Так, если назовем Божество животворящим, то, означив сим названием, чт?
творит, словом сим не доставляем познания о самом Творящем. И по тому же
закону из заключающагося в боголепных именах значения находим и все прочее,
что или возбраняет познавать о божественном естестве то, чего не должно,
или научает тому, чт? должно знать, но не заключает в себе истолкования
самаго естества. Итак, поелику, примечая разнообразныя деятельности
превысшей Силы, от каждой из известных нам деятельностей применяем Ей
приличныя названия; то одну и именно ту деятельность, которая есть
назирающая и наблюдающая, и, как скажет иный, зрительная (???????), и
которою Бог над всем наблюдает и имеет надзор, усматривая помышления и
проникая созерцательною силою даже в невидимое, положили мы от зрения
(?? ??? ????) наименовать Божеством (??? ???????), и Зрителя нашего, и по
обычаю и поучению Писаний, называть Богом. Если же кто соглашается, что
одно и тоже значит быть зрителем и видеть, и назирающему над всем Богу быть
и именоваться надзирателем вселенной; то пусть разсудит о сей деятельности,
одному ли из Лиц исповедуемых во Святой Троице принадлежит, или на все три
Лица простирается эта сила. Ибо если истинно сие истолкование слова:
Божество, и видимое зримо и зрящее называется Богом, - то нет уже
основания, которое либо из Лиц Троицы лишать такаго наименования, по
значению заключающемуся в слове. Ибо Писание свидетельствует, что видеть
равно принадлежит и Отцу и Сыну и Святому Духу. <<Защитниче наш виждь Боже>>
(Пс.83:10), говорит Давид; а из сего дознаем, что понятие о Боге, поелику
умопредставляется Он нами, заимствовано от особенной зрительной
деятельности, по сказанному: <<виждь Боже>>. Да и Иисус видит помышления
осуждающих, и потому самовластно прощает грехи людям: ибо сказано: <<видев
Иисус помышления их>> (Мф.9:4). И о Духе говорит Петр Анании: <<почто исполни
сатана сердце твое солгати Духу Святому>> (Деян.5:3), показывая, что
нелживым свидетелем и наблюдателем того, на что в тайне отважился Анания,
был Дух Святый, от Котораго и Петру было откровение утаеннаго; ибо Анания
соделался татем самого себя, утаеваясь, как думал, от всех и сокрывая грех;
Дух же Святый вместе был и в Петре, и прозревал в мысль Анании, влекущую
его к корысти, и от Себя дает Петру силу видеть сокрытое; а сего, очевидно,
не соделал бы, если бы не был зрителем тайнаго. Но скажет кто нибудь, что
приводимое в слове доказательство нейдет к вопросу. Ибо если допустить, что
название: Божество есть общее естеству, то сим еще недоказано, что не
должно говорить: Боги, а напротив того сие-то скорее и понуждает говорить:
Боги; ибо находим, что, по людскому обычаю, упоминаются, не в единственном
числе, многими, не только имеющие одно и тоже общее естество, но и
принадлежащие к одному и тому же сословию по занятиям; почему говорим о
многих риторах, геометрах, земледельцах, сапожниках, также и о занимающихся
всем иным. И если бы слово: Божество было именованием естества, то больше
было бы уместным, на указанном выше основании три ипостаси включить в
единое и называть единым Богом, по несекомости и неразделимости естества.
Поелику же сказанным доказывалось, что имя: Божество означает не естество,
а деятельность; то смысл речи обращается как то в противное доказываемому,
а именно, что тем паче должно называть трех Богов, умопредставляемых в
одной и той же деятельности; как говорится: три философа, или ритора, или,
ежели есть другое какое имя, взятое от занятия, и многие участвуют в одном
и том же. Все это обработал я с большею тщательностию, раскрывая возражения
противников, чтобы большую твердость приобрел у нас догмат, одержав верх
над труднейшими противоположениями. Поэтому должно начать нам речь снова.
Так как у нас по самому ходу речи достаточно доказано, что слово: Божество
есть именование не естества, а деятельности; то может быть, на то, что у
людей состоящие между собою в общении по одним и тем же занятиям числятся и
именуются множественно, а божественное, как единый Бог и единое Божество,
именуется единично, хотя три ипостаси не различаются по значению,
оказывающемуся в слове: Божество, иный основательно представит следующую
причину: люди, хотя и многие имеют один род деятельности, но каждый, сам по
себе оставленный действовать, приводит в действие предлежащее ему без
всякаго общения в своей деятельности с занимающимися чем либо подобным. Ибо
если риторов и много, то, хотя занятие, как единое, одно и тоже имеет имя
во многих, однако же посвятившие себя этому занятию действуют каждый сам по
себе, особо риторствует один, и особо другой.
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact