Индия — единственный субконтинент мира. От его соединения с материком родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.
*********************************************
Религии страны:
Индуизм - 80%
Ислам - 11%
Христианство - 2%
Сикхизм - 2%
Буддизм - 1%
Джайнизм
Зороастризм
*********************************************
ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ИНДИИ ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ НА САЙТЕ http://www.india-world.ru/
e-mail: indokino@gmail.com
*********************************************************************************Болливуд (хинди बॉलीवुड, урду بالیوڈ, англ. Bollywood) — это синоним киноиндустрии индийского города Мумбай (бывш. Бомбей), названной так по аналогии с Голливудом (Hollywood) в Калифорнии, США.
Название Болливуд включает две составляющие: Бомбей и Голливуд. Известными киностудиями являются Filmalaya и Film City, расположенные в северной части города. Ежегодно на киностудиях Болливуда выпускается порядка 200 фильмов, в основном на языке хинди, но также и на урду и пенджаби.
**********************************************************************
ФИЛЬМЫ бесплатно можно качать отсюда:
http://www.kinozal.tv
http://torrents.ru/forum/viewforum.php?f=505
http://tfile.ru/forum/tracker.php?f=230
http://sevas.ru/forum/viewforum.php?f=441
http://www.druzya.com/forum/forumdisplay.php?f=90
http://www.aviru.net/index.php?do=cat&category=i... - ссылки на "рапиду"
http://www.exdesi.com - на оригинальном языке
http://www.farhan4all.net - просмотр без скачивания (ин.яз.)
http://www.kassel4russian.info/index.php?name=Media&...
http://www.binmovie.ru - регистрация по приглашению
http://www.intv.ru - On-line просмотр без скачивания
или скачать за денюжку (по SMSке)
http://www.opensubtitles.org - субтитры
МУЗЫКА
Хорошего качества:
http://www.apunkabollywood.com/browser/category/view...
http://www.mp3hungama.com/music/genre_albums.php?id=3
Более низкого качества, но и меньшего размера:
http://www.bollyfm.net/bollyfm/soundtracks.html
http://www.bollyextreme.com/view_all.php?genere=movi...
Можно еще искать здесь:
http://www.druzya.com/forum/forumdisplay.php?f=183
http://torrents.ru/forum/viewforum.php?f=505
http://www.exdesi.com
ФИЛЬМЫ бесплатно можно качать отсюда:
http://www.kinozal.tv
http://torrents.ru/forum/viewforum.php?f=505
http://tfile.ru/forum/tracker.php?f=230
http://sevas.ru/forum/viewforum.php?f=441
http://www.druzya.com/forum/forumdisplay.php?f=90
http://www.aviru.net/index.php?do=cat&category=i... - ссылки на "рапиду"
http://www.exdesi.com - на оригинальном языке
http://www.farhan4all.net - просмотр без скачивания (ин.яз.)
http://www.kassel4russian.info/index.php?name=Media&...
http://www.binmovie.ru - регистрация по приглашению
http://www.intv.ru - On-line просмотр без скачивания
или скачать за денюжку (по SMSке)
http://www.opensubtitles.org - субтитры
МУЗЫКА
Хорошего качества:
http://www.apunkabollywood.com/browser/category/view...
http://www.mp3hungama.com/music/genre_albums.php?id=3
Более низкого качества, но и меньшего размера:
http://www.bollyfm.net/bollyfm/soundtracks.html
http://www.bollyextreme.com/view_all.php?genere=movi...
Можно еще искать здесь:
http://www.druzya.com/forum/forumdisplay.php?f=183
http://torrents.ru/forum/viewforum.php?f=505
http://www.exdesi.com
Очень прошу помогите)) |
|
Помогите |
|
Кино по-восточному. Выпуск 29: Железный Человек: 33 фактов про режиссера Цукамото |
|
15 мая день рождения Мадхури |
Метки: мадхури |
Амир Кхан назвал свою собаку Шакрукхом и против него началась война блогов. |
Сражение "блогов" только усилилось с Aamir Khan, который сообщил, что у него есть собака по имени Shah Rukh. Отвратительная демонстрация наглого юмора поразила кинопроизводство.
Говорит популярный актер, который работал с обоими Khan, “Я предполагаю, что свобода, получаемая на просторах блогов имеет тенденцию развязывать языки. Amitabh, как известно, не был никогда столь бестактным, каким он стал на своем блоге. Aamir, наверно, подумал, что пришло время увеличивать разногласия, поскольку у блога Amitabh больше посещаемости! ”
В течение премьеры Taare Zameen Par, Aamir высказался в сторону Amitabh и Sanjay Leela Bhansalisи их фильма "Black". Теперь, когда премьера его племянника на носу, Shah Rukh называют собакой. Все, что я могу сказать, жизнь - ..... (прим. авт. далее идет ругательное слово). ”
Shah Rukh невозмутим перед юмористическими и безвкусными замечаниями своих коллег. Говорит SRK, “Раньше, люди называли своих детей в честь известных людей. Кто - то назвал собаку в честь известного человека - новое направление. У меня нет авторского права на свое имя и я не могу подать в суд, если его используют в некоммерческих целях. ”
Близкий друг SRK при условии анонимности сообщил нам. “Мания величия Aamir возросла. Ранее он объявлял себя Номером 1 по сравнению с SRK, который воспринял это с улыбкой. Теперь Aamir опустился до провокации на уличном уровне. Это похоже на поведение соседей, которые стараются привлечь ваше внимание и начинают шуметь, выгуливают собак на вашей лужайке или пачкают ваш автомобиль. Лучше для Shah Rukh игнорировать эти попытки заполучения его внимания. ”
* по материалам www.mid-day.com (автор перевода – Rulka)
|
Нужна помощь |
К сожалению, я не знаю, а как называется мой любимый индийский фильм. Что-то про то, как полицейскому приказывают поступить в колледж/институт, чтобы охранять какого-то парня. Он там слыет героем и т.д. Сначала студенты подумали, что он - новый учитель. Полицейский влюбляется в нового учителя, точнее учительницу :) В конце он оказывается братом того парня, которого охранял. Больше не помню. Раза два показывали по ТНТ. Никто не знает?
Помогите, умоляю.... Уже давно ищу(((
Хотя бы название...
|
Кино по-восточному. Выпуск 29: Железный Человек: 33 фактов про режиссера Цукамото |
Кино по-восточному. Выпуск 29: Железный Человек: 33 фактов про режиссера Цукамото Выход на российские экраны фильма Синьи Цукамото – событие не самое рядовое. Пусть на дворе уже давно не 1989 год, да и сам режиссер уже давно не похож на того бунтаря, которым был двадцать лет назад, но факт все равно остается фактом. "Кошмарный детектив" – первый фильм культового японца, который добрался до отечественного проката. Вполне логично, что мы не могли пройти мимо этого события и оперативно вспомнили все, что знаем про крестного отца азиатского киберпанка.
01\ "Железный человек: кинематограф Синьи Цукамото" – так называлась первая англоязчная монография, посвященная творчеству режиссера. Ее автор – постоянный автор сайта www.midnighteye.com Том Мес - подробно проанализировал каждый фильм своего героя.
02\«Семь самураев" изменили мое представление о кинематографе. Если бы Куросавы не существовало, то моя судьба могла сложиться совсем иначе.</I>
03\Прямого влияния с его стороны на мое творчество никогда не было, хотя образ Сого всегда был для нас примером для подражания. Когда я учился на первом курсе, Сого был уже на четвертом и активно вел переговоры о съемках первой картины. Можно догадаться, что каждый мой однокашник мечтал тогда, что ему повезет в жизни также как и Исии. Некоторым, и в самом деле, везло.</I>
04\К началу съемок у меня всегда есть точная раскадровка будущего фильма – с первой и до последней минуты. Другое дело, что зачастую очень сложно найти правильные локации. Из-за этого приходится менять многие вещи по ходу съемок. Из-за этого съемочный процесс начинает казаться экспромтом. Но это только иллюзия.</I>
05\
06\ Первый любительский фильм Цукамото поставил, когда ему было 14 лет. "Господин Гэнси" был снят на обычные 8 мм и длился всего 10 минут. Опыт показался парню вполне удачным, и он вскоре продолжил свои эксперименты с камерой. За последующие несколько лет из под его пера вышло сразу несколько работ с названиями типа "История гигантских тараканов". Ни одна из этих картин до нашего времени не сохранилась.
07\ И слава богу.
08\ Kaijyu Theater – так называется театральная труппа, с которой Цукамото начал работать со второй половины 80-х. Кайдзу – это Годзилла, Родан, Варан, Баругон. Одним словом, гигантские монстры.
09\ Первый любительский фильм Цукамото, снятый совместно с Kaijyu Theater - Призраки постоянного размера \ Phantoms of Regular Size - был снят на 8-мм пленку и длился всего 15 минут. По сюжету его можно смело считать приквелом к "Тэцуо". Если не верите, то посмотрите сами на youtube.(http://www.youtube.com/results?search_query=shinya...+regular+size&search_type=)
10\ Второй фильм Цукамото, снятый на 8 мм, длился на десять минут больше. Приключения Парня-С-Палкой \ Adventures of Electric Rod Boy. По сюжету мальчик, у которого из спины растет металлический прут, оказался перенесен в будущее, где Токио захватили ужасные кибер-вампиры. Самый шумный вампир – Синья Цукамото. Смотреть – здесь. (http://www.youtube.com/results?search_query=shinya...ctric+rod+boy&search_type=)
11\ Роберт Мэпплторп. Именно так зовут фотографа, который по словам режиссера оказал на его визуальный стиль наиболее сильное влияние. Фотограф скончался всего за три месяца до токийской премьеры фильма "Тэцуо". Посмотреть его работы. (http://www.mapplethorpe.org/index.html)
12\И всего два месяца спустя после смерти императора Хирохито. Три перечисленных события никак не связаны друг с другом, но историки любят искать в них скрытый символический смысл.
13\ "Тэцуо или Железный человек" - так назывался первый полнометражный фильм режиссера, который сделал его международной знаменитостью.
14\ Главную роль в "Тэцуо" сыграл Томоро Тагути – вокалист популярной в конце 80-х панк-группы Bachikaburi. Персонаж, которого можно смело сравнить на русской альтернативной сцене с Петром Мамоновым или Александром Башировым. А можно и не сравнивать. Так как последние годы Томоро уже больше не поет, предпочитая развивать карьеру киноактера. Развивает ее очень успешно. Успевает сняться за год в десяти-пятнадцати фильмах.
15\ Музыку для "Тэцуо" написал клавишник популярного коллектива в стиле industrial "Der Eisenrost" Тю Исикава. Опыт совместной работы был настолько удачным, что Исикава и Цукамото работали вместе еще на нескольких фильмах. В том числе на "Токийском кулаке" и "Близнецах".
16\ В "Тэцуо" всего три актера – Тагути, Цукамото и Кей Фудзивара. Единственная женщинв в их коллективе выполняла также на съемочной площадке функции монтажера и оператора. Сейчас она – популярный артхаусный режиссер, чей дебютный фильм "Орган" многие считают самой жестокой картиной за всю историю японского кино.
17\ После успеха "Железного человека" Цукамото решил поставить сиквел\римейк – "Тэцуо 2". Сиквел получился более логичным, более внятным и более цветным. Многим фанатам режиссера он так и не понравился.
18 Цукамото по сей день планирует снять "Тэцуо 3". Если до выхода "Матрицы" он хотел сделать это в Голливуде, то теперь передумал и согласен вернуться в японские локации. Свой киберпанк ближе к телу.
19 Цукамото играет почти во всех своих фильмах. Исключение делается только для тех проектов, где он выступает в качестве наемного режиссера (Близнецы, Хируко)
20 Такаси Миикэ говорит про Цукамото как актера: "Синья снимает фильмы словно для него это не работа, а судьба, предназначение, суровый фатум. Очень субъективно и серьезно. Зато актерская профессия – это почти хобби. Сыграть в фильме другого режиссера для Цукамото – словно съездить на рыбалку. Но при этом он очень серьезно подходит к этой "рыбалке", потому что.во всех актерских вопросах Цукамото – рьяный ортодокс. Он считает, что должен не играть, а естественно реагировать.
21 Такаси Миикэ про работу с Цукамото: "Мы были знакомы достаточно давно, но никогда не пересекались в творческом плане. Брат Синьи снимался у меня в нескольких фильмах, и однажды я решил, что было бы интересно пригласить его старшенького. Так Цукамото и попал на площадку "Ити-киллера"
22 Кодзи Цукамото моложе своего брата на два года. За свою карьеру он снялся в трех фильмах у своего брата и в пяти - у Такаси Миикэ. (Full Metal Yakuza, Ley Lines, Tennen Shojo man, Silver, Agitator)
23 Самый популярный документальный фильм о работе Цукамото как режиссера – 20-минутное видео о съемках "Близнецов". Режиссером этого документального видео был Такаси Миикэ.
24 "Близнецы" – экранизация классической новеллы Эдогавы Рампо. Примерно во время работы над "Близнецами" Цукамото снялся в другой экранизации этого писателя – "Карлик-убийца и чудовище во мраке", где сыграл роль популярного детектива Акэти..
25 В качестве актера Цукамото принимал также участие в двух фильмах своего коллеги Судзуки Мацуо – обе роли были комическими. Для примера, в комедии 2007 года "Добро пожаловать в тихую комнату" Цукамото играл человека, который подавился стеклянным стаканом. И умер.
26 С Судзуки Мацуо Цукамото познакомился на съемочной площадке фильма "Ити-киллер", режиссером которого был… Такаси Миикэ.
27 По планам Цукамото "Кошмарный детектив" должен был быть дешевым авангардным фильмом. Режиссер говорит, что сам невероятно удивлен тому, что у фильму могли появиться продюсеры со студии-мейджора.
28 По планам Цукамото "Кошмарный детектив" должен стать последним фильмом в его карьере, где он будет исследовать тему изменений человеческого тела и сознания. Что будет он снимать после этого? Неизвестно. Наверное, романтические комедии.
29 По планам Цукамото "Кошмарный детектив" должен был стать трилогией. Но в процессе написания сценария вторая и третья часть уложились в два часа, и продюсеры решили не растягивать материал до необходимого размера и ограничиться двумя фильмами. В наши дни подобное решение кажется очень эксцентричным.
30 Известно, что сюжет "Кошмарного детектива 2" примерно следующий. За помощью к главному герою обращается 16-летняя школьница Юки. Она уверена, что умрет этой ночью, если заснет хотя бы на минутку. Дело в том, что несколько дней назад Юки и две ее подруги решили злобно подшутить над своей одноклассницей Кикукавой. Они заперли девочку в шкафчике для одежды и при этом всячески над ней издевались. Хотя в конце учебного дня Кикукава получила свободу, но на уроках в школе она больше никогда не появлялась. Накануне днем Юки заснула на уроке и увидела, что стоит с подругами посреди большого спортзала. Неожиданно в зал вошла Кикукава, она подошла к обидчицам и плеснула в лицо одной из них водой. Когда Юки проснулась от ужаса, то увидела, что ее подруга умерла от инфаркта. Та же самая картина повторилась в классе и на следующий день. Юки поняла, что очередь теперь за ней. Страшно?
31 После окончания работы над сиквелом "Кошмарного детектива" Цукамото планирует снять киберпанковый триллер "Человек-пуля". Кастинг на эту картину проходил в Токио пару недель назад.
32 В видеоигре "Metal Gear Solid IV" Цукамото озвучивает персонажа по имени Вамп.
33 А еще его часто приглашают озвучивать рекламу на телевидение. Тоже ремесло.
|
Эротика в Болливуде |
Все думают, что только в последнее время в индийских фильмах появиллись намеки на постельные сцены,откровенные объятия и поцелуи.Но я тут полистала фото из фильмов, и убедилась, что индийские фильмы всегда содержали эротику.
Как вы к ней относитесь?
Всеми горячо обажаемый Шах,да-да,это он,фильм называется "Госпожа Майя"
Аамир и Каджол
|
свадьбы не будет!!! |
|
Лучший режиссер Индии [ОПРОС] |
|
Кино по ТВ |
|
Интересно. |
|
Умер отец Каджол |
Метки: новость трагедия |
Кино по-восточному. Выпуск 28: Возвращение |
|
Салман+Катрина=Свадьба???? |
После того, как сообщения о тайной свадьбе Saif и Kareena утихли, появились новые, но теперь о свадьбе Salman и Katrina !
Источник из кинопромышленности сообщил, “Новости, о том, что Salman окончательно решил вступить в брак с Katrina стали самыми обсуждаемыми в кинопромышленности. Близкие друзья Salman также подтвердили новости. Пара обсуждает их совместное будущее и скоро предпримет заключительный шаг.”
Каждый знает, как Salman обожает свою холостяцкую жизнь, но время пришло и он открыто объявил о своей готовности жениться”, сообщил продюсер фильма при условии анонимности.
* по материалам movies.indiatimes.com (автор перевода - Rulka)
Метки: салман кхан катрина каиф |
Shahid Kapur отказался от ролей, а его заменил Ranbir Kapoor |
Метки: шахид капур ранбир капур |
Санджай датт на время освобожден для снятия в фильме. |
Метки: санджай датт |
15 минут дхармы |
В Болливуде, цитадели индийской киноиндустрии, сегодня играют по-крупному: большие бюджеты, суперзвезды, секс-символы, компьютерные спецэффекты. Кажется — тот же Голливуд, разве что чуть отстающий, запаздывающий. Но ощущение «Голливуда категории Б» обманчиво: у здешней игры по-прежнему другие правила и свое, особое предназначение. Мифология индийского кино конкурирует с «реальностью», создаваемой западным кинематографом, с большими шансами на победу
— Извините, мэм, мистер Супран Сен сейчас немного занят, мэм. Перезвоните через пятнадцать минут, пятнадцать минут.
— Но я уже звонила пятнадцать минут назад!
Кол бэк лейта ин фифтин минутс, фифтин минутс…
— …Здравствуйте, мне нужен мистер Анупам Кхер. Вы сказали, что он освободится через пятнадцать…
— О, здравствуйте, мэм! Перезвоните через пятнадцать минут, мэм! Мистер Кхер как раз освободится!
Примерно после пятой попытки до меня наконец доходит, что налицо культурный мисандерстэндинг, недопонимание, так сказать: простейшая фраза «кол бэк лейта ин фифтин минутс» явно обозначает в этой сказочной стране все что угодно, только не просьбу перезвонить через четверть часа.
— …О, вам нужен мистер Рагу Гупта? Кол бэк лейта ин фитин минутс!
После десятой попытки я окончательно убеждаюсь, что «фифтин минутс» — вежливый индийский аналог широко известного выражения fuck off, или попросту «идите на…». Открытие приводит меня в легкую панику: не то чтобы меня раньше туда не посылали — с журналистами это случается сплошь и рядом — однако же столь массовый характер эти «фифтин минутс» не носили еще никогда.
Нетрадиционный индийский режиссер Шьям Бенегал снимает традиционный индийский фильм Typist Mahadev («Машинистка Махадев»), в главной роли — Амрита Рао
Я иду по Колабе, главной
— …Еще раз здравствуйте, а мистер Умеш Мехра еще не освободился? Ах, он уже покинул пределы Индии? Спасибо… Добрый день, мне сказали, что помощник Айшварии Рай… А, пятнадцать минут? Ну да, да, конечно…
На этом мой билайновский телефонный кредит кончается. Три жуликоватых индуса, обливающихся потом в душной, напичканной мобильниками каморке, продают мне местную
После этой бюрократической инициации
— Сегодня у нас день Махатмы Ганди, поэтому по традиции на первом этаже мы не пьем и нам нужен ваш паспорт.
Я роюсь в сумке. Что делают по традиции в этот торжественный день с паспортами российских граждан на первом этаже, мне решительно неизвестно, и это меня немного тревожит.
— Ноу проблем, — успокаивает официант. — Пустая формальность. Паспорт нужен, чтобы мы убедились, что вы иностранка. Потому что иностранцам сегодня можно пить спиртное — но на втором этаже. Вы ведь будете пить спиртное?
Незанятые в сцене болливудские звезды коротают время в гримерке в ожидании обеда
Я показываю ему паспорт и очень отчетливо понимаю, что да, я действительно буду сейчас пить спиртное. На втором этаже. Да.
На другой день мое упорство все же вознаграждается. Индусы, люди
везут колонизатора прямиком из точки А в точку Б, даже не пытаясь наматывать дополнительные круги по городу. Питер говорит с ними медленно и ласково, как со слабоумными, и называет их baya («брат») или более уважительно — baysa
У набережной океана из сиреневой дымки проступает гигантский транспарант с англоязычным изречением «Лучший способ найти себя — это потерять себя в услужении другим». Питер жадно смотрит в окно.
— Нам нужен Болливуд, байса, — значительно изрекает он. — Индийское кино в Бомбее. Как только увидишь
— Да, сэр! — откликается
С набережной мы скоро сруливаем — и тащимся по левой стороне пыльного бомбейского шоссе в потоке непрерывно сигналящих автобусов, автомобилей, вело— и моторикш, изредка обгоняя (и чуть задевая боковым зеркалом) пеших продавцов съестного с подносами на голове, деревянные повозки, запряженные буйволами, и блестящие кареты, запряженные тощими кобылами с елочными игрушками в гривах. Водитель резко давит на тормоз.
— Болливуд, сэр! — он радостно тычет пальцем в окно.
Шьям Бенегал (слева, в белой куртке) — режиссер для Индии необычный:
Рядом с нами в пробке стоит автобус, набитый потными индийскими гражданами и украшенный огромными портретами улыбающихся болливудских звезд.
Далее наш путь пролегает через целые кварталы нищих: они спят вповалку в своих картонных домиках и шалашах из мешковины, готовят еду на кострах, молятся, кормят собак, кормят детей, справляют нужду, пьют
Студия Cime Vista находится в здании старой фабрики на окраине Бомбея, в районе, именуемом Конджурмарг. Это одна из сотен студий, разбросанных по всему городу, — все вместе они и составляют то, что условно называется здесь Болливуд. Оплотом Болливуда считается Film City — огромный, огороженный, тщательно охраняемый кусок муниципальной земли, сдаваемый в аренду хозяевам студий. Попасть в Film City, как мне объяснили, проще простого. Нужно всего лишь послать официальное письмо от редакции журнала в российское консульство в Бомбее; еще нужно, чтобы российский консул отправил официальное письмо заместителю генерального секретаря Гильдии кинопродюсеров Индии, а тот бы его рассмотрел и перенаправил самому генеральному секретарю гильдии мистеру Супрану Сену, и тогда, если мистер Супран Сен не будет иметь ничего против, он обратится к мистеру Дасгупта, а тот подаст прошение в администрацию Film City. И когда оно будет удовлетворено, я смогу совершенно беспрепятственно пройти на территорию Film City. Правда,
Бенегал — режиссер для Индии необычный,
Тема эта Бенегалу близка с детства: его отец был националистом, и когда в Британской Индии был выписан ордер на его арест, тот взял семью (жену и десять детей) и отправился жить в Хайдарабад: так как это был «королевский штат», британские приговоры не имели в нем силы — даже смертные. Однако школу Шьям Бенегал посещал британскую: «Она была в военном городке, где квартировали британские воинские части. Так что каждый день мы ходили из Индии в Англию и обратно. Дома у нас был очень традиционный уклад, но в военном городке все было иначе. Кстати, именно там я впервые увидел фильмы с Чарли Чаплином…» Необычное ли детство так повлияло на Бенегала, пара лет, прожитых в молодости на Западе, или же режиссерская самобытность — так или иначе, в моем списке он был единственным, кто ни разу не сказал про «фифтин минутс» или официальное письмо.
Кинотеатры в Бомбее есть самые разные, от покосившихся бетонных сараев до роскошных колониальных дворцов — на любой вкус и кошелек
— Добрый день, молодая леди из России! — нетрадиционный режиссер встречает меня у входа в съемочный павильон, откуда доносится громкая и подозрительно традиционная музыка. На Бенегале элегантный пиджак, очки в тонкой оправе, у него седая бородка и прекрасное английское произношение. — Здравствуйте, молодой джентльмен…
О, да вы, как я понимаю, британец!
— Британец, — с гордостью подтверждает Питер. — Можно я пофотографирую там, на съемочной площадке?
— А как же, молодой джентльмен!
Правь, Британия, морями! Питер с камерой заходит в павильон, я — следом. Мои худшие опасения подтверждаются. На фоне
Незанятые в сцене актеры играют в карты и курят
— Как же так? — спрашиваю я режиссера. — Вы ведь автор нетрадиционного кино!
— А теперь вот решил использовать традиционную форму. Действие происходит в глухой индийской деревне, жители которой не умеют ни читать, ни писать…
— Но зачем вам понадобилась традиционная форма?
— В ней есть своя ценность. Индийская публика хорошо ее воспринимает. Это своеобразные коды, которые она считывает. Отсутствие таких кодов зрителя смущает.
Кинотеатр Maratha Mandir, затянутый бамбуковыми лесами, тщательно охраняется от западных шпионов и демократов
— То есть ваш фильм рассчитан на публику в возрасте?
— Нет, это молодежная комедия.
— Что же, молодежь не способна считывать никакие другие коды, кроме вот этих? — я киваю на поющую «рыбу».
— Нет, способна, но индийская форма предпочтительней: к ней все привыкли с детства.
— Но молодежь, — не сдаюсь я, — она ведь любит голливудские комедии: они у вас почти в каждом кинотеатре идут!
— У Голливуда свой способ рассказывать историю. Здешняя публика с удовольствием может выслушать чужую историю, рассказанную чужаком в его манере. Но свою историю она хочет услышать в манере, принятой здесь. Вы знаете, что в первом же звуковом индийском фильме в 1931 году было около 30 песен? Это наша древняя театральная традиция.
— Но сейчас уже 2008−й! Как вашей традиционной форме удалось уцелеть после стольких лет, в таком изменившемся мире, при глобализации?
— Ну, вот вы же сами говорите — форма. Да, форма очень стойкая. Но содержание изменилось вместе с меняющимся миром — сходите в кино, посмотрите
Говоря это, Бенегал действительно кладет себе в тарелку еду в полном соответствии с вышесказанным (настало время ланча, и из тех самых котлов, что я видела на улице, теперь угощаются все: уборщицы, звукооператоры, актеры, продюсер, хореограф). Я тоже беру: мед, йогурт, рис, тушеные овощи, острый соус и мясо — все вместе. Вкусно.
— Попейте
В Индии такие люди, как продюсер Киран Шантарам, считают деньги не миллионами, а крорами
…В стране, где кино является одним из главных идеологических нацпроектов и воспринимается едва ли не как совесть нации, такое заявление можно считать программным. И то, что «нетрадиционный» режиссер взялся за съемки «деревенской» комедии, — очень важный симптом.
В эпоху постколониального идеализма сцены традиционной индийской (чаще — деревенской) жизни были неотъемлемой частью практически любого болливудского фильма. Но идиллия разрушилась: настал социальный кризис, надежды 60−х не сбылись, и «рассерженный человек» 70−х пришел отомстить и пролить кровь. Роль «рассерженного» досталась Амитабху Баччану («Стена», «Месть и закон» и др.) — именно он стал первым урбанистическим героем популярного индийского кино, впервые продемонстрировал злость бедняка не деревенского, но городского. Бедняка, влачащего жалкое существование в трущобах Бомбея, чистящего обувь богатым угнетателям, наблюдающего, как его безработная мать страдает от голода, потерявшего веру в справедливость и в бога, тоскующего по утраченному деревенскому раю.
Тогда же, в 70−е, известный в постколониальной Индии
Интересно, что конфликт между городом и деревней актуален в Индии до сих пор. Как многие азиатские города, индийский город — даже 20−миллионный Бомбей — не способен проглотить и переварить деревню. Он смешивается с ней, позволяет ей прорастать в себе. Происходит взаимное поедание: восточные базары занимают галереи прекрасных викторианских зданий, рыбацкие поселки угнездились у подножия небоскребов, буйволиные упряжки разъезжают по городским автострадам, а правила движения и дорожные знаки так и остались непознанными — судя по тому, как здесь ездят. Бомбей
Показ любого фильма в Индии предваряется несколькими ритуальными действами: например, зрители должны стоя прослушать государственный гимн, разглядывая при этом индийский флаг
В кино этого города нет. В 90−е и «рассерженный человек», и тот город, на который он так сердился, сошли со сцены. Болливуд отторг монстра, и взамен явился другой, сказочный Бомбей — чистый и светлый, с садами и парками, с пустыми проспектами, на которых возможна автопогоня и не видно ни одного моторикши; а для правдоподобия мелькнет пару раз в кадре восточный базар. Такой виртуальный город куда лучше отвечает сегодняшнему духу времени — поиску стабильности, ностальгии по вековым семейным традициям. Вернулась на экран и деревня. В новом, глобальном, быстро меняющемся мире, — а индусы, при всей эйфории, которую вызывает у них технический и прочий прогресс, панически боятся глобализации — идея традиционной, ритуальной «индийскости» выходит на первый план. Поэтому бывший «рассерженный» — постаревший Амитабх Баччан — в фильме 2007 года «Эклавия, княжеский страж» играет верного, преданного слугу, покорно выполняющего свою дхарму — свое предназначение.
Поэтому патриот и сын индийского националиста Шьям Бенегал снимает кино о затерянной, не тронутой цивилизацией деревеньке.
По совету Бенегала мы отправляемся в кино. У центрального вокзала — индийская «прачечная»: целый трущобный квартал увешан разноцветным бельем, огромные бетонные «соты» наполнены жидкостью, по цвету и консистенции более всего напоминающей грязь, — здесь стирают одежду со всего города. Тут же, неподалеку — кинотеатр, который мы ищем: Maratha Mandir, один из самых посещаемых в Бомбее. Длинное панельное здание кинотеатра затянуто бамбуковыми лесами, у входа и у кассы давка: через несколько минут начинается сеанс. Прежде чем взять мои 65 рупий за билет, кассир несколько раз объясняет, что фильм хоть и называется
В кинозал я захожу одна: Питера, который несколько раз сфотографировал здание и очередь в кассу, разъяренные охранники Maratha Mandir внутрь пропускать не хотели. Когда я оставляла их, Питер как раз разъяснял двум мрачным блюстителям порядка, что их страна — государство правовое и демократическое, а потому любой гражданин имеет право снимать на улице все, что ему заблагорассудится, даже такое секретное заведение, как кинотеатр. Меня — видимо, как сообщницу шпиона — единственную из всей очереди тщательно обыскали на входе в зал, а также поинтересовались «целью визита» в кино, которое будет идти на языке, недоступном моему пониманию. Я туманно обозначила свою цель как «туристическую» — это их удовлетворило.
Фильм «Воскресенье», как и любой другой в Индии, предваряется несколькими ритуальными действами. Сначала зрители просматривают «киножурнал»: несколько коротких поучительных сюжетов о том, что нельзя сорить на улицах, бибикать и кричать под окнами госпиталя и унижать женщин. Затем на экране возникает индийский флаг, из динамиков гремит государственный гимн — все зрители поднимаются с мест и слушают его стоя. Ну и наконец публике с минуту во весь экран демонстрируется лицензия на прокат фильма: теперь каждый может убедиться, что фильм неподдельный и для здоровья не опасен.
Прав был режиссер Бенегал: «Воскресенье» оказывается удивительно современной картиной с бодрой беготней по крышам Бомбея и техническими прихватами «Матрицы», с изящными наездами и отъездами камеры, цифровыми заливными лугами и 3D−анимацией. По традиции музыкальные перебивки присутствуют (недаром болливудскую продукцию называют cinema of interruptions, дословно — «кино перебиваний»), однако вместо народных песнопений здесь звучит
Мы выбираем небольшой кинотеатр «Эрос», расположенный на улице Mantarally, в красивом колониальном районе.
