Психодрама. О спонтанности. Часть 2 |
Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории):
Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).
Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток).
На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.
Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.
Рубрики: | Психодрама. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |