-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74705


Диего Веласкес и инфанта Маргарита Тереза

Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 11:10 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Творчество Диего Веласкеса мне нравится, но у меня язык никогда не повернется сказать, что я его люблю.
Веласкес потрясающий портретист, но чопорный, закостенелый и безликий испанский королевский двор меня никогда особо не интересовал и не привлекал. Другие же картины художника впечатляют еще меньше.
В выборе любимой картины из «всего Веласкеса» оригинальной не буду. Конечно же, это знаменитые «Менины».

 (596x700, 60Kb)

Наверное, потому что картина «движется». Здесь и сам художник, пишущий портрет королевской четы, отражающийся в зеркале, и вошедшая в комнату та самая инфанта Маргарита Тереза в окружении своей свиты, состоящей из фрейлин и карликов. И инфанта почти что живая и естественная, в отличие от других портретов, написанных Веласкесом.
Вообще портреты инфанты Маргариты кисти Веласкеса, которые очень любят многие, лично мне никогда не нравились. Нет, мастерство великого художника несомненно и не может не вызывать восхищения. Только вот его маленькая модель отталкивает… Наверное…
После стихотворения Павла Антокольского «Портрет инфанты» на Маргариту я стала смотреть немного иначе. Появились сочувствие и жалость.


ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ


Художник был горяч, приветлив, чист, умен.
Он знал, что розовый застенчивый ребенок
Давно уж сух и желт, как выжатый лимон;
Что в пульсе этих вен — сны многих погребенных;
Что не брабантские бесценны кружева,
А верно, ни в каких Болоньях иль Сорбоннах
Не сосчитать смертей, которыми жива
Десятилетняя.

Тлел перед ним осколок
Издерганной семьи. Ублюдок божества.
Тихоня. Лакомка. Страсть карликов бесполых
И бич духовников. Он видел в ней итог
Истории страны. Пред ним метался полог
Безжизненной души. Был пуст ее чертог.

Дуэньи шли гурьбой, как овцы. И смотрелись
В портрет, как в зеркало. Он услыхал поток
Витиеватых фраз. Тонуло слово «прелесть»
Под длинным титулом в двенадцать ступеней.
У короля-отца отваливалась челюсть.
Оскалив черный рот и став еще бледней,
Он проскрипел: «Внизу накормят вас, Веласкец».
И тот, откланявшись, пошел мечтать о ней.

Дни и года его летели в адской пляске.
Всё было. Золото. Забвение. Запой
Бессонного труда. Не подлежит огласке
Душа художника. Она была собой.
Ей мало юности. Но быстро постареть ей.
Ей мало зоркости. И всё же стать слепой.

Потом прошли века. Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете.
Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.
Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала.
И ясно девочке по всем людским глазам,
Что ничего с тех пор она не потеряла —
Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых;
Что сделан целый мир из тех же матерьялов,
От века данных ей. Мир отсветов златых,
В зазубринах резьбы, в подобье звона где-то
На бронзовых часах. И снова — звон затих.

И в тот же тяжкий шелк безжалостно одета,
Безмозгла, как божок, бесспорна, как трава
Во рвах кладбищенских, старей отца и деда,—
Смеется девочка. Сильна тем, что мертва.


 (545x700, 92Kb)

 (621x700, 86Kb)

 (480x700, 59Kb)


Я не знаю, какому именно портрету (а их больше) посвятил свои стихи Антокольский… И, пожалуй, даже не буду пробовать подбирать, так как оно подходит к любому из творений Веласкеса.

Я не считаю, что именно портреты Маргариты Терезы делают имя Веласкеса знаменитым до сих пор (а при разговоре о творчестве художника именно их вспоминают в первую очередь). Скорее все наоборот. Диего Веласкес прославил девочку-инфанту, не оставившую после себя никакой другой памяти.
Ну что о ней известно? Дочь испанского короля Филиппа IV и его жены Марианны. Обладала хрупким здоровьем как следствием вырождения испанских Габсбургов, спровоцированного постоянным кровосмешением. В 14 или 15 лет ее выдали замуж за близкого родственника, императора Священной Римской Империи Леопольда I, которого всю оставшуюся жизнь она называла дядюшкой. Рожала ему детей, которые умирали почти что сразу (до взрослого возраста дожила только одна дочь, но и она умерла достаточно молодой), в чем она обвинила евреев и уговорила мужа изгнать их из Вены. Придворные ее не любили и почти в открытую выражали надежду, что она скоро умрет, а Леопольд женится на другой.
Надежды придворных сбылись достаточно быстро, так как Маргарита умерла в 21 год.
Грустная история…

Да, еще существует мнение, что именно творчество Веласкеса вдохновило Оскара Уайльда на написание известной сказки «День рождения Инфанты».
Рубрики:  Живопись
Поэзия
Метки:  

Процитировано 5 раз

infanta_el   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 11:40 (ссылка)
Веласкес непревзойденный мастер детского портрета того времени.У меня и юзерпик практически в честь инфанты. Стихотворение, безусловно, сильное.
Ответить С цитатой В цитатник
alisce   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 12:54 (ссылка)
красиво
Ответить С цитатой В цитатник
ЭД_из_Сибири   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 12:59 (ссылка)
Надя, ты угадываешь мои мысли)))
Меня в детстве поразила эта сказка Уальда (впрочем не только она, конечно). Читаю твой пост, в голове уже сформировался вопрос, но последним предложением ты на него отвечаешь))))
Спасибо!!!)))
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 15:53 (ссылка)
ЭД_из_Сибири, я тоже эту сказку очень люблю=)
infanta_el, мне кажется, что самые лучшие портреты Веласкеса, - это те, которые не слишком связаны с королевским двором. Просто сам двор накладывал отпечаток и на творчество художника.
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 16:14 (ссылка)
Самое мое нелюбимое стихотворение. Расхожее , мягко говоря, не соответствующее истине представление об испанской королевской семье. Задуматься о том чем жили эти люди автор не дал себе труда. О месте Веласкеса при дворе я просто промолчу. А с точки зрения чисто художественной самыми прекрасными являются портреты Марии-Терезии, старшей сестры Маргариты. Это относится только к Антокольскому. И не имеет отношения лично к Наде. У нее всегда чудесные посты.))
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 16:27 (ссылка)
Alcasar_1474, ну с местом Веласкеса при дворе Антокольский действительно сильно промахнулся, с этим не поспоришь=)))
Ответить С цитатой В цитатник
Aqua_Vita_Tatiana_Spitsyna   обратиться по имени Понедельник, 03 Марта 2008 г. 11:34 (ссылка)
NADYNROM,

Хороший пост,
Если можно, добавлю к нему

Виктор Гюго

Роза Инфанты
(отрывок из поэмы)
...
Султан Бейт-Шифразил, преемник Абдиллы,
Построивший мечеть священную в Каире,
На камне вырезал «Аллах царит в эфире,
Я правлю на земле». Для всех веков и стран
Лгут одинаково насильник и тиран.
То, что сказал султан, король подумал втайне.
А между тем бассейн ещё хранит блистанье.
Инфанта-девочка целует свой цветок,
Любуется, смеясь, на каждый лепесток.

Вот лёгкий ветерок, чуть слышный, незаметный,
Подул негаданно, запел в листве несметной,
Он воду зарябил, и шевелит тростник,
И лёгким трепетом в огромный парк проник,
И дерево встряхнул, и словно ненароком
Коснулся девочки крылом своим широким,
Дохнул на личико, ещё дохнул, — и вот
Шесть алых лепестков плывут по глади вод...

Остался девочке лишь стебель острых терний.
И нагибается она к воде вечерней.
Ей страшно. Как понять, куда цветок исчез?
Так смотрим мы порой на тёмный свод небес,
Оцепенелые, ждём приближенья бури...

Бассейн волнуется. Он полон был лазури,
Сверкал, как золото, — и, сразу почернев,
Кипит и пенится. В нём пробудился гнев!
И роза бедная рассыпалась и тонет.
Намокли лепестки. Их ветер дальше гонит,
И вертит медленно, и тянет их на дно.
Их участь решена. Мгновение одно —
И вот пришёл конец корабликам несчастным.

Дуэнья хмурится и с видом безучастным
Ребёнку говорит: «Власть ваша велика.
Всё вам принадлежит — всё, кроме ветерка».


 (567x699, 62Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 21 Января 2010 г. 22:27 (ссылка)
Если у Вас язык не поворачивается сказать, что Вы любите художника, лучше не пишите ничего о его творчестве. Получится неверно и пусто.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Суббота, 15 Мая 2010 г. 03:25 (ссылка)
Рассказывают: возле Сикстинской мадонны стоят две шикарно одетых дамы, и одна обращается к другой:
- Не понимаю, чего они в ней находят... Мне, например, она совершенно не нравится.
Случайно оказавшаяся рядом Фаина Раневская так на это отреагировала:
- Милочка! Эта дама столько столетий восхищала человечество, что теперь она сама имеет право выбирать: кому ей нравиться и кому не нравиться.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Среда, 05 Января 2011 г. 17:36 (ссылка)
Антокольский высокопарно и субъективно излил желчь. Веласкес довольно умело и ехидно умел подчеркнуть недостатки людей. Маргарита в его работах НЕ выглядит «больной» и «убогой», наоборот, Веласкес изображал ее с симпатией, без «И смотрит мимо глаз, как он ей приказал, Инфанта-девочка на пасмурном портрете». А по меркам 17 века она смотрится очень привлекательно, тогда бледность была в моде и всячески подчеркивалась, а улыбаться «во все 40 зубов» не было принято. Ранняя смерть Маргариты от многочисленных родов была в те времена обычным делом (как и детская смертность), независимо от социального положения и «вырождения какой-либо династии» (немного перефразирую Антокольского). Нельзя судить о внешности и личности принцессы ТОГО ВРЕМЕНИ мерками человека 20 века.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку