-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “ерра_‘емина

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.10.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 368


—офь€ »вановна ёнкер- рамска€

—реда, 12 Ќо€бр€ 2008 г. 11:47 + в цитатник
NADYNROM все записи автора »м€ художницы —офьи »вановны ёнкер- рамской, любимой и единственной дочери известного художника ».Ќ.  рамского, до сих пор было известно немногим даже среди специалистов.

 (690x455, 58Kb)

». Ќ.  рамской.  рамской, пишущий портрет своей дочери, —офьи »вановны  рамской, в замужестве ёнкер. 1884

— детства враща€сь в художественных кругах, —офи€ »вановна оставила о себе теплые воспоминани€ людей, близко ее знавших. Ѕудучи почти ровесницей старшим дочер€м ѕ.ћ. “реть€кова Ц ¬ере ѕавловне (в замужестве «илоти) и јлександре ѕавловне (в замужестве Ѕоткиной), она находилась с ними в дружеских отношени€х.

 (479x650, 142Kb)

». Ќ.  рамской. ѕортрет —офьи Ќиколаевны и —офьи »вановны  рамских, жены и дочери художника. 1875

¬.ѕ. «илоти посв€тила —оне  рамской несколько страниц воспоминаний. ѕожалуй, самые €ркие Ц о детстве и юности: Ђ—он€ была некрасива, но с умным, энергичным лицом, жива€, весела€ и необычайно талантлива€ к живописиЕ ¬ 16Ц17 лет —он€Е похорошела, волосы отросли. ‘игура у нее стала длинна€, тонка€. ќна прекрасно танцевала. ≈е веселость, остроумие и entrain (прит€гательность, оба€ние) привлекали к ней много поклонниковї.

 (560x650, 213Kb)

». Ќ.  рамской. ѕортрет —они  рамской, дочери художника. Ќачало 1870-х

≈е Ђсилуэтомї восхищалс€ –епин, за ней ухаживал 30-летний јльберт Ќиколаевич Ѕенуа, одно врем€, в начале 1880-х годов, она была помолвлена с —ергеем. Ѕоткиным. ѕо этому случаю  рамской написал два портрета.  огда помолвка расстроилась, портрет Ѕоткина ушел в дом Ѕоткиных, а портрет —офии »вановны осталс€ висеть в мастерской  рамского на ¬асильевском острове (ныне Ц в √–ћ).

 (530x650, 83Kb)

–абота, наход€ща€с€ в –усском музее, €вл€етс€ лучшим живописным портретом —офьи »вановны  рамской (1882).

 (404x700, 35Kb)

—овременники сравнивали его с блест€щими портретами ¬ан ƒейка. ¬, казалось бы, Ђпарадномї изображении п€тнадцатилетней дочери  рамской вы€вл€ет Ђвзрослостьї, серьезность и глубину личности. ¬ изысканном силуэте фигуры девушки в светлом платье, изображенном на темно-малиновом, сгущающемс€ в черноту фоне, прочитываетс€ незащищенность а, быть может, и предчувствие судьбы. ¬ другом портрете дочери Ђƒевушка с кошкойї (1882,  иевский музей русского искусства) Ц дан совершенно иной образ.

 (498x650, 157Kb)

—офи€ изображена в резком ракурсе, прилегшей на диван. ”ютно расположивша€с€ кошечка подчеркивает изломанность и напр€женность позы —офии. ¬ почти остановленном взгл€де девушки Ц душевна€ усталость.
“онкий и проницательный портретист, знаток человеческих душ и в первую очередь, люб€щий и внимательный отец, »ван Ќиколаевич с интересом наблюдал за взрослением дочери-подростка, становлением индивидуальности, что нашло отражение в работах художника. Ђћежду —оней и ее отцом была редкостна€ дружба, переходивша€ в обоюдное обожаниеї, Ц писала «илоти. ¬ 1884 году  рамской вместе с дочерью отправл€етс€ в последнюю заграничную поездку дл€ лечени€ своей сердечной болезни. ѕутешеству€ по югу ‘ранции, —офи€ пристрастилась к живописным этюдам. —пуст€ год после путешестви€  рамской писал: Ђƒочка мо€, известна€ ¬ам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талантї. Ќезадолго до смерти »ван Ќиколаевич высказал тревогу за дальнейшую судьбу —офии: Ђƒевочка, а как сильна, как будто уже мастер. ѕодумаю иногда, да и станет страшноЕ лична€ жизнь грозит превратитьс€ в трагедиюї.  рамской оказалс€ прозорлив. ∆изнь —офии »вановны действительно была трагична, и причина трагедии таилась в роковых поворотах исторических судеб страны.
—офи€ »вановна окончила частную женскую гимназию. ¬ течение двух лет обучалась живописи у своего отца, после его смерти занималась рисованием под руководством ј.ƒ. Ћитовченко, брала уроки акварельной живописи у ј.ѕ. —околова, пользовалась советами ј.».  уинджи. ¬ начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в ѕариже, где ее опекал старый друг ».Ќ.  рамского скульптор ћ.ћ. јнтокольский. ∆ивописный портрет ».Ќ. рамского, исполненный в год его смерти, стал одним из самых ранних ее произведений и принес художнице известность. ¬.¬.—тасов включил этот портрет, точнее офорт, выполненный с него ¬.¬. ћате, в свою большую статью о  рамском. “ак уж повелось с легкой руки —тасова: им€ ёнкер- рамской чаще возникает в св€зи с именем ее отца.
— 1888 года художница участвовала во многих выставках как в –оссии, так и заграницей. ќна пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографи€м), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте. — 1910-х годов ёнкер- рамска€ увлеклась миниатюрой. ¬ыступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посв€щенном 100-летию ј.—. ѕушкина. — конца 1880-х годов работы ёнкер- рамской стали известны.   этому периоду относитс€ одна из лучших ее живописных работ Ц Ђ—п€ща€ї (√“√, конец 1880-х Ц начало 1890-х годов).

 (500x303, 35Kb)

¬ облике изображенной на портрете есть что-то напоминающее облик самой художницы.
¬ этот период жизни художница получала довольно много заказов. ¬еро€тно, заказным был большой подписной парадный портрет актрисы ћарии √авриловны —авиной.

 (328x500, 31Kb)

»стори€ создани€ этого портрета про€снена благодар€ письму ».≈. –епина, который выступал посредником при его приобретении. ѕервый вариант портрета актрисе не понравилс€. ƒругой вариант, прин€тый актрисой, с черным веером, осталс€ висеть в ее особн€ке, который по завещанию перешел в собственность ƒома-интерната ветеранов сцены имени ћ.√. —авиной. ќстаетс€ непро€сненной истори€ акварельного портрета ¬еликого кн€з€  онстантина –оманова в роли √амлета (музей »–Ћ» Ц ѕушкинский дом).

 (345x500, 25Kb)

ѕортрет поступил в музей в 1927 году через √осударственный музейный фонд из ћраморного дворца, не датирован, имеет подпись: Ђ—офi€ ёнкеръї. ¬озможно, что ёнкер- рамска€ присутствовала на единственном представлении Ђ√амлетаї в 1899 году или на репетици€х спектакл€, так как художница и ее старший брат были близки ко двору. ј возможно, что портрет ¬еликого кн€з€ был исполнен позже Ц по известной фотографии, воспроизводимой не раз в литературе (близость фотографии и акварельного портрета очевидна). ¬ биографии ёнкер- рамской известны случаи исполнени€ портретов по фотографи€м, которые затем художница предлагала модел€м приобрести или прин€ть в дар.

—уд€ по каталогам выставок, —офи€  рамска€ выполнила серию портретов великосветской знати. —реди них выдел€ютс€ акварельные портреты императора, императрицы, цесаревича и великих кн€жон (до 1942 года находились в ќстрогожской картинной галерее им. ».Ќ. рамского). —в€зь ёнкер- рамской с императорским домом не была случайным эпизодом. —ам  рамской не раз писал представителей царской семьи. — 1883 по 1885 год он работал над альбомом, посв€щенным коронации јлександра III, в 1885 участвовал в разработке проекта пам€тника јлександру II. ¬ 1860 Ц 80-е годы давал уроки живописи и рисунка цесаревнам.  стати сказать, старший сын  рамского Ќиколай служил архитектором при ћинистерстве императорского двора.
ёнкер- рамска€ вместе с брать€ми на прот€жении многих лет заботилась об ќстрогожской художественной галерее. ќна вступала в переговоры с јкадемией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансировани€ строительства музейного здани€, по формированию коллекции. Ѕлижайшие друзь€ художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей. —вои работы прислали –епин,  уинджи, Ѕем,  ошелев, ћенк, ярошенко,  орзухин и др. «дание музе€ проектировал старший брат —офии Ќиколай  рамской, а строителем выступал сын художника ѕ.ј. Ѕрюллова Ц ¬.ѕ.Ѕрюллов. —троительство было завершено в 1910 году. ¬плоть до середины 1920-х годов ёнкер- рамска€ состо€ла в переписке с директором музе€ √.Ќ.яковлевым. ¬ годы советской власти она продолжала дарить свои работы. ¬ 1942-м в музее случилс€ пожар, больша€ часть коллекции погиблаЕ
¬ 1901 году —офи€ »вановна вышла замуж за √еорги€ ‘едоровича ёнкера (умер в 1916 году). ќн был юристом, более 30 лет проработавшим прис€жным поверенным в ѕетербургском —овете. ѕо словам художницы, всю свою жизнь он был зан€т большим исследованием, посв€щенным истории декабристов, которое так и не было издано.
ѕри изучении биографии ёнкер- рамской открылись до сих пор неизвестные факты ее жизни. ¬ каталоге музейного собрани€ ќбщества Ђћемориалї был опубликован акварельный портрет ћ.». »цыной с характерной подписью художницы.

 (467x600, 46Kb)

ѕо словам дочери модели Ц владелицы портрета, он исполнен в 1930Ц40-е годы в  расно€рске художницей ёнкер, отбывавшей там ссылку. Ќичто не оставл€ло и доли сомнени€ в авторстве портрета. ќднако, до сих пор было известно, что ёнкер- рамска€ умерла в 1933 году. ќ ее пребывании в  расно€рске нигде не упоминалось. ¬ ќтделе рукописей √“√ хранитс€ переписка сотрудников “реть€ковской галереи с сыновь€ми ».Ќ. рамского, которые в 1930-е годы помогали в подготовке к 100-летию со дн€ рождени€ художника юбилейной выставки. ƒети  рамского считались Ђблагополучнымиї, не затронутыми репресси€ми. » никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью  рамского трагедии, котора€ столько лет тщательно скрывалась. Ђћо€ сестра умерла 4 года назад, она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерлаї, Ц писал в конце 30-х годов јнатолий »ванович  рамской, любимый брат —офии. ј старший из братьев Ќиколай »ванович  рамской добавл€л: ЂЕпоследние три года перед смертью дл€ нее были очень т€желыми, и смерть от отравлени€ рыбным €дом ужаснаї.
ѕредположени€ об аресте и ссылке художницы в 1930-е годы, подтвердились после того, как в √“√ в ответ на запрос пришли копии личного дела ёнкер- рамской из архива ‘—Ѕ –‘. —офь€ ёнкер- рамска€ была арестована 25 декабр€ 1930 года, обвин€лась по статье 58-II ”  –—‘—– за контрреволюционную пропаганду. ≈й вмен€лось в вину создание Ђконтрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждени€ на службу дл€ собирани€ сведений о настроени€хЕї.
ћатериалы дела внесли некоторые уточнени€ в биографию художницы. —офи€ »вановна ёнкер- рамска€ родилась 21 августа 1867. (ƒата рождени€, указанна€ на допросе Ц 1867 год Ц расходитс€ с той, что была известна ранее Ц с 1866 годом, Ц из писем отца художницы. ћесто рождени€ Ц деревн€ ¬ыползово ѕере€славского уезда ¬ладимирской губернии, Ц имение друга и земл€ка  рамского ћ.Ѕ. “улинова, где в самом деле  рамские проводили лето 1867 года. »з допросов свидетелей, проходивших по делу ёнкер- рамской, следует, что она была Ђчеловеком очень религиознымї, чем могла, помогала люд€м. ќна устраивала на работу Ђбывшихї двор€н, Ђсмол€нокї и офицеров царской армии, доставала им переводы дл€ заработка.
5 апрел€ 1931 года дело было направлено дл€ внесудебного разбирательства на тройку при ѕѕ ќ√ѕ” с ходатайством о применении к обвин€емой ёнкер- рамской высшей меры социальной защиты Ц расстрела. 11 апрел€ вышло постановление выездной сессии  оллегии ќ√ѕ”, предписывающее выслать художницу ёнкер- рамскую в ¬осточно-—ибирский край сроком на три года. 27 апрел€ —офи€ »вановна должна была отправитьс€ с этапом в »ркутск, но 28 апрел€ попала в больницу при изол€торе тюрьмы с диагнозом Ц Ђт€жела€ форма параличаї. ¬ мае 1931 года ёнкер- рамска€ все же добралась до »ркутска, через три недели была переведена в  анск, через мес€ц Ц в  расно€рск.
15 окт€бр€ 1931 года ёнкер- рамска€ из красно€рской больницы пишет письмо ≈катерине ѕавловне ѕешковой, оказывавшей помощь многим политзаключенным. —офи€ »вановна описывает т€желое течение болезни, перенесенные во врем€ ссылки две операции. ќна подчеркивает, что всегда, несмотр€ на состо€ние здоровь€, она работала: в »ркутске Ц как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в  анске Ц как фотограф и ретушер в местной газете. ¬  расно€рске с ней случилс€ второй удар, отн€лась лева€ часть тела. ≈е просьба состо€ла в см€гчении участи: если нельз€ вернутьс€ домой, то хот€ бы оставить ее в  расно€рске до поправки здоровь€, а затем Ц об€зательно предоставить работу, настаивала больна€ художница, разбита€ параличом. Ђя пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, €зыки, € работать могу, люблюЕ ќ моей рабочей жизни ¬ам может подтвердить ≈лена ƒмитриевна —тасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. ќ музее  рамского ¬ам тоже могут дать сведени€ и она, и товарищ ЋуначарскийЕї  ончаетс€ письмо пронзительными строками: Ђя могла делать ошибки в своих суждени€х, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступлени€ € не совершала никакого Ц и сознательно так гор€чо люб€ свою страну, после смерти мужа (он был финл€ндским подданным) Ц переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Ѕыло даже смешно поступить иначе. <Е> ѕомогите мне! я написала просьбу о помиловании ћ.».  алинину. я прошу ¬ашего содействи€. я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом ¬ас. я честно проработала 40 лет. “€жко последний, быть может очень короткий срок Ц чувствовать себ€ Ц так наказаннойЕ я собрала последние силы, чтобы написать ¬ам все этоЕї 28 феврал€ 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела ёнкер- рамской в св€зи с неизлечимой болезнью, а также в св€зи с тем, что ссыльна€ Ђне представл€етЕ социальной опасностиї.
25 марта 1932 года —офи€ »вановна вернулась в Ћенинград. 31 июл€ 1932 года ёнкер- рамска€ написала благодарственное письмо ≈.ѕ. ѕешковой, сообщив, что собираетс€ работать и дальше, насколько позвол€т силы (24). ¬ 1933 году художница умерла. 28 сент€бр€ 1989 года —офь€ ёнкер- рамска€ была реабилитирована.

»сточник

» еще несколько работ художницы, которые удалось найти:

—.». ёнкер- рамска€. ¬изит. 1890Ц1900-е гг

 (500x422, 43Kb)

—.». ёнкер- рамска€. ћодница. 1910-е гг

 (377x500, 48Kb)

—.». ёнкер- рамска€. ѕортрет девочки. 1886

 (375x500, 36Kb)
–убрики:  ’удожницы
∆енщина в искусстве
ѕерсоналии
Ќовое ¬рем€
–осси€
ћетки:  



Ёльф_в_капюшоне   обратитьс€ по имени —реда, 12 Ќо€бр€ 2008 г. 14:43 (ссылка)
—пасибо за пост! ќб этой художнице и правда почти ничего не известно...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени —реда, 12 Ќо€бр€ 2008 г. 17:15 (ссылка)
ј € до той поры, как мне эта стать€ попалась, вообще не знала, что дочь  рамского тоже была художницей.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёльф_в_капюшоне   обратитьс€ по имени —реда, 12 Ќо€бр€ 2008 г. 20:52 (ссылка)
я тоже до твоего поста не знала. :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ƒекабр€ 2009 г. 04:31 (ссылка)
¬от еще картина... —мотрите кака€ она необыкновенна€. и самое интересное что об —офье »вановне ёнкер- рамской больше нет никаких сведений ни автобиографии ни подробной информации начина€ с 1900 года ((
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ƒекабр€ 2009 г. 04:37 (ссылка)
ѕроблемы с загрузкой
IMG_0321 (480x640, 134Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ƒекабр€ 2009 г. 04:47 (ссылка)
Ёта картина ћаковского называетс€ "девушка с розовым бантом". «аметьте какое сходство.
 (561x699, 67Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку