(статья Михаила Эпштейна) Есть ли у нас причастия будущего времени? Вопреки запретам академической и школьной грамматики, они существуют. "Сделающий, сумеющий, пожелающий, увидящий, прочитающий..."
До сих пор у нас рассматривались только лексические новообразования на тему времени. Но и в области грамматики не прекращается развитие языка, разумеется, более медленное. Лучшее, что мы можем сделать для языка, - это освободить его от искусственных запретов, легализовать то, что язык никогда не прекращал делать "исподтишка". Одна из самых назревших перемен в грамматическом законодательстве - это допущение
причастий будущего времени. [1]
Есть ли в современном русском языке такие слова, как "сделающий", "сумеющий", "успеющий, "увидящий", "прочитающий", "придущий", "пожелающий"? Можно привести немало примеров причастий будущего времени из вполне достойных источников русской словесности:
Святитель Филарет Московский: ...Kак жалок человек, уже
посетившую его силу света удержать не сумеющий!
Старец Паисий: Бог даровал мне прекрасный домик в столь красивом месте, что позавидуют многие богатые, пожелающие иметь такой для отдыха.
Николай Рерих, "Истоки": Но ведь во многих местах фольклор уже не сохраняется; разве где он попал в недвижные отделы музейные и лишь случайно на него наткнется музыкант или писатель, пожелающий оживить эти пергаменты и свитки.
Псалмы, 117:26: Благословен придущий во имя Господне! (также Мат.21:9; Мар.11:9; Лук.19:38) (в прежних переводах - "грядущий").
Бог-Дан (_СМЫСЛЫ_СЛОВ_) все записи автора
Ошибочное в какой-то области знаний, в какой-то науке, в -логии можно красиво назвать -ложным. Например, для этимологии: этимоложный - ошибочно толкуемый. Соответственно: этимоложь или этимолажа- кривотолки, измышленное корнетолкованье. Подобно же можно образовывать: АналОжный - основанный на ложной аналогии. Астроложный, астолажа - негативно об астрологии.Нумероложный; уфоложные сообщения в прессе. Генеаложь- фальшивая родословная. Косметоложные препараты- дорогие, но косметически беспомощные. Метеороложые прогнозы - метеоролажа. Мифоложный, психоложный... Ему поставили онколожный диагноз. Эти социоложные исследования утверждают, что...
Крымствовать - странствовать по Крыму; быть в Крыму.
"Где Лёшка?" - "Да крымствует где-то".
"Давай на майские соберёмся, покрымствуем. Я хорошие места покажу".
"Описать мои крымствиятакже невозможно, как и забыть их". КрымолЕтний - тот, что летом в Крыму.
"Обычный крымолетний отпуск... крымолетний отдых ... крымолетний загар..." крымолётный роман - мимолётный в Крыму. крымолётные встречи...
" крымолётное время так кратко".
"Как-то денег не собрал - обескрымил это лето".
" Обескрымили Россию, но она возьмёт своё".
Слово изящный происходит от гл изъять, буквально «изъятый», т.е. избранный, выдающийся из ряда (изрядный т.е.), отличный от обычных своею тонкостью и красотой рисунка; модерно говоря "супер всех". Прекрасное по смыслу слово, и можно обновить звучанье (чем я любитель занимать ся), дать ему зазвучать иначе, в новом форме, в новом блеске. Например, вставив в речь слова:
изящить - доводить до совершенства, до изящества; изящник - эстет-совершенник, любитель отточенных форм; изящничать- изящить напоказ;и т.п.
Скажем в таких вот выраженьях: "Я должен доизящить свой пост, иначе я его не выложу" - «Брось, кому они нужны, твои переизящества» - «Мне, конечно. Я по природе по своей изящник - иначе не могу, иначе нет зачем. Мне удовольствие – изящить это. Изящиться – обычный мне позыв».
Кстати, слова изящный и изощрённый столь схожи смыслово и звучно, что просятся объединиться. Хоть от корней они от разных: изящний от «изъять», а изощрённый от "из-острять" - делать острым, утончённым, остроумным... И мы можем соединить их в забавном слове изящрённый, т.е. изящно изощрённый, изысканный, витиеватый: " Но слововитыйизящрённый их язык немногим внятен, но... приятен".
"КорневщИк или корнеслов - ученый, занимающийся корнесловием - словопроизводством по корням или по происхожденью слов от общих слогов. Корнеслов также сочиненье об этом предмете или корнесловный (этимологический) словарь". (из Даля)
Т.е. корнесловие - русский эквивалент этимологии, а также и словотворчества, у Даля они были слитны.
Рядом и за счёт художников и творцов, создающих настоящие произведения Искусства,обычно богемствуютпритвОрцы. У них не творчество, а притворчество - притворное творчество - искусственность в стиле «псевдо» с претензией на искусство, псевдушный Арт, художества. (Рядом с золотом лежало, но не золото, увы). Они организуют свои притворческие выставки, где искусно притворяются искусством. Но это не храм, это - притвор.
Конечно, всё - дело вкуса, и каждый определяет сам, что за произведенье перед ним: творчество это или только притворчество. Но различать их, думаю, стоит. И называть соответственно.
Слова скучать и докучать - однокоренные не случайно: кто сам скучает - и другим докучает. Есть скучливые люди - они скучают часто, их можно назвать - скучники.А как, задумался, назвать тех, кому привычно скучать по ком-то,соскучиваться по близким людям ("Он ещё не ушёл, а я по нему уже скучаю")? Как назвать тех, кого часто мучает соскука - тоска скучанья по кому-то ( как созависимость) :
- Я по тебе уже соскучилась.
- Что-то ты уж очень соскучлива. Я, например, живу себе, ни по кому не скучаю - я несоскучлив; самодостаточен, иначе говоря. Соскучницей, думаю, можно назвать. Есть люди такие . Не вы ли?
От гл некать (т.е. говорить "нет, нет, нет") кроме известного отнекиваться, можно образовать и слова занекать (что-то) - общим неканьем поставить крест на чем-то. Напр.:
"Им всё не нравится - они занекают любую идею. Они занекали пикник, который я предложил, занекалиобщую встречу нового года. В последний раз так меня отнекали, что я им больше ничего предлагать не стану. Ну их в баню... Хотя они, похоже, и туда не пойдут :))"
" В 73-ем худсовет занекал этот фильм, и на экраны он тогда не вышел. Хотя все понимали, что фильм хороший, но дружно поднекивали представителю Политбюро". нЕка - тот, кто обычно отказывается, отвечает "нет".
"Он такой нЕка, что я его и не приглашаю".
Противозначным некать есть слово дакать или потакать. Последнеепроисходит от так, в смысле "да, так и есть".
Т.е. потакать, как и поддакивать обычно значит неосмысленно говорить "да".
Задумался над словом потаскушка. С одной стороны, она - потАсканная (ну, может и с обеих сторон ;), а с другой - "таскается, где не надо".
Похоже есть какая-то таскА , таскающая некотрых по жизни. Хотя , возможно, что таскает их тоска. Они ведь так созвучны и взаимны...
Интересовать - это ещё и совать из интереса. :))
"Ребёнок - существо любопытное, он всегда захочет интересунуть свои пальцы в розетку".
"Не интересуй свой нос куда не надо".
"Интересуйся лучше в свои дела".
"Он интересунулся было к ней, но она его отшила".
Acid_Nebula (_СМЫСЛЫ_СЛОВ_) все записи автора
В известном выражении "Платон мне друг, но истина дороже" имя великого мыслителя Древней Греции Платона иногда заменяют на имя его не менее великого учителя Сократа: "Сократ мне друг, но истина дороже". Мне стало интересно, кто же всё таки истинный персонаж этого афоризма? И вот что я об этом нашла на http://letter.com.ua/:
Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении "Федон" приписывает Сократу слова "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Аристотель в сочинении "Никомахова этика", полемизируя с Платоном и имея в виду его, пишет: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине". Лютер (1483-1546) говорит: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть" ("О порабощенной воле", 1525). Выражение "Amicus Plato, sed magis amica veritas" - "Платон мне друг, но истина дороже" сформулировано Сервантесом во 2-й части гл. 51 романа "Дон-Кихот" (1615).
Когда теряет человек былые интересы и постепенно погружается в быт - можно сказать, что он обытится или бытеет. Напр.: "Он женился,обытился - сейчас с ним и поговорить-то не о чем: выше телевизора с тарелкой глаз не поднимает, живёт как обытченные люди" - "Обычные?" - "Нет.Обычная жизнь - это жизнь по обычаю, т.е. делать всё, как обычно делают; а обытченная - значит не поднимающаяся над бытом. Обытченый значит погружённый в быт".
Есть ещё иное похожее слово: обыченый или обычившийся т.е. как бык насупленный, из-под рогов смотрящий. От гл. обычиться.
Впечатления - это то, что берётся внутрь (букв. впечатывается) , а то, как впечатления выражаются наружу,- это ведь уже иное, это можно назвать - выпечатления (особенно, если они напечатаны - выпечатаны). Соответственно, можно образовать и глагол: Выпечатлить - (1)выразить свои впечатления, делиться впечатлениями; (2)выразить что-то печатно (~запечатлить). Например: "Он приехал с фестиваля и сейчас активно выпечатляется - сходи послушай". "Впечатлений много - попробую выпечатлить самое интересное". "Хемингуэй очень ярко и выпукло выпечатлил свое виденье мира".
ТерроритОрика - словестная "борьба с терроризмом"; как PR.
"...типичная террориторика Буша..."
"К 2010-му террориторика больших политиков начала стихать. Все эти пугашки терроризмом неподтвердились, и в них уже как-то не верится.
И террорИторы теряют популярность. Похоже эта волынка уже отыграла своё". РиторизИровать - насыщать СМИ определённой риторикой (~терроризировать).
"Чем нас сейчас риторизирует правительство? А оппозиция?" - "Тимошенко, как обычно, риторствуетоб сдаче национальных интересов Украины"
Слово трын-трава происходит от "тын-трава", т.е. трава у забора - тына, подзаборная трава - бурьян всякий.
В этом смысле "трын-траву на поляне" косят только зайцы, :))
а люди - там где она и растёт - у забора.
Когда говорят «Надо идти до конца», то ужесамой этой фразой закладывается какой-то конец в этом пути. Зачем? Например, человек говорит «В любви нужно идти до конца», и делает это с пафосом, считая, что это круто: не отступить, дойти до конца… до конца любви? Т.е. уже полагается, что у любви будет конец, и нужно до него дойти. Это почитается достоинством! Тогда, конечно, тогда он дойдёт - до конца своей любви.
И этот сценарий, увы, включается на уровне архетипа – архетипа конечности: «всё когда-то закончится», в том числе и любовь. Но есть ведь и архетип вечности: «ничто не заканчивается, всё лишь меняет форму», в том числе и эта любовь.
И какой из этих архетипов в себе включать, каким из способов смотреть на мир – от нас зависит, от нашего выбора: видеть ли вечность, скажем, этой любви или только её конечность?
Может, вместо «идти до конца» лучше скажем «идти до расцвета» или скажем «жить сполна»? Зачем своей мыслью себя доводить до конца, если мыслью иною можно - двигаться в Вечность?
Бог-Дан (_СМЫСЛЫ_СЛОВ_) все записи автора
Предлагаю новый глагол ОтнаУшиться - отключиться от окружающего, вставив себе наушники и прикрывав глаза; в транспорте, например. "Меня укачивает в автобусе" - "А ты отнаушься себе, и не заметишь, как доехал". "Вагон был полупустой: одна бабка с сумками да двое отнаушенных подростков". Кстати, и старинный уже глаголнаушничатьможет, похоже, обрести новый смысл: наушничать - демонстративно слушать свои наушники: "Мы типа разговариваем тут, а этот дебил сидит и что-то своё наушничает, ещё и руками машет.Валил бы уже."