-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Грузии

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

грузия сациви софико чаурелли тбилиси

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 122


Грузия

Четверг, 19 Июня 2008 г. 12:10 + в цитатник
парус_надежды все записи автора  (400x300, 35Kb)

В полутораста метрах от развалин Зедазенской крепости расположен памятник VII в - монастырь Ионна Зедазенского.
Монастырь Иоанна Зедазенского – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг. В восточной части храма расположен алтарь, над которым имеются три оконца, толщина стен – 0,8 метра, ширина южных ворот – 1,35 метра, высота – 2,2 метра; ширина западной калитки – 0,95 метра.
Колокольня монастыря Иоанна Зедазенского сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазенский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги.
На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом».


Внутри храма на сравнительно высоких столбах установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазенская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен преемник Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542)
У Зедазенской церкви бьет источник, воды которого скопляются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги». Для монахов Зедазенского монастыря «целебный» родник служил в прошлом источником немалых доходов.
В 1705 г. верхняя Зедазенская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазенского, расположенный в средней части горного склона.
С 1479 года Зедазенский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе- Гурамишвили.
В последующие годы Зедазенский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.
Долгое время Зедазенский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазенскую обитель, по повелению экзарха Грузии Паладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр Окропиридзе. Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазенского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазенского монастыря».
В 1889 г. эпископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь Иоанна Зедазенского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а так как Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, то и монахи вскоре покинули Зедазенскую обитель.
С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазенского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.
В Зедазенском монастыре Эстате Кереселидзе продолжал неустанно трудиться - он писал музыку для духовных песнопений, работал над составлением церковного календаря и собирался даже открыть в монастыре типографию, а в 1945 году он передал свою богатейшую библиотеку Государственному музею Грузии. Эстате Кереселидзе скончался восьмидесятилетним старцем и похоронен у южной стены Зедазенского монастыря. После смерти Кереселидзе в его архиве найдены ценнейшие заставки и офорты, исполненные на дереве первым грузинским ксилографом и выдающимся графиком Григорием Павловичем Татишвили (1838-1911), который изучал и использовал в своих работах орнаменты, украшающие монументальные памятники грузинской культуры. Изданный Татишвили альбом под названием «Грузинская резьба» был удостоен премии на Всемирной парижской выставке 1900 года.
Во время деятельности патриарха Всея Грузии Святейшего и Блажейнешего Ильи II монастырь возобновил свою деятельность.

История монастыря.

Приблизительно спустя два века после принятия Грузией христианства, в Грузию из сирийского монастыря Симеона Столпника прибыли проповедовать слово божье тринадцать старцев во главе с отцом Иоанном. Местом деятельности Иоанн избрал Зедазенскую гору.
Тринадцать святых сирийских (каппадокийских) отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. Во Мцхета, древней столице Грузии, они, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию, другие в Карталинию.
"Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устроили в народе гражданственность..."
Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги.
Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Таин, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553-569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе.
Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный.
В Х веке при Католикосе - Архиепископе Клименте (908-923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней.

Информация http://www.geocities.com/revaz2002/zedazeni/monastery.htm
Фото http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/dis...383&did=1672&do_action=viewdoc


Место на карте

Рубрики:  История
Достопримечательности
Искусство
Экскурсии
Туристические маршруты
Храмы
Карта
Эпос
Образование и наука
Утраченное
Метки:  

парус_надежды   обратиться по имени Четверг, 19 Июня 2008 г. 12:10 (ссылка)
Зедазенский монастырь, как и большинство других святынь, пострадал от разрушений в XVIII веке турецкими захватчиками. Обитель была полностью отреставрирована в XIX веке.
Ответить С цитатой В цитатник