Памятник основателям Магадана |
На высоком берегу Нагаевской бухты расположен памятник "Пионерам освоения Колымы и Чукотки". Его посвятили отчаянным и храбрым людям, тем, кто осваивал Колыму, возводил на берегах бухты Нагаево новый город – город с загадочным названием Магадан.
Мраморный монумент представляет собой сложную мемориально-скульптурную композицию, в основе которой находится трехсторонний горельеф. На нем изображены люди разных профессий, принимавшие участие в строительстве Магадана – рабочих, проходчиков, геологов, монтажников.
На гранитной плите, лежащей перед скульптурной композицией, можно увидеть часть географической карты Дальнего Востока с Магаданской областью и Чукоткой.
С левой стороны памятника прикреплена металлическая пластина с надписью "Здесь, на берегу бухты Нагаева в 1929 году началось строительство города Магадана".
Проект памятника разработан авторским коллективом в составе скульптора С. С. Кирюхина, архитекторов В. А. Петербуржцева и А. Б. Самсонова.
Памятник изготовлен в 1980 году на Мытищинском экспериментальном заводе художественного литья и доставлен в Магадан.
А теперь история... Первыми европейцами, посетившими берег Нагаевской бухты, были, возможно, еще землепроходцы из отряда известного русского путешественника Ивана Москвитина (1603-1671).
В 1639 году с отрядом казаков он первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив.
Благодаря его исследованиям была составлена карта Дальнего Востока. Им было открыто Охотское море и пройдено примерно тысячу километров по его побережью.
До 1912 года бухта именовалась Волок, свое новое название она получила от картографической экспедиции М. Е. Жданко в память о выдающемся русском гидрографе адмирале А. И. Нагаеве.
Первая колымская геологоразведочная экспедиция под руководством Ю. А. Билибина открыла в бассейне реки Колыма огромную золотоносную провинцию. Было решено, что бухта Нагаева может стать ключом к освоению колымского золота. В 1929 году закончилось строительство культбазы.
Возводились жилые дома, больницы и здания интерната. Первой была выстроена школа. С 1933 года в ней учился советский поэт и журналист Сергей Наровчатов.
В 1930-м был заложен поселок треста "Союззолото". Поворотным пунктом стала организация осенью 1931 года треста "Дальстрой", первым начальником которого стал Э. П. Берзин. Он и принял решение о закладке в окрестностях Нагаевской бухты нового города.
В феврале 1932 года пароход "Сахалин" подошел к воротам бухты Нагаева. На нем прибыла группа руководителей треста во главе с первым директором "Дальстроя" Э. П. Берзиным. Пароход доставил и первую партию заключенных.
На 1 января 1933 года их было 9928, спустя год 27 390 человек. Соответственно количество вольнонаемных работников составляло 3125 и 2989 человек.
Заключенные, не выдерживая ни суровой зимы, ни непосильных физических нагрузок, умирали. Но доставлялись новые партии репрессированных, которые продолжали на костях своих предшественников что-то возводить, строить и добывать под бравурные звуки маршей, при этом тихо проклиная советских вождей.
У историков нет единого мнения о личности первого руководителя "Дальстроя" и о характере деятельности этой организации.
Будучи не только хозяйственным руководителем треста, но и уполномоченным Далькрайкома партии, Далькрайисполкома и органов ОГПУ по Колымскому краю, Берзин безраздельно управлял огромной территорией и распоряжался судьбами людей.
Вместе с тем именно он предпринимал меры, чтобы сделать существование заключенных более или менее сносным.
Берзин и его соратники вкладывали много труда в организацию первых клубных учреждений, театра, музея, педагогического техникума, в издание газет.
Летом 1934 года был сдан в эксплуатацию 50-метровый причал, а 29 декабре магаданцы принимали пароход "Уэлен". С его палубы опустили четыре отечественных самолета. На них летчики совершали поистине героические вылеты, от ледовых разведок до длительных тысячекилометровых полетов без карт.
В том же году открылся техникум для подготовки горнопромышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Появились своя постоянная газета "Советская Колыма", издательство, музей.
В декабре 1935 года введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цехи Марчеканского завода, где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Через два года самостоятельным предприятием стал авторемонтный завод.
В 1936 году была установлена радиосвязь с материком. Магаданцы услышали голос московского диктора.
С 1937 года начался черный период в жизни края. Были репрессированы по сфабрикованным обвинениям прекрасные люди, отдавшие все силы освоению Севера.
Расстрелян Э. П. Берзин, арестованы Роберт Апин, политработник, инициатор всех издательских начинаний в Магадане, журналист Алексей Костерин, писатель Исаак Гехтман, руководители заводов, управлений.
Только в 1938-39 годах Магадан принял десятки тысяч осужденных, так называемых "врагов народа". Среди них были генерал А. В. Горбатов, конструктор С. П. Королев, профессор А. К. Болдырев, киноартист Г. С. Жженов и многие другие. Их каторжным трудом строился город.
В магаданской тюрьме и в лагерях погибли практически все архитекторы и инженеры, проектировавшие и строившие город. Все это под "чутким руководством" страной великого палача всех времен и народов Иосифа Виссарионыча...
Фотографии собственные. Материал взят из многочисленных источников.
.
Рубрики: | Наша Russia |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |