-Рубрики


Роберт Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54

Пятница, 08 Февраля 2013 г. 15:21 + в цитатник
Цитата сообщения Barucaba


 

Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия и один из самых моих любимых. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках какого-либо одного «классического» жанра).

5a4ed78b081941d72c9998740e1 (640x480, 43Kb)

История создания концерта весьма необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.

thumbnail430_clara-schumann (272x336, 21Kb)

Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вернее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно (казалось, все-таки, что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.


Главным содержанием творчества Шумана стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват дей­ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.


Шуман - Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор op.54, 

Государственный камерный оркестр Республики Беларусь. (Минский камерный оркестр)

Элисо Вирсаладзе - фортепиано, дирижёр - Евгений Бушков.

1 часть



2 и 3 части



 

Серия сообщений "Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон":
Часть 1 - Frederic Chopin - Nocturne No 2 in Es-dur. Op. 9 No 2 - Andante (Nelson Freire)
Часть 2 - Frederick Chopin - Nocturne No 21 in c-moll. Op. post (Maria Joao Pires)
...
Часть 8 - Баллады Фредерика Шопена
Часть 9 - Три пути у человека
Часть 10 - Роберт Шуман. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54
Часть 11 - Фредерик Шопен. Ноктюрны
Часть 12 - Фредерик Шопен. Этюды
...
Часть 14 - Фортепианное творчество Шуберта
Часть 15 - Владимир Горовиц - Ференц Лист, Утешение ре бемоль мажор
Часть 16 - Классическая музыка. Интернет-радио в плеере с плейлистом

Рубрики:  МУЗЫКА
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку