-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Догадливый_Мим

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Японская_кухня ButchFemme We_love_sushi
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Венец_Творения ButchFemme

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 659


Ранняя религия Ямато

Вторник, 20 Марта 2007 г. 18:58 + в цитатник
feme все записи автора Судя по японским хроникам китайским источникам, уровень собственной материальной культуры японцев накануне Рождества Христова был еще не очень высок. Население было немногочисленно, люди жили небольшими группами, в основном по побережью и вдоль рек. Так как дошедшие до нас описания показывают, что даже правители жили в крытых соломой домах, где столбы, балки и конек крепились канатами, сплетенными из лиан, то можно представить, сколь примитивны были жилища рядового населения. Основной сельскохозяйственной культурой был рис, и с самых ранних времен было известно изготовление рисовой водки (сакэ). Китайские источники III века н.э. упоминают, что туземцы Японии имели пристрастие к пьянству. Хотя охота и рыболовство занимали большое место в хозяйственной структуре, население, по-видимому, с очень древних времен концентрировалось в земледельческих общинах: в описании преступлений Сусаноо на первом месте стоят разрушение рисовых чек, отвод воды, разбрасывание плевел и другие злодеяния, наиболее ненавистные земледельцам.

Если верить китайским летописцам, к III в. н.э. японцы знали прядение и ткачество и выращивали шелковицу для разведения шелковичных червей. Если шелк впервые завезли из Китая в сравнительно позднюю эпоху, то с самого раннего времени японцы пользовались одеждой, изготовленной из конопли или из коры бумажной шелковицы. Со временем появляются изысканные парадные одеяния и ювелирные изделия, такие, как ожерелья, браслеты, пряжки поясов и другие украшения из полудрагоценных камней - агата и хрусталя. Еще с неолитических времен была известна керамика. Широко распространились железные инструменты и оружие, и в погребениях найдено множество изделий из бронзы, хотя не исключено, что бронза пришла в Японию из Китая уже после того, как там появилось железо тунгусского происхождения.

В то время как материальная культура Японии мифологической эпохи настолько бедна, что очень скоро, с момента первых контактов, она была вытеснена китайской, ее социальные и религиозные институты достигли уровня более высокого, чем это допускают некоторые авторы. Местные хроники изображают общество, в котором соблюдение ритуалов играло важную роль, и хотя древнейшую религию можно описать как наивный пантеизм, это не означает отсутствия в ней элементов изящества.

Нет ничего более трудного в изучении древней истории японцев, чем отличать, что же являлось самыми ранними элементами их религии, а что позднейшими добавлениями, инициированными или даже сфабрикованными во имя политических идей, так явно вдохновлявших составителей тех первых хроник, на которые мы вынуждены полагаться в поисках информации. Это обсиаятельство важно учитывать при рассмотрении последующих сведений синтоистских ритуалах до начала влияния на них китайской мысли. Следует помнить, что национальная религия в наиболее ранних формах не была однородной для всей страны, но включала в себя множество местных культов, смешивавшихся по мере объединения племен. Слияние пантеонов Ямато и идзу - важный пример такого смешения.

Выдающаяся черта синтоистских обрядов - внимание, уделяемое ритуальной чистоте. Оскорбительные для богов вещи древние японцы называли цуми, словом, в современных словарях переводящимся как "вина" или "грех". Избежание таких вещей передавалось словом ими, означающим табу.

Земными грехами были: нанесение ран или убийство, осквернение праха, юказа, опухоли, инцест (хотя связь между детьми одного отца от разных матерей не считалась кровосмешением), блуд (но, по-видимому, не содомия), бед-вия от ползучих гадов, от богов свыше, от птиц и животных и от колдовства. К рехам второй категории относятся бедствия, наносящие ущерб благосостоянию индивидуума и необязательно являющиеся результатом его собственных йствий и ошибок. То, что ужасно, что должно быть смыто и искуплено, есть вина, но осквернение. Концепция греха, отличного от нечистоты, отсутствует и рудиментарна, и на протяжении всей своей истории японцы, видимо, до которой степени сохраняют эту неспособность осознг1ть или нежелание уяс-гь проблему зла.

Богослужение состояло из поклонения, жертвоприношении и молитвы. Превоначально в жертву приносились пища и питье. Позже добавилась ткань, и в конце концов стали пользоваться символами, когда полоски бумаги, символизирующие ткань, прикрепляли к полочке и возлагали на алтадь. Затем произошла любопытная эволюция, и эти символические жертвы (гохэй) сами по себе стали рассматриваться как священные и даже как воплощение божества, иногда мистически переходившего в них. Таким образом, с течением времени гохэй сами стали объектами почитания, и жрецы раздавали их адептам, помещавшим их на свои домашние алтари. Бумажные полоски, вырезанные определенным образом и прикрепленные к соломенным канатам, по сей день придают особую благодать местам, где они вывешены.

Необходимым условием отправления культа была чистота, достигавшаяся различными методами - заклинанием (хараи), очищением (мисоги) и воздержанием (ими). Заклинание осуществлялось жрецом с целью изгнания скверны, вызванной прегрешением. Оно состояло, главным образом, из принесения жертвы наложением пени, после чего жрец махал жезлом в виде кисточки перед очищаемым и произносил очистительное заклинание. Требование штрафа придавало хараи характер наказания. Неясно, когда этот обычай появился, но есть сведения, относящиеся к началу V в., которые показывают, что исполнение хараи в это время было распространенным наказанием как за светские, так и за религиозные проступки. Так, в 405 г. глава корпорации возчиков присвоил неких крестьян, прикрепленных к храмовой земле. Ему приказали исполнить обряды очищения, хотя его преступление было столь же гражданским, сколь и религиозным. В 469 г. один молодой аристократ совратил придворную даму и был приговорен для очищения от преступления к уплате восьми лошадей и восьми мечей. Он не раскаялся и написал стихи, в которых хвастался, что его приключение стоило восьми лошадей, после чего император конфисковал все его имущество. Впоследствии, с развитием системы управления по китайскому образцу, произойдет четкое разделение между мирскими и религиозными преступлениями, и хараи, с сопровождающими штрафами, ограничится сферой нарушения сакральных предписаний.

Мисоги - очистительный ритуал, целью которого было снять случайную нечистоту, полученную от соприкосновения с нечистыми вещами - от простой грязи до скверны смерти и болезни. Очищение достигалось омовением, обрызгиванием водой или посыпанием солью. Многие из современных традиций являются следами или даже целиком пережитками этого древнего обычая. Во дворе каждого храма и молельни есть фонтан, в котором прихожане моют руки и ополаскивают рот перед службой. Рядом с уборной даже в беднейших домах поставлен таз с водой и ковш, которые используют для ритуального омовения рук. Полезной и приятной привычке принятия горячих ванн японцы, помимо всего прочего, в какой-то мере обязаны примитивному обряду омовения. Соль в очистительных целях помещают небольшими кучками на пороге дома, на краю колодца, в углах борцовского ринга, рассыпают по полу после похорон. Жертвоприношения в храме непременно включают соль на маленьких блюдцах.

Третий и, возможно, самый интересный метод очищения - ими, или воздержание. Заклинание и омовение даруют чистоту путем устранения нечистоты, в то время как воздержание - метод достижения позитивной чистоты путем избежания источников скверны. Поэтому практика вынужденного аскетизма, состоявшего главным образом из соблюдения определенных запретов, была скорее обязанностью жрецов, чем мирян. Они должны были избегать контактов с болезнью, смертью, трауром, должны были есть только определенные виды пищи, приготовленные на "чистом" огне, должны были носить только особым образом очищенную одежду, они должны были пребывать в уединении, вдали от шума, танцев и песен. Много внимания и усилий прилагалось к тому, чтобы избежать осквернения святынь, приношений и утвари.Проявление набожности с древних времен ограничивалось принесением жертв перед храмом, сопровождаемым почтительными жестами, такими, как поконы или хлопанье ладонями.
Рубрики:  япония вчера(мифы, легенды)
традиции,праздники
Мудрость веков

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку