосфере спектакля с системой театральных приемов - гигантской театральной декорацией дворца, сверкающие золотыми нарядами актеры-придворные.
Регламент застолья, этикет и вечный праздник осуществлял итальянский живописец Дж. Валериани (1708-1762). Начиная с 1744 года весь свой незаурядный талант «первый инженер и маляр театральный» посвятил организации официальных праздников, представлений, юбилеев, парадов, балов, маскарадов, обедов и церемоний. Таким образом, дворец был драгоценной оправой для императрицы-красавицы, которая, по словам историка В.О. Ключевского, жила «не сводя с себя глаз».
С детства Елизавета Петровна любила пение птиц, и множество их содержалось в клетках в ее личных комнатах. Она могла спокойно спать под их пение и щелканье, храня, таким образом, в своем быту патриархальные традиции. Новые веяния проявляли себя в парадных гостиных: модные экзотические птицы - попугаи - сидели в больших бронзовых клетках на окнах и гортанно кричали, привлекая внимание к своей персоне. Скромные певчие лесные птицы находили себе место в уютных спальных-будуарах, которых во дворце было множество.
Е. Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905).
XVIII век - век смеха и игры. Императрица Елизавета Петровна обладала редким даром ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Когда волею судьбы она стала императрицей, она жила в свое удовольствие; круг придворных составляли, в основном, близкие люди.
Елизавета позволяла себе быть свободной и делать то, что ей нравилось - например, она любила петь и была приятной певицей, в тесном кругу проявляла себя: разворачивалась вся тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность ее гибкого голоса. После прогулки по царскосельскому саду, императрица с самыми близкими и приятными ей людьми, как правило, в числе не более 16 лиц, обычно садилась за ужин в павильоне «Эрмитаж». Приглашенные входили в изысканно меблированный зал, на стенах которого была живопись Дж. Валериани, сюжетами были любовные сцены и роскошный пир богов па Олимпе, но в самом зале не было и намека на ужин.
Едва императрица переступала порог, к ней приближались два придворных и испрашивали приказания насчет начала. Императрица благосклонно кивала головой - знак, что можно подавать; расступался пол и снизу поднимался роскошно сервированный стол. Ели легкие, вкусные блюда, пили тонкие вина, вели веселые и изящные разговоры.
Портрет Ротари
После ужина стол опускался, и начинались танцы.Камер-фурьерские журналы - своеобразный официальный дневник времяпрепровождения императрицы - подтверждают ее частое присутствие в павильоне «Эрмитаж». Сохранилось достаточно отзывов о характере Елизаветы ее современников. Авторы писем и мемуаров - люди разных характеров, мнений, ума, темперамента - сходились в одном: Елизавета была обаятельна и необычайно привлекательна в дружеском кругу. Павильон был одним из любимых мест отдыха императрицы и она часто отправлялась с иностранными дипломатами на прогулки, собственным присутствием украшая прием в Большом зале Эрмитажа.
Торжественные приемы требовали соответствующего роскошного обрамления. Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота и в его интерьерах. «Золотой» называли современники парадную анфиладу залов второго этажа Большого дворца, где не только стены, но и двери были украшены позолоченной резьбой. Соединенные резными золочеными дверями-порталами, эти помещения образовали длинную цепь парадных комнат — уходящую в бесконечность, сверкающую золотом резьбы, поражающую воображение своей протяженностью анфиладу.
Резной декор сильнее всего впечатлял в помещениях, предназначенных для ожидания выходов императрицы, Антикамерах, Церковном зале и в различных столовых — Кавалерской, Парадной, Малой Белой, Китайской. Когда из-за распахнутых дверей, точно из какого-то зазеркального царства, выходила императрица, она постепенно превращалась из еле видимой, по сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и шелками величественную фигуру.
Портрет Караваджо
Многолюдные празднества, проходившие в Большом зале и Антикамерах, завершались торжествами, предназначенными для узкого круга гостей и приближенных, которых принимали в многочисленных залах анфилады: Янтарной комнате, Малиновой и Зеленой столбовых и в Портретном зале. По воскресеньям, после обедни, императрица принимала от своей свиты поздравления, «жаловала» к руке, при этом ритуал поведения, так же, как и одежда придворных, были строго регламентированы, и, как отмечает придворный журнал, «дамы были в сюртуках и шляпах, а кавалеры до полудня в орденах, а потом без орденов». По вечерам в гостиных дворца играли в карты и шахматы, забавлялись разгадыванием шарад, устраивали вечерние музыкальные концерты.
Фельдмаршал граф Миних описывает внешность императрицы следующим образом: «...императрица Елизавета обладала прекрасной наружностью и редкими душевными качествами. Она имела необыкновенно живой характер, была очень стройна и хороша собою, смела на лошади и на воде, и, несмотря на свою полноту, ходила так скоро, что все вообще, а дамы в особенности, едва могли за нею поспевать». Елизавета обожала прогулки верхом, обладала редкой выносливостью и была способна по нескольку часов проводить в седле: она была страстной охотницей и наездницей. Как и ее отец - Петр I - она была легка на подъем и часто путешествовала. Целью ее многочисленных поездок были монастыри, богомолье, прогулки и охоты.
Жилые комнаты Елизаветы Петровны в царскосельском дворце находились с садовой стороны в верхнем этаже правого крыла, примыкавшего к дворцовой церкви. Из этих комнат самой роскошной была спальня императрицы, «убранная оранжевым штофом с серебром». В спальне стояла кровать «штофная, голубого французского штофа, ново-сделанная в последнем вкусе».
По традиции того времени эта парадная кровать была самым пышным предметом обстановки дворца, о котором еще в начале XX столетия сохранялось «подробнейшее... описание как о чем-то диковинном...». И, действительно, простой дубовый каркас кровати был пышно убран расшитыми драпировками, украшен бахромой, серебряными позументом и кистями. На балдахине серебряною битью и канителью были вышиты корона, крест и вензель императрицы. Спинку изголовья украшал шитый шелком и серебром государственный герб. С трех сторон кровать закрывалась завесами, также декорированными серебряным шитьем.
Спальня Елизаветы Петровны по наследству на долгие двадцать лет перешла к ее преемнице, Екатерине II. По-видимому, при Екатерине Алексеевне на стенах комнаты появились расписные китайские шелка, наборный паркет, а альковную нишу увенчал вензель Е II. Этот интерьер стал Опочивальней не только для Екатерины II, но и для ее внука Александра I, установившего в нарядной барочной нише свою походную складную кровать.
Убранство столов времени Елизаветы Петровны - самостоятельное искусство. Каждому сервизу соответствует определенный стеклянный набор для напитков. На белых льняных, скатертях составлялись композиции из фруктов и цветов.
Оформление столов по богатству, затейливости и разнообразию в украшениях не уступало убранству залов. Елизавета Петровна очень часто проводила время с дамами и кавалерами за «фриштоками» (завтраками), «ординарными» (повседневными) обедами, вечерними кушаньями. Обеденным церемониям соответствовала изысканная сервировка. Столы пышно украшались независимо от того, обедал только узкий круг лиц с императрицей или были гости. На столе обычно находилось от 17 до 30 кувертов (приборов). Трапезы заканчивались «по полуночи в первом часу».
На парадных столах в лафитниках, штофах, графинах, кувшинах стояли пиво, квас, рейнвейн (белый и красный), «бургонское», мед вареный и сладкий; водки - боярская, водка с лавровыми ягодами и травами, кларет, водка из «французского штофа» (так называли коньяк. В России его часто подделывали, закрашивая обычную водку жженым сахаром с добавлением коньячного спирта для запаха. Поэтому французская бутылка - штоф - гарантировала качество напитка).
Еда обычно состояла «в трех переменах с десертом», меню бывало очень разнообразным; десерты чаще всего бывали «из редчайших плодов». Выставлялись чай, мед, прохладительные напитки, сласти и мороженое. Кулинарные изыски французской кухни исполнялись под руководством поваров, выписанных из Франции. В их распоряжении был огромный поварской штат, состоявший из нескольких сотен помощников-исполнителей и поварят. Импортировались и сами кулинарные изделия из Парижа, Лиона, Реймса и Бордо, перед затратами не останавливались.
Портрет Тоска
Личной прихотью императрицы Елизаветы Петровны принято считать организацию фарфорового дела в России. Она непременно хотела иметь свою мануфактуру, так как в начале XVIII века каждый царский двор, претендовавший на оригинальность и блеск, имел собственное производство.
Фарфор считался редким предметом роскоши. С 1744 года начинается история Императорского фарфорового завода и связана она с именем Д. Виноградова, его творческой личностью и стилем его работы. После 1756 года был исполнен первый столовый сервиз, его называют Собственным сервизом императрицы Елизаветы Петровны. Предметы украшены рельефной сеточкой с незабудками (пронизаны золотом и пурпуром), пышными гирляндами ярких цветов (выполненными вручную) и составлены индивидуально для каждого предмета
В области внешней политики начало царствования совпало с Русско-шведской войной 1741-1743, закончившейся Абоским миром (1743), по которому к России отошла часть Финляндии. Про-французская ориентация в первые годы царствования сменилась опорой на союз с Австрией против усиливавшегося влияния Пруссии, что соответствовало внешнеполитической доктрине канцлера А.П.Бестужева-Рюмина и привело к вступлению России в Семилетнюю войну.
Несмотря на недостаточную подготовленность к войне, военные действия были успешны для России. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (в частности, деятельность М.В.Ломоносова, открытие Московского университета, основание Академии художеств, постройка значительных памятников архитектуры, в т.ч. Екатерининского дворца в Царском Селе)
Эпоха императрицы Елизаветы является в целом одной из самых художественных страниц русской истории. Жизнь во всех ее многообразных проявлениях была для нее подлинным искусством.
Красоту и великолепие Большого дворца Елизаветы можно почувствовать острее, если пройтись неторопливо по аллеям царскосельского парка. Яркие, лазоревого с бело-желтым цвета, фасады поражают грандиозностью размеров. В пасмурный осенний день или в лучах мягкого петербургского солнца, наполненные экспрессией, стены дворца словно излучали жизнерадостную энергию, заряжая ею все окружающее пространство, напоминая о своей веселой хозяйке.
Когда дворец и сады в Царском пришли к окончанию и для летней резиденции могла наступить та пышная жизнь, которая развертывалась, в первые шестнадцать лет Елисаветинского правления, во всех прочих столичных, и пригородных дворцах, здоровье императрицы, дотоле цветущее, изменилось к худшему и это наложило особый отпечаток на весь придворный быт. Огромные, богатые и вычурные затеи Елизаветы в Царском почти не послужили своей создательнице. Несколько праздников, прошедших при ней в Царском Селе, ничтожны в сравнении со всем «темном» того времени.
25 декабря 1761 года в возрасте 52-х лет императрица Елизавета Петровна скончалась.
Елизавета Петровна выведена во множестве исторических романов о событиях середины XVIII века, включая «Слово и дело»и «Пером и шпагой» В. Пикуля. Непосредственно Елизавете посвящён роман П. Н. Краснова «Цесаревна» (1932).
В кино
• «Распутная императрица» (1934), в роли Елизаветы — Луиза Дрессер.
• «Давид Гурамишвили» (1946), в роли Елизаветы — Татьяна Окуневская.
• «Секрет шевалье д'Эона» (1959), в роли Елизаветы — Иза Миранда
• «Михайло Ломоносов» (1986), в роли Елизаветы — Наталья Сайко
• «Гардемарины, вперёд!» (1987), в роли Елизаветы — Елена Цыплакова.
• «Молодая Екатерина» (Young Catherine, (1991), в роли Елизаветы — Ванесса Редгрейв.
• «Виват, гардемарины!» (1991), «Гардемарины — III» (1992), в роли Елизаветы — Наталья
Гундарева. • «Екатерина Великая» (Catherine the Great, 1995), в роли Елизаветы — Жанна Моро.
• «Тайны дворцовых переворотов» (1—6-й фильмы, 2000-03), в роли Елизаветы — Екатерина Никитина.
• «Фаворит», (2005), в роли Елизаветы — Мария Кузнецова.
• «Пером и шпагой», (2008), в роли Елизаветы — Ольга Самошина.
Источники:
• Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
• Википедия,
• Викимедия,
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/[/more]
Рубрики: | История/Исторические личности Европа Персоналии, биография Монархия и монархи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |