-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Жизнь и творчество Форда Мэдокса Брауна

Четверг, 03 Июля 2008 г. 13:05 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Форд Мэдокс Браун родился 16 апреля 1821 года в Кале, в семье отставного корабельного казначея, шотландца по национальности. В 1836 году отправился учиться в Европу. Сначала в Брюгге, где он брал уроки рисунка у одного из учеников Давида, а позднее перебрался в Антверпен, где учился в мастерской Густава Вапперса. Здесь он освоил самые разные художественные техники – фреску, масляную живопись, акварель, пастель, литографию и другие виды гравюры. Уже первая его большая картина «Казнь Марии Шотландской» (1840) явилась демонстрацией зрелого мастерства художника.

 (571x700, 52Kb)

Ф. М. Браун. Автопортрет

Вскоре Браун перебрался в Париж, где поддался обаянию французской романтической живописи с ее увлечением литературными сюжетами, энергичным мазком и смелым колоритом.
Своеобразным отражением его новых эстетических предпочтений стала картина «Манфред на вершине Юнгфау» (1842), написанная на сюжет поэмы Байрона.

 (509x700, 40Kb)

Впоследствии Браун не раз обращался к его поэзии, привлекавшей художника яркостью образов и эмоциональной силой.

 (700x525, 84Kb)

«Гайде находит Дон Жуана» (1878)

 (495x700, 54Kb)

«Грезы Байрона» (1878)

3 апреля 1841 года Браун женился на своей кузине Элизабет Бромли. В 1843 году у молодоженов родилась дочь Люси, ставшая впоследствии художницей и женой Уильяма Майкла Россетти.
В 1844 году Браун принял участие в конкурсе на роспись нового Вестминстерского дворца, представив картон на тему «Тело Гарольда приносят Вильгельму Завоевателю».
В 1845 году художник совершил путешествие в Рим и познакомился с Фридрихом Овербеком, лидером группы немецких художников, объединившихся в Братство святого Луки (их также называли назарейцами). Это объединение живописцев предшествовало появлению в Англии Братства Прерафаэлитов и имело с ними ряд общих черт.
Вера назарейцев в духовно-нравственную миссию искусства и их стремление возродить духовную атмосферу Средневековья нашли отклик в душе Брауна и утвердили его в правильности избранного пути.
В 1846 году Форд Мэдок Браун вернулся в Англию, где продолжил работу над триптихом «Семена и плоды» английской поэзии» (1845-1851), задуманным еще в Италии.

 (700x496, 100Kb)

Однако в сентябре в семье художника произошло несчастье… Его жена Элизабет умерла, оставив Брауна с трехлетней дочерью на руках.
Убитый горем он тем не менее не оставлял занятия живописью. В этот период была написана проникновенная картина «Мадонна с младенцем» (1847).

 (486x600, 56Kb)

Тема материнства впоследствии не раз находила отражение в творчестве Брауна.
В том же 1847 году художник приступил к работе над большим полотном «Виклиф читает перевод своей Библии Джону Гонту».

 (700x526, 52Kb)

Картина была показана в 1848 году на выставке в Королевской Академии.
«Виклиф…» Форда Мэдокса Брауна произвел огромное впечатление на молодых художников, объединившихся в том же году в Братство Прерафаэлитов. Известно, что и другие работы Брауна произвели на юного Данте Габриэля Россетти такое неизгладимое впечатление, что он в марте 1848 года написал старшему товарищу восторженное письмо с просьбой принять его в ученики.
Браун, не привыкший к похвалам, заподозрил в письме издевку и отправился на встречу с Россетти, кипя от негодования и прихватив массивную трость, дабы как следует проучить юнца. Но, увидев в глазах молодого человека непритворное благоговение и энтузиазм, смягчился и все-таки взял его в ученики.
Их отношения переросли в настоящую дружбу, которая в скором времени подверглась проверке на прочность. Россетти отличался порывистым характером и довольно быстро отказался от услуг Брауна в качестве учителя, предпочтя ему консультации Ханта, в мастерскую которого на Кливленд-стрит, 7 он перебрался уже в августе. Однако это никак не сказалось на отношении Брауна к бывшему ученику, с которым он поддерживал отношения в течение всей жизни Россетти, а после его смерти в 1882 году стал автором проекта надгробия на могиле друга.
Через посредство Россетти Браун познакомился с Хантом, Миллесом и другими членами Братства Прерафаэлитов. Художник с симпатией относился к их эстетической программе, хотя и не во всем соглашался с ними. Будучи старше по возрасту и обладая независимым и достаточно сложным характером, Браун никогда не предпринимал попытки вступить в Братство, предпочитая свой собственный путь в искусстве.
Надо сказать, что и сами прерафаэлиты не слишком желали присоединения Брауна. Миллес и Хант относились к нему с предубеждением, так что Россетти, который был не прочь принять друга в Братство, оказался в меньшинстве.
Тем не менее, оставаясь номинально независимым, Браун не избежал влияния прерафаэлизма, проявившегося в первую очередь в отношении колорита, который стал более ярким и сочным. В свою очередь прерафаэлиты, оставаясь закрытым объединением, испытывали в своем творчество влияние мощной и животворной художественной манеры Брауна.
Одной из программных работ в творчестве художника стала картина «Чосер при дворе короля Эдуарда III» (1851), основой для которой послужил написанный ранее триптих «Семена и плоды английской поэзии».

 (549x699, 322Kb)


Взяв за основу центральную часть триптиха, художник развил ее в самостоятельное полотно, впечатляющее не только своими размерами, но и обилием фигур, представленных в самых различных ракурсах. Стремясь к максимальной достоверности, Браун тщательно изучал материальную культуру изображаемой эпохи, ее костюмы и нравы. Тщательность, с которой написаны многочисленные детали, ее сочный и солнечный колорит красноречиво говорят о влиянии идей Братсва Прерафаэлитов, многие члены которого (а также люди их круга, включая, возможно, и Лиззи Сиддал) послужили моделями для ее персонажей, что также было в духе прерафаэлизма. Картина была выставлена на выставке Королевской Академии 1852 года, но не встретила понимания со стороны критики и публики, в чем художник в те годы очень нуждался.
Овдовев, Браун не долго оставался один. В 1848 году он сошелся с Эммой Матильдой Хилл, дочерью херфордширского фермера, бывшей его моделью. Эмма заменила мать его пятилетней дочери, а 11 ноября 1850 года родила ему вторую дочь Кэтрин, которая, как и Люси впоследствии стала художницей.
Строгая викторианская мораль осуждала внебрачные отношения, и в конце концов художник и его избранница решили зарегистрировать свой брак. Свадьба состоялась 5 апреля 1853 года в церкви святого Дунстана на Флит-стри. Свидетелями были Данте Габриэль Россетти и Томас Седдон. В день бракосочетания Браун сделал со своей жены пастельный рисунок.

 (434x600, 62Kb)

Портрет Эммы Мэдокс Браун

Два года спустя Эмма родила художнику сына Оливера, подававшего большие надежды как художник и поэт, которые не позволила ему реализовать безвременная смерть. 5 ноября 1874 года юноша умер от заражения крови. Россетти написал на его смерть сонет «Безвременная потеря».
В сентябре 1856 года у супругов родился сын Артур, проживший всего год и умерший во младенчестве.
Но в цело второй брак Форда Мэдокса Брауна поначалу был счастливым. 1850-е годы стали наиболее плодотворными для его творчества. В этот период он создал лучшие свои картины, моделью для которых часто была Эмма. Ее характерное несколько простоватое скуластое лицо с миндалевидными глазами и обильным румянцем на щеках легко узнаваемо на многих полотнах художника. Она стала хорошей хозяйкой и любящей матерью, однако после смерти младшего сына Артура пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы, осложнив и без того непростую жизнь Брауна.
Одной из самых светлых работ в творчестве художника является полотно «Симпатичные барашки» (1852), ставшие первой картиной Брауна, написанной на плэнере.

 (700x545, 95Kb)

Как никакая другая из его картин, она выражала радость и ощущение полноты жизни.
Браун и раньше писал природу через дверной проем своей мастерской, но это не давало столь поразительного солнечного эффекта. «Симпатичные барашки» писались в полном соответствии с одной их доктрин прерафаэлизма, заимствованной прерафаэлитами у Рескина, - писать природу на природе. Сюжет картины сентиментален и типичен для викторианской живописи, и, возможно, она была бы скучной и слащавой, если бы не новаторский подход к цвету и свету, открывший для английских художников новые пути восприятия и познания окружающей жизни.
Кроме того картина содержит и религиозный подтекст. Женщина с ребенком на руках является интерпретацией иконографии Мадонны с Младенцем, а безмятежно пасущиеся ягнята символизируют невинные души.
Моделями для этой сцены послужили жена художника и дочь Кэтрин. Что касается четвероногих персонажей, то их каждый день по договоренности привозили из Клэпхема в телеге и опускались пастись вблизи сада у дома Брауна. Многие часы, которые художник провел на солнце, работая над картиной, не прошли бесследно для его здоровья, обернувшись солнечным ударом. Вторым ударом для Брауна стало то, что картина, показанная на выставке Королевской Академии, так же как и открывавшая новый подход к живописи картина Ханта «Наши английские берега», была фактически проигнорирована критиками.
Одной из самых загадочных картин Брауна является «Возьмите вашего сына, сэр» (1851-1857).

 (375x700, 38Kb)

На полотне изображена женщина, держащая в руках младенца. Она не то показывает его, не то протягивает крохотное обнаженное детское тело в направлении зрителя, словно вовлекая его в действие, делая его соучастником сцены, что придавало полотну оттенок скандальности. Исследователи считаю, что главной темой картины является судьба внебрачных детей. Тем более что в то время, когда художник начинал работать над картиной, их отношения с Эммой еще не были узаконены, а дочь Кэтрин родилась вне брака.
Однако на это полотно можно посмотреть и под другим углом. Браун очень хотел сына, и не исключено, что рождение двух сыновей в ходе работы над картиной повлияло на замысел произведения. В нем, как и в «Симпатичных барашках», просматривается религиозная тема. Круглое зеркало позади головы женщины, в котором отражается силуэт мужчины, образует вокруг нее подобие нимба, символизируя святость материнства и придавая женщине сходство с Мадонной.
Художник не раз переписывал картину и менял ее композицию. О первоначальном размере полотна может свидетельствовать подпись, сделанная ниже и правее фигуры младенца. Моделью для женщины послужила Эмма, а ребенку на ее руках Браун предал сходство со своим сыном Артуром. Возможно, что именно его смерть в 1857 году стала причиной того, что художник так и не завершил картину.
В 1852 году один из друзей Брауна, член Братства Прерафаэлитов Томас Вулнер в поисках лучшей жизни эмигрировал в Австралию, дав художнику сюжет для новой картины «Прощание с Англией» (1852-1855).

 (643x700, 94Kb)

Тема эмиграции в те годы была актуальна не только для Англии, но и для самого Брауна. Устав бороться с безденежьем, он и сам подумывал о возможности переезда в Индию.
Невеселые мысли художника отразились на лицах двух главных персонажей картины – мужчины и женщины, которым Браун придал сходство с собой и Эммой, что добавило полотну остроты и трагизма. На заднем плане художник изобразил людей самых разных возрастов, находящихся на том же корабле – детей, стариков, мужчин средних лет. Кто-то из них курит, кто-то молится. Девочка с широко открытыми глазами откусывает от яблока кусок. Юнга на заднем плане выбирает в пришвартованной к борту шлюпке провизию для приготовления первой трапезы на борту.
О том, что эмигрантам предстоит долгое путешествие, красноречиво говорят развешенные на поручнях свежие овощи. На фоне общей суеты фигуры главных персонажей выглядят застылыми и отрешенными, а форма тондо, которую художник удачно избрал для своей картины, концентрирует на них все свое внимание.
Картина, законченная в 1855 году, вызвала интерес зрителя и была приобретена с выставки, что избавило художника от необходимости эмиграции.
Подобно членам Братства Прерафаэлитов Браун не раз писал картины на религиозные сюжеты, используя их как повод для того, чтобы поднять ту или иную нравственную проблему. «Иисус, омывающий ноги Петру во время Тайной Вечери» (1852) стал одной из таких работ.


 (700x522, 63Kb)

В ней нашли отражение взгляды и мысли художника, под влиянием которых он создал не столько религиозное, сколько социальное полотно с основной мыслью о равенстве всех людей. Интересной и новаторской стала трактовка образа Иисуса, далекая от евангельской. Его обнаженные до плеч руки – мускулистые руки рабочего человека.
Браун использовал членов семьи и друзей в качестве моделей. Среди персонажей угадываются Джордж Стивенс, позировавший для Иисуса, братья Россетти, Уильям Холман Хант и его отец, а также Лиззи Сиддал.
Картина экспонировалась на ежегодной выставке Королевской Академии, но была повешена неудачно. При плохом освещении в одном из удаленных залов она осталась практически незамеченной. Это обстоятельство настолько вывело художника из себя, что он поклялся больше никогда не давать свои работы на выставки Академии.
В последующие годы Браун не раз обращался в своем творчестве к библейским темам. В 1863 году он выполнил серию рисунков к Библии для братьев Дальзель, известных граверов и издателей. Многие из иллюстраций впоследствии стали картинами. Например, «Илия возвращает сына вдове» (1864) на сюжет из библейской Третьей Книги Царств, написанная по заказу коллекционера Джона Хэмильтона Триста.

 (448x700, 92Kb)

Живописный талант Брауна проявился в этой картине во всей своей полноте. Художнику удалось придать краскам удивительную яркость и светоносность, передать ощущение экстатического восторга перед лицом свершившегося чуда.
Вершинным достижением Брауна-живописца стало воплощение монументального и грандиозного полотна «Труд» (1852-1865), воспевающего величие человеческого труда и выдвигающего на первый план идею равенства всех людей.

 (700x494, 91Kb)

Идея картины пришла к художнику в 1852 году, когда он жил в Хемпстеде, районе на окраине Лондона. Однажды на Хит-стрит Браун увидел группу землекопов, копающих траншею для прокладки канализации. Этот эпизод занял центральное место в будущей картине, ставшей аллегорией современного художнику английского общества и отразившей самые разные виды труда не только физического, но и интеллектуального.
В правой части картины художник изобразил Фрэнсиса Дугласа Морриса, лидера христианского Социалистического движения и основателя Рабочего колледжа, в котором Браун вслед за Россетти с 1856 по 1860 годы преподавал искусство. Рядом с ним он поместил фигуру Томаса Карлейля, социальной философией которого был увлечен в то время.
Браун построил свое полотно на контрастах, причем не только цветовых, но и смысловых, столкнув в нем богатство и бедность, труд и праздность. Фигуры землекопов доминируют на полотне. Художник изобразил их в энергичных ракурсах, подчеркивающих силу рук и красоту движений. Фигуры трудящихся людей освещены ярким солнечным светом, создавая на полотне мощный и сияющий центр, в то время как фигуры двух праздно прогуливающихся всадников, которым преградили дорогу ограждения, списаны с задним планом, утопающим в тени. Вокруг землекопов изображены люди самых разных возрастов и сословий – торговцы, разносчики, фермеры, шикарные дамы из высшего общества, нищие ребятишки.
Чтобы придать краскам дополнительную сочность, художник писал на белом грунте, а не на коричневом, как было принято в академической среде. Он сделал множество этюдов улицы в перспективе и зарисовок фигур. Кроме того Браун писал картину прямо на плэнере, стремясь придать ей жизненность и достоверность документа.
Трагические обстоятельства личной жизни Форда Мэдокса Брауна также нашли отражение на полотне. В центре картины художник изобразил младенца на руках женщины, написанной со спины. Взгляд ребенка, устремленный прямо на зрителя, приковывает к себе внимание и рождает смутную тревогу. Художник придал ему черты сходства со своим сыном Артуром, чья ранняя смерть глубоко потрясла его.
Появление на картине такого персонажа позволяет взглянуть на не под другим углом, увидеть скрытые в ней глубины и лучше понять Брауна, для которого это полотно стало частью его жизни, если не самой жизнью.
Мечтавший вырваться из нужды Браун возлагал на «Труд» большие надежды. Однако масштаб темы не позволял художнику писать быстро, и работа над картиной растянулась на долгие тринадцать лет. В своем стремлении достичь абсолюта он снова и снова возвращался к своему полотну, внося в него поправки, исправляя и переделывая.
Тем не менее уже в 1856 году задолго до завершения работы картину согласился приобрести некто Томас Плинт, один из сторонников Общества умеренности из Лидса. Именно он настоял на том, чтобы Браун ввел в картину новый персонаж – фигуру девушки, раздающей брошюры общества, что, по его мнению, придавало полотну социальную остроту. Так и не дождавшись завершения картины, заказчик умер, однако наследники все же приобрели ее у художника с выставки 1865 года, где она имела шумный успех.
«Труд» стал одной из первых серьезных попыток в английском искусстве показать труд простых рабочих. Несмотря на определенную долю социального идеализма, это полотно открыло новую тему для многих английских художников.
Подобно многим прерафаэлитам, Браун не раз обращался к сюжетам шекспировских пьес. В 1849 году он написал и портрет великого драматурга. Творения Шекспира были у членов Братства Прерафаэлитов в особом почете. Выше них они ставили только Библию.
Брауна в первую очередь привлекал драматизм ситуаций, поэтому он чаще обращался к трагедиям.
В 1843 году, восхищенный игрой Уильяма Чарльза Макрида в постановке «Короля Лира» на сцене Лондонского театра, художник обратился именно к этому произведению Шекспира. В общей сложности в течение одного года он сделал 16 эскизов различных сцен.
В 1844 году, находясь в Париже, Браун сделал первые эскизы для своей будущей картины «Корделия у постели короля Лира» (1848-1854) считающейся одним из лучших воплощений данной трагедии в английской живописи.

 (700x510, 68Kb)

Другой не менее известной картиной Брауна на шекспировский сюжет стало полотно «Ромео и Джульетта» (1870), для которой художник избрад сцену свидания на балконе.

 (395x550, 48Kb)

Эмма, позировавшая ему для юной героини, к тому времени была уже не столь молода, к тому же пристрастие к выпивке состарило ее раньше времени. Не был юношей и Чарльз Огастес Хауэлл, секретарь Рескина, послуживший моделью для Ромео. Возможно, поэтому картина лишена той четкости изображения, которой славились работы Брауна.
Во время работы над «Ромео и Джульеттой» сам Форд Мэдокс Браун переживал безответную любовь к своей ученице Марии Спартали, что придавало его работе ноту печали.
К концу 1850-х годов Браун отказался от идеи приоритета живописи перед другими видами искусства. Начиная с 1861 года, художник активно сотрудничал с фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко», для которой разрабатывал эскизы мебели, керамической плитки и витражей. Он также стал одним из вдохновителей первой выставки движения «Искусства и Ремесла». Художник пробовал себя в книжной графике, сделав ряд иллюстраций к Библии и «Поэтам XIX века» Вильмонта.
Несмотря на тяжелый и несколько угрюмый характер, Браун был чрезвычайно добрым и отзывчивым человеком. Зная не понаслышке, что такое нужда, он часто и охотно помогал деньгами своим знакомым-художникам, а также их вдовам и детям. Принимал он и участие в судьбах людей, которые позировали ему и происходили по большей части из бедных семей. Он не только платил им за сеансы, но и нередко помогал продуктами и одеждой даже после того, как работа над картиной была закончена. И все это при том, что сам Браун никогда не был состоятельным человеком.
Начиная с 1878 года, Браун жил преимущественно в Манчестере, где ему было поручено расписать здание городской ратуши фресками из истории города. Эта работа продолжалась в течение пятнадцати лет практически до самой смерти художника.
В 1887 году в Манчестере состоялась большая ретроспективная выставка работ Брауна, ставшая итогом почти что полувекового творческого пути.
В 1891 году почитатели творчества Брауна собрали по подписке сумму в 900 фунтов в качестве вознаграждения за картину, которую он должен был написать для национальной галереи. Художник принял заказ и приступил к созданию полотна, но завершить его так и не успел.
Он умер в Лондоне 6 октября 1893 года в возрасте 72 лет.
При жизни Форд Мэдокс Браун был малоизвестен и не слишком популярен. К причинам этого можно отнести и натянутые отношения с Джоном Рескином, чей авторитет в художественной среде был чрезвычайно высок.
Лишь в конце жизни Браун обрел некое материальное благополучие. Он работал над своими полотнами кропотливо и медленно, никогда не шел ни на какие компромиссы. Возвращался к своим работам вновь и вновь, внося в них изменения.
Художник написал не так много картин, как ряд его друзей, но на каждой из них лежит печать оригинальности и незаурядности его личности и таланта.
Самое представительное собрание работ Брауна находится в Манчестере.

За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006

З.Ы. О манчестерских фресках, выполненных Брауном, постараюсь как-нибудь написать отдельно, потому что работа была грандиозная.
Рубрики:  Живопись
Жизнь Замечательных Людей


Процитировано 5 раз

Marysolga   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2008 г. 13:18 (ссылка)
"Интересной и новаторской стала трактовка образа Иисуса, далекая от евангельской. Его обнаженные до плеч руки – мускулистые руки рабочего человека".
так Он же и работал плотником до 30 лет
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2008 г. 13:23 (ссылка)
Да, но обычно изображали его совершенно иначе.
Ответить С цитатой В цитатник
Гел_ла   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2008 г. 13:32 (ссылка)
не могу не забрать в цитатник
спасибки
Ответить С цитатой В цитатник
Marysolga   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2008 г. 15:00 (ссылка)
эт понятно, только причём тут тогда Евангелие
Простите, придираюсь к словам
Ответить С цитатой В цитатник
Vlad49   обратиться по имени Четверг, 03 Июля 2008 г. 21:13 (ссылка)
Спасибо, великолепный пост о великом и чудесном...
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Пятница, 04 Июля 2008 г. 09:14 (ссылка)
Marysolga, так скорее здесь евангельская традиция понимается не в отношении текста, а в отношении образа в живописи.=))) Так или иначе в определенные периоды складывались и определенные каноны изображения Иисуса. И в Новом Завете все-таки не так много посвящено работающему Иисусу.
Хотя замечание мне вполне понятно, и я не считаю его придиркой к словам=)
Ответить С цитатой В цитатник
Неона   обратиться по имени Пятница, 04 Июля 2008 г. 12:38 (ссылка)
0_0 где чьи руки на картине 2Прощание с Англией"?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку