-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zimnyi

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 551


Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ: ДВОРОВО-КОЛИЗЕЙНОЕ ГРАФФИТИ НА ИТАЛЬЯНСКОЙ, 29

Пятница, 30 Августа 2013 г. 08:29 + в цитатник

5118925_00 (700x528, 279Kb)

 

Сергей ЛЕБЕДЕВ:

 

«РОКОКО И БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ»
В ОДНОМ ФЛАКОНЕ,
или
«ПЕТУХАМИ КУРЬЯМИ,
РАЗНЫМИ ФИГУРЬЯМИ»
 
 


Дом № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2010-х годов. 

 
О ТОМ, ЧТО ПРИКЛЮЧИЛОСЬ
СО СТАРИННЫМ ДОМОМ № 29
ПО ИТАЛЬЯНСКОЙ УЛИЦЕ
ЛЕТОМ 2013 ГОДА

 
Фонтан «Светящееся дерево»
во дворе дома по Итальянской улице, дом № 29. 
Фото 2000-х годов. 

 

 

 
Итальянская улица на плане Санкт-Петербурга. 
Н.И.Цылов. 1849 год. Фрагмент. 

 

ДОМ ЗАНФТЛЕБЕНОВ
 
На участке нынешнего здания, стоящего под № 29 на Итальянской улице, в 1825 году был выстроен доходный дом.
В 1840-х годах стоявшее здесь четырехэтажное здание принадлежало, по данным «Атласа тринадцати частей С.Петербурга» Н.Цылова 1849 года издания, иностранной подданной Марье Христиановне Занфтлебен (Занфтлебеной) и значилось по тогдашней нумерации под № 30 по Итальянской улице.  
Дом перестроили в 1851 году архитекторы Николай Павлович Гребенка (1820-1880) и Александр Федорович Занфтлебен (1815-1881). Впоследствии, в 1972 году здание надстроили и произвели здесь комплексный капитальный ремонт. 


Дом № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2000-х годов. 

НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ
 
По данным М.Н.Барышникова, приведенным в его книге «Деловой мир Петербурга» (2000 г.), здесь с 1844 года действовала ювелирная фирма, унаследованная в 1895 году Эдвардом Карловичем Шубертом (род. 1846). Он в свое время закончил Реформатское училище, а в 1896 году стал купцом 2-й гильдии. Шуберт «специализировался на продаже драгоценных камней, подарочных изделий из золота и серебра, исполнении монограмм на ювелирных изделиях. По именному указу Александра III был удостоен серебряной медали «За полезное», а также благодарностей от императрицы Марии Федоровны и вел. кн. Павла Александровича. Проживал на наб. р. Мойки, 42, с женой Ольгой, сыном Карлом Иоганнесом Рудольфом (1886-?) и дочерьми Ольгой Эмилией Софией, Эмилией Елизаветой Ольгой и Софией Идой. Накануне Первой мировой войны содержал ювелирный магазин в доме жительства», – пишет историк делового мира Санкт-Петербурга М.Н.Барышников. 
Согласно «Адресной книге города С.-Петербурга на 1900 год», изданной под редакцией П.О.Яблонского в Санкт-Петербурге в 1899 году, дом принадлежал наследникам Гау. Зданием управлял статский советник Лев Львович Брейтфус. Здесь проживали: вдова 1-й гильдии купца Матильда Андреевна Роде, владевшая располагавшимся здесь же оптическим магазином; санкт-петербургский ремесленник, военный портной Иван Павлович Павлов; саксонский подданный Эрнст-Мориц Брендлер и его столярная мастерская; ремесленник Михаил Леонтьевич (Мовша Лейба) Ошерович и его жестяная мастерская; 1-й гильдии купец Петр Степанович Шишкин и его пивной склад; крестьянка Ефим. Алексеевна Смирнова и ее молочная ферма; вдова тайного советника Эмилия Александровна Цимсен; коллежский советник, архитектор Юлий Юльевич Бенуа, а также артист Императорских театров Роман Борисович Апполонский. В здании работала Литография и монограммная мастерская запасных фельдфебелей братьев Николая и Никона Яковлевичей Земцовых. 
В годы Первой Мировой войны здесь находилась Типо-литография. 
Согласно справочнику «Весь Петроград» на 1917 год, дом принадлежал наследникам Гинце и Еве Владимировне Брейтфус. 

 
Поэт Илья Иванович Садофьев (1889-1965). 


ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ

 

В первые годы «советской власти» в здании находился Союз пролетарских писателей, в котором проводились собрания литераторов. 
Здесь в 1920-х годах жил поэт Илья Иванович Садофьев (1889-1965), с которым был дружен Сергей Есенин. В книге В.Ф.Дитца «Есенин в Петрограде-Ленинграде» (1990 г.) читаем: «Есенин приехал в Ленинград 2 ноября 1925 года, где встретился со старым своим другом Г.Ф.Устиновым. Последний вспоминал: «…долго, целый вечер, просидел у меня в «Англетере», трезвый и необыкновенно смирный. Он мне показался тем Есениным, которого я знал в 1919 году. Есенин читал свои новые стихотворения, в том числе «Черного человека». Эта поэма была еще не отработана, некоторые места он мычал про себя, как бы стараясь только сохранить ритм, и говорил, что над этой поэмой работает больше двух лет». 

 
Поэт Сергей Александрович Есенин (1895-1925). 


В Ленинграде Есенин оставался несколько дней. И все это время работал над «Черным человеком». Он охотно читал поэму друзьям и знакомым, в частности на квартире у ленинградского поэта Ильи Садофьева (улица Ракова, дом 29). Присутствовавший при этом писатель Н.Никитин рассказывал о том впечатлении, какое произвели на него уже первые строки:
 
Друг мой, друг мой,  
Я очень и очень болен.  
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.  
То ли ветер свистит  
Над пустым и безлюдным полем,  
То ль, как рощу в сентябрь,  
Осыпает мозги алкоголь.
 


Начало благоустроительных работ 
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 1999 год. 

 

«Уже этим началом он сжал мне душу точно в кулак. Почему-то сразу вспомнился «Реквием» Моцарта. Я не могу сейчас воспроизвести весь наш разговор точно. Помню, что Есенин шутил и был доволен, что «проверил» поэму еще на одном слушателе».
Вернувшись в Москву, Есенин записал один из вариантов «Черного человека» и передал поэму в альманах «Пролетарий». 
Настроение у поэта в этот период было крайне тяжелое. Уступив уговорам сестры Екатерины, он согласился лечь в больницу». 

В доме № 29 в 1930 году работали мастерская красок для метки белья «ЭСПЕ» (т.37-43) и типо-литография «Печатное дело» (тел.559-73, заведующая – В.Г.Игнатовская). 

 


Ведутся работы по благоустройству 
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 1999 года. 


В 80-х и 90-х ГОДАХ

 

На первом этаже дома располагался магазин, торговавший овощами и фруктами, во дворе располагались Научно-производственное объединение «Вымпел», мастерские «Елисеевского магазина» и гаражи. Свои мастерские «Елисеевский магазин» в 1990-х годах вынужден был продать, чтобы погасить долги. 
По данным «Краткого телефонного справочника» за 1991 год, в доме работал продовольственный магазин № 32 (овощи, фрукты). 


Благоустроительные работы
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 1999 года. 

 

В квартире № 5 в 1995 году находилось НПО архитектуры, градостроительства и дизайна, проектировавшее генпланы и проекты застройки участков суши, а также создававшее проекты отдельных строений: жилых домов, коттеджей, общественных зданий и так далее. 
В 1999 году фирмой «БиК» по проекту архитектора Ларисы Викторовны Домрачевой (Канунниковой) было произведено благоустройство двора дома № 29 по Итальянской улице. 


Благоустроительные работы
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 1999 года. 

 


Работы во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 1999 года. 

 


Работы по благоустройству
во дворе дома № 29 по Итальянской улице.  
Фото 2000-х годов. 

 


Летом во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2000-х годов. 

 


Фасад дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2000-х годов. 

Справочник «Алло, Санкт-Петербург! 2000/2001» извещал, что здесь работал магазин аудио- и видеотехники «Телекино» ООО «Сэтформ». 
Сегодня в помещениях первого этажа расположились торговые учреждения, а во дворе находятся весьма важные бюро… 


Зимой во дворе дома № 29 по Итальянской улице светят фонари. 
Фото 2000-х годов. 

 


Ворота дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2000-х годов. 



Фасад дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2000-х годов. 


С 2000-х годах во дворе дома № 29 по Итальянской улице стал работать небольшой магазин под вывеской «Антиквариат». 


Вход в магазин «Антиквариат»
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 года. 


Реклама магазина «Русский стиль». 
2000-е годы. 



Магазин «Антиквариат»
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 года. 

 


Магазин «Антиквариат»
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 года. 



Ресторан в доме № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Ресторан в доме № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Вход в парадную дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Вывеска на доме № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Вход в подвальный ресторан
дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Арка дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 года. 

 


Во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года. 

 


Арка дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 года. 

  

 


Телефонная будка на фасаде
дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2011 и 2013 годов. 

 

«Итальянское граффити»
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года, август.
 
 
"ПЕТУХАМИ КУРЬЯМИ,
РАЗНЫМИ ФИГУРЬЯМИ",
или
СКАНДАЛ ЛЕТА 2013 ГОДА
 
В самое теплое время 2013 года, летом, во дворе дома № 29 по Итальянской улице произвели покраску стен, которые самодеятельные художники – назойливые и чрезвычайно активные граффитисты – самовольно расписали под «римские развалины», что вызвало скандал в администрации района и города и стало предметом обсуждения в СМИ. И вновь стал возрождаться на берегах Невы, в культурной столице России – городе Санкт-Петербурге – знаменитый архитектурный стиль
 
«РОКОКО И БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ»

Сколько эта новая художественная
дворовая инициатива стоила,  
и неужели за все это заплатили налогоплательщики?
 
 
«Рококошные расписные стены» 
и вечно гудящие производственные трубы ресторана 
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года, август. 


 
 
«Итальянское граффити»
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года, август. 


Создание этой дворовой росписи является нарушением законодательства, по которому работает администрация не только Центрального района, но и всего пятимиллионного Санкт-Петербурга, в том числе и муниципального образования «Дворцовый округ», при поддержке которого, по всей видимости, и появилась «художественная» раскраска дворовых стен дома № 29 по Итальянской улице. 
 
Кстати, «итальянский мотив» в виде покосившегося Колизея из города Рима никакого отношения к самой улице не имеет, ибо она названа не по проживавшим на ней итальянцам, а по выстроенному еще в Петровские времена, то есть на заре XVIII столетия, деревянному Итальянскому дворцу, находившемуся на месте дома № 36 по набережной реки Фонтанки. Там сейчас находится здание Екатерининского института (перестроено архитектором Джакомо Кваренги), после войны переданное Российской Национальной библиотеке (ранее Публичной) под газетный, студенческий и другие ее залы. Улица, выходившая на набережную реки Фонтанки напротив Итальянского дворца, и стала по Итальянскому дворцу именоваться Итальянской, впоследствии Большой Итальянской – в отличие от Малой Итальянской улицы (нынешней улицы Жуковского). 
 
Как известно, любое изменение окраски фасадов начинается с ремонта поверхности стены. Со времени последнего ремонта стен двора дома № 29 по Итальянской улице – с 1998-1999 годов – прошло почти 15 лет. Появление уродливого граффити на стенах двора этого дома грубейшим образом нарушает все строительные законы, правила и предписания, по которым производятся строительные и ремонтные работы в Санкт-Петербурге. Никто не проверял состояние штукатурки стен двора дома № 29 по Итальянской улице. Роспись велась на отслаивавшейся от кирпичных стен штукатурке.
 


Деньги, потраченные на дворовое граффити,
могли бы пойти на ремонт балкона 
рядом стоящего дома (Итальянская улица, дом № 31). 
Фото 2013 года, август.

 

Затраченные на "итальянское граффити" деньги можно было бы потратить на подготовку района к зиме, а не на пропаганду разрушенного в городе Риме Колизея, что, по всей видимости, соответствует амбициям создателей этого "проекта", вероятно, мечтающих вновь посетить древний город Рим. Но, как известно, большинство налогоплательщиков – жителей Центрального района – не бывало ни в Риме, ни в Италии…
 

Деньги, потраченные на дворовое граффити, 
могли бы пойти на ремонт тротуара, 
провалившегося рядом с домом № 29 на Итальянской улице. 
Фото 2013 года, август. 

Интересно, когда, где и кем эскизные проекты, а затем и сам проект «колизейного граффити» обсуждались? Был ли задействован в этом процессе Художественный совет, действующий при Комитете по градостроительству и архитектуре, в работе которого участвуют ведущие архитекторы, художники, скульпторы и дизайнеры Санкт-Петербурга? Проводился ли конкурс проектов или эта роспись, утвержденная непонятно кем, появилась на безальтернативной основе? 
 

 
На фото светит ясное «римское небо». 
Видны «римские крыши», «римские трубы», 
«римские окна», «римский декор» 
и назойливая яркость разноцветья окраски «римских фасадов» 
– аляпистось раскраски фасадных стен. Все нарисовано криво. 
Самопальное граффити во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Фото 2013 года, август. 

 

Проведение крупномасштабных «дворово-колизейных» работ на Итальянской улице во дворе дома № 29 обошлось в сотни тысяч рублей. Кто и кому давал деньги на краски, использование техники, оплату труда рабочих? Неужели эти деньги шли из бюджета Санкт-Петербурга, который в этом году принят с большим дефицитом?

 

 
Самопальное граффити
во дворе дома № 29 по Итальянской улице: 
здесь и «римские развалины», и «барочный декор»,
и крымский «фонтан слез», 
и аляповатая раскраска фасадных стен.
Знаменитые петербургские брандмауэры… 
Фото 2013 года, август. 

 

Интересно, как на это «дворово-колизейное» граффити смотрят в контрольно-ревизионных органах, в Прокуратуре, а также депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Администрация города? 
И последний вопрос: может ли Санкт-Петербург прожить без дворового Колизея, стоившего огромных денег? Они могли бы, например, пойти на воссоздание скамеек на Малой Садовой улице, на установку скамеек на Малой Конюшенной улице, на установку скамеек с деревянным покрытием на Большой Конюшенной улице, у Гостиного двора и на набережной канала Грибоедова. Ведь монументальные гранитные скамейки, находящиеся сегодня там, вызывают у мужчин заболевания простаты, а у женщин – воспаление придатков.
 
 
Тем временем днем на Невском проспекте
молодые инициаторы культуры 
очень высоко поднимают свою программу действий в городе. 
Фото 2013 года, август. 
 

Идет предвыборная кампания. 
Рекламная стойка на Итальянской улице у дома № 29. 
Фото 2011 года. 
 

Многое повидал этот старинный канализационный люк 
во дворе дома № 29 по Итальянской улице. 
Но о том, что может приключиться во дворе в 2013 году, 
он предположить никак не мог. 
Фото 2013 года. 
 

 
Тем временем на Невском проспекте по вечерам 
бездомные спят на безобразных самостийных
деревянных деревенских помостах, 
возведенных администрацией Елисеевского магазина. 
Фото 2013 года, август. 

 

 
Рубрики:  Власть
Архитектура
Малая Садовая улица
История за фасадом
Памятники архитектуры
Невский проспект
Художники
Центральный район
Благоустройство
Площадь Искусств
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку