-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Карл Орф. "Кармина Бурана" ("Carmina Burana")

Среда, 04 Июня 2014 г. 19:31 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

"Кармина Бурана"

Фортуна —повелительница мира


1. О, Фортуна

O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,


то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.


Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно

и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.


И в здоровье,
и в делах

судьба всегда против меня,
потрясая
и разрушая,
всегда ожидая своего часа.
В этот час,
не давая опомниться,
зазвенят страшные струны;
ими опутан
и сжат каждый,
и каждый плачет со мной!





  "Кармина Бурана" - уникальный, интересный и по справедливости популярный театральный шедевр. "Бойернские песни" (таков перевод слов "Carmina Burana") являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. Рукописный сборник, заинтересовавший Карла Орфа, был составлен в XIII столетии, а найден в начале XIX века в Баварском монастыре. В основном, это стихи странствующих поэтов-музыкантов, так называемых вагантов, голиардов, миннезингеров. Тематика сборника весьма разнообразна. Здесь соседствуют пародийно-сатирические, любовные, застольные песни. Из них Орф выбрал 24 стихотворных текста, оставив неприкосновенными старонемецкий и латинский языки, и адаптировал их для большого современного оркестра, вокальных солистов и хора.



 


  Карл Орф (1895 - 1982)  - выдающийся немецкий композитор, вошедший в историю как смелый реформатор традиционных жанров. Главную задачу он видел в создании новых сценических форм. Эксперименты и поиски привели его к современному драматическому театру, а также к мистериям, карнавальным представлениям, народному уличному театру, итальянской комедии масок.


  Впервые "Кармина Бурана" была исполнена в июне 1937 во Франкфурте-на-Майне, начав триумфальное шествие по всей Европе. На протяжении многих лет она остается одним из самых популярных произведений в мировом репертуаре. Чаще всего произведение предстаёт перед зрителем в концертном исполнении, либо как бессюжетный балет, исполняемый под фонограмму.




Премьера балета «Кармина Бурана» в Казани


«Carmina Burana или Колесо Фортуны»

  Вечерами площадка перед театром оперы и балета им. М. Джалиля полна народа — в театре проходит международный балетный фестиваль имени Рудольфа Нуриева. Премьера, с которого начался балетный форум, оказалась несколько необычной — публике предложили мистерию.


 

 

Из вагантов


  После третьего звонка в зале яблоку негде было упасть — был забит даже последний ярус, с которого вид на сцену отнюдь не идеальный. За спинами сидевших на ярусах тоже стояли, это была публика, которая попала в зал по входным билетам без мест. Начало фестиваля плюс премьера — как такое можно пропустить? Казанская публика за последние три десятка лет приучена ходить в театр.


 К началу фестиваля в театре была приурочена премьера: специально созданный для казанского театра балет на музыку Карла Орфа «Carmina Burana или Колесо Фортуны». Его поставил балетмейстер из Санкт-Петербурга Александр Полубенцев.



«Carmina Burana или Колесо Фортуны»

  Симфоническая кантата Карла Орфа, написанная для хора, солистов и оркестра, становилась одним из самых ярких номеров гала-концерта Шаляпинского фестиваля. На этот раз музыкальный текст Орфа стал основой для балета.



«Мой спектакль — это не балет в привычном понимании этого слова. Это — мистерия, сценическое действие, в котором сочетается музыка, слово, вокал, видеоряд», — уточняет постановщик. Он специально не пишет либретто, его идеал — размышляющий зритель, способный на сотворчество.


  На написание этой симфонической кантаты Карла Орфа сподвиг случай: в антикварной лавке в родном Мюнхене ему попалась в руки библиографическая редкость. Их песни и стали текстовой частью кантаты.


«Carmina Burana или Колесо Фортуны»  Песни — сборник вагантов – абсолютно разные: веселые, грустные, философские, грубоватые и утонченные.


Превратности судьбы


  Спектакль начинается со звука накатывающихся волн и криков чаек, словно приоткрывается окно, и в зал будто врывается бриз. Но вот уже мощно вступает хоровой пролог «О, Фортуна, повелительница судеб». Фортуна, двуликая судьба, судьба конкретного человека и целых народов, странные повороты истории — вот что стало основой спектакля.


  Каждый из эпизодов зрители наверняка будут трактовать по-своему, и это интересно. Колесо Фортуны крутится, нет ничего постоянного — судьба то возносит человека до заоблачных высот, то бросает оземь, то снова улыбается ему и начинает поднимать ввысь.


«Carmina Burana или Колесо Фортуны»


  Яркая, пасторальная сценка, в которой танцуют милые пары — веселые и беззаботные. Девушки бросают венки в воду реки, в мире царит благоденствие, на земле словно вечная весна. Так и хочется сказать: «Весна священная». Но вот постепенно картина мира меняется, греховные соблазны выползают наружу, и неожиданно мы видим на сцене странное подергивающееся существо в галифе и фуражке с высокой тульей — диктатора. Идет страшный видеоряд: беснуется фюрер, гибнут люди. Вот так однажды повернулось колесо Фортуны для человечества.


  У Фортуны (Алина Штейнберг) — два лица. И неизвестно, каким она, такая переменчивая, повернется к нам. Но Искусителя (эту вокальную партию исполняет баритон Юрий Ившин) уравновешивают ангелы (трогательный детский хор), Странник (Нурлан Канетов) не испугается диктатора (Максим Поцелуйко), а невеста (Кристина Андреева) обретет жениха.


  Горе переходит в радость, радость сменяется разочарованием, нет абсолютного счастья и абсолютного несчастья, потому что мир постоянно, каждую секунду меняется. И за всеми этими перипетиями наблюдает хор — символ человечества.



«Carmina Burana или Колесо Фортуны»   Для Полубенцеве-режиссера в этой работе важнее мистерия, это уличное действо, оно милее и ближе для воплощения замысла, чем балет.


  Действо выстроено так, словно перед нами кадры кинофильма, и этот видеоряд (сценография в спектакле выполнена Марией Смирновой-Несвицкой, мастер по свету — Сергей Шевченко) получился почти идеальным.


belcanto.ruor-orff-carmina.html


 

 

 

 

 

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 10 пользователям

Этерика   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 20:02 (ссылка)
Большущее спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Этерика

Пожалуйста, Этерика! Всего доброго Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 22:01 (ссылка)
Спасибо, Тамара! Я совсем не знакома с этим произведением. Надо восполнить пробелы.
Ответить С цитатой В цитатник
lady_confidence   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 22:18 (ссылка)
Благодарю от всего сердца!
Цитирую с радостью!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2014 г. 23:19 (ссылка)
Огромное спасибо за знакомство ,с новым для меня ,автором!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 05 Июня 2014 г. 22:03 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

Не может быть, Наденька, что есть в музыке такое, что ты не слышала! А если серьёзно, то это действо особенно на первом видео мне понравилось
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 05 Июня 2014 г. 22:11 (ссылка)

Ответ на комментарий lady_confidence

Спасибо на добром слове! Радости Вам и интересных встреч!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 05 Июня 2014 г. 22:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Констанденко

Добрый вечер, Людмила! Автор не популярный. Я тоже, пока меня не заинтересовала "Кармина Бурана", не слышала о нём. Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2014 г. 11:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Тамара, обязательно посмотрю, вот со временем только определиться... Вчера еще сестру из больницы привезли, она стала лежачей, за ней уход нужен, а я сама в таком положении, что кто бы за мной приглядел. Я в дикой тоске и бесисходности. Говорю про сиделку ей, скандал закатывает, зачем нам чужие???. Что я еле ноги таскаю, ей по барабану, у нее одно доказательство - ты, мол, на 11 лет моложе...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2014 г. 22:10 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

Больные очень эгоистичны, тем более она и не была душевно к тебе настроена. Делай, как считаешь нужным, себя не загоняй в угол. Конечно, нужна сиделка. Желаю тебе, Наденька, благополучно разрулить ситуацию
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2014 г. 22:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Спасибо, Томочка, за добрые слова. Я по-моему скоро взвою.
Ответить С цитатой В цитатник
танялев   обратиться по имени Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 00:00 (ссылка)
Спасибо большое за столь просветительский пост! Удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 15 Июня 2014 г. 19:43 (ссылка)

Ответ на комментарий танялев

Спасибо Вам на добром слове! Хорошего лета!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку