-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Visioner_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 19





Необходимое вступление.

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 19:23 + в цитатник

В настоящий момент веду жизнь на двух территориях - двух полюсах: Москва и Кинешма. На одном - работа и суета, на другом - семья, друзья и родина. Пока по времени пребывания Москва перевешивает.
Дневник понадобился, чтобы установить равновесие. Ни слова - про столицу, здесь я пишем и читаем только о родном городе :))))

В силу обстоятельств обладая некоторое время назад избытком свободного времени, я задался стремлением углубиться в прошлое нашей Кинешмы. Перелопатив значительное количество Интернет-трафика, не обнаружил ни одного сайта, где история города ракрывалась бы достаточно информативно и не поверхностно - в основном все сводилось к краткой исторической справке.
Тогда и возникла идея этой страницы - любительского и демократичного, но одновременно серьезного инструмента, позволяющего поделиться знаниями об истории Кинешмы со всеми любознательными :)

Конечно, приветствуются любые комменты, а также новая информация и предложения. Welcome!!!

 


Метки:  

Библиографический указатель (издания, посвященные или упоминающие Кинешму)

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 15:51 + в цитатник

Библиографический указатель отражает издания, посвященные Кинешме или упоминающие о нашем городе. Это путеводители, историко-документальные очерки, мемуары, дневники, письма, художественные произведения классиков литературы и современных писателей и поэтов.                                     

Расположение материала в указателе:

I. Книги общего характера.

II. Историко-документальные произведения.

III. Художественная литература:

               а) классики;

              б) современные писатели;

              в) кинешемские писатели.

 

Указатель предназначен для школьников и студентов, изучающих литературное краеведение, а также для всех, кто любит свою малую родину- Кинешму и интересуется ее прошлым и настоящим.

I. Книги общего характера.

1.    Антонов И., Щелков А. Приволжская сторона: Историко-краеведческие очерки о Кинешемском районе.- Иваново: «Ивановская газета», 1993.-277с.: 15 л.ил.

2.    В колыбели у Волги: Прошлое и настоящее Кинешемского района./Сост. и соавтор И.Антонов.- Иваново: изд-во «Ивановская газета», 1999.-247с.:ил.

3.    Григоров А.А. Из истории Костромского дворянства. / Сост., вступ. статья и примеч. Н.А. Зонтикова.- Кострома, 1993.- 472с.: ил.

4.    Кинешма: Прошлое и настоящее города на Волге./Сост. и соавт. И.Антонов. - Иваново: изд-во  «Ивановская газета», 2000.-247с.:ил.

5.    Кинешма:[Альбом]./Автор идеи Г.Хасая; фото Вл. Смирнов.- Кинешма, 2004.-64с.:ил.

6.    Кинешма: Краткий путеводитель./ Автор текста А.Щелков, фото Вл.Смирнов.-Кинешма,2001.-4с.:ил.

7.    Кинешма: 500 лет./ Авт.текста т А.Щелков; фото Вл.Смирнов.- Кинешма, 2004.-8с.:ил.

8.    Кинешма: Путеводитель./ Авт. - сост. Я.Мезенин, А.Щелков. -М.:»Сов. Россия», 1987.-159с.:ил.

9.    Туристический атлас Кинешмы.- Иваново, 2003.-36с.:ил. 

II. Историко-документальные произведения.

1.    Альтовский И. Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 г.- Кинешма, 1909.- 28с.

2.    Балашов Л. М. Кинешма прежде и теперь: Историко-краеведческий очерк.- Кинешма, 1999.- 72 с.(читал)

3.    Белов П. Маршал Василевский. Честь и верность.- Иваново: изд. «Ивановская газета», 1995.- 280 с.

4.    Белопухов С. Из тьмы веков: (История г. Кинешмы. Раннее прошлое).  //   Приволжская правда.- 1990.- 22 ноября.

5.    Белопухов С. На крутых переломах: [1812-1917г.г. в Кинешме.].    //  Приволжская правда.- 1991.- 19 марта, 23 июля.

6.    Белопухов С. По старинному укладу: (Кинешма в XVII столетии).    //  Приволжская правда.- 1991.-  30 января.

7.    Белопухов С. После лихолетья: (События  XVII века в Кинешме).     // Приволжская правда.- 1990.- 22 декабря.

8.    Белопухов С. Промышленные заведения и торговля : (Кинешма в середине XVIII- XIX в.в.)   // Приволжская правда.- 1991.- 9 февраля.

9.    Василевский А. М. Дело всей жизни. Кн. 1.- Изд. 6-е.- М.: Политиздат, 1989.- 320 с. (с. 8)

10.  Ведяев А. Д. Военфельдшер: (Автобиографическая рукопись).- Омск, 1997.- 159 с.: ил. (с. 27)

11.  Воробьев Н. В. Времен связующая нить: Историко-краеведческий очерк о прошлом и настоящем Кинешемского педагогического колледжа.- Кинешма, 2000.- 61 с.: ил.- (Серия «Культурное наследие»).

12.  Воробьев Н. В. Династия мастеров и музыкантов: (Историко-краеведческий очерк о династии Соколовых из Кинешмы).- Кинешма, 1999.- 21 с.: ил.- (Серия «Культурное наследие»).

13.  Воробьев Н. В. Кинешемская тропинка к Пушкину: (Литературно-краеведческий очерк).- Кинешма, 1999.- 56 с.: ил.- (Серия «Культурное наследие»)

14.  Воробьев Н. В. Славные страницы летописи: (Период «смутного» времени 1608-1612г.г. Героическая оборона нашего города от польских интервентов).   //  Краеведческие записки. Вып.VI и VII.-Иваново,2001.-с.11-16.

15.  Воробьев Н.В., Говорков В.Н.Сказание о Земле Кинешемской. - Иваново: «Ивановская газета», 2002.-230с.:ил.

16.  Зимина Н., Кобылкина Р. Дом, в котором живут книги: История центральной городской библиотеки в документах и лицах.- Кинешма, 1999.- 70 с.

17.  Иванов А. С. Кинешемский драматический театр имени А. Н.Островского: Краткая летопись.1897 -1997. –Кинешма, 1997. - 44 с.

18.  Историко-культурный потенциал Кинешемского края и развитие регионального туризма: Материалы региональной краеведческой конференции. 22-23 апреля.2003г. /Сост. И.А.Лебедев, А.Ю.Миних.-Кинешма,2003.-104с.

19.   Историко-культурный потенциал Кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы II региональной краеведческой конференции. 24-25 марта 2004г./Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Мкртчян.-Кинешма,2004.-205с.

20.   Карамзин Н. М. История государства Российского: 12 томов в 4-х кн. Кн. 4. Т. X-XII.- М.: РИПОЛ- КЛАССИК, 1997.- 736 с.: ил. (с. 387)

21.  Кинешемский Земский Календарь – ежегодник. 1914 г.- Кинешма, 1914.- 74 с.

22.  Кинешемский Календарь – ежегодник на 1916 г.- Кинешма, 1916.- 90 с.

23.   Книга памяти: В 6-ти томах / Российская Федерация. Ивановская обл.; Сост. В. П. Тереньтьев.- Иваново: кн. изд. «Талка», 1995.- Т. 3: г. Кинешма и Кинешемский район.- 1995.- 428 с.

24.  Кондратьев Н.Д. Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии: (Социально-экономический и финансовый очерк).-Иваново: «Ивановская газета»,2002.-496с.

25.   Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства  в начале XVII столетия. 1604-1613г.г.:  [ История монографии и исследования] – М.: «Чарли»,  1994.-800с.    ( о Кинешме- с. 730.).

26.      Красильников Н. Когда война была: Заметки писателя.   // Молодая гвардия.- 2004.- №5-6.- с. 186- 193.    ( О городе детства, Кинешме, в годы Великой Отечественной войны).

27.     Лебедев И. Прогулки по Кинешме: Нити нашей памяти.   // Приволжская правда.- 2000.- 8.вгуста.-с.3;  16 августа.- с.3; 29 августа.- с.3; 5 сентября.-с.2; 16 декабря.- с.2; 19 декабря.-с.3; 23 декабря.- с.3-4; 2001.- 10 января.-с.3-4; 17 января.-с.4; 7 февраля.-с.2; 30 января.-с.4; 3 апреля.-с.3; 3 мая.-с.3; 24 мая.-с.3; 21 августа.-с.3; 11 сентября.-с.3-4; 17 октября.-с.3; 20 ноября.-с.3; 2002.- 20 апреля.-с.3; 23 марта.-с.3-4; 13 июля.-с.3; 13 августа.-с.3; 23 октября.-с.3.

28.    Негасимый свет: Судьбы храмов и судьбы людей Земли Ивановской/ Руководитель проекта, худож. ред., сост.и соавтор И.Антонов.-  Иваново: «Ивановская газета», 2000.-352с.:ил (Кинешма-с.42-49).

29.    Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12-и томах. Т. 11: Письма.- М.: «Искусство», 1979.     (Из письма А. А. Потехину от 26 марта 1875 г.- с. 490)

30.   Островский А.Н. Словарь: (Материалы для словаря русского народного языка).   // Полное собр. Соч. в 12-ти т.: Т.10.-с.463.          (Кинешемские слова- с. 468, 480-482, 487, 489, 492, 496, 498, 501, 503, 505, 509).

31.   Островский А.Н. Список растений, собранных в Костромской губернии. Первые сведения о флоре Костромской         губернии.       //   Московские университетские известия:    1866- 1867г. – М., 1867.- №5.- с.393.   (О растениях   Кинешемского уезда).

   32.    Островский А.Н. и наш край: Информационно-библиографический указатель  /   Сост. Крутова И.С.-  Кинешма,2003.-32с.:ил.

33. А.Н.Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX в.в.: Сборник статей/ Отв. ред. А.А. Ревякина.-М.:Intrada,     (Островский и Кинешма, с.284-296).

34.Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII в.в.: (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в смутное время). - Переизд. – М.: Соц.- экон. изд-во, 1937.-499с.    (о Кинешме – с.26-28, 31,  282,  307, 311, 413).

35.Потехин А. А. Сочинения. Т. 12-й: Этнографические очерки, отрывки, неоконченные рассказы и воспоминания.- СПб., б.г.     (Очерк «Уездный городок Кинешма»-с. 42-84). "Путь по Волге", "Уездный город Кинешма", "Забавы и удовольствия в городке" (1851-1852)

36.Розанов В.В. «Русский Нил».   // Волжский бульвар.- 1998.-№17 (30апр.- 6 мая).-с.6. (О путешествии по Волге, о Кинешме).

37.Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 2.-М.:Наука, 2000.-776с.     (Кинешма и Кинешемский район- с.304-491).

38.Фурманов Д. А. Собрание сочинений: В 4-х томах. Т. 4: Дневники. Литературные записи. Письма.- М.: «Художественная литература», 1961. (с. 20)

39.Честь свою не уронили/ Автор проекта И.Антонов; Лит. ред. В.Волотко.- Иваново: «Новая Ивановская газета», 2005.-184с.:ил.     (О ветеранах Великой Отечественной войны Кинешемского района).

40.Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12-и томах. Т. 11. Письма.- М., 1956.- с. 432.      (Из письма сестре, Чеховой М. П., 23 апреля 1890).

41.Шилов М.П., Кочин М.Ю. Памятники природы города Кинешмы.   //   Краеведческие записки. Вып. VI и VII.-Иваново,2001.-с.172-179.

42.Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие./ Под общ. ред. В.И.Тихонова и Б.Д. Бабаева.- Иваново :Изд-во «Иваново-Вознесенск», 2002.-4464с. (Раздел «Экономика города Кинешмы» -с.381-388).

 

III. Художественная литература.

а) классики русской литературы

1.    Куприн А.И. Звезда Соломона: Повесть.   // Собр. Соч. в 9-ти т.: Т.7. – М., 1964.- с. 43-140.          ( о Кинешме – с. 44, с.121-122).

2.    Мельников П. И. (А. Печерский). В лесах: Роман. В 2-х кн. Кн. 2.- М.: «Художественная литература», 1989.- 575 с. (с. 151).

3.    Островский А.Н. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (Первая редакция).  //Полн. Собр.соч. : В 12-ти т. Т.6.- с. 7-111.   (о Кинешме – с.70).

4.    Потехин А.А. Уездный городок Кинешма. Из неоконченного романа. Забавы и удовольствия в городке.- Иваново: «Новая Ивановская газете», 2005.-112с., 12л. ил.

5.    Толстой А. Н. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Т. 5. Хождение по мукам. Трилогия.- М.: «Художественная литература», 1983. (с. 78).

6.    Чехов А. П. Попрыгунья: Рассказ.// Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 8.- М., 1977.- с. 16.

б) современные писатели

 1.    Боткова Е. Я люблю тебя, город мой ласковый: (Опыт антологии кинешемских поэтов).- Кинешма, 2001.-  56 с.

2.    Дудин М. А. Вот Кинешма, здесь родина моя: Стих.

   // Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1.- Л.:       

   «Художественная литература», 1976.- с. 234.

3.    Жуков В. С. От Кинешмы до Костромы: Стих.

   // Избранное.- М.: «Современник», 1983.-с. 301.

4.    Нагибин Ю.М. Любовь вождей: Повести. Рассказы.-М.: АО изд-во «АСТ-ПРЕСС», 1994.-528с.     ( о Кинешме- с.191.)

5.    Серебряков Г. Кинешма: Стих.   //    Между прошлым и будущим: Посмертная книга стихов.- Иваново: изд. «Иваново», 1998.-с.36.

6.    Щербакова Г.Н. Подробности мелких чувств: Сборник: Роман, повести, рассказы. -М.: Вагриус, 2001.

7.    Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. Собрание сочинений. В 9-ти т. Т.1.-М., 1962.-с.7-232.       (о Кинешме- с.174-176). (Сатирическое произведение).

в) кинешемские писатели и поэты

 

1.    Альтовская Н. Городок мой бело-синий. В старом городе: Стихи.   //    Под синим колоколом дня: [Сборник стихов].- Л., 1979.-с.72,77.                   (Стихи о Кинешме).

2.    Альтовская Н. Иволга-таволга: Стих.   //   Поэзия Ивановского края. 1890-1990-е годы: Антология.-Иваново, 1999.-с.216.                            (Стих. О Кинешме).

3.    Боткова Е. Я люблю тебя, город мой ласковый: (Опыт антологии Кинешемских поэтов).- Кинешма, 2001.- 56 с.

4.    Волков В. Город мой. Кинешма: Стих.  //  Терем для любви: Песни и стихотворения.- Кинешма, 2003.-с.37-38.

5.    Говорков В. Н. Кинешма: Стих.  //   Осенины: Сб. стихов.- Иваново: Изд-во «Ивановская газета», 1998.- с. 6

6.    Говорков Н. А. На рыбалке: Стих. //  Страда: Книга стихов.- Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1969.- с. 32

7.    Говорков В., Рыбаков А. Певец Замоскворечья и Поволжья: Поэма.- Кострома, 2004.- 20 с.: ил.

К 180-летию со дня рождения А. Н. Островского.

8.    Калашова Е. Посвящение Кинешме: Стих.  //   Приволжская правда.- 1999.- 5 июня.- с. 1.

9.    Карпова А. С. Город родной: Стих.  //   «На милой отчей стороне»: Сб.- Кинешма, 1995,- с. 7.

10.   Кинешемский полк. Муз.В.Кудряшова, сл. В.Говоркова.// Светлый миг Победы: Поэтический сборник.- Кинешма, 2005.-с.44.

11.   Кинешме песнь величальная: Сборник стихов о Кинешме.500-летию города посвящается /Кинешемская городская центральная библиотека; Сост. Р.П.Кобылкина; Худож. Л.А.Трунтаева.- Кинешма, 2004.-94с.:ил.

12.   Комиссарова Г. Твоему городу: Стих.// Приволжская правда.- 1990.- 25 января.

13.   Кустов А. Плата за месть: (Исторический роман).- Кинешма, 1998.- 305 с. (с. 152).

14.   Лаптев Е. Сон и жизнь: Стих.//Сборник стихов кинешемских  поэтов.- Кинешма, 1991.-с.22.

15.   Непрокина К. Мой город.- Приказчикова Е. Городок на Волге- Кинешма моя!- Першонков С. Город мой.-   Кораблев А. Наша Кинешма.- Волкова Е. Я расскажу вам о Волге: Рассказ.// Поэтические узоры.- Иваново, 2004.-      с.36-38.

16.   Никишин В. З. Апельсин на ладони: Рассказы, повести, мемуары.- Кинешма, 1996.- 323 с. (с. 74-131).

17.   Никишин В.З. Тополя на ветру: Повесть. - Иваново: Изд-во «Ивановская газета», 1998.-158с. (с.70).

18.   Павликов Г. Эти строки про Кинешму: Стих.                   //    Приволжская правда.-1988.-6 декабря.

19.   Потехина Е. Городок мой: Стих.   //    Касаткина А., Потехина Е. Сквозь тучи –солнце.- Иваново, 1998.-с.101.

20.  Пучкова Н. Огород: Стих.  //   Расплата: Поэма и стихи.- Тула, 1999.-с.38.

21.   Рунцов А. Родная Кинешма: Стих.   //   Отец и сын. Сборник стихов.- Кинешма, 2000.-с.86.

22.   Симаков И. Иван Ревякин: (Поэма).-Кинешма, 1995. (с.231)

23.   Смирнов Е. Волжский бульвар в Кинешме: Стих.           //   Ливень.- Кинешма, 1991.-с.75.

24.   Смирнов Е. Кинешма: Стих.  //   Кинешма: Прошлое и настоящее города на Волге.- Иваново, 2000.-с.4.

25.   Смирнов Е. Кинешма: Стих.  //   Свет в окне.- Иваново, 2002.-с.66.

26.   Таламанова Е.В. Выйду на крылечко…: Стих.               //   Волжский бульвар.-1999.-№9 (март). - с.7.

27.   Тарханова М. Край родной: Стих.   //     Приволжская правда.-1999.-3 апреля.- с.3.

28.   Шошин М.Д. Фабрика за овином: Повесть.   //Фабрика за овином: [ Сборник].- М., 1977.-с.5-174. (о Кинешме – с. 74-76, 81, 85, 116, 117, 118, 122-123, 127-129, 131, 144, 146, 148, 161, 164).

29.    Я спою тебе о городе: Сборник песен.- Кинешма, 1998.- 54с.

 

 


Метки:  


Процитировано 2 раз

Фото Кинешмы

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 15:09 + в цитатник
photofile.ru/users/visioner/135192845/

Фотоальбом (мое!!!)

 (525x700, 95Kb)

Метки:  

Храмы Кинешмы. Продолжаем

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 15:01 + в цитатник

 

АНСАМБЛЬ ВОЗНЕСЕНСКИХ ЦЕРКВЕЙ
Кинешма, Советская улица, 45.

Ансамбль как памятник культовой архитектуры был выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он стоит на гос.охране республиканского (федерального) значения. После закрытия в 1929г. архитектура комплекса претерпела значительные изменения: была разобрана каменная ограда, снесена отдельно стоящая колокольня, на храмах и на трапезной зимней церкви полностью демонтированы главы и барабаны.
В начале 1930-х гг. Вознесенскую летнюю церковь приспособили под краеведческий музей, который здесь располагается и поныне. Для этого здание подверглось частичной перепланировке. С западного фасада сделана кирпичная пристройка с внутренней лестницей на второй этаж, а в храмовой части установлены железобетонные перекрытия и оборудован второй этаж.
Зимняя церковь первоначально была приспособлена под складские помещения, где сначала располагались склады конторы Заготзерно, позднее - продовольственный склад военного госпиталя, а с начала 1950-х гг. помещение было переоборудовано под учебные мастерские Кинешемского химико-технологического техникума. Во время всех этих перестроек интерьеры в обоих храмах были сильно нарушены, утварь изъята, а настенные росписи частью сбиты, частью закрашены.
Первые реставрационные работы на комплексе, носившие, правда, больше ремонтный характер, проводились в 1948г. Позднее ремонты осуществлялись регулярно. Наконец, большие работы были проведены в 1988-1989 гг. Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской на средства областного управления культуры, в ходе которых на Вознесенской летней церкви были восстановлено пятиглавие, что фактически вернуло памятнику первоначальный архитектурный облик, а в 1990г. разработан проект восстановления завершений зимнего храма и ограды всего комплекса.
Сохранность зданий ансамбля на сегодняшний день хорошая.
(По материалам Дьякова А.Б. и Шлычкова Л.А.,1973г.)
 
Ансамбль расположен в квартале между ул. Крупской и Советской., в центре бывшей Заградской слободы. Теплая церковь Иоанна Златоуста с приделом была построена на месте существовавшего здесь ранее Вознесенского девичьего монастыря (закрыт в середине XVIII века.) по заказу И.Н.Таланова в 1760 году. В 1779 году к северу от нее была сооружена холодная церковь Вознесения (южным фасадом выходит на Советскую ул.). Одновременно возвели отдельно стоящую столпообразную колокольню в формах барокко.
      До разрушения колокольни комплекс, в облике которого преобладают мотивы древнерусского зодчества, играл главную роль в организации застройки нагорной части Кинешмы, он и сегодня выделяется среди невысоких зданий бывшей слободы своими крупными объемами
(Беляев, 1863, с. 110-111, № 2; ИАК.., 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 446-448)
 
Активным прихожанином храмов в конце 19-начале 20в.в. был купец Павел Афанасьевич Поспелов, жертвовавший на нужды храма. Причту принадлежало 1311 кв. саженей земли (вместе с погостом). Основные прихожане – торговцы (по публикациям в местной газете «Приволжская правда»).
 
История обоих храмов ансамбля неразрывно связана с именем Епископа Кинешемского Василия (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) - единственного святого на кинешемской земле, проповедника, решительного противника закрытия монастырей, осквернения святых мощей, репрессированного за антисоветскую агитацию в 30-е годы (http://www.pravoslavie.ru)
 
Колокольня, видимо, была разобрана в период 1917-1935г.г. - на ее месте в 1935г. был построен Химико-технологический техникум (собств. информация).
 
ВОЗНЕСЕНСКАЯ (летняя) церковь
 построена на средства прихожан в 1779г. Она представляет собой четырехстолпный, двухсветный, пятиглавый храм с примыкающей к нему с востока трехчастной апсидой и притвора с запада.
Основной объем перекрыт системой купольных и цилиндрических сводов с распалубками. Своды опираются через подпружные арки на четыре пилона. Мощные стены постройки прорезаны полуциркульными оконными проемами. В апсиде они прямоугольные, но заглублены в полуциркульные ниши. Над ними располагаются еще круглые окна.
Фасады постройки скупо украшены по углам лопатками, фризом из кокошников и уголковым карнизом. Сохранились также фигурные обрамления перспективных порталов на южном северном фасадах, двери которых ныне превращены в окна.
Здание построено из кирпича размерами 7-8х13-15х28-30 см, снаружи и изнутри плоскости стен оштукатурены и побелены.
(По материалам Дьякова А.Б. и Шлычкова Л.А.,1973г.)
 
Монументальное сооружение с редкой для последней четверти 18 в. приверженностью к древнерусским формам в их лаконичной трактовке.
(Беляев, 1863, с. 110-111, № 2; ИАК.., 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 446-448)
 
Церковь Иоанна Златоуста (зимняя)
построена также на средства прихожан в 1760г. Она представляет собой небольшое строение, объемная композиция которого слагается из прямоугольных в плане храма, трапезной и полуциркульной апсиды.
Своеобразна внутренняя планировка: восточная часть трапезной расчленена на три отсека, имеющих самостоятельные перекрытия - система цилиндрических сводов и неполный сомкнутый. Храмовая часть перекрыта сомкнутым сводом, апсида - конхой.
Внешнее оформление постройки выполнено в стиле барокко. Над окнами - дугообразные сандрики. Выше их на храме имеются ложные окна второго света восьмигранной формы. Плоскости стен храмовой части венчают два богатых карниза из городков, поребрика, полочек, между которыми помещены килевидные кокошники. Углы здания отмечены лопатками.
Церковь построена их кирпича размерами 7-8х14-15х28-30 см, изнутри оштукатурена, снаружи - побелена. Кровля металлическая по деревянным стропилам и обрешетке.
(По материалам Дьякова А.Б. и Шлычкова Л.А.,1973г.)
 
Церковь Иоанна Златоуста - оригинальный памятник, сочетающий формы допетровской архитектуры и стиля барокко 18 в.
Двусветный четверик с высоким аттиковым ярусом вытянут по оси север-юг. С запада к нему примыкает равная по ширине, но вдвое меньшей высоты квадратная трапезная, а с востока - той же высоты и чуть меньшей ширины полукруглый алтарь. Углы четверика закреплены лопатками. Проемы его нижнего яруса, а также трапезной обрамлены широкими плоскими рамочными наличниками, дополненными своеобразными венчаниями. Их дугообразные сандрики из трех рядов кирпича внапуск высоко подняты на основаниях-кронштейнах криволинейных очертаний (в трапезной сандрики врезаются в венчающий карниз). Восьмиугольные окна второго света четверика унаследованы от московского зодчества кон. 17 в. Аттиковый ярус поддержан внизу поясом городков и завершен карнизом в виде трехрядной пилы.
Расположенный между ними ряд килевидных кокошников, чередующихся с одиночными городками, указывает на своеобразную трактовку традиционной формы.
Внутри четверик перекрыт коробовым сводом с лотками в торцах, алтарь - конхой. Восточная часть трапезной разделена на три равных помещения (среднее - проход из храма в трапезную, боковые - приделы). Полулотковый свод в основной части трапезной и коробовые своды в трех ее восточных частях усложнены распалубками.
(Беляев, 1863, с. 110-111, № 2; ИАК.., 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 446-448)

Метки:  

Храмы Кинешмы. АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Понедельник, 23 Марта 2009 г. 14:48 + в цитатник

АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО И ТРОИЦКОГО СОБОРОВ

Кинешма, Советская улица, 2.
Ансамбль состоит из двух соборов - Успенского и Троицкого, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объемов церквей, расположенных на одной оси (запад-восток) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Им всем аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объемами церквей, дворовыми постройками и оградой; и внешнюю - ограниченную с трех сторон собственно объемом Троицкой церкви: восточной, кварталами городской застройки с южной и западной сторон. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма. Архитектура сооружения обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности.
Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой.
 
Ансамбль как памятник культовой архитектуры выявлен и поставлен на гос.учет в 1945г., а с 1960г. он на гос.охране республиканского (федерального) значения.
Соборы были закрыты в 1938 г. и превращены в гаражи, но в 1945г. вновь открыты. Правда, Троицкий собор был вторично закрыт в 1964г., до 1991г. размещалась картинная галерея. Ныне весь ансамбль принадлежит Русской Православной Церкви.
Состояние его хорошее, ремонт проводится регулярно. Реставрация же проводилась только один раз - в 1988г. на Троицком соборе были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана. А через год, в 1989г. на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича.
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)
 

 
Успенский (кафедральный) собор.

Зимний, кирпичный. Построен в 1745г. на средства прихожан. В 1855г. в нем произведен капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись.
В 1885г., по-видимому, была перестроена центральная часть церкви, к которой впоследствии, в начале ХХ в., были пристроены два боковых придела. К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры начала XX в.
Собор представляет собой пятинефный, пятикупольный, шестистолпный храм. (Первоначально - трехнефный, шестистолпный). В объемно-пространственном отношении это куб, к которому по бокам примыкают поздние нефы. Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане абсидой. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объем баптистерия. Основной объем храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов, имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны, прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проемами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

 
Декоративное убранство фасадов главного объема традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз, простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами. Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчлененная. Оконные проемы завершены полуциркульными арками.
Декор фасадов поздних пристроек характерен своей эклектичной пышностью. Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Два яруса оконных проемов забраны узорчатыми металлическими решетками и украшены наличниками. Внешняя поверхность стен абсид обработана рустом и украшена круглыми ложными проемами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские и евангелические сюжеты.
Роспись собора возобновлена, как сообщает храмозданная надпись, в 1855 году. Роспись, в которой сочетаются классицистические и псевдобарочные черты, характерна для середины 19 века. На своде ангельские головки и Святой дух в виде голубя, а на арках – мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Среди них на боковых стенах выделяются композиции «Ангелы у престола». Более необычен иконографический состав росписи, расположенной в три яруса на столбах, куда помимо традиционных изображений святых включены композиции на темы евангельских блаженств, притч, сцен из Апокалипсиса. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины 19 века.
Сохранились металлическая утварь, люстры и прочее. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.
В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира.
В 1834 г., 9 октября (ст.ст.) собор посетил, во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи (в храме установлены соответствующие памятные доски).
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973 г.)
 
Зимой 1992г. кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью.
В 2008г. купола Успенского собора были позолочены. 
(собственная информация)
 
 
ТРОИЦКИЙ СОБОР

Летний, кирпичный. Построен на средства прихожан в 1838 г. по проекту И.Е.Ефимова, воспитанника Петербургской Императорской Академии. Первоначально собор представлял собой однокупольный храм. В начале ХХ в. были возведены еще четыре главы на широких массивных барабанах. Ныне он представляет собой пятикупольный сводчатый храм, симметричный в плане и перекрытый шлемовидными куполами. С южной, западной и северной сторон объем храма декорирован четырехколонными портиками дорического ордера (сохранилась роспись на портиках). С восточной стороны к нему примыкает полуциркульная в плане абсида.
Храм перекрыт системой циллиндрических сводов и сферических куполов, опирающихся на периметр несущих стен и четыре массивных каменных столба, на которых покоится барабан главного купола. Все оконные проемы завершены полуциркульными арками. Плоскости наружных стен заканчиваются гладким фризом и карнизом с сухариками, характерными для зданий, построенных в стиле русского классицизма.
Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены. В интерьере имеется масляная роспись: своды, часть стен, барабаны куполов и сами купола расписаны на библейские и евангелические сюжеты.
В куполе изображен Саваоф, в простенках барабана – апостолы и избранные святые, в нижней части барабана – четыре композиции на библейские и евангельские сюжеты, в парусах – евангелисты. На склонах сводов и в рукавах креста – написаны евангельские события.
Полы кафельные, орнаментированные. Здание построено из кирпича - 7х13х26-27 см. Подиумы портиков и ступени, ведущие на них, - из белого камня. Дверные проемы также завершены арками и украшены кованными узорчатыми решетками. Фундаменты кирпичные.
В соборе три престола: центральный - в честь Пресвятой Троицы, боковые - в честь Покрова Богородицы и святого Алексия, митрополита Московского.
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)
 
 
 
КОЛОКОЛЬНЯ
кирпичная, выстроена также на средства прихожан в 1798 г. Она пятиярусная, увенчана четырехгранным высоким шпилем с крестом. В основании ее - квадрат.
В архитектурном облике сооружения отчетливо прослеживаются черты русского классицизма: пилястры и колонны дорического ордера, треугольные фронтоны по фасадам второго яруса, пропорции арочных проемов и т.п. Однако, сложное пластическое решение фасадов, очертания куполов и основания шпиля несут в себе яркие черты архитектуры барокко.
Конструктивная схема сооружения основывается на использовании в качестве несущих конструкций периметральных стен, толщина которых уменьшается по мере повышения высоты сооружения.
Колокольня оштукатурена и покрашена. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.
Покрытия куполов и скатов выполнены из листового железа и покрашены масляной краской.
(По материалам Ополовниковой Е.А.,1971 и Дьякова А.Б.,1973г.)
 
До года на колокольне был установлен католический крест (причина и время его появления неизвестна).
В 1991г. возникла угроза падения креста и 10-метрового шпиля. К этому привели, начиная с 50-х годов, покраска здания не традиционной известкой, а цинковыми белилами. Были предприняты укрепление 4-го яруса металлическими конструкциями (монтажники-высотники Ярославского ПТО «Мостоотряд №6»), замена старой кровли, обжиг ранних наслоений белил.
Летом 1992г. работы были завершены, был смонтирован новый (православный) металлический крест, изготовленный на заводе «Автоагрегат».
(публикации газеты «Приволжская правда»)

 


Метки:  

Поиск сообщений в Visioner_I
Страницы: [1] Календарь