09123764 (Выкса-таун) все записи автора
В колонках играет - Черный кофеНастроение сейчас - отличноеДореволюционная историография Иверского монастыря довольно обширна. Наиболее ранними из литературных источников являются "Краткое сказание об основании и устроении Иверской женской общины, находящейся в Ардатовском уезде Нижегородской губернии" (Миловидов И-, М., 1879) и "Иверская женская община и основатель ее иеромонах Варнава" (Кельцев С. А., М., 1884). Все остальные книги написаны на основе этих двух, а во многом - просто списаны с них. Самым полным является четвертое издание книги "Иверско-Выксунский женский монастырь" (Сергиев Посад, 1900). Существует также несколько повествующих об обители брошюр разных авторов (Виноградов В., Троицкий А., иеромонах Ефрем), издававшихся в различные годы, и краткие биографии основателя монастыря о. Варнавы ("Старец-утешитель", . М., 1914; Козлова В. "Старец Черниговского скита при Троице-Сергиевой Лавре Варнава Гефсиманский" // Журнал Московской Патриархии, 1989, № 7). Все эти работы носят описательный характер, часто с оттенком восторженности, что вытекает из их задач - прославления веры, православной церкви и ее подвижников. Кроме литературных источников, нами привлечены неизвестные ранее архивные материалы, касающиеся истории монастыря и строительства отдельных его сооружений, хранящиеся в Центральном Государственном историческом архиве СССР и в Государственном архиве Горьковской области.
История Иверского женского монастыря начинается с 1864 года, когда в одной версте от Выксы, являвшейся тогда крупным горно-заводским селом, была основана небольшая богадельня на 12 человек. Основание ее в это время не было случайностью. Одним из следствий реформы 1861 года стал массовый уход неимущих крестьян в города, куда они отправлялись в поисках средств к существованию. Это, в свою очередь, приводило к распаду многих семей, тем более, что женский труд в городах использовался в меньшей степени, чем мужской. Для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая хоть какую-то возможность существования, а кроме того, являлись, по выражению П. А. Флоренского, "духовным санаторием многих израненных душ". Не случайно после реформы 1861 года количество вновь созданных монастырей, особенно женских, сильно увеличивается. Этот вывод подтверждается статистическими данными по Нижегородской епархии. По нашим подсчетам, из 37 монастырей, находившихся к 1917 году в Нижегородской епархии, лишь 9 были мужскими (из них 1 основан в первой половине XIX века, а 8-значительно раньше). Остальные 28 монастырей являлись женскими, причем 6 из них были основаны до XIX века, 7 - в первой половине XIX века, и 15 - после отмены крепостного права. Одним из этих 15 возникших в пореформенное время женских монастырей и явился Выксунский Иверский монастырь, основанный старцем пещер Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Варнавой.
Читать далее...