-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Республика_Чувашия

 -Интересы

камчатская область карачаево-черкессия киров ненецкий автономный округ орловская область пензенская область республика адыгея республика марий-эл республика татарстан республика тыва республика чувашия. сайт республики чувашия.чувашс республика якутия ростовская область самарская область читинская область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 106


Базары, ярмарки, рынки города Чебоксары

Суббота, 22 Марта 2008 г. 13:02 + в цитатник
все записи автора  (500x375, 30Kb)

Когда торги перестали устраивать общество, на смену им пришли базары и ярмарки с просторными площадями. Чуваши все больше обретали смелость общения, этому способствовало овладевание русским языком. Русские тоже отвечали взаимностью. Мне под девяносто и я успел застать время, когда чуть ли не каждый русский чебоксарец или житель окрестных деревень мужского пола умел разговаривать по-чувашски. Это уже в наш советский период произошел откат от общения на чувашском языке.
Местом для базара в Чебоксарах наши предки выбрали равнинный пятачок в развилке речек Чебоксарки и Кайбулки. На планах города 1829 и 1873 годов это место названо Городской площадью. На ней находились три церкви: Покровская, Успения и Рождественская зимняя и летняя, дворянское собрание, городская управа, земство, судебные учреждения.

Сохранилась копия документа: на плане города - подпись Казанского губернатора от 22 февраля 1873 года с грифом "Утверждаю". На городской площади намечалось строительство кирпичных зданий гостиницы и гостиного двора под общей крышей. Здание должно было заменить деревянные лавки. Однако желаемое осталось на бумаге. Деревянные лавки, дощатые лабазы продолжали существовать. Запах крови и нечистот распространяла небольшая бойня, находившаяся восточнее Покровской церкви, поблизости от жилых домов. Южнее церкви была Хлебная площадь, а с нею рядом - обжорные ряды.

Базарная площадь располагалась удачно тем, что сюда можно было "забежать" с любого конца города за какие-нибудь считанные минуты. Плохо то, что площадь со своим базаром лежала в низине. После сильных дождей сюда стекали со всех оврагов грязевые потоки. Это обстоятельство раздражало людей, особенно приезжих. Они упрекали местную власть за неблагоустройство рынка. В течение двенадцати лет (1878-1890) продолжалась переписка о выносе бойни и мясных лавок с Базарной площади.

На пороге XX века чебоксарский базар расширился: на просторной Базарной площади открывались новые торговые заведения. Примером массового строительства служит 1909 год. Тогда были открыты 174 торговые точки, в их числе 70 со смешанной торговлей, на втором месте - закусочные, бакалейные и "забегаловки". В том же году появляются 12 хлебных лавок, 9 пивных, две водочные, ресторан и трактир. Расширяется торговля мануфактурой и колониальными товарами непосредственно в лавках при доме. Я застал такую лавку на улице Свердлова во дворе приемного сына купца Астраханцева. Василий Иванович работал токарем по дереву промысловой артели "Красный мебельщик". От купца он унаследовал фамилию и деревянный дом, одноэтажный с улицы, с подвальным этажом во дворе.

- Как же вы и ваш дом не были затронуты ни в годы национализации, ни в годы раскулачивания? - спросил как-то его.

- Сам удивляюсь, - ответил он. - Видимо, власти на меня смотрели как на приемного сына купца, как на чувашского сироту.

Вдоль южной границы Базарной площади в конце XIX и в начале двадцатого столетия образовался торговый ряд с каменными двухэтажными магазинами. Здесь - добротные сооружения с претензией на архитектурно обогащенные. Самые бойкие места на площади, магистральных улицах занимали купцы Дрябловы, Игумновы, Иевлевы, Геронтьевы.

В Чебоксарах базары бывали два раза в неделю - по понедельникам и пятницам. В торговое дело были вовлечены тридцать купцов 2-й гильдии и 180 мелких торговцев. К последним имели отношение и кустари. Они работали в одиночку или объединялись в группы. Таких групп в городе было 111, где число работающих составляло 228 мастеров, 65 учеников и 37 вольнонаемных. В 1910 году в составе ремесленных заведений числилось 15 булочных, 5 портняжных, 4 сапожных, столько же плотничьих и малярных. Были печники, шубники и бондари. Кустари и крестьяне-умельцы производили мебель, предметы быта и домашней утвари. Базары славились плетеной мебелью, корзинами, долблеными туесками, бочками и кадками, расписными сундуками, которые имели большой спрос в чувашских деревнях. Вместо выдолбленного из ствола дерева сюпсе местом хранения девичьего приданого становились сундуки.

В Чебоксарах преобладающей торговлей считалась хлебная. Около Покровской церкви было отведено официальное место для продажи зерна и муки. Рядом стояли амбары и кладовые. Купцы и некоторые мещане закупали у крестьян хлеб и складировали в амбары в ожидании неурожайного года, когда зерно приносило большой барыш. Таков уж вечный закон рынка: кому весело, кому слезно.

Хлеб - всему голова... Много пословиц и поговорок сложено о хлебе. Он всегда имел непреходящую ценность.

Советская власть с первых дней своего существования взяла на себя трудную миссию - решение проблем мира и хлеба. В России голодных было столько, что продовольственными вопросами занимались все. Вспомним продразверстку, продналог, хлебный заем, ужасы голода 1921-1922 годов. Немало стариков и детей ходили с сумой от дома к дому, собирали куски и объедки. Нищие и калеки сидели на рынках, на перекрестках улиц, выпрашивая у прохожих милостыню. Беспризорные дети голодали и воровали.

Жизнь была нестерпимо дорогой. Официальные розничные цены выражались трех-пятизначными цифрами. По сообщению газеты "Чувашский край" (№ 48/149) на 14 апреля 1922 г., в Чебоксарах официальная цена одного пуда ржи (16 кг) была 10500 рублей, за фунт (400 г) мяса - 450 рублей, фунт сахара - 900 рублей. На вольном рынке фактические цены были еще выше. Однако и они держались недолго, возрастали не по дням, а по часам. По сообщению той же газеты (№ 51), на 30 апреля 1922 года пуд ржаной муки стоил 12 миллионов рублей, фунт говядины - 300 тысяч рублей, фунт белого хлеба 23 августа на чебоксарском рынке стоил 500 тыс. рублей.

В сравнительно урожайном 1923 году, несмотря на помощь различных международных организаций, а также Москвы и губернии, Чувашская область продолжала голодать. На покрытие потребности в хлебе не хватало 11 миллионов пудов зерна и оставался непогашенным долг в 2 миллиона пудов семенной ссуды.

Хлебопечением (когда имелась мука) занимались все домохозяйки. Кроме того, действовали кустарные хлебопекарни. Они были маломощными. Наибольшее число таких мелких "заводов", организованных комитетами помощи голодающим (Помгол), было открыто в голодные 1921-1922 годы. С введением нэпа появляются частные пекарни, начинается конкуренция за качество хлебобулочных изделий. Газета "Канаш" в 1924 году (№123) пишет: "Лучшая булочная и кондитерская в г.Чебоксары - Е.Е. Решетникова... Применяется новейший способ выпечки хлеба, выдерживает трехдневную свежесть и обладает самым приятным вкусом".

С пекарями конкурировали пирожники. Они "колдовали" на виду у всей публики. Под открытым небом их самодельные железные и чугунные печки топились каменным углем (дрова чадили дымом). На противнях поджаривались пирожки в масле с мясной начинкой. Этих безымяных мастеров как ветром сдуло, когда началась кампания по свертыванию нэпа. В наше время на улицах и в людных местах тоже торгуют пирожками, но они, как правило, остывшие, вчерашние и даже позавчерашние. Прежняя традиция потчевать людей выпечкой с пылу с жару забыта, хотя на современных вещевых рынках есть частные разносчики горячего.

Перед войной и некоторое время после нее в городе действовала промысловая кооперативная артель "Пекарь". Продолжительное время ее председателем был И.П.Петров. Артель занималась хлебопечением и изготовлением безалкогольных напитков. Наряду с ней работала хлебопекарня, под которую приспособили Покровскую церковь. Продукция хлебопекарни реализовывалась по продовольственным карточкам вплоть до 1937 года. Существовала скудная норма выдачи хлеба: 200-300 граммов на ребенка и иждивенца, 400-600 - на работающего человека. И только ударникам и стахановцам выдавалось по 800-1000 граммов.

В послевоенные годы хлеб жестко нормируется и отпускается по карточкам. Теперь эти карточки стали музейной редкостью, экспонатами истории, их можно увидеть в музее электроаппаратного завода.

Механизированное хлебопечение начинается в послевоенное время. Хлебозавод № 3, построенный на улице Калинина в середине пятидесятых годов, имел мощность 30 тонн продукции в сутки; затем в начале шестидесятых годов строится хлебозавод № 4 на улице С.П. Петрова мощностью 60 тонн.

В последнее десятилетие в Чебоксарах построили еще два хлебозавода мощностью до ста тонн каждый. Теперь мощности чебоксарских хлебозаводов позволяют специализировать их, выпекать хлеб, булки и кондитерские изделия в достаточном количестве. Однако, как неоднократно писалось в газетах, хлебобулочные изделия нуждаются в улучшении вкусовых и формовочных качеств. Наряду с внедрением современной технологии не мешает вспомнить забытые ныне рецепты "Дома Решетникова", артели "Пекарь". Повышение качества хлебопечения позволит сократить потери в хлеботорговле и повысить калорийность питания населения.

Коллектив хлебозавода № 4 (ОАО "Хлебокомбинат") решил возродить когда-то утраченное. Около своей проходной он открыл магазин "Горячий хлеб". Черный и белый свежий хлеб продается в магазине с пылу с жару. Примеру четвертого завода последовали и другие хлебозаводы, находящиеся в новоюжном и юго-западном районах города. Эти заводы своей продукцией обеспечивают чебоксарцев к завтраку, обеду и ужину.

Не хватает только "орловского" хлеба. Им чебоксарцы гордились. Сейчас его не пекут. На заводе мне разъяснили: после реконструкции новые печи для этого непригодны. Иначе думают старые рабочие и бывшие директора Е.А. Никитин и И.А. Клибышев.

- Есть все компоненты, сохранилась даже печь старой технологии. К счастью, еще живы старые мастера хлебопечения: начальник смены З.В. Полынева, награжденная в свое время орденом Ленина, пекарь-орденоносец А.Ф. Федорова, здравствует бывший главный технолог З.И. Григорьева. Не мешало бы освоить выпуск различных национальных блюд и напитков.

От урожая зерновых зависела торговля всеми другими видами товаров. В урожайный год крестьянин вез на рынок зерно, крупу и муку, вели сюда домашний скот, несли молоко, масло и мясо. На вырученные деньги приобретались городские товары, чтобы приодеть жену и детей. Не забывал мужик и себя: сменит войлочную шляпу на меховую шапку, купит сапоги, которые будет носить по великим праздникам. Другой мужик расщедрится и приобретет швейную машинку, самовар, столовую посуду: фарфоровый чайник, тарелки с ободком, металлические ложки. Все это сложит в ящик до прихода дорогих гостей, а пока будет пользоваться гончарной посудой, деревянной плошкой и такими же ложками. Но сначала... Сперва нужно рассчитаться с налогом, с недоимками!

После хлеба второе место занимает картофель, затем молочные и мясные продукты.

Обычно домашний скот забивали на подворье. Для этого дела достаточно было пригласить на помощь соседа или кого-нибудь из родни. А если производится массовый забой скота?.. Еще в старину создавались пункты забоя. С этого начинались скотобойни.

Во второй половине XIX века одна из них была на Базарной площади. Рубленная из сосновых бревен с полом из тесанных топором пластин и с тесовой двускатной крышей, размером площади 9 на 3 сажени. Двустворчатые ворота с трех сторон служили для приема скота и выноса разделанных туш. Еще не остывшие говядина, баранина, телятина и свинина поступали в лавки с погребом для хранения. Бойня и лавки принадлежали городской управе и сдавались в аренду торговцам. Часть лавок являлась собственностью купцов.

Бойня и лавки составляли так называемый мясной ряд. Он находился восточнее Покровской церкви. Здесь же имелся и "обжорный" ряд, где в больших чугунных котлах варился суп из требухи - какай шюрпи.

Суп и похлебка - еда простолюдинов, городской бедноты и полуголодных чувашских крестьян - были популярными как традиционно-национальные и самые дешевые кушанья. За грош или пару копеек можно было получить наполненную до краев большую деревянную плошку или миску. В мясном и "обжорном" рядах сновали собаки, подбирая обглоданные кости. Солидные горожане, проходя ряды, морщили нос, старались не вдыхать воздух глубоко. Бойня распространяла зловоние, канализация отсутствовала.

Уездный исправник в письме на имя городского головы, датированном 6 июня 1878 года, пишет, что на Базарной площади мясные лавки пришли в ветхость и непригодны для дальнейшего использования. Бойня находится в антисанитарном состоянии. Письмо было доведено до губернатора.

Казанский губернатор отреагировал весьма оперативно: на следующий же день, 7 июня, ответил чебоксарскому городскому голове: "Господин чебоксарский уездный исправник, между прочим, донес мне, что о замеченных им неисправностях в устройстве мясных лавок, пришедших в ветхость, и бойни для резки скота, стоящей слишком близко к жилым строениям, им сообщено на Ваше, милостивый Государь, распоряжение.

Вследствие чего имею честь покорнейше просить уведомить меня, какое сделано Вами распоряжение по означенному сообщению господина чебоксарского уездного исправника".

Не проходит и пяти дней, как городская управа заключает соглашение с мещанами И.П. Милютиным, И.И. Корытниковым, Н.С. Прибыловым и Ф.О. Милютиным, в котором подрядчики пишут: "Даем эту сказку Чебоксарской городской управе в том, что мы заявляем желание устроить мясной ряд в 6 номеров ... длиною 16 и шириной 3 сажени на условиях, "чтобы означенными лавками нам пользоваться в продолжение 20 лет, начиная с 1879 года с платою за каждый номер в доход города по 5 рублей в год. По истечении срока лавки должны поступить в собственность города и отдаваться желающим по усмотрению городской Думы. На все 20-летнее время нахождения лавок в нашем пользовании ценность строений должны поддерживать".

Дума 18 июня 1878 года утверждает срок пользования лавками 10 лет. Однако лавки не были закончены строительством даже в 1880 году, а после 10 лет эксплуатации уже нуждались в ремонте, о чем 31 декабря 1898 года был составлен акт за подписями городского головы Астраханцева, члена управы Клюева, плотника Захарова. По причине неграмотности по просьбе Захарова за него подписался Егор Козлов.

Должен заметить, что некоторые исследователи прошлого нередко впадают в крайность, рисуя минувшее в мрачных красках. В отличие от бытующего мнения, надо сказать, что наши предки тоже любили порядок и поддерживали его как могли. "В 1899 году в мае 20 дня члены городской управы Неверов и Клюев и члены ревизионной комиссии Визгин и Рубцов произвели осмотр мясных лавок и составили акт для представления в городскую управу для сообщения Корытникову и в случае уклонения последнего от производства настоящего ремонта - для доклада Думе".

Пока оформлялся акт, Корытников умер. Некачественно отремонтированную лавку принял на себя его сын Михаил Иванович, что засвидетельствовано подписью полицейского надзирателя. Дело от 11 мая 1900 года было передано в сиротский суд.

В обзоре народного здоровья за 1910 год читаем: "Особое внимание обращалось на оздоровление города своевременным удалением нечистот в свалочные места, а также доброкачественность привоза на базар съестных припасов и снабжение жителей хорошей питьевой водой... Убой скота производился на городских бойнях, по освидетельствованию ветеринарного врача - и мясо к продаже допускалось только качественное за клеймами. Бойня достаточно очищалась и дезинфицировалась". Таково официальное донесение губернскому начальству. Фактически же общественность все настойчивее требовала решить вопрос о выносе бойни за город. Забой скота продолжал увеличиваться. В 1925-1926 годах было забито 2312 голов крупного рогатого скота, 160 телят, 733 овцы, 142 свиньи. Люди продолжали сетовать на "обжорный" ряд, просуществовавший до 1930 года, после чего скотобойня была вынесена в поле. Однако и этот участок также оказался не на месте: мешал прокладке трассы улицы Гражданской. Новая бойня, уже на уровне мясокомбината, сооружается в 1956-1957 годах на южной окраине города, восточнее железнодорожного вокзала. Прошло совсем немного лет - ее мощности перестали отвечать потребностям народного хозяйства, да и оказалась она почти в центре города.

Поэтому на Канашском шоссе, напротив села Альгешево, в 1976-1981 годах возводится новый, современный по уровню технологии производства комбинат мощностью 100 тонн выработки мяса и 20 тонн колбасных изделий в смену. Он даже в наше время считается крупным не только в Волго-Вятском экономическом районе, но и во всем Поволжье.

Я не знаю, какая фактическая мощность сейчас, но пишут и говорят, что холодильные камеры забиты, так как продукцию не берут торгующие организации, а у них - не покупает население из-за высоких цен. Чтобы не было "убытку", мясо и колбасы портятся, но не снижаются в цене. Говорят, что таков закон рыночной экономики. Если это так - то плохой закон! Импортная мясопродукция работает не на развитие местной промышленности, да и качество привозимых товаров не то.

От торговли зависело и благополучие города. Снижение товарооборота сказывалось на бюджете. А уездный город не отличался богатством. Например, остаток бюджетных средств от 1909 года составил только 595 рублей 62 копейки. Не сулил роста и год грядущий. Приход за 1910 год равнялся 32292 руб. 13 коп., расход - 31789 руб. 28 коп. Остаток на 1911 год исчислялся в 88 руб. 47 коп.

...Но базар есть базар. Кто-то привез товар на продажу, кто-то его купил. Кто-то с рынка вернулся ни с чем. В двадцатом веке в Чебоксарах росла чувашская прослойка. Выходцы из деревень становились горожанами, владельцами домов и прочих строений, некоторые вставали за прилавки своих ларьков и лавок. Торговая прослойка задавала тон. И неудивительно: во главе чебоксарского купечества стоял сам купец 1-й гильдии Ефрем Хуса! В числе торговцев значились две татарские семьи - Абаева Абдулы Насера и торговый дом братьев Сейфут-диновых.


Особого расцвета рынок достиг в годы нэпа. Предприимчивые дельцы действовали оперативно и завозили товары издалека. На открытых дощатых прилавках, под тентами, в ларьках и лавчонках лежали разнообразные промышленные и продовольственные товары. Было что выбирать модницам и гурманам. С телег продавали привозные фрукты. Местные садоводы весами не пользовались: продавали товар ведрами и корзинами. Не было недостатка в рыбе: предлагалась красно-рыбица, белорыбица, красная и черная икра. Местные рыбаки сбывали стерлядь, леща и сазана. Воблу привозили в кулях и фурманах. В противовес нэпманам и мелким торгашам начинали действовать кооперативы. Крепла государственная торговля: имей только деньги. А денег-то как раз не хватало, ведь еще была безработица.

В советское время Базарную площадь переименовали в Красную. Но она, как и в былые годы, оставалась неблагоустроенной, утопающей в грязи и пыли... С тех пор, как Чебоксары стали столицей Чувашии, неоднократно ставился вопрос о переносе торговых рядов в другое место. Так возник в 1930 году Зеленый базар, просуществовавший вплоть до 1980 года... Зеленый базар был за Чебоксаркой у подножия Западного косогора, именовавшегося в прошлом как гора Ярилы или Соборная. Западная граница проходила по улице Свердлова, северная - р.Чебоксарке, южная - улице Ленина (Нижегородской). Торговля скотом, птицей, мхом, соломой, сеном проходила на улице Заводской. Здесь всегда лежал слой навоза.

Снова чебоксарцы начали роптать, что базар засоряет центр города. И опять возобновились неоднократные попытки вывести базар на окраину города. Сначала его переводят на площадку будущего строительства Дома Советов, затем на Грязевскую стрелку. И каждый раз неудачно: население не признавало новые места. В конце пятидесятых было подобрано новое место в конце улицы Гагарина по соседству с деревней Лакреевкой. Новый рынок облюбовали не только местные жители, сюда потянулись южане со своими фруктами.

Город ныне располагает еще несколькими базарами-рынками: в северо-западном и новоюжном районах. По ценам на продовольственные и промышленные товары можно судить о том, как идет на практике переход на рыночные основы.

Мне на память приходят цены двадцатых годов, преднэповские. Обыкновенная швейная иголка и коробка спичек стоили десять тысяч рублей. Это было до 1922 года, а с началом нэпа и денежной реформы цены стали снижаться. С введением нэпа и денежной реформы в марте 1924 года были установлены стабильные новые цены: коробка спичек - 2 копейки, хлеб ржаной 400 граммов - 3 копейки, хлеб белый - 12 копеек, фунт сахара - 40 копеек и т.д.


***


В Европе ярмарки зародились в раннее средневековье, в России - в XVI веке. Наиболее древней считалась Арская ярмарка (близ Казани), известная с середины XIII века. В связи с постоянными грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту ярмарку и основал ярмарку в Васильсурске (1524), которая позднее была переведена к Макарьевскому монастырю, а оттуда в 1817 году - в Нижний Новгород. Нижегородская относилась к разряду международных.

Когда было положено начало ярмаркам в Чебоксарах? Такой документальной даты нет. Скорее всего они начались в те времена, когда в чувашском крае установилась стабильность связей с местным населением и Чебоксары стали принимать гостей из окрестных регионов с товарами. Вероятнее всего этот процесс проходил в XVII-XVIII веках. Тогда Чебоксары являлись торговым опорным пунктом восточной части Московского государства.

В инвентаризационной описи городских строений и домовладений Чебоксар 1884 года значатся Базарная и Ярмарочная площади. Оценочная стоимость комплекса такова: Базарная стоила 1000 рублей, Ярмарочная - 300. На плане 1909 года Ярмарочная площадь находилась на месте нынешней площади Республики. Логично предположить, что на Ярмарочной площади капитальные сооружения не возводились, так как торжища проводились один раз в год.

Чебоксарская ярмарка имела местное значение, сумма реализованного товара здесь в лучшем случае выражалась в несколько десятков тысяч рублей. Так, в 1910 году было завезено товаров на 71175 рублей, а реализовано всего на 11170 рублей (14 %). Это говорит об ограниченных возможностях местного рынка, о бедности большей части горожан и окрестного сельского населения. На ярмарке 1915 года сумма реализованного товара была еще меньше - 10405 рублей.

Что привозилось и продавалось на этой ярмарке? Мануфактура занимала первое место среди других товаров. Стоимость выставленных на продажу товаров составляла 53700 рублей. Но местное население, чуваши и соседние черемисы (марийцы), носили холщовое белье, домотканые армяки и чапаны. По этой причине мануфактура не нашла здесь спроса. За семь дней было реализовано товара всего на 5200 рублей. В конкуренции с мануфактурой находились старое поношенное белье и одежда. Сбыт составил 300 рублей, т.е. 85 процентов от привезенного товара. Не в обиде были казанские мыловары. Их продукция тоже пользовалась спросом: реализовано товара на 700 рублей.

Любопытно сопоставить ярмарку 1910 года с ярмаркой 1915 года. Первая империалистическая война отрицательно сказалась на товарообороте. Привоз товаров сократился вдвое, реализация составила только 10405 рублей. Заметные изменения произошли в ассортименте распроданных товаров. Например, мануфактуры продано на 4580 рублей, обуви - на 820, бакалейных - 700. Мыла продано в четыре раза меньше, только на 240 рублей. Не было спроса на игрушки (было не до них), их продано всего на 95 рублей.



Место проведения ярмарок менялось. В конце двадцатых годов XX века ярмарки проводились на косогоре за будущим Домом Советов, на Красной площади, Грязевской стрелке (близ деревни Будайки).

В основном ярмарки проходили в весенне-летнее время, в самую лучшую пору года. К ним готовились как к празднику. Люди старались обновить небогатый гардероб. Пожилые съезжались, чтобы вспомнить прошлое, справиться о своих знакомых. Молодежь сходилась, чтобы приобрести что-то новое из одежды, познакомиться друг с другом, высмотреть себе невесту, жениха - ведь ярмарки служили местом встреч. Каждая девушка мечтала встретить там своего суженого или познакомиться с парнем, который предложил бы ей покататься на карусели. Самый бедный или скупой в этот день старался угостить свою барышню пряниками, карамелью или леденцами.

Сельское население без всякого расписания знало, где и когда предстоят ярмарки. Сроки были традиционные. Девушки заглядывали в свое заветное сюпсе, сундуки, доставали спрятанные от моли платки, шали и узорчатые пояса. Проверяли - не потускнели ли монисты, тухья, шульгеме и другие украшения из серебряных монет, доставшиеся от бабушек и прабабушек. Это было в недалеком прошлом, ныне забытом...

Ни одна ярмарка не обходилась без каруселей. Устроители заранее оповещали народ, сколько будет каруселей и качелей. Парни-гармонисты важно прохаживали со своими заливистыми гармошками. Шумели, гуляли, пели, плясали, водили хороводы.

В годы гражданской войны ярмарок не было. Они возобновились в годы нэпа, а в начале тридцатых были упразднены. Вновь стали проводиться в послевоенные годы, главным образом в сельской местности. В последнее время происходит трансформация ярмарок. Все больше берет верх оптовая торговля. Проводятся отраслевые, межрайонные, межобластные ярмарки, на которых заключаются торговые сделки, составляются соглашения и договоры на реализацию товаров. Очевидно, эта форма в соответствии с перестройкой народного хозяйства получит наибольшее распространение. Теперь вновь "прописались" торги. Появились крупные рынки, получила развитие фирменная торговля...



В Чебоксарах рынки сначала возникали самовольно на оживленных перекрестках улиц, рядом с крупными магазинами, недалеко от стоянок городского транспорта или в закутках, куда редко заглядывали сборщики пошлин и милиция. Здесь можно было наскоро реализовать свой товар и "смыться", не уплатив за место. Бюджет терял пополнение, город захламлялся. Эти дикие площадки не имели ни малейшего благоустройства. Торговали с рук, с ящиков - ни присесть, ни прислониться.

Подобные торговые площадки в массовом порядке возникли после закрытия Зеленого базара. Однако стало ясно: неконтролируемые базарчики можно ликвидировать только путем создания благоустроенного рынка, что и сделали на стыке улиц Гагарина и Усадской. Здесь в 1980 году создается центральный рынок под вывеской "Колхозный базар". В эксплуатацию вводится первый крытый павильон по проекту Краснодарского городского рынка с подсобными помещениями. Осталось построить гостиницу для иногородних приезжих. Однако задумка осталась невыполненной.

В первые годы деятельности рынка по просторному павильону прогуливались недовольные ворчуны, критиковали власть за излишнюю "роскошь", неоправданную трату народных средств. Но жизнь подтвердила их недальновидность: через пять лет рынок стал тесным. "Чувашгражданпроекту" (архитектор Т. Кознова и ГИП Т. Гонобоблева) потребовалось расширить рыночную территорию, а городу построить новый павильон с рядом ларьков и киосков. Рынки и базары в условиях России - нужные атрибуты. Они решают экономические вопросы, кормят десятки тысяч жителей городов.


и сельской местности. Благодаря рынкам трудоустраиваются безработные.

А как в Европе, "в частности в Германии? Будучи там (в 1945 году), я интересовался, есть ли у них базары.

- Нет! - отвечали мне немцы. - Старье из одежды мы сдавали в магазины, без чего при Гитлере нам новое не отоваривали.

В Берлине действовал единственный "шварц марк" - черный рынок.

Мы, молодежь 20-х и 30-х годов, часто спорили о роли золота, денег и базарах при коммунизме. В обиходе у нас было высказывание Ленина о том, что золото и деньги потеряют свое значение, из драгоценного металла будут строить уборные. Базары тоже упразднятся, говорили нам. Видимо, в высшем эшелоне власти отношение к базарам было плевое.



Подул ветер преобразований. В новых условиях Центральный рынок обрел иные качества. Теперь он оправдывает свое название. Стал таковым не только для города, но и для республики. В его специализированных и смешанных павильонах - товары со всей республики, соседних регионов, юга России, Средней Азии, ближнего и дальнего зарубежья. На рынке можно услышать речь азербайджанцев, узбеков, украинцев, корейцев. Но эта "экспансия" осуществляется не путем открытия фирм и торговых домов, а завозом в основном продуктов питания, одежды, обуви, сопутствующих товаров с помощью своих же оптовиков.

Бывший директор рынка Е. А.Драницын рассказывал, что только на основном рынке более трех тысяч торговых мест.

Центральный рынок - инвестор. Он ведет новое строительство. За рынком остаются нереализованные возможности в двух направлениях - продовольственном и промышленно-вещевом.

Наряду с Центральным в Чебоксарах действует несколько рынков меньшего размаха. "Северный" до 1995 года не отличался активностью. Торговый павильон с рабочим залом и антресолями на уровне второго этажа использовался только наполовину. Безлюдной была прирыночная площадь. Сказывалась отдаленность от транспортных маршрутов. Единственный внутригородской "23" не мог повлиять существенно на транспортную разгрузку. Однако те, от кого зависит, быть ли добавочному маршруту, ничего не предпринимали.

А.А. Слатинин "Северный" принял убыточным. Экономист по образованию, а на практике строитель и производственник, он понимал, что в первую очередь ему следует позаботиться об организации рабочих мест, хотя бы отвечающих минимуму технологии торгового дела. Отремонтировали торговое и холодильное оборудование, позаботились о рекламе. Новый директор обратил внимание на кадры. Нет, не стал освобождаться от старого состава, но численность увеличил вдвое. Результат: если в 1995 году рынок дал 25 миллионов рублей убытка, то в 1998 году стал прибыльным - за первый квартал валовой оборот достиг 947 миллионов рублей.

- Утренний обход рынка начинаю с мясо-колбасного отдела. Этот отдел у нас делает погоду, - рассказывает Слатинин.

- Спрашиваю, по какой цене думаете торговать? Замечаю: а ведь это не по карману многим пенсионерам, участникам войны и инвалидам, - хоть и знаю, что не имею права вмешиваться в определение цен, но не выдерживаю, говорю: рынок со своей стороны вдвое снизил плату за услуги. Давайте и вы взаимно сбросьте, ну хотя бы установите не дороже... Глядя на дешевизну наших услуг, увеличится приток торгующих и покупателей.

На "Северном" решили вскоре вдвое увеличить торговый оборот, а для этого расширить рабочую площадь: завершить строительство круговой галереи (антресолей) на втором этаже, реконструировать правое крыло павильона, открыть столовую.



И в новоюжном жилом массиве имеется свой рынок. Он расположен рядом с универмагом "Шупашкар". Думается, сюда людей тянет не только коммерция, но и архитектурно-планировочное решение площади. В знойные летние месяцы и дни фонтаны образуют увлажненный микроклимат. Голосистые дети плещутся в теплой воде бассейнов. Взрослые с любовью и доброй завистью следят за малышами.

Торговый центр охотно посещается горожанами и приезжими. Не пройдешь равнодушно мимо даров юга - красиво сложенных пирамид из апельсинов, лимонов, киви, груш, помидоров, огурцов, яблок... Под козырьками-навесами и тентом развешаны бананы и ананасы. Они завораживают своим яркоцветьем. В стороне от крикливых "иностранок" стыдливо и обиженно прячутся наши отечественные продукты.

А.Д. Денисов, бывший директор рынка, вспоминает о днях минувших. Здесь он директорствовал с мая 1993 года. Два года до этого работал заместителем директора Центрального рынка, учился хитростям торговли.

- Хотя наш рынок был прибыльным, но оборотные средства поедали налоги. Не мог я выкроить несколько миллионов, чтобы отремонтировать строения. А нужно было, вот как нужно! Особенно крышу летней площадки.

На "новоюжке" я познакомился с санврачом городской СЭС А.В. Пушкаревым.

- Можно ли на рынке торговать очищенными от грязи и вымытыми местными овощами? - спросил я Аркадия Васильевича.

- В розницу можно и нужно бы. Однако это зависит не столько от санитарной службы и сельчан, поставляющих продукцию к столу горожан, сколько от самих покупателей. Они должны быть более придирчивыми, не брать на рынке то, что в грязи и в земле.

Куда девать поношенную одежду и обувь? Раньше в обычных семьях среднего достатка старье переходило от старших к младшим по возрасту, раздавали нищим, бедным, сиротам. Когда это было? Давно и недавно.

Стали лучше жить, каждому хочется иметь обнову. Старое быстро выходит из моды. Если раньше в семьях обновку шили из шерстяных тканей, сукна, крепких домотканых холстов и носили годами - от дедов до внуков, то теперь все делается в расчете на моду: на один, в лучшем случае на два сезона. В моду вошли легкие просвечивающие ткани, синтетика.

Было время, когда горожане и сельчане довольствовались малым. В неделю раз съездят на базар, реализуют продукцию своего труда, прикупят нужный товар и - будь здоров до следующей недели.

А тут настали времена, людям потребовались не недельные базары, а постоянно действующие рынки.



Южный поселок в Чебоксарах возник в конце пятидесятых годов. Сначала ему присвоили статус поселка с поселковым Советом. Естественно, появился свой рынок - базар со смешанной торговлей. Однако он закрепился как вещевой. Сюда приезжали горожане, чтобы продать и купить поношенные веши. С тех пор горожанину не нужно было выезжать в Цивильск или на ближайшие сельские базары. Торговали старьем, но из-под полы реализовывали и новые вещи. Сельчане привозили свои сезонные изделия кустарной выработки: валенки, варежки, носки и чулки. Налаживалась торговля домашним скотом. У вещевого рынка Южного поселка были конкуренты - это городские рынки. И они могли уничтожить своего старшего по возрасту собрата. Но в середине девяностых годов Южный базар стал филиалом Центрального рынка. И это спасло его.

На всех действующих рынках ведется розничная и оптовая торговля. Оптовики - это те, которые раньше других проснулись и поняли, что значит рынок. Изворотливые и находчивые люди торопливо создали первичный капитал, нажитый честно или криминально. Пустили свои накопления в оборот, чему способствовали открытые границы. Первооткрыватели оптовых закупок сломя голову ринулись на китайский и польский рынки, затем им стал доступен и капиталистический. Челночники и "новые русские" освоили Японию, Южную Корею, Турцию, страны Европы, пошли в Африку, в обе Америки, Австралию и т.д.

С легализацией торговли вещами Центральный рынок стал смешанным. Вещевики заняли переулок-проход к универмагу "Детский мир". Кроме того, вещевики получили пристрой-галерею с южной стороны павильона.

Продовольственники, вытесненные из павильона, высыпали на улицу, заняли все проходы, где торговали даже в зимнее время. Торгующих вещами стало настолько много, что для них на стадионе им. 60-летия Октября организовали торговые ряды. Горожане привыкли к этому, но тут заголосили спортсмены: мол, под корень рубите спорт.

Нашли выход: создали вещевой рынок на новом месте, отвели часть парка "Лакреевский лес". Чтобы не затоптать растения, не уплотнить грунт вокруг высыхающих дубов, отгородились от парка железобетонной стеной. Однако вещевая торговля продолжает действовать на старом Центральном и других городских рынках.


***
Между прочим, из <челноков> не выдавишь правдивого рассказа о тайнах своей работы. Например, у <китайцев> я пытался уточнить, где пересекают они границу, видели ли Великую китайскую стену? До стены ли нам, усмехались они, бежишь со своими вещевыми сумками на рынок или по адресу. Страшно, что кто-нибудь опередит тебя. Получил товар - и айда обратно в Россию! Тут не до красот природы, не до исторических и культурных памятников. А легко ли нести наш узаконенный вес в пятьдесят килограммов?

Только один из <польских> челноков согласился написать для меня дорожный дневник, но при условии неразглашения фамилий. Записки оказались интересными.

"...Сижу на скамейке, отдыхаю. Идет соседка с седьмого этажа, Валюша. Говорит мне: <Лизань, вот люди в Польшу ездят за товаром. Может, и нам с тобой махнуть? Что стоит нам, пенсионерам? Узнаю-ка у племянницы Гальки, что и как".

Утром прибегает: "Готовь три фот-ки - паспорт заграничный делать да характеристику в домоуправлении возьмем. А пока паспорт будут делать, товары закупать будем>.

Одним словом, закупили разной ме-лочовки: карандаши, ручки, линейки, расчески, нитки. В Свияжск ездили - сифоны, хлебницы скупили, перец красный. Самое интересное, Галька сказала, что под Нижним Новгородом есть райцентр Семеново, там куклы продают, в одной разрисованной матрешке 6 штук. Я купила 50, Валя - двести матрешек. Пришлось с куклами в Нижнем сидеть около багажа всю ночь. Утром - к автовокзалу на чебоксарский автобус.

...Вот и поезда до Москвы. В группе нас человек 25. В Москве все с тележками, груз у всех неподъемный, на коляске две сумки, на спине рюкзак. С грузом проблуждали в поисках места посадки...

Приехали в Радом. Устроились в гостиницу по три человека. Разложили товар. Утром на рынок - место занимать. Кто в ряду, кто на земле.

Торговля пошла. Цену не знаем и деньги не знаем. Вот налетели полячки на шоколад молочный. Нам кучу злотых дают. Но потом узнали - мелочь нам насовали. Сосед говорит, что у него кастрюлю украли, другой жалуется, что бензопилу стащили. У Вали - двадцать наволочек.

Одна туристка везет сепаратор, говорит, вся надежда на эту вещь. Сама спрашиваю три миллиона, дают два. Но пока разговаривали, с сепаратора отвинтили важную деталь, пришлось продать только за 60 злотых.

Наш руководитель группы Петр поехал узнавать, почему чувашских туристов никто не встретил, у нас, мол, есть все документы. Ответили: такой фирмы нет и не было. Обманные документы>.

А вот рассказ о другой поездке. Группа - 14 человек из фирмы <Глобус>... <До Москвы - кое-как, вагон битком забит вещами, тут уже по-крупному: большие садовые коляски, швейные машинки. От Москвы - дорога на Киев. Здесь рекомендовали подождать международный поезд из Краснодара, но когда, во сколько - никто не знает. Несколько часов ждали на первом пути, а поезд прибыл на 17-й. От волнения руки-ноги не шевелятся. Посадка длилась несколько минут. С такими вещами кто как влезал, а там ехали люди с опытом. Начались поборы: сначала по одному доллару, потом по одной бутылке водки на таможню, затем по 5 долларов, а у нас, чувашских туристов, нет долларов. Федя заплатил за нас взаймы. Руководитель из Краснодара тоже начала сборы на таможню - купит, мол, она шампанское, икру. Доехали до Бреста - страх нагнала таможня: то - нельзя, другое - нельзя, целый узел вещей отобрали.

В Варшаве вертелись около вокзала, искали ближайший рынок, а на ночь пришли всей группой на вокзал с бомжами. Полиция гоняет, сесть негде, воров полно, пьяных тоже. Воры идут к поездам и воруют сумки при посадке. Одним словом - криминальный бизнес!

Нам сказали, что на стадионе хорошо. Здесь на земле разложили вещи. Подходят два парня здоровенных, с ними одна женщина с бутылкой женьшеня за 50 злотых. К нашей Валюше подошли: торгуешь, мать? <Да!> - говорит Валя. Посмотрели - мелочовка, не тронули. Подошли к соседке, у нее немного лекарств. Прицепились: сейчас полицию вызовем, плати 50 злотых. Отдала.

Домой стали собираться, кто уже сумел вещи закупить. Одного оставили на охрану с пятью сумками. Подходят пятеро ребят, взяли по сумке и пошли. А нашему охраннику пригрозили. Ребята были русские.

А вот еще одна посадка была такой. Руководитель - женщина в возрасте. Утром звонок: выезд состоится не из Чебоксар, а из Канаша, добирайтесь, кто как может. Мы с Валюшей купили билет на рейсовый автобус - и в Канаш. Группа из 30 человек. Подошел какой-то проходящий поезд, стоянка две минуты. Все с большими сумками. Три раза срывали стоп-кран. Вещи кое-как втолкали. Крик-шум. Кое-как до Москвы добрались. В Москве на вокзале встречают нас деловые люди - предложили нанять автобус до Белорусского: иначе с вокзала не выберетесь, не выпустим. Цену заломили. Сели в поезд Москва - Брест. В поезде опять поборы. Простой кипяток из бака - плати, иначе пить не дают. Прибыли в Брест. Наша группа нигде не зарегистрирована, вставайте в общую очередь. Выстроились, стояли с 7 утра до 12 часов ночи. Это пытка у вещей с колясками - целый день не евши, не пивши, ни туалета. Если выйдешь, обратно не пробраться к своим вещам.

Впустили в зал таможни на осмотр. Выкладывай все из сумок! Одним словом, почистили сумки. У одного парня отняли десять комплектов постельного белья. К чему придерутся, то и вытаскивают. На электричку группа опоздала. Вернулись снова в зал, стали собирать по 7 долларов якобы для регистрации группы - и утром снова на таможню. Все голодные, холодные - дело было ранней весной. Доехали до Варшавы в электричке. У руководителя группы выкрали паспорт и русские деньги. Паспорт потом подбросили...

...Вот другая отправка из Чебоксар с Театральной площади. У всех - то раскладушка, то велосипеды - чего только нет! Чуть отъедешь - сборы на бензин. В Смоленске таможня - ей несколько бутылок водки. Приехали в Брест - таможня, скопление автобусов. Расположились у берега, разожгли костер, грелись, пока автобус двигался к цели всю ночь. На таможне запустили в зал. Осмотр сумок до самого дна. Моя очередь. Таможенница - женщина-гроза. Два ветных платка откладывает. Смотрит на меня - сжалилась. Собирай вещи! У меня от испуга и радости руки онемели, скомкала все, уложила на пленку и понесла к месту. Ночевали в лесу на голой земле. Валюта смелая: потребовала удобства, ведь за все уплачено. Раздали лежаки, а ночью дождь пошел.

Доехали до Седлеца. Ночевали в каком-то монастыре. Потом в Лодзь. Рынок большой - воров тьма. У меня стащили сифон.

Домой с Валюшей возвращались через Каунас. Из Польши ходит электричка. Здесь туристы бывалые, физически крепкие, перевозили по два-три деревообрабатывающих станка. При посадке в поезд в одну дверь тамбура лезут пассажиры, а из другой воры выбрасывают их вещи... В Вильнюсе в хорошем отеле жили, питались три раза в день.

Однажды на таможне дернула нас нелегкая признаться, что есть припрятанная ручная дрель и чебоксарский тепло-вентилятор <Хёвел>. Раскаялись за свою честность, отстали от электрички, потеряли лишний день...>

Вот такие поездки совершили две чебоксарские женщины Валюша и Лиза.

Спрашиваю своих информаторов: тяжело быть челноком, почему же вас туда тянет?

- Потерь и затрат много, унижения хватает, но и выручка бывает.

- Я двум дочерям справила по однокомнатной квартире.

- А мы в саду построили дачу...

По переулку Бабушкина челноки спешат на вещевую ярмарку. Ее большая площадь занята узенькими <улочками> - торговыми рядами с указателями и без них: кожа, одежда, обувь, трикотаж, ткани и т.д. В торговых рядах - <магазины>, киоски, шарабаны. Кабины стандартные из металлического каркаса. Ряды тянутся сплошной цепочкой или стоят врозь с небольшим разрывом. Не разгуляешься: каждый квадратный метр на счету и стоит хорошо. Места куплены челноками и торговцами. Уплачено авансом вперед за сутки, месяц.

По субботам и воскресеньям ярмарка переполнена людьми и товарами. Из каких только стран не завезен импорт! Восхищайся! Но это радость сквозь слезы. Сколько собственных предприятий прогорели, не работают и не выпускают продукцию. Сколько держатся на честном слове, распустив людей в административные отпуска. А сколько потребуется лет, чтобы восстановить российский текстиль, легкую промышленность?

Посетителей ярмарки тьма! Покупателей мало. У всех на устах: нет денег. Люди находят время и для шуток: сейчас самые богатые - пенсионеры и миллионеры! И все-таки за день почти у всех выручка.

Вот двое из Чувашского государственного университета. На вопрос, выгодно ли торговать, отвечают:

- Когда как повезет. Иногда - ничего. В другой раз за день заработаешь чуть ли не месячную зарплату.

- Товар должен быть по сезону, модным, - вставляет другая торговка.

На наш диалог реагируют ближайшие соседи:

- Обратите внимание: какие разодетые дамы ходят по нашим <проспектам>. Это челноки. Как они смотрят на бедно одетых... Титул хозяев присваивается тем челнокам-кормильцам, кто дает работу нищей интеллигенции, рабочим, техникам, инженерам, медсестрам, врачам. Есть неудачники-экономисты и юристы...

Прячет глаза от моего пристального взгляда высокий молодой человек. "Кто по профессии?" - спрашиваю.

- Монтажник и наладчик текстильного оборудования. У меня трое детей, жена не работает, сам полгода не получаю зарплаты.

Есть и такие: в разговор вступают неохотно. Потупив взгляд, смотрят под ноги. А женщины всегда женщины - улыбаются, смотрятся в миниатюрное зеркальце, бдительно следят за всеми покупателями. Боятся, как бы чего не стащили. Это тоже бывает.

Однако даже в этих обесцененных условиях рубль что-то стоит. Благодаря ему держатся рестораны и кафе. Они не пустуют. За столами сидят различные обмывалыцики, отмывалыцики удачных сделок, торговли и краж!

На рынке жизнь бурная: не зевай - прогадаешь, сумей отличить настоящего покупателя от фраера. Чтобы не упустить выгодного - вовремя сбрось цену, не жадничай, хотя очень-очень хочется подзаработать. Цену назначает владелец товара, а ты угадай, чтобы твоя цена была не ниже, определенной хозяйкой (большая часть челноков - женщины). Вся разница остается у тебя. Не прогадаешь, если работаешь на проценты от выручки. Не объедайся, хотя и хочется.

Ярмарка впечатляет. Один из ее организаторов мне с гордостью заявил, что она у него вторая (первая была на Центральном стадионе). Он являлся владельцем супермаркета "Елена". Он не называл себя ни миллионером, ни миллиардером, но гордился тем, что жизнь делового человека начинал с двухсот рублей. Этот "новый русский" хорошо освоил язык, кроме трех слов: спасибо, пожалуйста, извините. Возможно, ими он пользуется в разговоре с богатыми клиентами.

Автор: А.И. Терентьев
Источник: http://www.cheb.ru/history/glava09.htm
Фото с сайта: http://foto.cheb.ru/foto/9668.htm
Место на карте
Рубрики:  История
Торговля и промысшленность
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 23 Марта 2008 г. 08:26 (ссылка)
В последнее время происходит трансформация ярмарок. Проводятся отраслевые, межрайонные, межобластные ярмарки, на которых заключаются торговые сделки, составляются соглашения и договоры на реализацию товаров. Теперь вновь «прописались» торги. Появились крупные рынки, получила развитие фирменная торговля.
Ответить С цитатой В цитатник