feren все записи автора

"Страна без возврата".
"Умершего человека уводят...
В дом,откуда вошедший никогда не выходит,
В путь,по которому не выйти обратно,
В дом,где живущие лишаются света..."
"Гильгамеш".Шумерская поэма

В отличие от египтян жизнелюбивые шумеры представляли загробное существование в мрачных тонах,куда отнюдь не стремились.Согласно вере Двуречья смерть - это тьма и неизбежное зло,которому невозможно противостоять: люди смертны!

Поначалу на Том свете был всего один город,окруженный семью стенами с медными воротами и стражей.Столь основательные сооружения нужны были не для отражения нападения из вне,а дабы не выпустить из Града смерти мятежные людские души.А тем жилось ох как не сладко,ведь не зря же в Шумере сложили песню о безрадостном бытии по ту сторону смерти:
" - В реке Нижнего мира не текут реки -
Вода из неё не утолит жажды.
Поля Нижнего мира зерно не рождают -
Муки из него никто не намелет.
Овцы Нижнего мира не дают шерсти -
Никто из неё не сошьёт одежды".

Отбывающего Туда наряжали во все лучшее - вскоре ему предстояло одежду и украшения отдать в виде взятки охранникам:сначала у первых ворот,потом - у вторых...В результате,после седьмых ворот он оказывался в чем мать родила.В таком непотребном виде и представал перед царем ада Нергалом и его злобной женой Эрешкигаль.Царица,желая удостовериться,что имеет дело не симулянтом, устремляла на голую душу "взгляд смерти".Затем "дваждыумерший" попадал на суд семи Ануннаков.Те в подробностях вызнавали,что постыдного человек совершил.Причем,даже,если перед Ануннаками появлялся святой,то в рай его не отправляли,за неимением такового.Одно хорошо:ада тоже не существовало.Что же было?Серые,бесконечные будни,когда жрец продолжал совершать службу в храме,писец -писал,ремесленник без радости и удовольствия вершил свою работу,ну а пахарь - пахал,до бесконечности.Для того и нужен был посмертный суд,чтобы,не дай бог,земледелец не пробрался в сословие жрецов,а того не усадили бы лепить горшки - такого мог наваять,что всем стало бы тошно!
Когда душе оглашался приговор,ее отводили в ту часть Града смерти,где ей отныне предстояло жить и работать.Старожилы благожелательно принимали новичка,выдавали одежду - не ходить же ему нагишом вечно!И объясняли правила поведения на Том свете:ни в коем случае нельзя было выделяться из общей массы,вести себя надлежало тихо,стараться оставаться незаметным - как в манере одеваться,так и поведением -чтобы ни случилось,нельзя было открыто выражать свои чувства - пусть все видят,что тебе ни до чего нет дела.Существавало еще множество неписанных правил,которые усваивались по ходу дела.Нам,живым,о них знать не следует - до поры,до времени.
Чем больше душа осваивалась в Граде смерти,тем всё явственнее начинала ощущать,доносившиеся сверху,с земли, "жалобы Шумера" - стенания о том,чего человек не успел доделать в минувшей жизни.Когда ежедневно тебе "капают на мозги",так и хочется отпроситься у начальства,вернуться домой и завершить забытое дело.Но не тут-то было - простым людям увольнительную не давали,считая,что не так уж важны их мелкие долги и прочие "незавершенки".Ну,а что до изматывающих душу жалоб,то ничего,потерпят,чтобы Смерть медом не казалась!
Иное дело цари.Их могли отпустить на волю на непродолжительное время,но с двумя обязательными условиями:во-первых,сопровождать монархов должны были демоны подземного мира - чтобы отпускники не испытали желания сбежать,а,во-вторых,они должны были оставить в "Стране без возврата" заложника.Так вернее :и добровольца найти будет не просто,да и предать самоотверженного товарища не у всякого рука поднимется.
Люди в Двуречье продолжали рождаться,жить и ... умирать - население Града смерти стремительно увеличивалось.Одного города для прибывающих душ уже не хватало."Страна без возврата" расширяла свою территорию и теперь именовалась Кигаль(созвучно с именем своей царицы) - "Большая земля",в отличие от "Малой земли" - Шумера.В смутных небесах появилось собственное светило:когда наверху светила Луна,в Нижнем мире - Солнце.Затем они менялись местами:над Шумером - Солнце,внизу - Луна.Поскольку,умершие были все же очень разными - от закоренелых злодеев до ангелоподобных праведников,то и содержать их было решено порознь.
Великий национальный эпос о Гильгамеше повествует о том,как герой в своих странствиях по Нижнему миру повидал обманную рощу с прекрасными,и одновременно ужасными,деревьями из драгоценных камней,побывал он в гостях и у бессмертного островитянина Ут-напишти - такой чести тот удостоился за то,что во время всемирного потопа спас всех тварей земных,укрыв их в своей ладье с символическим названием "Жизнь дающая"(ковчеги,сооруженные праведниками других народов были уничтожены):
" - Когда ладья Магана была затоплена,
Когда ладья Магилума была затоплена,
То в ладью,"Жизнь дающая",все живое было погружено!"
Этот шумерский Ной знал,что ищет Гильгамеш траву бессмертия,способную оживить друга героя,славного Энкиду.Ут-напишти указал место на дне моря,где оно росло.Нырнул Гильгамеш и добыл волшебное средство.Но,пока он благодарил богов,шустрое пресмыкающееся похитило эликсир:
" - Змея учуяла запах растенья,
Подползла и зелье утащила.
Гильгамеш возвратился,крикнул проклятье,
Сел потом и заплакал."
Нет,так и не удалось спасти душу Энкиду из страны,откуда,действительно,возврата нет.
Тем большего уважения заслуживает поступок богини любви Инанны,описанный в другой великой шумерской поэме - "С великих небес к великим недрам."