2.2.Особенности организации человека в системе европейского образования (Болонский процесс, кредитно-модульная система).
Сегодня 45 европейских стран, включительно с Украиной являются участниками Болонского процесса. Это процесс европейских реформ, который направлен на создание общего Пространства европейского высшего образования до 2010 года. Согласно целям Болонского процесса образовательные системы стран – участниц должны быть изменены, чтобы содействовать:
возможности учебы и трудоустройства в странах Пространства европейского образования;
увеличение возможностей приобретения европейского образования;
расширение Европы и обеспечение её дальнейшего стабильного развития.
Болонский процесс направлен на усиление взаимосвязей между различными образовательными системами стран.
19 мая 2005 года в г. Берген на Конференции министров стран Европы Украины присоединились к Болонскому процессу, с обязательством внести соответствующие изменения в национальную систему образования и присоединиться к работе над созданием единого европейского пространства высшего образования к 2010 году.
Обучение согласно Болонскому процессу предполагает 50% самостоятельной работы студента. Обучение и оценивание студента происходит по кредитно-модульной системе. Кредиты – условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, самостоятельная работа, сдача экзаменов и другие виды работ. Кредитная система дает возможность учесть все достижения студента – не только учебную нагрузку, но и участие в научных исследованиях, конференциях, олимпиадах, участие в общественных организациях, мероприятиях. Основой технологии кредитно-модульной системы является структура из модулей, частей учебного процесса.
Кредитно-модульная система включает в себя процесс накопления баллов. Весь модуль представляется в виде совокупности действий и событий, участие в которых позволяет ученику накопить необходимое количество баллов для получения высокой оценки накопить необходимое количество баллов для получения высокой оценки за модуль. Модуль – это структурная единица, которая помогает ученику вместе с учителем поэтапно двигаться к достижению цели. Модуль включает в себя блок занятий посвященных одной теме.
Предмет в семестре делится на модули (отдельные объемные темы), которые оцениваются в определенное количество баллов. Один семестр включает 3-4 модуля.
Например, за семестр по предмету студент должен набрать 100 баллов для получения наивысшей оценки. В сумму входит – посещение лекций, выполнение практических и лабораторных работ, курсовая работа, экзамен, а также дополнительная работа для получения дополнительных баллов.
Таблица соответствия оценки и набранных баллов:
Оценка Баллы Характеристика
A 90-100 Отлично
BC 75-89 Хорошо
DE 60-74 Удовлетворительно
FX 35-59 Неудовлетворительно с возможностью пересдачи
F 1-34 Неудовлетворительно с обязательным повторным курсом
В Школе компьютерного мастерства для выпускников (будущих студентов высших учебных заведений) вводится принцип Болонского процесса для ознакомления учеников с новым принципом образования и новых взаимодействий в обществе.
Например, во 2-м классе проводится экзамен по предмету «Моделирование взаимодействий. Excel». Учеников знакомят с Болонским процессом сначала в теоретическом виде. Цель учеников – с помощью таблицы-шаблона перевести все заработанные оценки за семестр в баллы и получить итоговую оценку как сумму баллов. Оценке 12 отвечает 100 баллов. При этом ученики проводят анализ своего учебного процесса за семестр и составляют план действий на будущее для получения наивысшей оценки в кредитно-модульной системе с учетом своих индивидуальных особенностей при обучении. Например, ученик на протяжении семестра не всегда выполнял домашнее задание, следовательно, ему не хватает желаемого количества баллов. В своем состоянии плана такой ученик должен написать варианты выполнения работы для получения недостающих баллов.
Особенности Болонского процесса распространяются на работу над дипломным проектом в 4-м классе. Основные преследуемые цели при этом:
организация правильного поиска учеником информации из различных источников (книги; Интернет – портал ШКМ, чат, форум; электронные носители информации; индивидуальные консультации).
работа над дипломным проектом в режиме реального времени, режима взаимодействия посредством чата, форума, живого журнала (блог). Этот процесс предполагает доступность к информации учителю, другими учениками, а также другим единомышленникам в сети Интернет по выбранной теме дипломной работы. Поэтому работа над теоретической частью дипломной работы у каждого ученика должна вестись в живом журнале.
проявление социальной активности (привлечение людей к процессу по выбранной теме, участие в общественных мероприятиях).