-Цитатник

Для театралов - (1)

https://spektaklionlayn.narod.ru/

Женский Дивеевский монастырь - (0)

Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина "Золотого кольца" России...

Художники Искандер Улумбеков & Jorge Frasca - (0)

Художник Искандер Улумбеков,акварель  ...

Дворец курфюрста (Kurfurstliches Palais) - (0)

Дворец курфюрстов построен в изящном стиле рококо в 1756-1761 гг. Строительство дворца ...

Частный музей в Hillwood Estate - (0)

Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tantana

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2009
Записей: 2957
Комментариев: 21920
Написано: 170930


Загадка Никколо Паганини

Суббота, 28 Мая 2016 г. 21:27 + в цитатник

Сын портового грузчика Никколо Паганини не только сумел стать знаменитым на весь мир – его игра на скрипке была такой виртуозной, что это породило невероятные слухи: скрипач заключил договор с дьяволом, а вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученной им женщины. Паганини действительно играл так, что, казалось бы, это выходит за пределы человеческих возможностей, его успех у женщин был ошеломительным, а его персона была окружена ореолом таинственности. 

Путь к славе у Паганини не был беспрепятственным. С детства ему приходилось терпеть тиранию отца, который заставлял его заниматься музыкой целыми днями, не позволяя выходить на улицу. От недостатка кислорода, движения и чрезмерных нагрузок мальчик впал в каталептическую кому. Родители посчитали его умершим и едва не похоронили. После болезни он не оставил занятий, и скоро слава о талантливом скрипаче вышла далеко за пределы Генуи. 

В 8-летнем возрасте Паганини написал скрипичную сонату и несколько трудных вариаций. В юном возрасте он создал большую часть своих знаменитых каприччио, которые до сих пор остаются уникальным явлением музыкальной культуры. В игре на скрипке Паганини был настоящим виртуозом. Быстро освоив традиционную технику, он начал экспериментировать: имитировал пение птиц и человеческий смех, звучание флейты, трубы, рожка, мычание коровы, применял разнообразные звуковые эффекты. 

Эжен Делакруа. Портрет Никколо Паганини  

В 19 лет он пережил первую и единственную настоящую любовь к женщине, имени которой он никогда не называл. Их роман продлился недолго, но оставил отпечаток на всей его жизни. С тех пор он чувствовал постоянное одиночество, несмотря на множество любовных связей. 

Сестра Наполеона Элиза Бонапарт  

Однажды Паганини заключил пари о том, что сможет дирижировать оркестром с помощью скрипки, на которой будут всего две струны. Ему удалось не только выиграть пари, но и произвести впечатление на сестру Наполеона Элизу Бонапарт – впечатлительная корсиканка от восторга потеряла сознание. Так начался их роман. Игра на двух струнах не стала переделом возможностей Паганини: в день рожденья Наполеона он превзошел самого себя, сыграв на одной струне. К Элизе скрипач быстро утратил интерес и увлекся другой сестрой Бонапарта Полиной Боргезе. Их связь была такой же недолгой. 

Сестра Наполеона Полина Боргезе  

Так же легко, как женщин, Паганини покорял города и страны. Ему рукоплескали в Италии, Австрии, Германии, Франции, Англии, Ирландии. Везде, где он появлялся, тут же случались забавные истории, порождавшие слухи. Генрих Гейне об этом писал во «Флорентийских ночах»: «Да, мой друг, справедливо то, что все про него говорят, – что, когда Паганини был капельмейстером в Лукке, он влюбился в одну театральную примадонну, приревновал ее к какому-то ничтожному аббату, быть может, стал рогоносцем, а затем, по доброму итальянскому обычаю, заколол свою неверную возлюбленную, попал в Генуе на каторгу и продал себя, наконец, черту, для того, чтобы стать лучшим в мире скрипачом».

Карикатуры на Никколо Паганини  

После концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали ее вполне серьезно. На многочисленных карикатурах его изображали безобразным, в газетах характеризовали как жадного, скупого и мелочного человека, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда. 

*Вдова Паганини* – так называют любимую скрипку маэстро работы Гварнери 

После смерти Паганини епископ Ниццы обвинил его в ереси и запретил церковное захоронение его останков. Погребение произошло спустя 56 лет после его кончины, и очевидцы утверждали, что его тело все это время оставалось нетленным, а из могилы доносились звуки скрипки. Так, даже после смерти, гениальный скрипач оставался предметом слухов и легенд. 















http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/62055/episode_id/1970649/

http://blagaya.ru/2010/01/27/campanella/

Из множества музыкальных инструментов, существующих на свете, скрипка занимает особое место. Благодаря выразительному и высокому звучанию она считается «королевой оркестра». Форма инструмента, часто сравниваемая с линиями женского тела, тембр, очень похожий на человеческий голос и «народное» происхождение породило множество легенд и преданий. Частенько в них скрипку связывают с дьяволом и наделяют скрипачей темными силами.

Старинные легенды и предания

В Европе средних веков была популярно сказание о том, что мастером, создавшим первую скрипку, был сам Сатана. Князь тьмы влюбился в прекрасную земную девушку и пытался соблазнить ее, предлагая сказочные богатства. Однако прелестница не ответила на его чувства, и тогда дьявол превратил девушку в музыкальный инструмент, чья форма так похожа на женское тело, а голос – на плач.
Шведские предания рассказывают о духе рек и озер скрипаче Стрёмкарле. Он живет под мостами и по ночам играет над водой прекрасные мелодии. По поверью, чтобы услышать его игру, надо принести на берегу в жертву черного ягненка. Музыканты, желающие добиться совершенства в своей профессии, оставляли скрипки на ночь под мостом. До сих пор в Скандинавии, чтобы похвалить музыканта, говорят, что он «играет как Стрёмкарл».

Франс Франкен Младший. Смерть, играющая на скрипке, ок. 1625
Франс Франкен Младший. Смерть, играющая на скрипке, ок. 1625

Существует много старинных сказаний о чертовых пирушках. Часто в сюжете присутствует скрипач, которого бесята заманивают на свою вечеринку, так как все дьявольские отродья очень любят игру на скрипке. Прикинувшись богатым мужиком, черт приглашал деревенского музыканта на праздник, оказавшись на котором тот понимал, что дело нечисто. Вырваться ему оттуда, если и удавалось, то с трудом. В пессимистическом варианте музыкант был вынужден вечно ублажать чертей и ведьм своей игрой.
Одно из самых популярных европейских преданий – это история о красной скрипке. Якобы скрипичный мастер добавил в лак кровь своей горячо любимой жены, после чего душа женщины вселилась в инструмент и стала мстить музыкантам, играющим на ней. По мотивам этой старинной легенды был снят фильм «Красная скрипка».

Исторические личности и слухи

Существует и несколько вполне реальных историй из мира музыки, которые подпитали старинные народные предания. Одна из самых известных – это создание произведения под названием «Дьявольская соната» (или «Дьявольская трель») композитора и скрипача-виртуоза Джузеппе Тартини. Вот как об этом рассказал сам автор в своих воспоминаниях:
«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы! Музыка, которую я тогда записал, является лучшим из всего написанного мной, и я все равно назвал её «Дьявольской трелью», но её отличие от того, что меня вдохновило, было столь огромно, что я разбил бы мою скрипку и навсегда распрощался с музыкой, если бы нашел возможность жить без того удовольствия, которое она мне доставляет.»

«Сон Тартини» литография Л. Буальи

Очень много сделал для популяризации связи скрипки с дьяволом знаменитый Никколо Паганини. Невероятный талант, который объясняли помощью нечистого, да и сам образ музыканта, который носил длинные волосы и имел своеобразную внешность, породили множество слухов о нем при жизни. Сам маэстро эти сплетни скорее поддерживал, так как намекал на некий секрет своего таланта, о котором он расскажет только по окончании музыкальной карьеры. Все это привело к тому, что епископ Ниццы отказался отпевать его после смерти, и прах великого музыканта был окончательно захоронен только через 56 лет.

Несут на себе печать загадочности и скрипки знаменитых мастеров. Один тот факт, что до сих пор, при всех современных технологиях создать подобные шедевры не удается, создает почву для слухов и мифов. Талант Антонио Страдивари народная молва чаще связывает с божественным началом. Якобы в детстве он получил благословение самого Господа и чудесное миро, которое при добавлении в лак придает скрипкам божественное звучание. А вот другого знаменитого создателя инструментов Джузеппе Гварнери еще при жизни обвиняли в связи с нечистым. По слухам, мастер, связанный договором с орденом иезуитов, был вынужден продавать им скрипки за бесценок. Обида и жадность привели его к сделке с дьяволом, благодаря помощи которого инструменты приобрели совершенно особые качества.

Амалия Линдегрен. Воскресный вечер в сельском доме, 1860
Амалия Линдегрен. Воскресный вечер в сельском доме, 1860

Откуда ветер дует?

И все же, почему именно скрипка стала объектом такой «чертовщины» и связалась в народном сознании с образами смерти и Сатаны? Исследователи считают, что причину нужно искать в ее происхождении. В отличие от других инструментов, известных с глубокой старины, скрипка в своем современном виде появилась только в XVI веке и долгое время была инструментом простолюдинов. Благодаря небольшим размерам ее легко было принести на праздничные гуляния, на природу или карнавал, где под музыку народ предавался земным радостям. В определенный период времени такая музыка противопоставлялась возвышенной церковной, исполняемой «а капелла» или на органе. Возможно, что само чувственное и колдовское звучание этого инструмента также стало причиной его неоднозначной репутации.

Рубрики:  музыка


Процитировано 24 раз
Понравилось: 34 пользователям

Avi-Tal   обратиться по имени Воскресенье, 29 Мая 2016 г. 12:27 (ссылка)
Благодарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
дегтярьлина   обратиться по имени Четверг, 25 Августа 2016 г. 21:16 (ссылка)
tantana, Такой чудесный пост. Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку