hipostasy обратиться по имени
Пятница, 30 Мая 2008 г. 13:12 (ссылка)
В этом году по всей стране литературу сдавали только добровольцы, и лишь в Москве над ней пришлось корпеть всем школьникам
Светлана ДАНИЛОВА — 30.05.2008
Социологи шокируют публику статистикой: современные дети стали читать меньше, а главное - хуже понимать прочитанное, чем два десятилетия назад их мамы и папы. Казалось бы, как на это должно реагировать государство? Наверное, делать все, чтобы подрастающее поколение жадно глотало не только Гарри Поттера, но и добиралось до «Мастера и Маргариты». Увы...
Вчера во всей стране школяры сдавали экзамен по основному предмету - русскому языку. Знания орфографии и пунктуации ребята демонстрировали на испытании в форме ЕГЭ. Вторая часть главного выпускного экзамена - литература - впервые исчезла из списка обязательных испытаний. Следующий ЕГЭ - по математике - ребята пишут 4 июня.
В Москве же решили - лишать выпускников такого важного экзамена, как литература, неправильно. И 2 июня в столице будут выяснять насколько одиннадцатиклассники знают классику. Экзамен можно будет сдавать и по старинке - в виде сочинения или изложения и устно - с билетами и выступлением у доски. Вот только получается, что на передышку и подготовку к ЕГЭ по математике остается один день!
С одной стороны, решение московских властей - оставить обязательными и русский, и литературу - вполне логично. Ведь одно дело - протестировать подростка, умеет ли он правильно писать и расставлять запятые. Другое - выяснить, насколько здорово школяр разбирается в литературных течениях и читал ли он в конце концов Пушкина с Лермонтовым.
Но с другой - появление в списке обязательных еще одного предмета нарушает положение об итоговой аттестации школьников. По закону таких испытаний должно быть только два! А тут три - и все в течение одной недели! Такой перегруз наверняка скажется на результатах ЕГЭ по математике.
Сочинение морально устарело?
Нужен ли обязательный экзамен по литературе? Споры об этом бушуют уже несколько лет. С тем, что знать отечественных поэтов и писателей должен культурный человек, согласится любой вменяемый человек. Но каким образом проверить, знаком ли подросток с творчеством поэтов Серебряного века и сможет ли отличить романтизм от реализма? С одной стороны, такая форма экзамена, как сочинение, по мнению словесников, морально устарела. Пятичасовые мытарства школьников, которые, картинно закатив глаза, рассуждают о проблеме взаимоотношения отцов и детей в творчестве Тургенева, - не что иное, как показуха. Большая часть класса, как правило, без зазрения совести абзацами скатывает тексты из сборников «1000 лучших сочинений». С другой стороны, и тестами знание литературы не проверишь.
В регионах выход нашли - почти везде, кроме Москвы, литература стала испытанием в форме ЕГЭ, но по выбору. Часть ребят уже написали экзамен 26 мая, остальным предстоит это испытание 11 июня. Разрыв между другим экзаменом тоже не ахти какой - два дня. Но сдавать литературу ведь не заставляют там всех скопом. Пишут этот ЕГЭ обычно те, кто поступает в вузы на гуманитарные специальности, например, на филологию.
Кстати, и задания по этому предмету впервые были принципиально иными по сравнению с заданиями прошлых лет.
ЕГЭ опускает планку?
- Изначально, - объясняет председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе Федерального института педагогических измерений Сергей ЗИНИН, - в рамках ЕГЭ по этому предмету предполагается трехуровневое тестирование. Первая часть - простейшие задания, где нужно было выбрать правильный ответ из четырех возможных. Вторая часть - задания с кратким ответом в виде слова или словосочетания. Третья - вопросы, на которые выпускник должен был дать развернутый ответ. Наши эксперименты показали: простейшие тесты себя не оправдали. С этого года основной упор сделали на развернутые ответы, то есть на часть С.
- Говорят, что часть С во многом похожа на сочинение.
- Вот именно! Главное, что должен продемонстрировать ученик, - умение интерпретировать художественный текст. На мой взгляд, нынешний вариант ЕГЭ по литературе не опускает планку предмета. Тем более ответы из части С в отличие от сочинения школьнику не удастся списать из книжки. А самое главное - нам наконец-то удалось выработать четкие критерии проверки работ. Теперь один учитель не сможет поставить ребенку пятерку, а другой - двойку.
Легче не станет
Наверняка в следующем году, когда сдача выпускных в форме ЕГЭ станет обязательной для всех российских школьников, придется ребятам сдавать и литературу.
- Испытание по этому предмету, - считает Зинин, - должно быть двухуровневым. Первая часть - экзамен, обязательный для всех. Он может проводиться в любом формате - сочинения, анализа текста, устного ответа, в виде защиты проекта или исследовательской работы. Это испытание должно стать необходимым этапом выпуска ребенка из школы, устанавливать статус предмета и заставлять детей не забрасывать книжки. В старших классах литература - единственный предмет, который знакомит ребят с родной культурой.
Вторая часть испытания, считают чиновники, должна проводиться в форме ЕГЭ и стать профильным испытанием по выбору.
- А как это возможно?
- Думаю, единственный путь - внести поправки в положение об итоговой аттестации выпускников школ.
Впрочем, от этого нынешним столичным выпускникам не легче. Как бы интенсивное начало лета для них не обернулось кашей в голове из бинома Ньютона и «Тихого Дона»...
ИЗ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:
Часть 1
Приводится фрагмент литературного произведения. Например, отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Затем по нему задают вопросы:
- Какое сражение описывается в приведенном фрагменте?
- Какое название Н. Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней жизни человека, ее изменчивость?
Часть 2
Приводится стихотворение. Например, «Послушайте!» В. В. Маяковского. Вопросы:
- Как вы понимаете основную мысль стихотворения?
- Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, одним из лидеров которого являлся В. В. Маяковский.
- Стихотворение заканчивается вопросом, обращенным к человеку и человечеству. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
Часть 3
Нужно выбрать одно из предложенных заданий и дать развернутый ответ (в объеме не менее 200 слов).
- Как вы понимаете слова И. А. Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
- В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор».)
- На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?
МНЕНИЯ
Нужно ли испытание по литературе сделать обязательным?
ЗА
Лучший учитель Москвы-2006, преподаватель русского языка столичного Центра образования № 1874 Марат АЛИМОВ:
- Литература должна остаться обязательным выпускным экзаменом. Причем не важно, как мы будем проверять знания ребят - в форме сочинения, изложения или устных ответов. Ведь в противном случае мы лишаемся единственной возможности мотивировать подростков на сознательное чтение, на творчество, отучаем их логически мыслить.
Книга - это единственный мост, который соединяет современную молодежь с русской классической литературой. Думаю, что экзамен по этому предмету вряд ли будут проводить в форме ЕГЭ. Ведь нормальной, адекватной формы мы до сих пор не нашли - все предложенные варианты были раскритикованы.
ПРОТИВ
Победитель конкурса «Учитель года-2006», преподаватель русского языка и литературы школы № 37 Череповца Вологодской области Андрей УСПЕНСКИЙ:
- Думаю, экзамен по литературе обязательным делать не нужно. Ведь в таком случае изучение этого предмета превращается в начетничество. Ребят пугают: не будете читать - не сдадите экзамен. Пусть школьники, которым интересен предмет, сдают его по собственному, свободному выбору.
А что касается большинства выпускников, тут главное - добиться, чтобы литература стала интересна для них, чтобы дети полюбили русскую классику. Никакими экзаменами, контрольными и домашними работами этого не сделать.
- Многие считают, что, если детей не заставлять читать, они вообще перестанут это делать!
- Заставлять можно. Но вопрос в другом: будут ли они тянуться к книгам, когда окончат школу, когда за чтение перестанут ставить оценки? Для меня важнее второе!