— Только не снимай сначала снаружи, давай сразу пройдем внутрь.
— О’кей, — легко соглашается Питер и делает шаг ко входу.
— Стой, нужно купить билеты.
— Зачем? Мы же журналисты, — резонно замечает Питер. — Я просто подойду к охранникам и попрошу разрешения поснимать внутри. Тем более что мне не нужен фильм. Мне нужен интерьер.
— Питер, пожалуйста, не делай этого. Притворись, что ты просто турист. Купи билет. Зайди внутрь. Поснимай немного. Минут через десять они придут и тебя выгонят, но десяти минут тебе хватит.
— Ты что?! — фотограф удивленно моргает
Питер подходит к охранникам, приводит их в восторг известием о том, что он британец, пожимает всем руки и, широко улыбаясь, объясняет, что ему нужно поснимать изнутри это красивое колониальное здание. Для репортажа.
— Ноу проблем! — сообщают охранники. — Но это может обойтись вам…
— Дай ему сто рупий! — шепчу я.
— Хорошо, — соглашается Питер. — Мне ведь дадут квитанцию, чтобы редакция возместила расходы?
— Какая еще квитанция! — шепчу я. — Просто дай им денег.
— Взятку? — в ужасе шепчет Питер.
— Да!
— Нет. Они не возьмут! Они имеют в виду…
— А впрочем, — сообщают охранники с постными лицами, — вы, вероятно, сможете пройти и бесплатно. Нужно всего лишь направить официальное письмо мистеру Таве Гхилу…
…Далее перед потрясенным Питером выстраивают привычную бесконечную цепочку из всевозможных мистеров Тавегилов, Супрастинов и Аспиринов, каждому из которых необходимо получить
— Это все слишком долго, — догадывается вдруг Питер. — Могу я поговорить с директором кинотеатра?
— О, ноу проблем, — отвечают охранники хором. — Он еще не пришел, но позвоните ему через пятнадцать минут — он уже будет. Фифтин минутс.
— Зачем звонить? Я его здесь подожду, — наивно улыбается Питер.
— Фифтин минутс, — повторяют охранники, жмут Питеру руку и отступают на шаг.
— Питер, ты не понимаешь, — говорю я. — Фифтин минутс — это вовсе не то, что ты думаешь…
Питер косится на меня с подозрением.
— И нет никакого директора…
Теперь он явно считает меня ненормальной, но сохраняет невозмутимость.
— …Вернее, директор есть, но через пятнадцать минут он сюда не придет! Ладно, если хочешь — проверим.
Мы ждем пятнадцать минут. За это время я успеваю совершить несколько звонков, получить свою привычную порцию «фифтин минутс», убедиться в том, что Film City так и останется для меня неприступной твердыней («Йес, йес, мистер
Не встретились сегодня — встретимся завтра. Не встретимся завтра — встретимся в следующей жизни»…
Через пятнадцать минут очень серьезный индус в пиджаке и брюках действительно появляется у кинотеатра и решительно направляется внутрь.
— Сэр! Вы директор? — радостно окликает его Питер.
Сэр молча смотрит на Питера, затем спокойно опускается на четвереньки, целует ступеньки кинотеатра, встает и скрывается в здании.
Потрясенный Питер подскакивает к охранникам:
— Что этот человек сейчас делал?! Кто он такой?
— Он просто благословил место своей работы — обычное дело. Это сотрудник кинотеатра… Нет, не директор. Директор будет через пятнадцать минут.
— Я же говорила, тебе надо было притвориться обычным туристом, Питер!
Спустя час мы сидим
— Да, пожалуй, надо было притвориться, — удрученно соглашается Питер.
А потом он делает страшное. Он вытаскивает из своего рюкзака справочник «Телефоны Бомбея», находит там телефон кинотеатра «Эрос», набирает номер и говорит в трубку:
— Здравствуйте, я обычный турист. Могу я немного поснимать в вашем кинотеатре?
Питер выслушивает ответ, и вид у него становится
Я даже не спрашиваю, что ему ответили в «Эросе». В телевизоре полуголая индийская актриса рассказывает, как следить за фигурой: «Спорт, обычнейший спорт, дорогие леди. И никакой медитации — медитация очень полнит».
— Викторианство… — произносит вдруг Питер.
— Что?!
— Викторианство у них тут. Оттого и бюрократия. Это мы виноваты, колонизаторы. Мы их этому научили…
Полуголая актриса тем временем переходит к следующей теме. Теперь она рассказывает, что никогда не соглашается целоваться в кадре взасос…
Кстати о викторианстве. Журналист Михир Босе, родившийся и выросший в Бомбее и переехавший в Англию в 1969−м, в своей книге «Болливуд» рассказывает одну поучительную историю.
На родине Камасутры, в стране, где гордятся храмом Каджурахо (на стенах которого бесчисленные статуи заняты известно чем), где местный аналог английского motherfucker (а также sisterfucker и далее по генеалогическому древу) входит в лексикон любого детсадовца, — в этой стране запрет на поцелуи в кино был снят лишь несколько лет назад. Индия
Индийский кинопроцесс — так же, как и индийское время, — перевернутый. Сценарий зачастую появляется здесь в самую последнюю очередь; исполнители вторых ролей вполне могут получить слова минут за пять до съемки, когда они уже загримированы. Режиссер тоже особого значения не имеет. Все решает звезда — этакий
Мистер Киран Шантарам, до которого мне удается добраться лишь в день отъезда, — владелец как раз такой продюсерской компании. Она называется V.Shantaram Productions (в честь покойного отца) и в Бомбее довольна знаменита. Кроме того, Шантарам владеет большой киностудией (Rajkamal Kalamandir Studio, именно здесь снимался блокбастер «Джодха и Акбар») и кинотеатром Plaza… Вообще продюсер Шантарам — личность в городе известная: на протяжении двух лет он был шерифом Мумбаи. Шериф — почетный и совершенно бессмысленный пост, атавизм, оставшийся от британских колонизаторов лишь здесь и в Калькутте. Обязанностей у шерифа нет, зарплаты тоже — зато есть осознание важности своей миссии, офис и штат подчиненных.
Бывший шериф встречает меня на пороге своего кабинета, с ног до головы облаченный в бесформенные белоснежные одежды — говорят, так он ходит всегда: уж очень религиозен. В шантарамовом кабинете — статуэтки и картинки, изображающие одного из индуистских богов, Ганешу, с телом человека и головой слона. Тут же — большой портрет покойного отца, Раджарана Ванкудре Шантарама, — чуть постаревшей, а в остальном точной копии сидящего передо мной сына.
Сын сыплет цифрами и фактами со скоростью пулемета:
— Индия — самая большая по кинопроизводству страна. Каждый год мы производим больше тысячи полнометражных фильмов — они выходят здесь, а также покупаются странами Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, а в последнее время и Европы. Болливуд… хотя что я говорю это дурацкое слово «Болливуд», как будто бы мы намекаем на Голливуд, а мы не намекаем, мы ничего не копируем, мы вообще ни на кого не похожи, да… Одним словом, в Индии производятся фильмы на 15 местных языках. В Индии сейчас насчитывается больше 10 тысяч кинопродюсеров. К 2000 году Индия произвела более 37 тысяч фильмов на разных языках…
Мне становится немного страшно.
— …Мой отец занимался кино больше 70 лет, он умер в 90 лет, работая над очередным фильмом. Как продюсер он сделал 92 художественных фильма, как режиссер — 55, а сыграл в 35. Это абсолютный рекорд, даже для Индии. Потрясающе, да?
Я киваю; мне становится еще страшнее.
— …Я продолжаю дело отца. У меня два сына — и они пойдут по моим стопам. Один уже сейчас продюсирует фильм на языке маратхи…
— А в какой момент и кем было решено, что сыновья пойдут по вашим стопам?
— Когда они закончили колледж, я спросил их: «Сыновья мои, чем вы хотите заняться в жизни?» И они ответили: «Мы хотим продолжать дело нашего деда». Я спросил их: «Зачем?» И они ответили: «Ты делал это во имя своего отца, а мы будем делать во имя нашего отца и деда». Семья очень важна здесь, в Индии. Семья и бизнес неразделимы. Кстати, в кино мы тоже любим ходить всей семьей. В наш кинотеатр «Плаза».
— А в вашем кинотеатре перед фильмами тоже играют гимн и все встают?
— Конечно! Во всех кинотеатрах Индии зрители сначала должны встать, выразить уважение к флагу, а потом уже сесть и получать удовольствие. Но это для всех большая честь. Все относятся к национальному гимну и флагу серьезно, даже молодежь — национальная гордость у нас очень развита. Да что там молодежь — встают даже инвалиды и глубокие старики, которые едва держатся на ногах. Вообще кино очень тесно связано с национальным самосознанием. Это самое дешевое из доступных развлечений — зато проникает прямо в сердце.
— Скажите, мистер Шантарам, работа шерифа не слишком отвлекала вас от продюсерской деятельности?
— Нет, это отбирало не так уж много времени. К тому же я еще в колледже мечтал работать на благо своего народа, в особенности помогать детям. И вот целых два года я помогал бедным детям — что может быть важнее?.. О,
В кабинет нерешительно входит молодой человек с улыбкой до ушей.
— Позвольте вам представить, — говорит Шантарам, — мистер Ашутош Говарикер, режиссер «Джодхи и Акбара». Это самый ожидаемый фильм года.
— Мне говорили, у вашего фильма
Режиссер улыбается еще шире.
— Ну что вы, — отвечает за него Шантарам. — Всего сорок кроров рупий.
В Индии такие люди, как мистер Шантарам, считают деньги не тысячами и не миллионами, а крорами. Крор — это 10 млн рупий. Даже индийская вариация игры «Кто хочет стать миллионером», которую ведет Амитабх Баччан, называется «Кто хочет стать кроронером»: слово «миллионер» на индусов впечатления не производит… Сорок кроров — это 400 млн рупий, то есть примерно 10 млн долларов. Если учесть, что кинопроизводство здесь в несколько раз дешевле, чем в Голливуде, — да и вообще все дешевле: среднестатистический малоимущий индус вполне способен прожить на один доллар в сутки — сумма вполне внушительная.
Прямо за оградой шантарамовой студии — бетонный
…Я уезжаю из Бомбея в Дели с чувством недовыполненной дхармы, на поезде, первым классом. Вернее, не первым даже, а неким специальным классом для иностранцев. Официанты
За окном проплывают лужайки для игры в крикет, поселения нищих, рисовые поля, женщины, стирающие белье в квадратных ямах с грязью, обезьянки, очень
Фотографии: Peter Caton/WPN/East News для «РР»
Метки: о кино |
Карина против Айшварии |
Метки: карина айш вивек оберои |