П.Д.Барановский

Среда, 13 Мая 2009 г. 12:01 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Хранитель... П.Д.Барановский



Время все ставит на свои места и воздает каждому по заслугам, жаль только, что заслуги многих  полностью оцениваются уже тогда, когда человека нет на земле. Но все же есть память и... памятники. 21 апреля 2009 года в Москве, в Доме Пашкова, состоялось очень важное для российской культуры событие - церемония вручения Всероссийской премии "Хранители наследия". Эта премия создавалась для того, чтобы  отметить заслуги людей, посвятивших свою жизнь спасению и сохранению  историко-культурного наследия России. Среди награжденных много известных и не известных имен, но одно стоит особняком, т.к. премия этому человеку присуждена... посмертно. Петр Дмитриевич Барановский - Великий архитектор России, реставратор, спасший в годы большевистского лихолетья великое множество шедевров русской архитектуры и в том числе приговоренный к уничтожению и полному забвению Храм Василия Блаженного в Москве.

Барановский Петр Дмитриевич

Его фамилии нет в старых энциклопедичиеских словарях, лишь несколько скупых строчек в современной энциклопедии "Москва" и имя его в основном известно профессионалам от архитектуры, да любителя-историкам. Скромный и неприметный в жизни человек, но удивительно энергичный и ничего и никого не боявшийся, если речь заходила о спасении какого-либо архитектурного шедевра. Я видела его всего один раз, уже стареньким, на Крутицком подворье, которое он восстанавливал и которое сохранено благодаря ему. Это подворье стало моим приходским храмом, здесь я приняла в сознательном возрасте Святое Крещение и первый мой рассказ в разделе "Прогулки о Москве" был именно о нем и заслуга в этом и Петра Дмитриевича Барановского.

Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине. Мальчик вместе с отцом строил избы, мельницы, изготавливал сани и постепенно стал реставрировать старые постройки. За свою первую работу он  получил премию в 400 рублей, на которые сразу же купил фотоаппарат и отправился в путь по России, фотографировать творения старых мастеров. В 1918 году в разгар гражданской войны  Барановский оказывается в Ярославле и спасает там знаменитые ярославские фрески, закрывая берентом пробоины от снарядов. Далее он работает как реставратор в Юрьеве-Подольском, в Чернигове и еще во многих русских городах, которые до сих пор благодарны ему за то, что спас то, чем так теперь привлекают туристов со всего мира.

Спасенная красота - Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

В те годы кругом все рушили и крушили -  сносили монастыри, храмы, часовни. Постепенно добрались и до храма Василия Блаженного... Вот как об этом вспоминает дочь архитектора Ольга Петровна Барановская:

"Он спас около 90 церквей. Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного – мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать. И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» - разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти».

Андрей Вознесенский, поэт, также оставил воспоминания о том, как был спасен храм Василия Блаженного (опубликовано это в «Литературной газете»). Он рассказывал со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы (а Вознесенский окончил архитектурный институт, видимо, там и услышал эту историю), как его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Входит Сталин, все члены Политбюро, вносят макет Москвы, Каганович берет храм Василия Блаженного и его убирает. Для проезда танков на парадах. Сталин берет и ставит макет храма обратно: «Паставь на мэсто». Секретарь Сталина Поскребышев перед этим получил телеграмму Барановского и доложил ее Сталину. Поэтому Сталин и сказал: «оставить».

А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58 статье как врага народа, шпиона. Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Только без креста. Круглый купол и четверик на восьмерике".

Арестовали... как врага народа... допросы, издевательства. "Неизменное повторение по ночам в течение длительного времени повергло меня в такую бездну отчаяния и до такой степени расстроило нормальное восприятие и психику, - рассказывал потом Барановский, - что единственным выходом казалось самоубийство, если бы к этому была какая-то возможность". 2 апреля 1934 года определили статью: 58-я, пункты 10 и 11.  Перед отъездом наконец-то дали  свидание с женой. Увидев ее, спросил: "Стоит?" Она утвердительно кивнула головой, зная, что муж спрашивает о храме Василия Блаженного.

Не спасенная, но воссозданная красота - Храм Казанской иконы Божией матери

Отбыв срок, Барановский возвращается почти  в Москву, жить ему разрешают лишь за пределами Москвы, на 101 км. Он поселяется в Александрове. Тем не менее он нелегально приезжает в столицу, чтобы произвести архитектурные обмеры Казанского собора на Красной площади, когда его решили снести. Спасти храм не удалось, разобрали и поменяли его на... общественный туалет.  В 1937 году по проекту Б.Иофана на месте разрушенной церкви был устроен павильон в честь Третьего интернационала и общественный туалет. В конце сороковых годов павильон снесли. А туалет просуществовал очень долго еще потом, коренные москвичи запомнили его по отвратительному запаху.  Но все же, спустя годя в 1993 г  благодаря обмерам Петра Дмитриевича Барановского, его ученик  – архитектор Олег Журин – смог исторически достоверно воссоздать жемчужину зодчества XVII века и теперь на Красной площади вновь стоит храм Казанской иконы Божией Матери. 

Во время войны Барановский обивает пороги ведомств - и гражданских, и военных, умоляя  о сохранности художественных ценностей Новодевичьего монастыря, музея "Коломенское" и других исторических объектов, на освобожденных территориях осматривает покалеченные церкви с тем, чтобы составить документы о нанесенном ущербе и воззвать к реставрации их.

На территории Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Барановский занимается Андрониковым монастырем. И вот удача - обнаружена каменная плита, по тексту на которой Петр Дмитриевич понял, что снята она с могилы Андрея Рублева. Время находки совпало с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, и в честь этого события вся территория Андроникова монастыря была объявлена историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева.  Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г - организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. А 1 февраля 1948 года в Институте истории искусств П.Д.Барановский  сделал доклад "Открытие даты смерти Андрея Рублева - 1 февраля 1430 года и места погребения его в Спасо-Андрониковом монастыре".

  

Мемориальная доска в честь Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском

Особый вклад внес архитектор в создание и развитие музея-заповедника “Коломенское”. Еще в 1924 году он добился создания в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. Во время дальних экспедиций Барановский перевез в Москву, в частности, сплавляя по рекам, уникальные сооружения, которые были обречены на гибель, и собрал в “Коломенском” знаменитый музей древнерусского деревянного зодчества.

П. Д. Барановский Болдино 1966 г  

Он ездил по России -  трудно пересчитать города, села, деревни, в которых побывал неутомимый реставратор и всюду рестарировал, обмерял, спасал.  Был ли он верующим человеком? Это знает только он сам, но думаю Бог определил ему место среди тех, кого называют праведниками Российскими. Он до последних дней боролся с чиновниками, утверждая, что реставрация собора, церкви, часовни - это лечение сознания. 

Мемориальная доска П.Д.Барановскому на Крутицком подворье
(материал о подворье в дневнике вот здесь: Крутицкое подворье (прогулки по Москве))
 

Его 85-летие  отметили в Москве на восстановленном им Крутицком подворье колокольным звоном. Умер Петр Дмитриевич Барановский в 1984-м, 92 лет от роду... На могиле его лежит валун, привезенный с Соловков. Дочь архитектора - Ольга Петровна, скульптор, выгравировала на камне вещую птицу Гамаюн, - точно такую же, как на гербе Смоленской губернии, откуда родом Петр Дмитриевич.  

 

Небольшой ролик 2007 года, посвященный П.Д.Барановскому (взят с сайта Седмица.ру)

И еще о Коломенском - мечтой Петра Дмитриевича Барановского было построить вновь самый знаменитый из русских дворцов – дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который был сооружен в 1667–1671 годах.  Он имел 270 помещений, около 3 тысяч окон и площадь порядка 10 тысяч квадратных метров. В рукописях Оружейной палаты строителями дворца названы плотницкий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов.  Дворец был разобран  за ветхостью по приказу Екатерины II в конце XVIII века. 

Семенов В. Коломенское, деревянный дворец царя Алексея Михайловича

Москва, Коломенское... строительство

То, что изображено на последних фотографиях - это новый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, так мечта Петра Дмитриевича Барановского потихоньку воплощается в жизнь. Дворец стоит не на своем историческом месте, а несколько дальше, в с.Дьяково, но все же... вот так Москва восстанавливает то, что стремился сохранить Великий архитектор.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку