Под саундтреком принято понимать музыку, сопровождающую визуальный ряд - фильмы, анимацию, клипы (именно как нарезки фото, фрагментов, etc.). Само слово на русский язык можно перевести как звуковая дорожка (tracks - следы от игл у наркоманов), нить, связывающая начало и конец произведения в единое целое. Существуют мотивы для вступительных и финальных титров, темы героев, темы избранных сюжетных отрезков, атмосферы или, например, насилия (тема крови Декстера). Особенностью каждой композиции является отразить часть полотна (фильма, etc.), которое, если собрать все треки воедино в один полноценный саундтрек, получится более насыщенным и завершённым. Музыка, дополняющая и развивающая образы, создаваемые картинкой - сейчас без этого не обходятся даже малобюджетные проекты. Другое дело, каким может быть саундтрек.
Обычно композиции саундтрека - инструментальные. Голос часто отвлекает внимание. Конечно, это касается именно песен с лирикой. В другом случае вокализы, хоралы и комбинированные партии возможны. Также голос может присутствовать во вступлении к картине, в качестве основной темы, и, впоследствии, развивать её в рамках сюжета (примерно, как в аниме Эльфийская Песнь). Большое количество рок-альтернативных саундтреков с вокалом присутствует в фильмах молодёжной тематики (в тех же Сумерках). В итоге, музыка должна соответствовать характеру картины; инструменты - передавать грани, затронутые в произведении. Всё, от структуры композиций до тщательного подбора звуков, ведущих партий и общего саунда, пост-обработки, степени компрессии и мастеринга согласно современным требованиям или под старинку - требует усиленного внимания.
При должном подходе работа над саундтреком по сложности не уступит работе над альбомом вокально-песенным. И здесь я говорю именно о музыке, а не о том её подобии, что нынче в тренде. Не столь сложно быть Дэни Эльфманом, чтобы строгать одну и ту же оркестровку под все фильмы. Лучше написать один-два уникальных саундтрека, нежели пародировать самого себя в сотнях. Именно этим принципом руководствуюсь сам, работая над музыкой к роману.
Вообще, саундтрек к книге печатной - это интересное явление, гораздо менее распространённое. Однако, книга тоже имеет полное право называться картиной, особенно если учитывать, что по ней может быть снят фильм, анимация, etc. Так почему бы сразу не задуматься о саундтреке? Отличная мысль, особенно если ты - музыкант. Образы и атмосфера романа "Инкуб" прочувствованы, и остаётся только собрать альбом. Что и оказывается самым сложным (и интересным).
Легко только поначалу... Одна, вторая, третья песня... после начинаешь задумываться, сколько будет всего песен, как расположить, какие исключить - чтобы создать саундтрек столь же целостный, как и роман. А для меня, как помешанного на музыке во всём, даже в словах прозы, было бы насмешкой сделать нечто просто в сопровождение. Нет уж. Есть книга, есть альбом - и есть возможность обращаться к ним вместе или по-отдельности. И саундтрек как абсолютно самостоятельный инструментальный диск становится частью моего мира в вашей аудиотеке. В свою очередь, я делаю так, чтобы там он был среди первых рядов. Проходным материал быть не может.
В саундтрек к роману я вложил дух старых времён, когда ещё только начинал понимать музыку, и новых наработок, дополнив и обыграв в композициях те мотивы, которые уже стали неотъемлемой частью моего творчества (фишки, идеи, подходы к сочинению). Многие песни, мелодии которых звучат в саундтреке, вам ещё предстоит услышать в рамках творчества группы Memoire d'Ardente. Вокал же (а точнее крик) есть только в Чуме (la Peste). Остальные композиции делят участки романа, цитируя строчки, абзацы или целые главы. При этом в самом романе действие следит за музыкой, а главная тема финала обыгрывается сразу в нескольких треках.
Одна из особенностей этой работы (саундтрека к роману "Инкуб") в том, что каждую песню можно ставить на повтор, наполняя свой мир наиболее близким на момент времени настроением, погружаясь за границы реальности города белых ночей, растворяясь в них серым туманом, скользя над химерой Невы. И с каждым новым прослушиванием приоткрываются новые тайны, "слои", тени фасадов моего гротескного, но столь же реального, как и вы, Санкт-Петербурга.
Бегущей иглой по коже винила - холодный, мистический, образный минимализм...
В колонках играет - Villard L. Cord - Teatime, deathtime...