liudmila_letoвсе записи автора С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека (1854—1928) все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории.
Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур.
Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.
*Концертино для фортепиано и камерного ансамбля написано в первые месяцы 1925 года.
Сначало оно было задумано для фортепиано с оркестром, а потом превратилось в камерный концерт, озаглавленный "Весна".
В 1927 году Яначек добавил комментарии к окончательной программе. Тема из первой части сравнивается с "сердитым ежом", которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с "вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой", третья часть с "совой и другими птицами ночью", и последняя часть со "сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом".
"ВЕСНА" Концертино для фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота (1925)
I.Moderato
II. Piu mosso
III. Con moto
IV. Allegro
Леош Яначек при жизни снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь новый опыт современного человека открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки.
Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения законов природы.