-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Республика_Чувашия

 -Интересы

камчатская область карачаево-черкессия киров ненецкий автономный округ орловская область пензенская область республика адыгея республика марий-эл республика татарстан республика тыва республика чувашия. сайт республики чувашия.чувашс республика якутия ростовская область самарская область читинская область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 106


Церкви и монастыри

Суббота, 22 Марта 2008 г. 11:37 + в цитатник
все записи автора  (500x417, 31Kb)

В 1555 году по пути в Казань архимандрит Гурий, исполняя волю царя Ивана Грозного, остановился на высоком берегу Волги возле чувашского городища Шупашкар. Предстояло выбрать место для постройки церкви Введения. Выбор места был удачным. Сюда стекались чуваши-язычники, чтобы поклониться своему божеству. Гурий распорядился разбить идола язычников и освятил место. Теперь волей-неволей чуваши должны были подходить к церкви и знакомиться с новой религией.
Такое предположение я услышал от В.А. Нестерова, автора книги "Населенные пункты Чувашской АССР". Валериан Алексеевич - один из знатоков чувашской старины.

Первоначально церковь была полотняной, походной, временной. Затем ее срубили из бревен и только через сто лет собор был сложен из кирпича. Если составить карту расположения церквей на территории нынешней Чувашии, можно найти общее с рыболовецкой сетью. Церкви строились на возвышенной местности, так что с колокольни одной просматривалась колокольня другой, соседней. Согласно сообщению кандидата исторических наук Л.Браславского, на территории нынешней Чувашии в XIX веке имелось 299 церквей и несколько десятков часовен.

Следом за собором предстояло выбрать место для монастыря. Архимандрит Гурий со своей свитой спустился еще ниже по стрелке к песчаной косе, туда, где Чебоксарка впадает в Волгу.

Территория стрелки с севера защищена Волгой, с востока и юга Чебоксаркой, а с запада глубоким оврагом - естественным защитным рвом. Этот овраг (позднее Пролетарский) шел параллельно улице Свердлова и каких-то на полcта метров не доходил до волжского обрыва. Чтобы обезопасить Чебоксарский кремль в случае нападения внешних врагов, ров продлили до соединения с обрывом. Территория кремля, делового центра с монастырем и церквами, выглядела островком, окруженным водой и глубоким оврагом-рвом.

В устье Чебоксарки стоял сосновый лес. Корабельные сосны пригодились для устройства двухрядного частокола кремлевской стены. За Чебоксаркой возвышалась гора Кувшинская, словно великан, нахлобучивший на лоб густую шапку из вековых дубов. Дубы послужили материалом для монастырской ограды.

В устье причаливали парусники, баржи и ладьи. Эти суда поднимались вверх по течению вплоть до Владимирской горки. У слияния с Трусихой суда могли разгружаться и забирать с собой обратный груз.

Чебоксарка, Трусиха, Сугутка, вытекая из ближнего леса, образовывали широкую долину с цветущими лугами. Долина Чебоксарки, огибавшей полуостров с юга, скрывалась в лесной чащобе. В наше время это место называется Западным косогором. Сюда с севера спускаются горы Архангельская, Ярилы, Соборная, Слюзова и Старая.

Территория Троицкого монастыря была небольшой. В современных границах размещалась на площади от угла гостиницы "Турист" до пересечения улиц Союзной и Константина Иванова. Восточная граница проходила по Союзной, у двухэтажного здания Соловцова сворачивала под откос к церкви Федора Стратилата. Здесь до наших дней сохранилась монастырская стена с угловой круглой башней. От башни "пограничная" черта идет вдоль улицы Розы Люксембург до гостиницы. За монастырской стеной стоят бывшие покои настоятеля монастыря. Теперь здесь разместилась кухня ресторана "Турист".

Монастырь в свое время служил культовым центром и крепостью, рассчитанной на долговременную осаду нападающих. Однако даже высокий заостренный частокол не смог спасти ее от крестьянского бунта. Повстанцы в 1607 году овладели крепостью и расправились с воеводой, а через два года кара настигла игумена Троицкого монастыря.

Монастырь в прошлом имел семь башен - четыре угловые и три въезжие. Один въезд находился под вторым этажом церкви Федора Стратилата. Поэтому церковь называлась надвратной. При церкви же располагалась трапезная. Два других въезда до нас дошли в измененном - со стороны Волги и улицы Союзной - виде.

В монастыре было три храма: соборный холодный, второй теплый и холодная церковь. Кандидат исторических наук Л. Браславский в газете "Советская Чувашия" пишет: "Можно только предполагать, что первые церкви этих монастырей были деревянные и сгорели во время крупных пожаров, о чем свидетельствуют летописи этих обителей". Позднее были отстроены кирпичные церкви, здания которых сохранились до наших дней - это в северовосточной части территории монастыря: летняя и зимняя церкви Толгской божьей матери.

В газете "Канаш" 10 августа 1926 года помещен рисунок зимней церкви. В ней был клуб пионеров, состоявший из зрительного зала, "театра" со сценой и библиотеки с читальной комнатой. На другом рисунке в 1926 году та же газета (№198 от 23 сентября) сообщала, что в монастырской церкви размещался комсомольский клуб, до этого находившийся в рабочем клубе.

Несколько слов о пионерской организации города и республики. Она создана в сентябре 1923 года, первоначально в нее вошло 198 ребят. В 1924 году их в организации было уже 216, из которых 45 готовили к вступлению в комсомол. В 1926 году численность пионерской организации дошла до 679, в республике - 17 тысяч. От их имени пионерский вожак Русаков выступил с балкона Красных ворот и на митинге у братской могилы поклялся быть верным делу Октября.

В 1927-1928 годах в распоряжении пионерской организации передается муниципализированный дом А. X. Ходяшева. В небольшом, но светлом здании размещался Чувашский центральный кабинет детской технической и сельхозопытной станции. Впоследствии в доме находились горсовет, прокуратура. В распоряжение пионерии предоставили здание рабочего клуба, получившего название Дома, а затем Дворца пионеров (Карла Маркса, 13).

Мы уже сказали, что северная сторона монастырской территории граничила с линией застройки от угла гостиницы до пересечения улиц Союзной и Константина Иванова. На этой линии стоит двухэтажный кирпичный монастырский дом. В советское время он использовался под жилье. В начале двадцатых годов здесь жили ответственные работники области и республики: Савандеев Г.С., Ванерке Н.И., Алексеев В.А., Львов П.3., Никишев К.М. и другие.

В соседнем дворовом домике жили престарелый монастырский художник и последний монах. Это было в 1926 году, а двумя годами раньше, в октябре 1924 года, монастырь был закрыт. Последние представители монастырской братии жили на подаяния сердобольных старух.

Архиерей проживал в Казани. Когда приезжал в Чебоксары, заходил в монастырский садик. Следом за ним монах нес большую деревянную плошку, наполненную ягодами. Архиерей собственноручно угощал ребятишек, начиная с самых маленьких. У тех, у кого мокрые носики, вытирал их своим платочком. У кого запачканы руки, заставлял их мыть. При этом повторял: "Бог грязнуль не любит". Все это мне пришлось слышать от сестер Аллы и Нонны Никишевых, чем я и воспользовался в своих записках.

Народная молва сохранила легенды о монастырях и церквах, мол, в них замурованы гробы. Это подтвердилось позже. Газета "Канаш" 14 июля 1926 года писала: "При разборке монастырской стены обнаружено семь мощей. Высохшие скелеты". Десять лет спустя газета "Красная Чувашия" сообщала: при разборке фундамента Предтеченской церкви (на берегу Волги) на глубине полутора метров нашли замурованный в стену выдолбленный из дуба гроб. При вскрытии гроба обнаружены остатки платья и волосы. Предполагают: гроб был замурован при закладке фундамента церкви.

Замуровывание живьем, особенно девственниц, при строительстве церквей и монастырей в древности, видимо, имело ритуальное значение. Подобные истории можно услышать и в других древних городах.

Напротив церкви Толгской божьей матери стояла церковь Николая Чудотворца с весами в одной руке и мечом в другой. Чуваши поклонялись культу Николая Чудотворца. Как рассказывается в дореволюционных путеводителях по Волге, часто судебные акты завершались тем, что обвиняемый клялся в своей невинежности на иконе Чудотворца - ему верили, и на этом завершались суд и следствие.

В Чебоксарах церквей было предостаточно, они украшали город, оживляли архитектуру. Основная масса сохранившихся церквей была построена в XVIII веке. Городское население было малочисленным и поэтому на приход приходилось немного посетителей. Выручки явно не хватало. В целях экономии церкви строились в зимнем и летнем вариантах. На строительство церквей в основном расходовались деньги от сбора и пожертвований богатых прихожан.

Купцы Ефремовы слыли богомольными людьми. За свой счет они возвели колокольню Благовещенской церкви, некоторое время содержали церковь Геронтьевской пустыни. Эта церковь стояла на берегу Волги, в районе ныне действующего кирпичного завода. Инок (монах) по имени Геронтий основал церковь в 1671 году. Незадолго до Октябрьской революции Ефремовы переоборудовали двухэтажное кирпичное здание, находившееся внутри квартала за Благовещенской церковью, под духовное учебное заведение.

Со временем некоторые культовые строения ветшали. Отдельные из них закрывались еще в XVIII-XIX веках. Например, Николаевский (женский) монастырь. На его месте теперь сквер К. Иванова. Прекратила свое существование Предтеченская церковь (собор) с падающей колокольней. Она до первой мировой войны была включена в список замечательных памятников старины. Была выпущена почтовая открытка с видом наклонившейся башни, "родственницы" знаменитой Пизанской. Церковь находилась в ста саженях от Введенского собора и 30 саженях от берега Волги.

В 1926-1927 годах снесена теплая церковь Пераскевы Пятницы. В 1929 году закрыта Христо-Рождественская (ул. Союзная). Однако массовое закрытие церквей происходит в тридцатые годы. В 1934 году сносится колокольня Успенской церкви. Кирпич потребовался для новостроек.

В свое время церкви и монастыри использовались под жилье, служебные помещения и склады.

Уже в послевоенное время на берегу Волги сносится Вознесенская церковь. На ее месте организуются танцплощадка и торговые павильоны. Красавица Покровская церковь используется под хлебозавод и сносится из зоны затопления в 1980 году.

Для предохранения от окончательного разрушения сохранившуюся часть церкви Успения обваловали песком, сделали благоустроенный подход к ней. Здесь предполагается открыть зал органной музыки. Однако обвалованная сторона - это лишь малая часть того, что было в тридцатых годах. Красивую колокольню и архитектурно богатую переднюю взорвали на кирпич. Между тем, церковь Успения имела большую архитектурную ценность. Она представляла из себя копию прославленной на всю Россию церкви в Киеве.

А вот другой пример ничем неоправданного разорительного действия необдуманных решений. Крестовоздвиженскую церковь (1703) закрыли по требованию специальной комиссии. Однако, встретив сопротивление прихожан, организовали осмотр церкви, выискивали опасность для проведения службы. Мой товарищ Тимофей Николаев, работавший в то время в архитектурной инспекции, рассказывал, как приходилось придумывать причины для исполнения распоряжения сверху: обычные трещины в штукатурке выдавали за опасные, которые могут якобы привести к обрушению купола. После таких "обнаружений" церковь простояла еще двадцать лет, затем ее включили в список архитектурно-исторических памятников, предложили распилить на блоки, а блоки сложить на хранение. Они, возможно, и сейчас лежат на задворках Дома молодежи.

Пример бесхозяйственного отношения к архитектурным и историческим памятникам представляет Воскресенская церковь (1758) на улице Калинина. Она давно числится в списке реставрирующихся. Расположена на очень удачном месте, на пути пассажирского потока с прибывающих и отбывающих судов. С нее можно начинать экскурсионные маршруты по ознакомлению туристов со столицей Чувашии. К реставрационным работам приступали неоднократно и прекращали их. Были для чего-то разобраны колокольня и теплый переход, а теперь все это пришлось восстанавливать. Задержку с реставрацией власти объясняли разными доводами: отсутствием рабочих и специалистов, поставкой нестандартного кирпича, хотя в свое время он имелся, но растаскивался на садовые домики. Во всем этом повинно Министерство культуры Чувашской ССР со своим строительно-ремонтным реставрационным участком.

Дом Соловцова, как принято называть в наше время двухэтажное с метровыми кирпичными стенами здание, где квартирует художественное училище, первоначально принадлежало купцу Котельникову. С середины XVIII века хозяином его стал Соловцов. Вплоть до конца XIX века здание считалось одним из лучших в Чебоксарах. Стены дома могут выдержать даже артобстрел, перекрытие кирпичное, сводчатое. Окна в отличие от строений раннего периода - большеразмерные. Архитектура здания претерпела изменения в связи с неоднократным ремонтом и реставрационными работами.

По пути в Казань в 1767 году Екатерина II остановилась в Чебоксарах. К приезду императрицы тщательно готовились. Накануне городские власти обсуждали, где и как ее принять. Выбрали дом Соловцова. Чувашский поэт Николай Васильевич Шубоссинни в своей поэме "Еркён" (Фаворит) дает картину ожидания и встречи императрицы. Позма напечатана в журнале "Сунтал" в 1926-1927 годах и вышла отдельной книгой в 1930 году. То ли вид города, то ли пышная встреча тронули сердце императрицы: она оценила Чебоксары как городок во всем "лучше Нижнего Новгорода".

Еще в дореволюционное время в доме Котельникова-Соловцова размещалась первая светская школа. Затем она стала школой II ступени. В ней с 1908 по 1916 год учился будущий генерал-полковник, Герой Советского Союза Александр Николаевич Боголюбов (1900-1956). В этой же школе тремя годами позже учился будущий контр-адмирал Родионов.

Заинтересовала меня небольшая корреспонденция "Пребывание императрицы Екатерины II в Чебоксарах в 1767 г. Из синодика Чебоксарского Троицкого монастыря". Приведу текст полностью.

"Синодик представляет рукописную книгу формата в лист, толщиною в палец, переплетенную в кожу; записи, сделанные до XVIII века, написаны "уставом". Имена, внесенные в XVIII-XIX столетии, писаны иным почерком.

Заметка о пребывании в Чебоксарах Екатерины II сделана при упоминании игумена Хрисанфа.

При сем архимандрите Хрисанфе было шествие Ея Императорского Величества вниз по Волге до Казани и до Симбирска.

1767 года мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея Императорское Величество в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преиэрядной столярною работою пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея, в препровождении всех их взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь. Оттуда по возглашении многолетия соблаговолила пройти в дом отставного надворного советника Соловцова, где милостивейше жаловала к руке 1) воеводу и с ним дворянство, 2) их жен, 3) тамошнее купечество, по сем Ея величество соизволила пойти в карете за город, дабы собственным озрением осмотреть принадлежащие для корабельного строения адмиралтейству дубовые рощи: куда прибыв, несколько времени пешком по оным ходити изволила. Откуда возвратясь опять к городской пристани изволила в шлюпке на свою галеру, а по окончании обеденного стола повелела 2 часа пополудни поднять якори и по семичастном на гребле плыти, стать для ночлега на якорь ниже села Кушникова; а сие писано сегож монастыре Игуменом Севастианом своеручно". (Сообщил Никанор, епископ Чебоксарский, ныне Архангельский.)

Запись 1889 г. февраль".

Источник: http://www.cheb.ru/history/glava05e.htm
Фото с сайта: http://foto.cheb.ru/foto/5815.htm
Место на карте
Рубрики:  Культура
Искусство
История
Архитектура
Храмы
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 23 Марта 2008 г. 08:09 (ссылка)
В Чувашии возрожден один из самых древних православных храмов. Чин освящения православного храма во имя Пресвятой Троицы, возрожденного в городе Алатыре, отслужил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава.
Это главная церковь древнего, заложенного здесь еще в начале XVII века, Свято-Троицкого мужского монастыря, который буквально из руин воскрес за последнее 10-летие благодаря подвижнической деятельности его настоятеля отца Иеронима и пожертвованиям верующих,
Ответить С цитатой В цитатник