БЕСЕДА НА СВЯТОЕ
БОГОЯВЛЕНИЕ
Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня
гостеприимство моему слову и, отверзши слух ваш как врата, вместите в них
мою речь, и приимите от меня спасительную проповедь о погружении Христа,
которое было в реке Иордане, чтобы вам более возжелать столько к нам
снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явления Спасителя,
однако благодать Его навсегда пребывает. Итак, насладимся его ненасытными
душами, ибо прекрасна ненасытимость в спасительных вещах, прекрасна.
Приидите же все из Галилеи на Иордан и устремимся вместе со Христом. Блажен
спутешествующий пути жизни. Приидите, мысленными стопами достигнем Иордана
и увидим Крестителя Иоанна, крестящаго Того, Кто не требует крещения, да
дарует нам благодать крещения. Приидите, узрим образ нашего возрождения,
сеннописанный в тех водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан
креститься от него (Мф.3:3). О, сколь великое смиренномудрие Владыки! Какое
снисхождение! Царь небес притек к Предтече своему, не двигая небесных
воинств и не предпосылая предтечами безплотных сил; но просто приходя в
образе воина, приходит к своему воину; приходит к нему, как один из многих.
Искупитель сочисляет себя с пленниками, и судия поставляет себя вместе с
виновными; присовокупляет себя к погибшим овцам пастырь добрый, который
ради заблудшей овцы снисшел с небес и небес не оставил, и с плевелами
смешано небесное семя, безсеменно произрасшее. Посему Иоанн Креститель,
увидевши Его и узнавши [в Немъ] Того, Которого от чрева матери познал и
поклонился, и ясно уразумев, что это - Тот, ради Которого он в утробе
матери превыше возраста взыграл, нарушая пределы естества, он скрыл свою
десницу под одеждою, и подклонив голову, как любящий владыку раб, такими
словами провещал к Нему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь
ко мне (Мф.3:14)? Что Ты делаешь, Владыко? Зачем изменяешь порядок вещей?
Зачем с рабами требуешь от твоего раба того, что свойственно рабам? Зачем
хочешь получить то, в чем не нуждаешься? Зачем отягчаешь Твоего раба столь
многим снисхождением? Мне надобно креститься от Тебя. Ты же не имеешь нужды
креститься от меня; худшее лучшим благословляется, а не лучшее худшим
благословляется и освящается. Светильник возжигается от солнца, а не солнце
от светильника освещается. Глина скудельником приготовляется, но не
скудельник глиной образовывается. Создание создателем возобновляется, а не
создатель созданием исправляется. Немощный врачем врачуется, а не врач от
немощнаго принимает попечение. Нуждающийся у богатаго заимствуется, а не
богатый от беднаго вспомоществуется. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты
ли приходишь ко мне. Разве я не знаю, кто Ты и от кого возсиял и откуда
пришел? Разве я, поелику Ты соделался сообразным мне, отрину величие Твоего
Божества? Разве я, поелику Ты настолько снисшел ко мне, насколько сделался
близким по телу, и всего меня носишь в Себе, чтобы спасти всего человека,
могу не заметить ради видимаго в Твоем теле умопостигаемаго в [Твоемъ]
Божестве? Разве, поелику ради моего спасения Ты облекся в мой начаток, я не
познаю Тебя, одевающагося светом, как одеждою? Разве, поелику Ты носишь
сродную мне плоть и являешься людям, чтобы они возмогли видеть Тебя,
сокроется от меня сияние блистающаго Твоего Божества? Разве, поелику вижу в
Тебе свой образ, отвергну божественное, невидимое и непостижимое существо
Твое? Знаю Тебя, Владыко! Знаю Тебя ясно! Знаю Тебя, наученный Тобою; ибо
никто не может познать Тебя, если не вкусит Твоего просвещения. Знаю Тебя,
Владыко, ясно, ибо видел Тебя духовно, прежде чем увидел сей свет. Когда
Ты, будучи всецело в безплотных недрах небеснаго Отца, был всецел и в
утробе Твоей рабы и матери, а я во утробе Елисаветы, как в темнице
естеством был содержим и связан неразрешимыми узами младенчества, то
взыгрався, я торжествовал, предпразднуя рождество Твое. Посему, если прежде
рождества Твоего я проповедывал пришествие Твое, разве не познаю явления
Твоего после рождества Твоего? Будучи в утробе учителем о Твоем пришествии,
неужели ныне, при совершенном познании, буду младенчествовать? Не могу не
почитать Тебя, покланяемаго всей тварью; не могу не проповедывать Того, на
Кого небо указало звездою и земля чрез волхвов приветствовала, ангельские
лики, радуясь по причине снисхождения Твоего к нам, воспели, и пастыри,
ночевавшие на поле, воспрославили архипастыря словесных овец. Не могу
молчать в Твоем присутствии, ибо я - глас, глас - говорит - вопиющаго в
пустыне: уготовайте путь Господень. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне? Я, родившись, разрешил неплодство родившей меня матери и,
будучи еще младенцем, сделался врачом безмолвия моего отца, получив от Тебя
с детства благодать чуда. Ты же, родившись от Девы Марии, как восхотел и
как един ведаешь, не разрушил девства ея, но и сохранил его и ей даровал
наименование матери. Ни девство не воспрепятствовало рождеству Твоему, ни
рождество не нарушило девства; но две противоположнейшия вещи, рождение и
девство, стеклись в единый союз, потому что это возможно для Тебя,
Создателя естества. Я только человек, причастный божественной благодати, Ты
же Бог и человек, поелику по естеству человеколюбив. Мне надобно креститься
от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? - Ты, сущий в начале и к Богу и Бог, Ты
- сияние Отчей славы, Ты - совершенный образ совершеннаго Отца, Ты - свет
истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир, Ты - сущий в мире
и пришел туда, где был, Ты плотью соделался, но не обратился в плоть, Ты
обитал среди нас и рабам Своим явился в образе раба, Ты небо и землю Своим
святым именем соединил как бы мостом, - Ты приходишь ко мне? Ты - столь
великий к таковому? Царь к предтече? Владыка к рабу? Но если Ты не
устыдился родиться в смиренных пределах человечества, однако, я не могу
прейти меры естества. Знаю, каково разстояние между землею и Зиждителем;
знаю, каково различие между глиной и создателем; знаю, насколько Ты, Солнце
правды, выше меня, светильника Твоей благодати. Если и чистое облако тела
объемлет Тебя, но я познаю Твое владычество. Исповедую свое рабство,
проповедую Твое великолепие, познаю Твое совершенное владычество, познаю
свое недостоинство. Я недостоин разрешить ремень сапога Твоего, и как я
дерзну прикоснуться к чистой Твоей главе? Как я простру десницу мою на
Тебя, простершаго небо как кожу и утвердившаго землю на водах? Как возложу
мои рабские персты на божественную Твою главу? Как омыю непорочнаго и
безгрешнаго? Как просвещу свет? Какую молитву произнесу над Тобою,
принимающим и молитвы не ведущих Тебя?
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D1%83%...rstr=&zone=all&wordforms=exact