-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Смоленску

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 110


Соборы Смоленска. Успенский собор. Архитектурные особенности

Среда, 16 Апреля 2008 г. 19:25 + в цитатник
YarCat все записи автора



Прежде чем приступить к описанию теперь существующего Смоленского Собора, уместно вкратце изложить исторические сведения о прежде бывших соборах. В 1077 г. Смоленский удел достался Владимиру Мономаху. Время княжения своего в Смоленске Владимир Всеволодович обессмертил построением в нем соборного храма в 1103 году в честь Успения Богоматери. Новоустроенному собору Мономах принес в дар чудотворную икону Божией Матери - Одигитрии. Построен он был на этой же горе, недалеко от того места, где стоит теперешний собор. Этот первый каменный храм существовал до времени взятия Смоленска Сигизмундом III, королем Польским, в 1611 году. При взятии Смоленска, 3 Июня 1611 г., собор с затворившимися в нем гражданами, был взорван. На месте разрушенного собора, по приказанию Сигизмунда, построен был католический костел, а вблизи его дом для католического бискупа. Католический собор существовал недолго. С возвращением Смоленска под власть русских государей окончилось и его существование. Царь Алексей Михайлович повелел обратить католический костел в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора.

  Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тысяч рублей 1) и материалов 2), план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 Августа 1677 года собор был заложен, и работы шли быстро, но с 1679 г. работы по постройке собора должны были приостановиться и надолго. Мастер Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальнымистенами, и когда стали выводить стены выше круглых окон, то алтарь отделился сверху до фундамента от стен северной и южной, вследствие чего последовало распоряжение о прекращении работ. В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь против прежнего плана уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошла несоразмерность между длиною и шириною алтаря. Преосвященный Гедеон, вступив на паству в 1728 г., принял решительные меры к окончанию собора: на собранные 30 тысяч рублей он вывел верх собора, завенчал его 7 главами, украсил стены и столпы иконной живописью и 13 Августа 1740 г. освятил собор. Но непрочность постройки собора, особенно в сводах, скоро обнаружилась, так что преемник Гедеона, преосвященный Парфений, прибыв в Смоленск в 1761 г., застал большой купол каменный совсем провалившимся. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 р., кроме того сам преосвященный собрал пожертвований до 45 тысяч руб. На эти суммы преосвященный Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и украсил его великолепно. Вместо 7 глав сделано было 5 новых, отчего хотя и нет полной симметрии в их расположении, но зато устроены они прочно.  

Под верхними сводами, для их укрепления, протянуты сквозь стены железные связи. Вблизи собора, на северо-западном углу устроена двухэтажная колокольня, уставленная совне колоннами; для нее изготовлены колокола: один в 1000 пудов, другой в 450 пудов и несколько меньшего веса; собор и площадь около него, а равно архиерейские палаты, обнесены толстыми каменными стенами. Заново отделанный собор освящен был вторично преосв. Парфением 13 Сентября 1772 года. Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его - от западных дверей до алтаря 16 саж., и от северных до южных 16 саж.; толщина стен внизу свыше 1 сажени. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас, сооруженный ко дню освящения, в стиле барокко, 14 саж. вышины и 13 саж., исключая царские двери, ширины, работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение десяти лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 рублей. Во время нашествия французов в 1812 г., собор благодаря своему великолепию, а также ходатайству приснопамятного историка Смоленского, священника Мурзакевича, остался невредимым.

Гордый завоеватель, Наполеон I, при входе в храм так поражен был его величием, что снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны; это распоряжение исполнялось до обратного похода из России французов. С течением времени позолота иконостаса потускнела и во многих местах стерлась, живопись потемнела, крыша обветшала. В 1820 г. преосвящ. Иосиф нашел необходимым поновить собор, и по его ходатайству отпущено было казенных сумм 72445 р. и собрано пожертвований 4500 р. На эти деньги возобновлена была позолота иконостаса, исправлена живопись на иконах, расписаны стены, позолочены главы и сделана новая крыша. 4 Сентября 1832 года Император Николай I при своем посещении Смоленска пожаловал на окончательную отделку собора 10000 руб., и работы были закончены при преосвященном Тимофее. В 1857 и 1858 г. была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе.

В 1886 г. вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 г. укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас вместо деревянного, и тогда же заново написаны Московским художником Морозовым большие иконы у пилонов и стен собора. В 1898-9 годах собор заботами преосвященного Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление, на что израсходовано до 25000 руб., и в том числе Всемилостивейше пожертвованных 10000 рублей. Собор имеет два престола: главный - в честь Успения Божией Матери и придельный - в честь Божией Матери - Одигитрии. В первом ярусе иконостаса помещены иконы направо от царских врат: Спасителя, Успения Божией Матери, Рождества Христова, Сретения Господня 1) и муч. Меркурия; по левую сторону иконостаса - Богоматери, Крещения Господня, Введения во храм, Иоакима и Анны с цветущими ветвями в руках, над ними изображена св. Дева, осеняемая славою Бога-Отца, Препод. Авраамия. Далее, по стенам и на колоннах, поддерживающих хоры, поставлены изображения в огромных резных золоченых рамах, с южной стороны: от иконы св. Меркурия - св. муч. Игнатия Богоносца, рядом, за плащаницей св. Петра Александрийского, преп. Антония Великого, св. Николая Чудотворца и нагорной проповеди, с южной стороны от иконы св. Авраамия - Поликарпа, еп. Смирнского, рядом, за плащаницей, Парфения, еп. Лампсакийского, пр. Придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по просьбе граждан, освящен в честь Одигитрии. Евфимия великого, св. вел. муч. Георгия и 40 муч. На четырех столпах, утвержденных посредине храма, след. изображения: у 1 столпа (с правой стороны иконостаса) помещена Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами; на завороте столпа к северу - икона Григория Неокесарийского, против правого клироса - св. Иоанна Милостивого, а на завороте - св. Григория, еписк. велик. Армении; у второго столпа (с левой стороны иконостаса) - св. Архистратига Михаила, на завороте к северу - Архангела Гавриила, против левого клироса Архан. Уриила; у третьего столпа (справа от западных дверей) - патр. Авраама и трех странников, св. вел. муч. Димитрия Солунского, св. Пантелеимона; у четвертого столпа - Спасителя, проповедующего в Назаретской синагоге, св. муч. Екатерины и св. муч. Феклы. У правого клироса поставлено, в виде кафедры с сенью, архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне осмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками, из них большого размера три: на стене ризницы - изображение притчи о браке царского сына, на стене усыпальницы - изображение горнего Иерусалима и вверху главного купола - Сошествие св. Духа на апостолов. При входе в храм, направо от западных дверей, помещается ризница собора; в этом отделении храма покоится прах последнего митрополита Смоленского Варлаама Косовского (1720-1721 г.). По смерти его прекратился титул митрополитов Смоленских. Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры. В этом отделении погребены: 1) Гедеон (Вишневский) (1728-1761 г.), много потрудившийся по устройству собора, 2) Парфений (Сопковский) (1761-1795 г.); он завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием еписк. Парфения устроен и каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленские: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, Преображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надворотная Богоматерская. Благодаря необыкновенной щедрости на благоукрашение храмов и нищелюбию, у пр. Парфения не осталось никаких средств, 3) Димитрий (Устимович), с 1795-1805 г., отличавшийся любовью к занятиям богословской наукой, 4) Иоанн (Соколов) с 1866-1869 г., доктор богословия, знаменитый церковный проповедник и канонист. Внутри храма, около усыпальницы, покоятся епископы: Иосиф (1874-1881 г.) и Митрофан (1899 г.). Для соответственного величине храма освещения сделаны два ряда окон - продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10½ ар. в высоту и 4 ар. в шир., вторых 16 по 7 ар. в длину и ширину.

 
Источник: http://www.temples.ru/
Фото:   http://www.fomchenkov.ru


Место на карте

Метки:  

YarCat   обратиться по имени Среда, 16 Апреля 2008 г. 19:28 (ссылка)
Один из самых известных соборов. Определенно, стоит посещения.
Ответить С цитатой В цитатник