Воскресенье, 25 Сентября 2016 г. 11:56
+ в цитатник
liudmila_letoвсе записи автора
Дмитрий Шостакович:
«Делайте честно свое дело. Не обижайте людей, старайтесь им помочь. Не надо пытаться спасать сразу все человечество. Попробуйте сначала спасти хотя бы одного человека. Это гораздо труднее. Помочь одному человеку — это очень трудно. Это так невероятно трудно.»
Воспоминания о нем самые противоречивые. Знавшие описывают словно разных людей:
«он был живым, жизнерадостным и падким на всякие модные штучки»; «отчужденный и
рассеянный», «хрупкий, ломкий, уходящий в себя, бесконечно непосредственный и чистый
ребенок»; «самое застенчивое и нервное существо, какое я когда-либо встречал»;
«жесткий, едкий, деспотичный».
Мощный симфонист и создатель популярных шлягеров. Его мелодии открывали космос, а иногда озорничали, хихикали, веселились. Музыку, начиная с Первой симфонии, рожденной еще в студенческие годы, играли на разных континентах. По «Ленинградской» симфонии, исполненной в голодном блокадном городе, мир понял: русский народ победить невозможно.
Собрание сочинений Шостаковича — «хроника эпохи», весьма конкретной, той, в которую выпало жить. И оно же — «музыка будущего», что ошарашивала, казалась дерзкой. Но неизменно — родной. Он был одновременно композитором гонимым и официальным. Его возносили, осыпали премиями и орденами и при этом лишали должностей, музыку запрещали к исполнению, спектакли закрывали. Многое в его личности так и осталось загадкой.
***** "Леди Макбет Мценского уезда"
Существует авторская сюита из "Леди Макбет Мценского уезда" для певцов и оркестра (op.29a) сделанная в 1932 году сразу после завершения оперы, а также Сюита из пяти антрактов, также сделанная Шостаковичем.
Уже в 90х дирижёр Джеймс Конлон создал симфоническую версию оперной сюиты заменив вокальные линии оркестровыми - получилось крупное симфоническое сочинение.
Сюита (в сжатом виде) отражает сюжетную драматургию всей оперы. Музыкальные зарисовки поражают психологической точностью и проницательностью. В них использованы разнообразные краски — проникновенно лиричная русская мелодика и остро гротескное переосмысление бытовых жанров, элементы пародии и возвышенного драматизма.
Симфоническая сюита из оперы
I. В поместье Измайловых (0:00)
II. Опасное сближение (2:12)
III. Катерина и Сергей I, Ночная сцена (6:57)
IV. Пассакалья, Смерть Бориса (14:27)
V. Катерина и Сергей II (21:09)
VI. Пьянчужка (27:03)
VII. Прибытие полиции (31:58)
VIII. На каторге(34:36)
*****
Дмитрий Шостакович:
«Я не гений. И когда меня так называют, очень смущаюсь...
Крайне трудно говорить о собственной роли в ХХ веке. Если какой-то след останется от моей музыки, то я буду, конечно, счастлив... Я об этом не думал и, вероятно, не буду... Много думаю об ушедшем навсегда времени, об ушедших навсегда людях, друзьях, знакомых.»