Ее пафос - простые сильные страсти |
Продолжаю небольшую серию рассказов о русских актрисах, которых писали художники прошлого. На этот раз рассказ о сопернице Марии Савиной - Пелагее Антиповне Стрепетовой.
"Как природный талант, это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда - женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос - простые сильные страсти; ее торжество - проявление в женщине природных инстинктов".
А.Н. Островский
Горькая судьбина (1876) Лизавета - Пелагея Стрепетова
В 1873 году Стрепетова в первый раз приезжает на гастроли в Москву. Выступает на частной сцене Общедоступного театра и имеет бешеный успех. Дело доходит до того, что зрители из Петербурга специально приезжают в Москву, чтобы посмотреть на "чудо Стрепетовой". Артистка появилась в Петербурге в 1876 году и сразу - ошеломляющий успех. 16 октября она выступила в "Собрании художников" на Мойке (бывший дом Кононова) в спектакле "Горькая судьбина". Переполненный зал рыдал, жизнь несчастной Лизаветы, страстно показанная актрисой, вызвала сильнейшую волну сострадания. Еще не все зрители разошлись после первого спектакля, а у кассы уже выстроилась очередь за билетами на следующее число. Такого в избалованной столице не бывало.И.Е.Репин Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
"Мужчины самые деревянные плакали. Возле меня сидел один художник, любящий корчить Мефистофеля. Он всё время крепился, даже иронизировал надо мною, но последняя сцена так, его захватила, что он приставил бинокль к глазам и продолжал в него смотреть на сцену даже после того, что занавес опустился. – Что вы, говорю, пойдемте. – А он всё смотрит в бинокль, из-под которого слезы текли. И надо отдать справедливость Стрепетовой – она просто сама себя превзошла. Вы когда-нибудь посмотрите, что она делает после того, как срывает медальон и говорит «он, он!». Это вдохновенное у неё место, нечто такое, что вообразить себе трудно. Такая радость, ангельская какая-то, блаженная, какой я никогда не видал ни в жизни, ни на сцене. По-моему, этому моменту в её игре даже подражать нельзя".
А. С. Суворин (об игре Стрепетовой в спектакле А.Н.Островского "Без вины виноватые")
Гроза (1876) Катерина - Пелагея Стрепетова
Она выходит замуж за выпускника школы Малого театра Модеста Писарева, блестящего провинциального артиста и, что не менее важно, образованного и интеллигентного человека. Он имел благотворное воздействие на неукротимый нрав жены, много сделал для упорядочивания ее вкуса и репертуара. Он был ее партнером и, как бы сейчас сказали, продюсером: ввел ее в круг своих друзей, выдающихся деятелей русской культуры, познакомил с драматургом Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко, которые впоследствии оба писали ее портреты. От брака с Писаревым у Стрепетовой родился сын, которого назвали Виссарионом в честь Белинского.
Островский помог ей уверовать в себя, защищал от несправедливых гонений дирекции, писал для неё роли. В её таланте было как раз то, что он более всего ценил, – умение передать простые, сильные чувства. Играя в Петербурге «Без вины виноватые», она подчиняла себе зрительную залу.
Около денег (1884) Степанида - Пелагея Стрепетова
В 1881 году Стрепетова - поступает в императорский Александрийский театр. Ей назначают громадное по тем временам жалованье, ее замечательно принимает публика. Но критика встречает довольно прохладно. Дело в том, что в Александринке уже была своя премьерша - Мария Савина. Началась отчаянная борьба, Савиной и не пришлось особенно интриговать против Стрепетовой, та все испортила себе сама. Она всегда говорила то, что думает, и очень скоро нажила себе в Петербурге множество врагов. Она могла влиятельному антрепренеру в лицо сказать, что он подлец, была раздражительна, беспощадна и часто несправедлива к партнерам. Труппа Александринки ее не приняла.
Александринский театр. А.Ф. Чернышев. 1851
На очень короткое время актрис сблизило несчастье, охватившее почти всю страну – в 1891 году в Поволжье вспыхнул жестокой голод. И Степетова, которую коллеги не раз обоснованно обвиняли в скаредности, без всякого шума и громогласных заявлений отправила с сыном на Волгу все свои драгоценности – включая врученные когда-то вазы и серебряные венки… В следующем году в Саратове Полина Антиповна встретилась с театральной труппой, оказавшейся в безвыходном положении из-за полного отсутствия сборов. Заранее отказавшись от возвращения долга, она отдала коллегам все бывшие при ней деньги…
П. А. Стрепетова.
Фотография. С дарственной надписью В. М. Гаршину
22 мая 1887 г.
Разладилась личная жизнь - Стрепетова разошлась с Писаревым, он остался ее другом, но жить с ней уже не мог. У нее были трудные отношения с сыном, которого она страстно любила и чрезмерно опекала. Несмотря на блестяще сыгранные ею новые роли, в 1890-м, ее контракт с Александрийским театром не продляют. Это страшный удар для актрисы. Она уезжает в Москву, потом - в провинцию.
В 1891 году она выходит замуж за 28-летнего Александра Погодина - внука известного историка. Это вызвало скандал в Петербурге. Погодин был моложе на 13 лет, он безумно любил ее, и она его боготворила. Он умолял ее бросить сцену, которая в последнее время приносила ей одни несчастья, она не могла решиться на это. По просьбе мужа она строит дом в Ялте. За время работы на сцене она накопила немалые деньги, и 45 000 рублей тратит на эту затею. Но несмотря ни на что она не может бросить театр, не может жить без ролей, без зрителей. Измучившийся муж, страшно ревновавший ее и к театру, и к поклонникам, практически на ее глазах стреляет в себя из пистолета.
Стрепетова Полина Антипьевна
Смерть Погодина окончательно надорвала Стрепетову. Она возвращается в Александринку на роли "характерных старух" с унизительным гонораром, еще играет, но тяжело заболевает - рак желудка - и 4 октября 1903 года умирает в больнице общины сестер милосердия Белого Креста. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату - 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после страшных жизненных потрясений, она умерла именно в этот день спустя 53 года, в 1903 году, в Петербурге. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье. Виссарион Писарев покончил с собой. В день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни прежних поклонников, снова вспомнивших о своем некогда чтимом божестве. В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.
И еще один портерт актрисы И.Репина , пожалуй самый известный и самый необычный...
И.Е.Репин Актриса П.А.Стрепетова. 1882 Этюд
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Пелагея Стрепетова у И. Репина и Н. Ярошенко – это две разные женщины – сколько надрыва, смятения в одной, столько мягкости и спокойствия в другой... одного интересует одно, другого – другое, один по преимуществу акцентирует внимание на одной стороне, другой – на другой и т. д.
Рубрики: | Актерские судьбы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |