…Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определённых исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к её изменению. Возникает парадокс, который относится к одному из парадоксов системного мышления (В. М. Садовский): «элемент в системе» и «система в элементе», «личность в системе общества» и «общество в системе личности». Детский взгляд на мир читающего книгу о вселенной героя повести В. Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши» ухватывает самую суть этого парадокса: «В самом начале задавался простой вопрос: «Как велик мир?» И дальше говорилось о… толщине волоса… Толщина волоса в десять тысяч раз меньше вытянутой человеческой руки. Вытянутая рука в десять тысяч раз короче расстояния до гор на горизонте. Расстояние до горизонта только в тысячу с небольшим меньше диаметра Земли. А диаметр Земли опять же в десять тысяч раз меньше расстояния до Солнца… мир безжалостно разбухал. А Дюшка съёживался, становился всё ничтожней - до ничего, до пустоты! …вместе с родной Землей, со своим родным Солнцем…»
После этого ошеломившего его ощущения, ощущения крупинки в бесконечной вселенной, подросток задаёт другу вопрос, есть ли вообще он на свете. И тот просит его дотронуться до головы:
«…Голова как голова… Ты чего?
— А того, что она по сравнению со звездами и галактиками мала. Не так ли?
— Сравнил тоже.
— А в неё вся вселенная поместилась — миллиарды звёзд, миллиарды галактик. В маленькую голову. Как же это?.. Выходит, что эта штука, которую ты на плечах носишь… — самое великое, что есть во вселенной. И в самом деле захотелось вдруг до зуда в руках пощупать свою великую голову, начинённую сейчас вселенной».
Личность Дюшки Чугунова, как бы она ни была мала по своим физическим размерам, вмещает в себя вселенную; человек как элемент системы может вмещать в себя саму систему. Этот парадокс системного мышления пока остаётся неразрешимым. Возможный выход из этой парадоксальной ситуации позволяет наметить заманчивая аналогия между личностью и микроскопической частицей, которую известный физик М. А. Марков назвал «фридмоном» в честь создателя космологической теории расширяющейся вселенной А. А. Фридмана.
Особенность фридмона заключается в том, что, несмотря на его микроскопически малые размеры, в нём могут свёртываться и упаковываться целые галактики, большие миры упаковываются в малом мире. Миры во фридмонах, по предположению М. А. Маркова, должны обладать большим числом измерений, чем трёхмерное пространство и одномерное время. Из гипотезы учёного вытекает, что в принципе могут существовать микроскопические элементы, вмещающие в себя целые системы. По аналогии с гипотезой М. А. Маркова можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свёртывание пространства общественных отношений в пространство личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире. Подобное предположение не только открывает возможность для разрешения парадокса системного мышления, но и позволяет по-иному взглянуть на ряд эффектов, возникающих при приобщении личности к общественно-историческому опыту человечества…
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |