-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Догадливый_Мим

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Венец_Творения ButchFemme

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 659


О гейшах города Эдо

Среда, 08 Ноября 2006 г. 02:20 + в цитатник
feme все записи автора  (150x330, 23Kb)
Слово "гейша", которое буквально означает "артистка", служило в XVII веке для обозначения музыкантов, певцов и танцоров обоих полов, которых приглашали на банкеты и праздники, проходившие в чайных домах веселого квартала Ёсивара (Эдо) или же в усадьбах богатых самураев. Первые женщины-гейши появились в городе Эдо в середине XVII века, в районе Фукагава, на восточном берегу реки Сумиды. Гейши из Фукагава были прославленными мастерицами игры на струнном музыкальном инструменте, который называется сямисэн. Гейши появились тогда, когда у мужчин с достатком и свободным временем возникла потребность в изящном женском обществе помимо пленниц веселого квартала Ёсивара (жены традиционно занимались детьми и хозяйством). Покровителями гейш из Фукагава были богатые купцы, прежде всего оптовые торговцы лесом, чьи склады и лесопильни находились там же, на берегах реки Сумида.

Гейши эпохи Эдо носили скромные одноцветные кимоно с выпущенными наверх белыми воротниками нижних одежд, а сверху надевали мужскую куртку хаори (что-то вроде короткого кимоно) – в этом они подражали артистам-мужчинам. Даже зимой гейши не носили носков таби, всегда надевая сандалии на босую ногу. Помимо того, что это считалось эротичным, это было знаком жизнестойкости и гордости – "ики". На банкеты гейши всегда приглашались парами и к месту банкета добирались пешком, лишь в исключительном случае за ними могли прислать паланкин. Сопровождал гейш специальный слуга хакоя, который нес ящики с музыкальными инструментами (по-японски хако значит "ящик"). Хакоя охранял артисток, но и приглядывал, чтобы они не положили лишнего к себе в рукав, ведь большинство гейш делили доходы с хозяйками своего жилья, а также с владельцами чайных домов и ресторанчиков, через которых гейш приглашали.
С начала 70-х годов XVII века гейши уже не ходили пешком, а ездили в колясках рикш. Имя носильщиков музыкальных инструментов хакоя перешло к распорядительницам домов гейш. В прошлое ушли скромные наряды, хотя излишняя яркость в одежде и осуждалась. Многие гейши этой эпохи предпочитали тратить деньги на изысканные нижние одежды и очаровывать своих поклонников высоко подоткнутым, как у обычной горожанки, кимоно и повседневной прической марумагэ.
 (250x190, 15Kb)
Немного истории квартала Симбаси, ставшего в начале ХХ века главным в Токио местом обитания этих певиц, музыкантш, танцовщиц, которые развлекали во время банкетов и неофициальных встреч политическую и деловую элиту страны. После революции Мэйдзи именно из Симбаси в 1872 году пошел первый в Японии поезд, он связывал Токио с поселением иностранцев, городом Иокогамой, возникшим в 1854 году после открытия нескольких портов для внешней торговли. С появлением железнодорожной станции в квартале Гиндза появилась "главная улица", по обеим сторонам ее выросли кирпичные дома европейской постройки с магазинами и чайными домами. Как ни парадоксально, в узких улочках, отходивших от обсаженной ивами кирпичной европеизированной Гиндзы, начали селиться хранительницы традиций гейши.
К началу ХХ века район Симбаси стал крупным центром развлечений, соперничая славой с более старым районом Янагибаси, где гейши жили еще со времен сёгунов Токугава. В октябре 1909 года в Симбаси насчитывалось 40 домов гейш, а самих гейш проживало 149 (20 из них были ученицами). По данным на 1912 год, гейш было уже 530, а учениц 100. Разумеется, вместе с гейшами в их домах жили отвечавшие за хозяйство и счета распорядительницы (хакоя), а иногда и служанки. Наряду с домами, где жили гейши, поблизости открывались так называемые "дома встреч" (по-японски матиаи) – нам привычней в этом значении употреблять словосочетание "чайный дом". В этих домах, соединявших черты гостиницы и ресторана, происходили банкеты, а иногда и интимные встречи гостей с гейшами. Хозяйками чайных домов также были, как правило, бывшие гейши. В 1913 году появилось подобие профсоюза гейш – общими усилиями они стали более эффективно решать возникавшие время от времени проблемы с полицией или внутренние разногласия, например, конфликты гейш с их хакоя.
В 1914 году первая железнодорожная станция Симбаси перестала принимать пассажиров, поскольку был построен Центральный токийский вокзал. Облик квартала снова претерпевал изменения, он становился деловым центром Токио, где одно за другим появлялись официальные госучреждения и офисы крупнейших японских компаний. Увеселительные заведения Симбаси получили новую клиентуру – высших государственных служащих и богатых бизнесменов. Изменились и сами гейши. Миф о преданной и бескорыстной Мадам Батерфляй имеет свои параллели в японском сознании: обворожительная, влекущая – и в то же время заботливая, исполняющая мужские капризы и прихоти; безупречно воспитанная – и в то же время веселая, забавная. Таков классический образ гейши. Но гейши из плоти и крови менялись от десятилетия к десятилетию, различался их уклад и в зависимости от места проживания, статуса, профессионализма.

 (170x250, 17Kb)
Гейши противопоставляли себя проституткам и гордились своим званием артисток, однако эти две профессии нельзя считать разделенными непроницаемой границей. Так было всегда, хотя во все времена слышались горькие сожаления о "добрых старых временах", когда нравы были строгими, женщины бескорыстными, а искусство не служило ширмой проституции. Как и женщины из публичных домов, гейши были связаны со своими работодателями контрактом, который чаще всего заключался родителями, когда девочки были еще совсем маленькими. Формально гейши и проститутки в Японии были освобождены от кабалы долгосрочных контрактов еще в 1872 году *, и женщины имели право в любое время покинуть своих хозяев, но на самом деле им просто некуда было идти, и система контрактов продолжала действовать. Гейша нередко была вынуждена продавать сексуальные услуги своим "патронам", чтобы обеспечить себя средствами на выступление в концерте (необходимое для саморекламы и удачной карьеры) или чтобы иметь свободное время и встречаться с кем-то по своему выбору. Чаще всего требовали расходов романы с актерами, которые добавляли гейшам престижа в своей среде, но не сулили материальной выгоды. Наоборот, избалованные вниманием поклонников и покровителей, актеры и от своих любимых требовали заботы, внимания и дорогих подарков – таков был этикет.

По материалам предисловия к роману Нагаи Кафу "Соперницы".
(с) Ирина Мельникова, 2006
Рубрики:  япония вчера(мифы, легенды)
искусство

Виенто   обратиться по имени Четверг, 09 Ноября 2006 г. 12:07 (ссылка)
жаль , что со временем так опошлилось (я так думаю не без участия европейцев) понятие гейши.
отличная фото(первая) жаль, что такое маленькое разрешение.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку