Томаовсянка все записи автора
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Вольфганг Амадей Моцарт:
Концерт для фортепиано с оркестром №23, KV488
1. Allegro
2. Adagio
3. Allegro assai
Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио
дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943.
Это совершенно особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает Юдина, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой, Пастернака ...
Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят - "поёт", нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, - без визуального, почти гипнотического восприятия М. Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощ
ущение!
Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной
Мария Юдина - философ, скульптор, поэт, изъяснявшийся звуками фортепиано. Она - глубоко верующий нонконформист - быть может, самое неожиданное воплощение тезиса ненавидимого и чуждого ей марксизма о свободе как осознанной необходимости. "Внешняя" и "внутренняя" биографии Юдиной несхожи как день и ночь.
Рождение в 1899 году в городе Невеле, Псковской области. Учеба в Петроградской консерватории и ее окончание в 1921 (класс Леонида Николаева), и одновременно - в Петроградском университете (историко-философский факультет). Служба в Петроградской (Ленинградской) (1921 - 1930), Тбилисской (1932 - 1934), Московской (1936 - 1951) консерваториях; Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944 - 1960). Смерть в 1970. Таков жизненный "пунктир" Марии Юдиной.
"Другая" жизнь - это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка Юдиной с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного - Шенберга, Берга, Веберна.
В этой другой жизни - письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью 23 концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали - за одну ночь.
История такова.
Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. "Играла пианистка Юдина,"- добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему. Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной - ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал. Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину.
Вскоре Юдина получила конверт, в нём было 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина. Тогда она написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее: "Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.
Тираны и юродивые одинаковы во все времена.
Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.