-Метки

1910s 1940s art art nouveau deutsche deutschland english france la belle epoque memories norge retro lady retro-cocktail royalty saints united states of america агра азербайджан азия алебастр амазонки американская живопись англия англосаксы античность аристократия армия артемида архитектура баку биография богини бухта афродиты валаам великобритания видео военная история воительницы германия города городской пейзаж греция дворец джайпур драматический театр древнегреческая мифология древний египет древняя греция древняя русь европа египет егтпет животные забавное заграничные походы 1813-1815 годов зоопарк икона индия интересное интересный факт иордания ирландия испания история история в фотографиях история руси канатная дорога карнакский храм кельтика кипр китай китайская живопись красота легенды лефкара ликвидаторы чаэс лимерик луксор любимые песни мадрид мальта мед поэзии мельница микены мифологическая живопись михаил поспелов модерн монархия монастырь москва музыка н.новгород набережная наполеоновские войны нафплион нижний новгород нил норвегия обелиск образование общемировая история оперный театр остров коневец отель памятник память парк пейзаж пекин плёс пляж подарок поэзия поэты православие праздник природа прообраз таможенника верещагина путешествия риддархольмен романовы россия русская поэзия рыцарство святые священное животное сервантес серебро сиртаки скандинавия скульптура собор соловки старая добрая англия старая ладога старая ладога. часть 4. старинные открытки стогкольм стокгольм сша тадж-махал текст песни тутанхамон фараон франция хатшепсут хелависа храмы христианство художники царская россия чернобыль чкалов шампольон швеция шри-ланка эгейское море эллада

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в История_и_культура

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 2951


«Веселая царица была Елисавет»

Суббота, 13 Апреля 2013 г. 20:21 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора


По отзывам современников, в Елизавете Петровне удивительным образом сочетались новые европейские веяния с московской стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье.

Юная царевна Елизавета в образе Флоры, портрет Каравака изЦарскосельского дворца
Красавица, щеголиха, затейница очень часто представляла, какой должна быть Россия. За свое двадцатилетнее правление она издала около 3000 указов (о борьбе с пьянством, о культуре, о науке, о чистоте городов, об образовании населения, о банках, о кредитах, медицине) .



Среди занимавших ее удовольствий государыня с трудом находила время для чтения бумаг и слушания докладов. Важнейшие документы неделями лежали, ожидая подписи Елизаветы. Тем не менее царствование ее можно считать .удачным и даже блестящим.
При ней уничтожены были внутренние таможни, при ней основали первый русский университет, при ней Европа вновь увидела русскую армию и услышала о ее победах. Впрочем, и в,о внешней политике императрица руководствовалась более личными пристрастиями, нежели изощренным расчетом.

Портрет Елизаветы Петровны в молодости. Неизвестный художник XVIII в.
Она терпеть не могла прусского короля и дважды успешно воевала с ним. Только внезапная смерть русской государыни спасла Фридриха II от полного разгрома.
Эпоха императрицы Елизаветы является в целом одной из самых художественных страниц русской истории. Жизнь во всех ее многообразных проявлениях была для нее подлинным искусством.
Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года и была дочерью Императора Петра I и Императрицы Екатерины I. Детство и юность Елизавета провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском.

Иван Вишняков. Портрет Елизаветы Петровны (1743).
Веселый характер Елизаветы как нельзя лучше подходил ко вкусам двора. В развлечениях ей не было равных. Счастливое детство наложило отпечаток на всю ее жизнь: велики были ее огорчения в период царствования Анны Иоанновны, но она не утратила своей природной веселости и остроумия. Как ни вознесла ее потом судьба, в ней всегда оставалась прежняя девчонка и в манерах, и в ее далеко не изысканном способе выражать свои мысли.

Портрет Аргунова
30 августа 1721 года в Ништадте был подписан победный для России мирный договор со Швецией, завершивший Северную войну. Осенью состоялись торжества, в ходе которых в Петербурге побывали посланники многих стран. Там же находился Голштейн-Готторпский герцог Карл-Фридрих, приехавший для заключения брака с одной из дочерей Петра I - Анной или Елизаветой.


Придворный камер-юнкер герцога Ф.В. Берхгольц вел подробный дневник. Он оставил заметки о торжествах и, в частности, высказался о внешности Елизаветы: «...великая княжна белокура и очень нежна; лицо у нея, как у старшей сестры, чрезвычайно доброе и приятное; руки прекрасны» (Дневник Ф. Берхгольца. Ч. 1. С. 54). Выбор пал, тем не менее, на Анну - ее выдали замуж, и она уехала вместе с супругом.



Объявленная в 1722 г. совершеннолетней, Елизавета стала центром разных дипломатических проектов Петр Великий думал выдать ее за Людовика XV. Обстоятельства сложились по-иному: за него, в результате интриг, выдали дочку свергнутого польского короля Станислава Лещинского - Марию. Лизетка продолжала вести беззаботную жизнь с родителями. Царевну начали сватать за второстепенных немецких князей.



Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г. ГТГ


Елизавета помогала матери после смерти отца, даже принимала участие в осуществлении правления: приготовливала к подписанию указы, следила за почтой. Императрица Екатерина, умирая, весной 1727 года завещала Елизавете выйти замуж за Карла-Августа - князя епископа Любского, который вскоре умер (июнь 1727 года). На протяжении 14 следующих лет Елизавета фигурировала во всевозможных брачных комбинациях, ни одна из которых не состоялась. Воспитание, ориентированное на брак с кем-либо из иностранных принцев, и годы, проведенные после смерти матери вдали от серьезных дел, наложили отпечаток на склонности, характер и привычки Елизаветы - она уделяла основное внимание нарядам, фаворитам, охоте и танцам.



Уникальный чайный сервиз императрицы Елизаветы Петровны «Собственный» воссоздали на Императорском фарфоровом заводе. Сервиз реинкарнировали в честь юбилея Царского Села, которому исполнилось 300 лет




Многое резко изменилось с кончиной Петра I (1724), а затем императрицы Екатерины I (1727). Императором в 1727 году стал 12-летний Петр II, который был очень привязан к своей тетке. Они вместе охотились и веселились, Елизавета царила на балах, очаровывала придворных своей легкостью и жизнерадостностью. Волшебная сказка закончилась быстро и неожиданно: молодой царь заболел оспой и скончался. Елизавета оказалась в сложном положении.


Императрица Елизавета Петровнана коне с арапчонком..Мейсенская фарфоровая мануфактура


Она старалась поддерживать свой имидж, как того требовало ее положение: во время свадьбы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом Елизавета со своею свитою следовала в семи каретах, со всем придворным штатом, располагавшимся по чинам, как у царицы, только у Елизаветы их было меньше. На венчании Елизавету сопровождал сын Бирона - Петр Курляндский; она была одета в розовое платье, вышитое серебром и богато украшенное драгоценными камнями. На свадебном маскараде Елизавета танцевала во второй кадрили с Петром Бироном, в зеленом домино с золотыми кокардами - так была одета вся кадриль. Такая жизнь требовала затрат.


Портрет Гротта

Но пока Елизавета лишилась блестящего положения при Дворе и была принуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе, среди преданных ей людей, особое место среди которых с 1733 занимал Алексей Разумовский. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра Великого, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Кобург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Ивановной вспыхивали неоднократно.



Анна Иоанновна на протяжении всех десяти лет своего царствования следила за Елизаветой и ее друзьями и любовниками. Красота Елизаветы раздражала Анну, а сама великая княжна являлась для нее политической конкуренткой, с которой необходимо было считаться. Принцесса Елизавета имела в Санкт-Петербурге свой особый двор, жила в отдельном дворце (на углу Большой Миллионной улицы и Царицына луга); не делала приемов, но часто бывала у царицы на вечерних собраниях и на всех парадных церемониях. Она жила на доходы с мыз, завещанных ей матерью. Привыкнув к роскоши, цесаревна, любившая наряды и удовольствия, постоянно нуждалась в деньгах и занимала их везде, где только могла достать.


Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. После смерти Анны Ивановны (1740) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну окружала атмосфера недоверия и подозрительности.


Портрет Преннера


Одновременно росли и ревность, и недовольство русского дворянства немецким засильем, особенно на ведущих государственных постах. Активным выразителем недовольства стала гвардия. 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна решилась на переворот, чему способствовал приказ правительства о выводе гвардии из Санкт-Петербурга. Опираясь на заговор придворных кругов против Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича и поддержку гвардии, Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота.



Основными принципами внутри — и внешнеполитической деятельности Императрицы были провозглашены возвращение к принципам правления Государя Петра Великого. Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, созданный при Анне Иоанновне, восстановила роль Сената, Берг— и Мануфактур-коллегии, Главного магистрата. В связи с вступлением России в Семилетнюю войну 1756-1763 учредила Конференцию при Высочайшем Дворе.


Именным указом 2 декабря 1742 г. Елизавета Петровна потребовала высылки всех иудеев как из великороссийских, так и малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом. В будущем могли пропускаться в страну лишь принявшие "христианскую веру греческого исповедания", с тем чтобы они никогда уже не могли покинуть страну.

В следующем году, донося Елизавете Петровне, что уже высланы 142 еврея (обоего пола), Сенат решился подчеркнуть, что высылка евреев повлечет за собою убыток для казны и просил разрешить последним временное пребывание для торговых целей. Но Императрица оставила в силе свое повеление, положив на донесение Сената знаменитую резолюцию: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".


Портрет Брэннера

Полного представления о жизни Елизаветы и ее двора в Царском Селе, к сожалению, сложно составить. Мемуарный материал для этой эпохи слишком беден и не носит того драгоценного интимного характера, который позволяет историку познакомиться с обыденною жизнью изучаемаго иремени.


А между тем Царское Село при жизни императрицы Елисаветы почти не переставало быть именно интимной резиденцией, в которой царица отдыхала от утомительной пышности и назонливого многолюдства.


К тому же дворцовые здания в Царском Селе почти в течение всего царствования не переставали строиться и в неоконченном виде представляли мало удобствъ для устроения больших приемов и торжеств. В Царском бывал лишь интимный кружок императрицы и так называемая „малая свита**, и даже наследник престола великий князь Петр Феодорович до вступления на престол посетил Царское всего 8 раз.


Через два месяца после восшествия на престол Елисавета, как кажется, в первый раз посетила Царское, будучи императрицею. Это было 18 января 1742 года. Утром, в девятом часу государыня „восприняла путь в Село Царское, где она была встречена пушечными салютами, сперва 31-м выстрелом, а потом, „какъ изволила сесть кушать за столъ стреляли неоднократно".


В восьмом часу вечера Елизавета посетила хоромы, что в огороде и называются трактир, где были прежде мыльни (и тут забавлялась (играли?) до десятого часа", а потом, вернувшись во дворцовые палаты, еще немного позабавясь, она расположилась там ночевать. На следующее утро в седьмом часу императрица выезжала на охоту. В свите были и герои дня - лейбъ-компанцы. Вернулась она к полудню, а после был устроен импровизированный бал с пением и игрой в карты


С приходом Елизаветы к власти в 1741 году любимое Царское Село огласилось шумом стройки: по проекту Ф.-Б. Растрелли существующему зданию придали блеск и роскошь дворца. Он был необычным сооружением: перед подъезжавшими постепенно открывалось сказочное зрелище. На фоне зелени леса и небесного свода сиял золотыми украшениями громадный голубой дворец.





Впечатление усиливалось, когда гости входили в здание - золотая анфилада залов потрясала воображение. Барокко - елизаветинский стиль - как нельзя более соответствовал ее вкусам и способствовал тому внешнему блеску, который был характерен для жизни двора Елизаветы. Всевозможные празднества и церемонии проводились в великолепных апартаментах, что разумеется, усиливало впечатление.

Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.



Посреди сгола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыиу» и другие. Для парадных обедов из Астрахани денно и нощно везли фрукты, из Украины — раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.



Обязательной принадлежностью обе¬денных церемоний являлись столы сложной фигурной формы, создавав¬шиеся в середине XVIII века по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Большое значение придавалось оформлению столов


Непременной заключительной частью всех празднеств были фейерверки и иллюминации, проводившиеся в темное время суток Это было подлинное искусство, почти театральное действие: искусные пиротехники и инженеры из белых и цветных огней создавали огромное количество движущихся фигур, аллегорий, групп. Эти картины сопровождались музыкой, салютом, иллюминацией и представляли собою сказочное зрелище; особенно эффектны были представления на Большом пруду.



Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе проводила летнее время в соответствии с устоявшейся традицией: приемы, банкеты, праздники проходили по утвержденной программе. В ее царствование в резиденции сложилось обширное дворцовое хозяйство, обслуживавшее императорский ансамбль. В обычные дни в резиденции находилось около тысячи человек, во время приемов - до 5000.



Убранством дворца и парка, ежедневным бытом ведала Придворная контора и Гофмаршальская часть. Службы, занимавшиеся организацией царских обедов, подразделялись на Тафельдекерскую (ведала обеденным столом и посудой); Мундшенскую (ведала напитками); Кофишенскую (сервировкой кофе, чая); Кондитерскую (десертами). Кроме того, существовала Буфетная и различные кухонные службы. В подвале дворца под комнатами императрицы и ее приближенных находились службы и прислуга, прислуживавшие двору при малейшей необходимости.



Собственный столовый сервиз


Всем хозяйством и устроением праздников во дворце заведовал гофмаршал; повседневно он отвечал за содержание царского стола и стола придворных чинов и служителей, делившихся на классы. К I классу относились гофмаршал, гофмейстерины, начальники кавалергардских рот, которые к тому же имели право приглашать гостей; ко II классу - офицеры, секретари, адъютанты, камер-пажи, пажи и другие лица, несшие службу при дворе; к III классу - старшие служители двора.



Фейерверки и гуляния


С 1749 года в жизни императрицы появился молодой человек, которого звали Иван Шувалов. Особенно большую роль при дворе он стал играть в последние годы жизни императрицы, когда она все больше отходила от дел и уединенно жила в Царском Селе. Первая библиотека, первые музеи, драматический театр, кадетский корпус для малолетних детей дворян, Московский университет, Академия художеств - далеко не полный перечень событий русской культуры и науки, которые обсуждались в стенах Царскосельской резиденции. Он готовил тексты распоряжений: «Приказано мне написать письмо к собственному подписанию, которое теперь и подано». Это был выдающийся деятель русской культуры.




Балы, обеды, маскарады, концерты, фейерверки и иллюминации шли непрерывной чередой, превращая жизнь императрицы в вечный праздник. Среди государственных указов, подписанных императрицей Елизаветой, встречаются и такие: "Отныне и впредь и будущую зиму при дворе ее императорского величества каждую продолжавшуюся неделю по нижеписанным дням быть, а именно: по воскресеньям — куртагам, по понедельникам — интермедиям, по вторникам — придворным маскарадам, по четвергам — комедиям французским...».


Маскарады проводились по сценарию, созданному хозяйкой дворца, о чем свидетельствуют записи, сделанные в камер-фурьерских журналах тех лет: «...быть дамам в платье кавалерском, кавалерам в дамском, у кого какой имеется: в самарах, кафтанах или шлафорах дамских, а обер-гофмейстерине госпоже Голицыной объявлено, чтоб ей быть в маскарадном мужском платье: в домино, в парике и в шляпе». Елизавета очень любила театр и увлекалась им с юности. В 1730-е годы при дворе цесаревны ставились спектакли, в которых актерами выступали придворные и певчие.


Возможно поэтому, всматриваясь в парадные портреты, изображения залов, разглядывая ее лицо и одежду, прически и драгоценности, каждый раз видишь те же отраженные черты и в искусстве ее времени. Императрица отражала пышную красоту стиля середины XVIII века


Ее до конца дней заботил собственный гардероб, насчитывавший тысячи платьев» сундуки обуви и склады тканей. Имея огромный, постоянно пополнявшийся гардероб, насчитывавший тысячи платьев, на всех парадных портретах императрица изображена в серо-жемчужных, отливающих серебром нарядах.









Она была героиней в громадном театре и жила в атмосфере спектакля с системой театральных приемов - гигантской театральной декорацией дворца, сверкающие золотыми нарядами актеры-придворные.




Регламент застолья, этикет и вечный праздник осуществлял итальянский живописец Дж. Валериани (1708-1762). Начиная с 1744 года весь свой незаурядный талант «первый инженер и маляр театральный» посвятил организации официальных праздников, представлений, юбилеев, парадов, балов, маскарадов, обедов и церемоний. Таким образом, дворец был драгоценной оправой для императрицы-красавицы, которая, по словам историка В.О. Ключевского, жила «не сводя с себя глаз».



С детства Елизавета Петровна любила пение птиц, и множество их содержалось в клетках в ее личных комнатах. Она могла спокойно спать под их пение и щелканье, храня, таким образом, в своем быту патриархальные традиции. Новые веяния проявляли себя в парадных гостиных: модные экзотические птицы - попугаи - сидели в больших бронзовых клетках на окнах и гортанно кричали, привлекая внимание к своей персоне. Скромные певчие лесные птицы находили себе место в уютных спальных-будуарах, которых во дворце было множество.


Е. Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905).


XVIII век - век смеха и игры. Императрица Елизавета Петровна обладала редким даром ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Когда волею судьбы она стала императрицей, она жила в свое удовольствие; круг придворных составляли, в основном, близкие люди.






Елизавета позволяла себе быть свободной и делать то, что ей нравилось - например, она любила петь и была приятной певицей, в тесном кругу проявляла себя: разворачивалась вся тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность ее гибкого голоса. После прогулки по царскосельскому саду, императрица с самыми близкими и приятными ей людьми, как правило, в числе не более 16 лиц, обычно садилась за ужин в павильоне «Эрмитаж». Приглашенные входили в изысканно меблированный зал, на стенах которого была живопись Дж. Валериани, сюжетами были любовные сцены и роскошный пир богов па Олимпе, но в самом зале не было и намека на ужин.







Едва императрица переступала порог, к ней приближались два придворных и испрашивали приказания насчет начала. Императрица благосклонно кивала головой - знак, что можно подавать; расступался пол и снизу поднимался роскошно сервированный стол. Ели легкие, вкусные блюда, пили тонкие вина, вели веселые и изящные разговоры.


Портрет Ротари
После ужина стол опускался, и начинались танцы.Камер-фурьерские журналы - своеобразный официальный дневник времяпрепровождения императрицы - подтверждают ее частое присутствие в павильоне «Эрмитаж». Сохранилось достаточно отзывов о характере Елизаветы ее современников. Авторы писем и мемуаров - люди разных характеров, мнений, ума, темперамента - сходились в одном: Елизавета была обаятельна и необычайно привлекательна в дружеском кругу. Павильон был одним из любимых мест отдыха императрицы и она часто отправлялась с иностранными дипломатами на прогулки, собственным присутствием украшая прием в Большом зале Эрмитажа.



Торжественные приемы требовали соответствующего роскошного обрамления. Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота и в его интерьерах. «Золотой» называли современники парадную анфиладу залов второго этажа Большого дворца, где не только стены, но и двери были украшены позолоченной резьбой. Соединенные резными золочеными дверями-порталами, эти помещения образовали длинную цепь парадных комнат — уходящую в бесконечность, сверкающую золотом резьбы, поражающую воображение своей протяженностью анфиладу.



Резной декор сильнее всего впечатлял в помещениях, предназначенных для ожидания выходов императрицы, Антикамерах, Церковном зале и в различных столовых — Кавалерской, Парадной, Малой Белой, Китайской. Когда из-за распахнутых дверей, точно из какого-то зазеркального царства, выходила императрица, она постепенно превращалась из еле видимой, по сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и шелками величественную фигуру.


Портрет Караваджо


Многолюдные празднества, проходившие в Большом зале и Антикамерах, завершались торжествами, предназначенными для узкого круга гостей и приближенных, которых принимали в многочисленных залах анфилады: Янтарной комнате, Малиновой и Зеленой столбовых и в Портретном зале. По воскресеньям, после обедни, императрица принимала от своей свиты поздравления, «жаловала» к руке, при этом ритуал поведения, так же, как и одежда придворных, были строго регламентированы, и, как отмечает придворный журнал, «дамы были в сюртуках и шляпах, а кавалеры до полудня в орденах, а потом без орденов». По вечерам в гостиных дворца играли в карты и шахматы, забавлялись разгадыванием шарад, устраивали вечерние музыкальные концерты.


Фельдмаршал граф Миних описывает внешность императрицы следующим образом: «...императрица Елизавета обладала прекрасной наружностью и редкими душевными качествами. Она имела необыкновенно живой характер, была очень стройна и хороша собою, смела на лошади и на воде, и, несмотря на свою полноту, ходила так скоро, что все вообще, а дамы в особенности, едва могли за нею поспевать». Елизавета обожала прогулки верхом, обладала редкой выносливостью и была способна по нескольку часов проводить в седле: она была страстной охотницей и наездницей. Как и ее отец - Петр I - она была легка на подъем и часто путешествовала. Целью ее многочисленных поездок были монастыри, богомолье, прогулки и охоты.




Жилые комнаты Елизаветы Петровны в царскосельском дворце находились с садовой стороны в верхнем этаже правого крыла, примыкавшего к дворцовой церкви. Из этих комнат самой роскошной была спальня императрицы, «убранная оранжевым штофом с серебром». В спальне стояла кровать «штофная, голубого французского штофа, ново-сделанная в последнем вкусе».




По традиции того времени эта парадная кровать была самым пышным предметом обстановки дворца, о котором еще в начале XX столетия сохранялось «подробнейшее... описание как о чем-то диковинном...». И, действительно, простой дубовый каркас кровати был пышно убран расшитыми драпировками, украшен бахромой, серебряными позументом и кистями. На балдахине серебряною битью и канителью были вышиты корона, крест и вензель императрицы. Спинку изголовья украшал шитый шелком и серебром государственный герб. С трех сторон кровать закрывалась завесами, также декорированными серебряным шитьем.




Спальня Елизаветы Петровны по наследству на долгие двадцать лет перешла к ее преемнице, Екатерине II. По-видимому, при Екатерине Алексеевне на стенах комнаты появились расписные китайские шелка, наборный паркет, а альковную нишу увенчал вензель Е II. Этот интерьер стал Опочивальней не только для Екатерины II, но и для ее внука Александра I, установившего в нарядной барочной нише свою походную складную кровать.



Убранство столов времени Елизаветы Петровны - самостоятельное искусство. Каждому сервизу соответствует определенный стеклянный набор для напитков. На белых льняных, скатертях составлялись композиции из фруктов и цветов.




Оформление столов по богатству, затейливости и разнообразию в украшениях не уступало убранству залов. Елизавета Петровна очень часто проводила время с дамами и кавалерами за «фриштоками» (завтраками), «ординарными» (повседневными) обедами, вечерними кушаньями. Обеденным церемониям соответствовала изысканная сервировка. Столы пышно украшались независимо от того, обедал только узкий круг лиц с императрицей или были гости. На столе обычно находилось от 17 до 30 кувертов (приборов). Трапезы заканчивались «по полуночи в первом часу».



На парадных столах в лафитниках, штофах, графинах, кувшинах стояли пиво, квас, рейнвейн (белый и красный), «бургонское», мед вареный и сладкий; водки - боярская, водка с лавровыми ягодами и травами, кларет, водка из «французского штофа» (так называли коньяк. В России его часто подделывали, закрашивая обычную водку жженым сахаром с добавлением коньячного спирта для запаха. Поэтому французская бутылка - штоф - гарантировала качество напитка).



Еда обычно состояла «в трех переменах с десертом», меню бывало очень разнообразным; десерты чаще всего бывали «из редчайших плодов». Выставлялись чай, мед, прохладительные напитки, сласти и мороженое. Кулинарные изыски французской кухни исполнялись под руководством поваров, выписанных из Франции. В их распоряжении был огромный поварской штат, состоявший из нескольких сотен помощников-исполнителей и поварят. Импортировались и сами кулинарные изделия из Парижа, Лиона, Реймса и Бордо, перед затратами не останавливались.


Портрет Тоска
Личной прихотью императрицы Елизаветы Петровны принято считать организацию фарфорового дела в России. Она непременно хотела иметь свою мануфактуру, так как в начале XVIII века каждый царский двор, претендовавший на оригинальность и блеск, имел собственное производство.



Фарфор считался редким предметом роскоши. С 1744 года начинается история Императорского фарфорового завода и связана она с именем Д. Виноградова, его творческой личностью и стилем его работы. После 1756 года был исполнен первый столовый сервиз, его называют Собственным сервизом императрицы Елизаветы Петровны. Предметы украшены рельефной сеточкой с незабудками (пронизаны золотом и пурпуром), пышными гирляндами ярких цветов (выполненными вручную) и составлены индивидуально для каждого предмета



В области внешней политики начало царствования совпало с Русско-шведской войной 1741-1743, закончившейся Абоским миром (1743), по которому к России отошла часть Финляндии. Про-французская ориентация в первые годы царствования сменилась опорой на союз с Австрией против усиливавшегося влияния Пруссии, что соответствовало внешнеполитической доктрине канцлера А.П.Бестужева-Рюмина и привело к вступлению России в Семилетнюю войну.



Несмотря на недостаточную подготовленность к войне, военные действия были успешны для России. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (в частности, деятельность М.В.Ломоносова, открытие Московского университета, основание Академии художеств, постройка значительных памятников архитектуры, в т.ч. Екатерининского дворца в Царском Селе)


Эпоха императрицы Елизаветы является в целом одной из самых художественных страниц русской истории. Жизнь во всех ее многообразных проявлениях была для нее подлинным искусством.

 


Красоту и великолепие Большого дворца Елизаветы можно почувствовать острее, если пройтись неторопливо по аллеям царскосельского парка. Яркие, лазоревого с бело-желтым цвета, фасады поражают грандиозностью размеров. В пасмурный осенний день или в лучах мягкого петербургского солнца, наполненные экспрессией, стены дворца словно излучали жизнерадостную энергию, заряжая ею все окружающее пространство, напоминая о своей веселой хозяйке.



Когда дворец и сады в Царском пришли к окончанию и для летней резиденции могла наступить та пышная жизнь, которая развертывалась, в первые шестнадцать лет Елисаветинского правления, во всех прочих столичных, и пригородных дворцах, здоровье императрицы, дотоле цветущее, изменилось к худшему и это наложило особый отпечаток на весь придворный быт. Огромные, богатые и вычурные затеи Елизаветы в Царском почти не послужили своей создательнице. Несколько праздников, прошедших при ней в Царском Селе, ничтожны в сравнении со всем «темном» того времени.


25 декабря 1761 года в возрасте 52-х лет императрица Елизавета Петровна скончалась.


Елизавета Петровна выведена во множестве исторических романов о событиях середины XVIII века, включая «Слово и дело»и «Пером и шпагой» В. Пикуля. Непосредственно Елизавете посвящён роман П. Н. Краснова «Цесаревна» (1932).
В кино
• «Распутная императрица» (1934), в роли Елизаветы — Луиза Дрессер.
• «Давид Гурамишвили» (1946), в роли Елизаветы — Татьяна Окуневская.
• «Секрет шевалье д'Эона» (1959), в роли Елизаветы — Иза Миранда
• «Михайло Ломоносов» (1986), в роли Елизаветы — Наталья Сайко
• «Гардемарины, вперёд!» (1987), в роли Елизаветы — Елена Цыплакова.
• «Молодая Екатерина» (Young Catherine, (1991), в роли Елизаветы — Ванесса Редгрейв.
• «Виват, гардемарины!» (1991), «Гардемарины — III» (1992), в роли Елизаветы — Наталья
Гундарева. • «Екатерина Великая» (Catherine the Great, 1995), в роли Елизаветы — Жанна Моро.
• «Тайны дворцовых переворотов» (1—6-й фильмы, 2000-03), в роли Елизаветы — Екатерина Никитина.
• «Фаворит», (2005), в роли Елизаветы — Мария Кузнецова.
• «Пером и шпагой», (2008), в роли Елизаветы — Ольга Самошина.
Источники:
• Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
• Википедия,
• Викимедия,
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/[/more]

Рубрики:  История/Исторические личности
Европа
Персоналии, биография
Монархия и монархи
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям

ТАТКУ   обратиться по имени ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!! Суббота, 13 Апреля 2013 г. 20:36 (ссылка)
Благодарю.
====================
...Весёлая царица
Была Елисавет:
Поёт и веселится,
Порядка только нет...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 13 Апреля 2013 г. 20:53ссылка
Благодарю за комментарий.
Хоть царица веселилась,про дело не забыла.
Реформы проводились и немцев смачно била
Hranitelnisa62   обратиться по имени Пятница, 06 Сентября 2013 г. 13:17 (ссылка)
Спасибо.Получила огромное удавольствие.Очень понравилось!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Сентября 2013 г. 13:41ссылка
Благодарю Вас за комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку