-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Грузии

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

грузия сациви софико чаурелли тбилиси

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 122


Грузия. Город Мцхети. Гора Джвари. Церковь Креста Святого

Среда, 28 Мая 2008 г. 08:57 + в цитатник
парус_надежды все записи автора Гора Джвари, Церковь Креста Святого5 (699x456, 82Kb)
К концу VI века в Грузии создается ряд выдающихся купольных сооружений, знаменующих эпоху первого расцвета зодчества феодального периода. Блестящие купольные постройки этого периода завершают целый этап творческих исканий и отличаются строгостью композиции, четкостью и текто-ничностью архитектурных форм, сдержанным применением декора, высоким мастерством каменной кладки.
Ярким образцом этого является мцхетский храм св. Креста — Д ж в а р и, построенный на вершине горы. Гармонично связанный со всей окружающей природой, храм как бы вырастает из холма, заканчивая его естественное построение, являясь одним из самых выдающихся примеров органичной связи архитектуры с природой.
Автомобильная дорога, ответвляющаяся от главной магистрали Военно-Грузинской дороги, подводит вплотную к памятнику. Здесь в IV веке вместо поверженных языческих идолов был поставлен символ новой религии — деревянный крест, на поклонение к которому шли не только с разных концов Грузии, но и принявшие христианство другие народности со всего Кавказа. В честь этого креста грузинской церковью был установлен праздник, проводимый ежегодно. В середине VI века, после восстановления в Грузии национальной государственной власти, уничтоженной персами за несколько десятков лет до этого, первый из представителей этой власти эрисмтавар Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь, поставленную над погребальными камерами. Аккуратно выложенное из тесаного камня маленькое строение было украшено столбиками с резными капителями, а конха алтаря была покрыта мозаикой, следы и остатки которой и сейчас прослеживаются.
Сегодняшнее состояние церкви не соответствует первоначальному виду.


Северный портик перестроен в придел, а южный — стал частью ведущего в большой храм перехода. В церкви привлекает внимание декоративно оформленная ниша— место католикоса Грузии, — парные колонны южного входа с украшенными орнаментальными узорами капителями и др.

Но маленькая церковь не могла удовлетворить возросшие требования ставшей на путь развития феодальных отношений страны, популярность места привлекала огромное количество верующих, и уже при сыне Гуарама эрисмтаваре Степанозе I началось строительство большого храма, вплотную приставленного к малой церкви с южной стороны. В строительстве храма принимали участие члены семьи Степаноза I—Деметре и Адрнерсе.

Изображение ктиторов дано на скульптурных рельефах восточного фасада.

Надписи на рельефах и другие исторические документы позволяют точно определить дату постройки храма между 585—587 и 604—605 годами.

По сравнению с большинством памятников древнегрузинского зодчества Джвари лучше сохранился и дошел до наших дней без значительных переделок. В X веке арабы подожгли храм, но, к счастью, он уцелел, и отдельные мелкие ремонты не меняют его первоначального вида.

В плане Джвари — тетраконх: в его основе лежит крест, слегка удлиненный по направлению восток — запад. Рукава креста со всех четырех сторон имеют полукруглую форму. Между рукавами устроены маленькие, квадратные в плане помещения, переход к которым осуществляется через округленные ниши.

Каждая из маленьких комнат имела свое назначение: у алтаря с обеих сторон были жертвенник и дьяконник, юго-западная комната предназначалась для женщин. Надпись над входом в эту комнату свидетельствует, что она выстроена на средства некой Темистии. Четвертая комната в северо-западной части предназначалась для членов семьи правителей.

Внутреннее пространство храма при относительно малых габаритах сооружения (высота храма не более 25 м) поражает величественностью и цельностью архитектурных форм. Единое внутреннее пространство настолько совершенно, что зритель забывает о реальных размерах храма, чувство торжественности превалирует над всем. Пропорциональное взаимоотношение отдельных частей уже в плане выражает гармоничность единого организма. Для цельности пространственного построения архитектор использует все возможности. Так, например, для перехода от главного пространства к маленьким угловым комнатам созданы высокие ниши, имеющие в плане три четверти круга. Этим архитектор стирает ожидаемый контраст и создает мягкий переход от большого к малым помещениям, подчиняя его основной пространственной композиции.

В отличие от более поздних памятников грузинской архитектуры, храм Джвари внутри не был покрыт росписью, что соответствовало основным тенденциям архитектуры интерьера того времени. Лишь конха алтаря, видимо, была украшена, как и рядом стоящая малая церковь, мозаикой. Четкая горизонтальность квадровой кладки как снаружи, так и внутри создавала особую привлекательность строгостью линий и мастерством строительного исполнения. В этом смысле аккуратно выложенные гладкие стены не нуждались ни в каких дополнительных украшениях, и на их фоне поднятая двумя высокими ступенями алтарная часть создавала акцент, подчеркнутый ярко освещенными тремя окнами восточного фасада. Огромное значение в художественном решении интерьера придается находящемуся в центре октогону, который огораживал поставленный в центре на каменном же постаменте крест — тот самый крест, который являлся реликвией новой религии и в честь которого был построен сам храм. Привлекает внимание конструктивное построение храма. Здесь переход от подкупольного квадрата к куполу осуществлен тромпами, что также характерно для памятников раннего феодализма. Над основными четырьмя тромпами идет два ряда малых тромп, последний же ряд образует тридцатидвухгранник, который служит основанием для круга купола.

Наружные массы соответствуют внутреннему построению храма. К поднятому над остальными объемами кубическому основанию главы с четырех сторон примыкают более низкие пятигранные апсиды, между которыми — угловые помещения. Все это четко читается на фасадах храма.

На южном фасаде находится рельеф с изображением Кобула, принявшего впоследствии имя Степаноза II. Полагают, что коленопреклоненная фигура на грани барабана является скульптурным изображением архитектора храма, так и не назвавшего себя; рельеф без всякой надписи. Над южным входом находится рельефная композиция «Вознесение креста» — широко распространенный в раннехристианском искусстве сюжет. Тимпан входа заполняют фигуры крупного размера, держащие медальоны с изображением креста. Рельеф акцентирует вход в храм. Над дверью, ведущей в помещение для женщин, дан плоский рельеф с изображением вознесения Христа. Таким образом, декоративное украшение на фасадах Джвари играет важную роль — оно органически дополняет архитектуру и еще больше подчеркивает значение отдельных акцентов в общем архитектурном облике храма.

Джвари — образец логического осмысления функционально-художественных задач, единства и гармонии архитектурных форм. Простота и четкость планового решения, повышенное внутреннее пространство при небольших наружных габаритах, строгие, соответствующие внутреннему решению фасады и, наконец, удивительная связь с окружающей природой делают этот храм одним из лучших образцов мировой архитектуры раннего средневековья.

Информация и фото http://sobory.ru/article/index.html?object=04594

Место на карте
Рубрики:  Месхети
История
Достопримечательности
География
Искусство
Экскурсии
Туристические маршруты
Храмы
Карта
Эпос
Утраченное
Метки:  

парус_надежды   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2008 г. 08:58 (ссылка)
Храмы типа Джвари известны лишь в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества.
Ответить С цитатой В цитатник