Краеведческий музей в Магадане - 2 |
Экспозиция "Люди земли и моря" – этнографическая и археологическая коллекция, представляющая материальную и духовную культуру коренных народов Северо-Востока.
Можно увидеть предметы косторезного искусства и каменной пластики, наконечники стрел и копий, скребки, ножи, различные заготовки, коллекцию ритуальных граффити.
А также традиционные орудия труда, охоты и рыбалки, транспортные средства, предметы культа и быта, национальную одежду жителей тундры и морского побережья.
Если вы считаете, что живете в недостаточно комфортных условиях, вспомните об оленеводах Крайнего Севера, таких как эвенки, ненцы, коряки, чукчи, эскимосы, юкагиры, чуванцы и якуты.
Они ведут кочевой образ жизни, живут в ярангах, стойко переносят экстремальный холод, готовят пищу на костре и едят сырую рыбу.
Иногда урбанистам становится интересно, как этим людям удается выживать, воспитывать детей и решать бытовые проблемы, которые порой даже в цивилизованных условиях могут поставить в тупик.
Аборигены Крайнего Севера – небольшие по численности этносы, сохранившие традиционный уклад быта и хозяйства. Сибиряки – люди находчивые, и их ничем не напугаешь. Есть проблема – значит, есть и решение.
Суровые климатические условия, с продолжительными морозными зимами, наложили отпечаток на внешний облик северян. Они приземистого роста, с ярко выраженными монголоидными чертами внешности.
Тесная связь с природой выработала у людей ее особое восприятие, обострило все органы чувств. Северяне без труда ориентируются в незнакомой местности, загодя распознают изменения погоды, обнаруживают добычу по следам.
Кочевали эвенки следом за своим стадом оленей, чтобы обеспечить животных пищей. На стоянке привязывали ближе к людям детенышей, чтобы сберечь от волков. От малышей матки далеко не уйдут. А за ними держатся и взрослые самцы. Так получалось сохранить стадо.
Жилища у них приспособлены под кочевой образ жизни. Одни живут в чумах, другие в ярангах. Эти жилища имеют много общего и различаются только формой: чум треугольный и высокий, а яранга округлая и более приземистая.
И чумы, и яранги – это, по сути дела, палатки, которые легко устанавливаются и так же легко переносятся с места на место. Их изготавливают из длинных прямых бревен, обтягивают брезентом и теплыми шкурами. В куполе оставляют отверстие, через которое выходит дым от очага. Вход в жилище завешивают шкурой.
Центральную часть занимает очаг из камней, на котором готовят пищу. К огню относятся с почтением. Считается, что он защищает людей от злых духов. Во время приветствия друг другу говорят: "Пусть не гаснет огонь в вашем чуме". Это означает пожелание здоровья и благоденствия.
Эвенкийскую люльку для младенцев делают особым образом, чтобы можно было безопасно перевозить ребенка на большие расстояния. При переходах люльку привязывали к оленю, и он уже знал, что везет драгоценную ношу, – ступал аккуратно, не прыгая, не задевая деревья.
Северяне ценят экологически чистую питьевую воду. С октября по апрель они выпиливают кубики льда на реке, затем складируют их в чистые бочки. В доме лед растает и вкусная "живая" вода готова. Не надо ни кипятить, ни фильтровать.
Оленину, в которой много питательных веществ и микроэлементов, употребляют в сыром и замороженном виде. Жители арктического побережья промышляют морского зверя – китов, моржей, нерпу. Из китовых костей делают остов жилищ. Из моржовых бивней искусные резчики вырезают рукояти для ножей, бытовые предметы, фигурки.
С помощью оленьих жил, заменяющих нитки, северяне шьют закрытую одежду (кухлянки, парки, комбинезоны), сапоги (торбаса, унты), шапки, рукавицы.
Наряд принято украшать геометрическим орнаментом из полосок светлого и темного меха. Традиционным оберегом является "розетка", выполняемая из кожи, меха и бисера.
Удобные в носке, хорошо сохраняющие тепло, элементы одежды народов Севера были взяты на вооружение современной индустрией моды. Их носят не только люди, работающие в экстремальных условиях (полярники, альпинисты), но и обитатели крупных городов.
Большую роль в жизни северян играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины.
Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились.
Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу.
Животное называли "амака" – "дедушка". Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них, говорили: "Это не я убил, это он".
Амулеты и амулетные связки, погребальный инвентарь древних и современных оленных и береговых коряков, тунгусов, шаманские бубны, уникальные шаманские головные уборы и пояса, православные эвенские иконы, ритуальная плечевая одежда – все эти предметы широко представлены в экспозиции.
Суровая природа Крайнего Севера закаляет людей, делает их мужественными, сильными, отзывчивыми. Так было в старину. Для этих территорий это справедливо и в наш век.
Фотографии собственные. Материал взят из многочисленных источников.
Рубрики: | Наша Russia |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |