В конкурсе на самое дурацкое название американцы Yeah Yeah Yeahs наверняка взяли бы главный приз. К счастью, до такого конкурса пока еще никто не додумался и нью-йоркское трио гуляет необремененным никакими наградами и титулами. Чего нельзя сказать о ярлыках - их сразу же понавешивали великое множество: начиная от «первой великой панк-группы нового миллениума» и заканчивая «последними спасителями рок-н-ролла».
Впрочем, в подобном ключе говорят о каждом ярком явлении современной музыкальной сцены. А в том, что Yeah Yeah Yeahs - явление яркое, сомневаться не приходится. Наряду со своими земляками The Strokes и Interpol, Yeah Yeah Yeahs стали тем катализатором, который вызвал очередную волну интереса музыкального сообщества к нью-йоркской независимой сцене и вернул этому городу статус величайшей рок-н-ролльной столицы. Двадцать лет назад здесь царили Velvet Underground, Blondie, Sonic Youth - самобытные и ни на кого не похожие коллективы, исповедовавшие принцип «искусство - в массы» и оказавшие сильнейшие влияние на дальнейшее развитие музыки. 2000-е - время арт-панка Yeah Yeah Yeahs. Их не интересует количество проданных альбомов и попавших на вершины чартов синглов. «Мы не ждем платиновых тиражей, - говорит гитарист группы Ник Зиннер. - Но, сколько бы мы ни продали наших альбомов, надеюсь, все они попадут в хорошие руки и - возможно - вдохновят пару-тройку подростков на создание своей группы».
Трио Yeah Yeah Yeahs в составе вокалистки Карен О (полное имя Karen Orzolek), гитариста Ника Зиннера (Nick Zinner) и барабанщика Брайана Чейза (Brian Chase) сформировалось в 2000-м году в Нью-Йорке. Ответственность за создание группы лежит на плечах Карен и Ника, познакомившихся на одной из вечеринок, устроенных их общим другом. Карен, дочь известного модельера, с детских лет бунтовала против родителей, предпочитая вызывающие наряды и хипповскую идеологию стильным костюмам и изысканным манерам. В 17 лет девушка отправилась учиться в известный музыкальный колледж Oberlin, базирующийся в Огайо, однако очень скоро передозировалась теорией музыки и перевелась в Нью-Йоркский кинематографический институт. Что касается Ника Зиннера, то к моменту знакомства с Карен он успел заработать себе имя в нью-йоркской тусовке в качестве модного фотографа. Делом своей жизни считая фотографию, Ник изредка поигрывал на гитаре и считал себя большим поклонником heavy-metal, гранжа и британской альтернативы. Карен и Ник отлично спелись. Первое время новоиспеченный дуэт исполнял грустные фолькоподобные песенки под гитару у себя на кухне, однако этот период быстро закончился - как-то раз Карен позвонила Нику и заявила, что хочет создать группу.
«Единственная причина, по которой мы решили собрать собственную группу - скука, - говорит Карен. - Я видела столько потрясающе скучных шоу, что захотела сделать что-то яркое и вызывающее. Мы хотели стать такими же крутыми, как Jon Spenser Blues Explosion!». Сказано - сделано, и Карен вместе с Ником стали экспериментировать с драм-машиной, дабы придать своим песням жесткое и экспрессивное звучание. Как раз в это время (на дворе стоял сентябрь 2001-го) группу пригласили выступить на разогреве у White Stripes - в то время еще мало кому известной группы - и друзья с радостью ухватились за это предложение. Дело оставалось за малым - найти ударника. К счастью, Карен вспомнила о своем бывшем однокурснике по Oberlin College, и с появлением в составе группы Брайана Чейза вакантные должности в Yeah Yeah Yeahs закончились. Брайан - единственный в группе музыкант, получивший классическое музыкальное образование: во время своего обучения в Oberlin College Брайан изучал джаз. Что не мешало ему зависать на хэви-метал и прочей поп-мишуре.
Что касается названия, того самого дурацкого «Yeah Yeah Yeah», то музыканты отрицают, что вдохновились строкой из битловской песни («She loves you Yeah Yeah Yeah» - помните?). «Ну да, это довольно глупое название, - говорит Карен. - Такое же глупое, как и те вещи, которыми мы занимаемся. Все, к чему мы стремились - просто писать и исполнять свои песни. И наше название символизирует стремление к максимальному упрощению вещей. Я всегда старалась перевести все на более простой уровень восприятия. В том смысле, что если намерен хорошо провести время - проведи его по-настоящему хорошо!»
Yeah Yeah Yeahs, так же как и их коллеги White Stripes, решили не пользоваться услугами басиста, остановившись на минималистичном звучании «гитара-ударные». Правда, сходство с «бело-полосатыми» на этом и заканчивается: в отличие от дуэта Уайтов Yeah Yeah Yeahs обратили свои взоры не на блюз, а на панк. Тот исторический концерт на разогреве White Stripes состоялся летом 2000-го году. По воспоминаниям Карен, на концерте присутствовали человек 40, большая часть из которых были друзьями Yeah Yeah Yeahs. Тем не менее, музыканты вспоминают этот концерт с большой теплотой.
В начале 2001-м года трио выпустило свой первый сингл, получивший название «Bang!» - по одной из включенных туда песен. Релиз не произвел большого резонанса в масс-медиа, однако на концерты группы стало приходить все больше народу: слух об экстравагантной вокалистке быстро разошелся по тусовке. Карен действительно не могла не обратить на себя внимание: вызывающее поведение, скандальные тексты и провокативный имидж сделали свое дело. Девушка запросто могла выйти на сцену, одев на себя разорванные чулки, облившись маслом или перемазавшись зубной пастой. Нечего и говорить, что клубная молодежь не упускала шанса поглядеть на это зрелище. Поклонниками группы признали себя Sonic Youth («Я был потрясен, когда увидел их впервые, - говорит Ли Ранальдо. - На сцене давненько не появлялось таких персоналий, как Карен»), Strokes и Jon Spenser Blues Explosion.
Через год Yeah Yeah Yeahs выпустили состоящий из пяти композиций сингл «Machine». Одна из песен - та самая «Bang», включенная и в этот релиз - получила жесткую ротацию на локальных радиостанциях, несмотря на содержащуюся в ней провокационную строку «As a fuck son, you suck». Параллельно с выпуском сингла группа начала гастролировать за пределами родного города. Одним из самых запоминающийся выступлений того периода ребята называют участие в фестивале South By Southwest, ежегодно проходящем в Остине, штат Техас. Здесь Yeah Yeah Yeahs выступили перед тысячной толпой. Но не это более всего запомнилось музыкантам YYY, а ... отличные условия проживания и забота организаторов, чего раньше Карен и Ко по отношению к себе не замечали. Как вспоминают ребята, они прекрасно провели время, громя гостиничные номера и «по-доброму» шутя над своими соседями по этажу - Clinic и Кортни Лав.
Сразу же после выступления на South By Southwest YYY выехали в свое первое европейское турне, куда их пригласили Jon Spenser Blues Explosion. В ходе этого тура YYY впервые дали несколько концертов в качестве хэдлайнера - в лондонском клубе «Metro» - и выступили на разогреве старших коллег в престижной Brixton Academy.
Выступления группы собрали отличную прессу, и домой Карен, Ник и Брайан возвращались, окрыленные успехом. Лето 2002-го музыканты провели в студии, записывая свой полноформатный альбом. И даже отменили выступления на английских фестивалях в Ридинге и Лидсе, чтобы не отвлекаться от процесса перенесения материала на пленку.
Завершив запись альбома и оставив его на попечительство выпускающей студии, музыканты продолжили гастрольный марафон. В сентябре 2002-го YYY опять обнаружили себя на разогреве Jon Spenser Blues Explosion - в этот раз в ходе их американского турне, затем объединились с набирающим обороты нью-йоркским панк-коллективом Liars (вокалист которого, Ангус Эндрю, является «другом сердца» Карен), а в августе добрались и до Австралии.
2002-й заканчивался на высокой ноте: журнал NME упомянул «Machine» в своем списке «лучших синглов года» и, не удовольствовавшись только этим, поместил Карен О в десятку «самых крутых музыкантов современности». Журнал Rolling Stones, в свою очередь, включил Yeah Yeah Yeahs в список десяти новых групп, концерты которых обязательно нужно посетить в 2003-м году.
Дебютный альбом Yeah Yeah Yeahs, названный «Fever To Tell» (и сразу же переименованный критиками в «Fever To Yell»), вышел весной 2003-го года на лейбле Interscope. «С нами связывались различные лейблы, - объясняет свой выбор Ник Зиннер, - но Interscope оставляли за нами право свободы творчества. И, потом, у них записываются Sonic Youth и Dr. Dre...».
«Обычно музыканты боятся, что их альбом никому не понравится, - размышляет Карен. - Мы же, наоборот, боялись, что он понравится больше, чем того заслуживает. Мы не были готовы к успеху. Да мы никогда и не рассчитывали на него - он свалился сам по себе. Возможно, мы просто поймали дух времени и оказались в нужное время в нужном месте».
Сырое и экспрессивное звучание альбома дало повод занести группу в категорию коллективов «новой гаражной волны», а вокалистку Карен О - назвать «дочкой Патти Смит», «племянницей Крисси Хайнд» и «внучкой Дебби Хэрри». Но наиболее экстравагантный комплимент принадлежит, наверное, журналисту издания NY Rock, назвавшего солистку Yeah Yeah Yeahs «внебрачной дочерью Зигги Стардаста и Сьюкси Сьюкс». Yeah Yeah Yeahs не обращают внимания на выдумки журналистов и их стремление засунуть группу в вагон «новой рок-н-ролльной революции». Они считают, что занимаются искусством, в отличие от идеологически выдержанных «гаражнутых» коллег. «Мы - поп-группа, - не устает повторять Карен О. - Мы играем для людей и делаем все, чтобы стать им ближе и понятнее. Моя позиция: удерживай их внимание любым способом. Сделай для них то, чего они сами не решились бы сделать; радуйся вместе с ними и плачь вместе с ними - и тебя будут носить на руках!»
С самого момента выхода «Fever To Tell» Yeah Yeah Yeahs находятся в постоянных гастролях, представляя свой альбом везде, где бы ни обнаружились их поклонники. О записи нового материала речи пока не идет: музыканты признаются, что могут работать над новыми песнями только в спокойной обстановке, но никак не на гастролях. «Раньше, когда у нас были концерты раз в две недели, на каждое выступление мы приходили с новой готовой песней, - говорит Ник. - И мы очень гордились тем, что постоянно показывали публике что-то новое. Никому не нравится из раза в раз играть одно и то же, постепенно превращаясь в пародию на самого себя. А теперь мы просто не успеваем писать новые песни, потому что непрерывно гастролируем...». Будем надеяться, что Yeah Yeah Yeahs закруглят свои гастроли, не успев дойти до точки кипения и через годик представят нам еще как минимум десяток новых песен, желательно таких же драйвовых, живых и непосредственных, как и их предшественницы.
«Мы понятия не имели, что случится после того, как мы выпустим альбом, - признается сейчас Карен О. - Если бы даже он никому не понравился, все равно - по крайней мере, мы сделали что-то, что спасло нас от скуки. Нам просто хотелось внести свой цветной мазок в многоцветие мороженого Баскин-Роббинс. Слушатели хотели поп-музыку - мы дали им поп-музыку. Плюс нойз, и ярость, и любовь, и печаль. Все, чтобы не оставить их безучастными. Потому что равнодушие в конце концов и убивает тебя». Что-что, а равнодушное к себе отношение Yeah Yeah Yeahs явно не грозит - это группа из категории тех исполнителей, которых либо обожают до дрожи в коленках, либо ненавидят от всего сердца. Третьего не дано.