Петергоф. Корпус под гербом/Особая кладовая. Часть 1 |
Корпус под Гербом играл особую роль в истории императорской загородной резиденции.
Корпус под Гербом
В разное время здесь гостили многие европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. Если же гостей не было, здесь располагались сами венценосные обитатели Петергофа. По преданию в апартаментах "под Гербом" жила Екатерина II.
Рисунок из альбома музея "Особая кладовая" (автор и дата неизвестны)
Интересно, что именно в этом корпусе начинались торжественные церемонии великокняжеских свадеб и крестин.
Купол Корпуса под Гербом
Собрание "Особой кладовой" насчитывает более 800 экспонатов. Наибольший интерес у публики вызывают изделия из драгоценных материалов: золота, серебра, ювелирных камней; неподдельное восхищение вызывают произведения прославленной фирмы Фаберже.
Вид на корпус под гербом
Петергофская "Особая кладовая" не похожа на традиционные музейные хранилища драгоценностей. Она уникальна и неповторима. В дворцовых интерьерах, наполненных мебелью, живописью, фарфором и бронзой живут своей музейной жизнью костюм Петра I, туфли Екатерины II, готовальня Николая I, часы Александра II и множество других раритетов.
Вид на Корпус под Гербом сквозь струи Большого Каскада
Купол корпуса под гербом
Трёхглавый орёл на шпиле Гербового корпуса Большого Петергофского дворца. Вид снизу, так как только в этом ракурсе видны три крыла у птицы.
Интерьеры
Корпус под гербом появился во время перестройки Петергофского дворца архитектором Франческо Бартоломео Растрелли во время царствования Елизаветы Петровны, тогда же получил своё названия из-за золоченого трехглавого орла, которым был увенчан. Во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II-ой в корпусе обычно помещали высоких гостей, приезжавших в Петергоф, как правило, монархов Западной Европы и членов их семей. В конце 18-го - начале 19-го веков апартаменты "Корпуса под гербом" стали использоваться также членами царской семьи, второй этаж - великий князь Константин Павлович, на первом до их замужеств были покои его сестер Анны Павловны и Марии Павловны. В царствование Николая I-го апартаменты в "Корпусе под гербом" часто отводились приезжавшим в Россию многочисленным родственникам императрицы Александры Федоровны, ну а в "свободное от гостей время" их занимал великий князь Михаил Павлович. Когда в 1846-ом году Ольга Николаевна, дочь Николая I-го, выходила замуж, то именно в "Корпусе под Гербом" ее обряжали в свадебное платье, и именно отсюда она направилась на венчание в домовую церковь дворца, что находится в противоположном флигеле. И когда в царствование Николая II-го крестили его детей (все, кроме старшей дочери Ольги, родились в Петергофе), то на крестины опять таки в домовую церковь дворца процессия направлялась именно из "Корпуса под гербом".
Кабинет императрицы Екатерины II-ой. Слева на стене парадный портрет хозяйки кабинета, написанный в 1775-ом году Генрихом Бухгольцем. Справа над столом - портрет великого князя Александра Павловича в юности. Кофейник и сахарница с кофейного столика слева, крупным планом...:
Кофейник и сахарница, Англия, Лондон, 1760-ые годы, серебро, дерево, литье, резьба, чеканка. Эти кофейник и сахарница стоят на столике в кабинете Екатерины II-ой
и письменные приборы со стола (крупным планом):
Чернильный прибор, Д. Уэйклин, У. Тейлор, Англия, Лондон, 1776-1777-ой годы, серебро, хрусталь, литье, чеканка, золочение, гранение. Справа - чернильница, в середине - подставка под перья, слева - песочница (с песком, которым посыпали свеженаписанные документы)
Опочивальня. Интерьер восстановлен таким, каким он был в царствование Екатерины. Слева в приоткрытой двери стоит манекен с мундирным платьем Екатерины II-ой по форме Лейб-гвардии Преображенского полка. Туфли на скамеечки перед кроватью когда-то принадлежали тоже Екатерине II-ой. Чашка и блюдце из сервиза на круглом чайном столике, крупным планом:
Чашка с блюдцем, Императорский фарфоровый завод, Россия, Санкт-Петербург, 1770-е годы, фарфор, роспись золотом. (Эта пара стоит на чайном столике в опочивальне)
Туалетная. Зеркало, предметы с туалетного столика и со столика слева показаны крупным планом:
Зеркало туалетное, Франсуа-Тома Жермен, Франция, Париж, конец 1750-ых годов, серебро, стекло, серебряный аграмант, бархат, литье, резьба, чеканка, гравировка. Зеркало было заказано в конце царствования Елизаветы Петровны, но прибыло в Россию уже после ее смерти...
Шкатулка, Индия, 1750-1790-ые годы, сандал, слоновая кость, черепаховый панцирь, резьба, полировка
Набор туалетных коробочек, Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, Мейсен, 1725-1730-ые годы, фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение
Флакон для духов, Англия, середина 18-го века, фарфор, серебро, роспись, золочение
Набор для чистки зубов, Англия, 1760-1780-ые годы, серебро, кость, кожа, щетина, шелк, резьба, чеканка. Палочка справа была предназначена для удаления зубного камня; коробочка, лежащая внизу, имеет 2 отделения для разных типов зубного порошка
Приборы для "отворения" крови, Западная Европа, 1761-ый год, серебро, сталь, чеканка, гравировка
А эта комната носит условное название "Комната ювелира". Стол является точный копией тех столов, за которыми трудились мастера знаменитой фирмы "Фаберже". На столе стоит фотография мастера Ивана Савельевича Брицына, в начале 20-го века работавшего на Фаберже. Выложенные на столе инструменты ювелира крупным планом:
Фотография И. С. Брицына, Россия, 1900-ые годы
Инструменты ювелира И. С. Брицына, Россия, западная Европа, начало 20-го века
Ну и единственное собственное фото, сделанное в этом музее (которое, правда, не имеет никакого отношения к его экспозиции) - букет цветов, стоявший на столе у смотрительницы. До того он мне понравился, что попросила разрешение его сфотографировать:
Особая кладовая
Тарелка с изображением Царицына Павильона в Колонистском парке, императорский фарфоровый завод по литографии К. К. Шульца, Россия, Санкт-Петербург, 1844-1855
"Придворный выезд из Большого дворца в Петергофе", В. Садовников, Россия, Санкт-Петербург, середина 19-го века, акварель
Готическая капелла в парке Александрия, внешний вил капеллы, И. Шарлемань, Россия, Петергоф, 1850-1860-ые годы, акварель
Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы, Э. Гау, Россия, Санкт-Петербург, 1850-1860-ые годы, акварель
Табакерка, фирма "К. Фаберже", Г. Вигстрем, Россия, Санкт-Петербург, 1909-1914
Яйцо с сюрпризом "Петергофское", Тео Фаберже, Англия, Лондон, 1997. Автор этого предмета - потомок Карла Фаберже, прогулка по Петергофу вдохновила его на создание этого шедевра
Как и оригинальные яйца Фаберже столетней давности, оно скрывает в себе сюрприз - внутренность его представляет собой миниатюрную модель восточной стены Тронного зала Большого дворца с портретом императрицы Екатерины II-ой с тронным креслом
Портрет Петра I-го. Ш. Буат, Франция, Париж, ок. 1717-го года
Портрет императора Петра I-го, Россия, первая половина 18-го века
Модель памятника Петру I-ому, фирма "К. Фаберже", Ю. А. Раппопорт, Россия, Санкт-Петербург, 1890-1903-ий годы, мрамор, серебро. Эта вещь была призом победителю конных состязаний в 1916-ом году
Миниатюра "Портрет царевны Натальи Алексеевны", Россия, Санкт-Петербург, 1720-1725
Портрет императрицы Екатерины II-ой, Г. Бухгольц, Россия, 1775
Портрет шведского короля Густава III-го, неизвестный художник, конец 1780-ых годов. Густав приходившийся двоюродным братом Екатерине II-ой, (его отец и ее мать были братом и сестрой) гостил в Петергофе в 1777-ом году
Рамка с миниатюрными портретами императрицы Марии Федоровны. Миниатюры: Россия, Санкт-Петербург, 1788-1800-ые годы, рамка: мастерская Г. Гамбса, Россия, Санкт-Петербург, 1824-1829. Рамку с портретами Мария Федоровна завещала своему сыну императору Николаю I-му
Портрет Александра I-го в серебряной рамке, Франция, Париж, 1806-1816 (уточнение оригинал - миниатюра Изабе 1815-го года, поэтому даты создания этого портрета скорее всего 1815-1816)
Серебряная конная фигура Николая I-го, фирма П. Сазикова по модели П. Клодта, Россия, Санкт-Петербург, 1851-ый год
Скульптурный портрет Великой княгини Елены Павловны, К.-Ф. Вихман, Германия, Берлин, 1833-ий год
Пресс-папье с портретом великого князя Александра Николаевича, Россия, Санкт-Петербург, 1818-1819-ые годы. Пресс-папье было заказано бабушкой великого князя императрицей Марией Федоровной
Профильный портрет Александра II-го, камея на раковине, мастерская К. Саолини, Италия, 1860-ые годы
Фотография будущей императрицы Марии Федоровны в эмалевой рамке; рамка: фирма К. Фаберже, А. И. Невалайнен, Россия, Санкт-Петербург, 1896-1903, серебро, эмаль по гильошу
Перстни наградные, Россия, Санкт-Петербург, 1890-1900-ые годы, золото, бриллианты, эмаль, литье, резьба, полировка, огранка
Серьги, Россия, Москва, 1760-1762, речной жемчуг, серебро, стразы, золочение
Брошь-букет, Россия, Санкт-Петербург, 2-ая половина 18-го века, золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранка
Брошь, Россия, Санкт-Петербург, 1890-1905-ые годы, золото, серебро, моховый агат, бриллианты, сапфиры, чеканка, резьба, полировка, огранка
Фрейлинский шифр, Россия, Санкт-Петербург, 1885-1894-ый годы, золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранка
Медальон, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1900-1911-ый годы, золото, бриллианты, жемчуг, эмаль по гильошу
Пасхальное яйцо-подвеска, фирма "К. Фаберже", М. Е. Перхин, Россия, Санкт-Петербург, 1899-1903, золото, серебро, изумруд, алмазы, чеканка, резьба
Подвеска висела вот на такой подставке:
Подставка для ювелирных украшений, Россия, середина 19-го века, бронза, литье, чеканка, золочение
Браслет, Италия, Россия, 1750-1760-ые годы, лазурит, золото, бриллианты, резьба
Печатка, Л. Пихлер, Италия, Рим, конец 18-го-начало 19-го веков, сердолик, золото, резьба, чеканка
Запонки, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1908-1917-ый годы, золото, гелиотроп, резьба, полировка
Лорнет, Швейцария, 1840-1860-ые годы, золото, жемчуг, бриллиант, стекло, эмаль, гравировка
Часы наградные, Россия, Санкт-Петербург, начало 20-го века, золото, бриллианты, эмаль, литье, резьба, чернь, полировка, огранка
Часы Александра II-го, В. Г. Томас, Англия, Лондон, 1897-ой год, золото, стекло, эмаль, литье, полировка (эти часы были с императором в момент последнего рокового покушения на его жизнь)
Спичечница, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1911-1917-ый годы, золото, серебро, алмаз, эмаль по гильошу, чеканка, золочение
Лупа, Фирма "К. Фаберже", Россия, Санкт-Петербург, 1898-ой год, серебро, агат, стекло, эмаль по гильошу, литье, чеканка, резьба, полировка
Ручка для зонта, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1903-1917-ые годы, золото, серебро, кварц, эмаль по гильошу, резьба, чеканка, полировка
Знаки Ордена Белой Розы, И. Г. Хоссауэр, Германия, Берлин, 1829-ый год, серебро, литье, чеканка
Роза в горшочке, И. Г. Хоссауэр, Германия, Берлин, 1852-ой год, серебро, эмаль, золочение, графировка
Модель парусного бота Петра I-го, Россия, Санкт-Петербург, 1754-ый год, серебро: резьба, чеканка, гравировка, золочение
Чайница, С. Курто, Англия, Лондон, 1764, серебро, литье, чеканка, золочение. (Это была специальная емкость для хранения чая... Как сахарница для сахара)
Тарелка из приданого великой княжны Ольги Николаевны, Г. А. Лонг, Россия, Санкт-Петербург, 1840-ой год, серебро, литье, чеканка, графировка
Блюда подносные, Россия, Москва, 1745, серебро, литье, резьба, чеканка, канфарение, золочение
Ковш жалованный, Россия, Москва, 1736, серебро, литье, чеканка, золочение (этим ковшом императрица Анна Иоанновна пожаловала атамана Семена Савельева)
Кружка, Германия, Аугсбург, 1696-1705-ые годы, Слоновая кость, серебро, резьба, чеканка, золочение
Кружка, Л. Хоффман, Германия, Кенигсберг, 1660-1680-ые годы, серебро, золочение, выколотка, резьба, гравировка
Чашечка, Швеция, 1716-1720-ые годы, серебро, чеканка, золочение. На дне чашечки вычеканен профиль шведского короля Карла XII-го
Кубки, Швеция, Стокгольм, 1690-1700-ые годы, серебро, гранаты, филигрань, чернь, золочение
Кубок "Единорог", Германия, Франкфурт (?), 1650-1660-ые годы, серебро, кость, гранаты, эмаль, резьба, золочение
Кубок-приз, фирма "К. Фаберже", Россия, Санкт-Петербург, 1898-ой год, серебро, литье, чеканка, золочение. Кубок был заказан Николаем II-ым для победителя Большой Парусной гонки 1898-го года
Кувшин, фирма "К. Фаберже", Россия, Москва, 1899-1908-ой годы, хрусталь, серебро, резьба, чеканка, золочение, гранение
Чаша для пунша, фирма "К. Фаберже", Россия, Москва, 1916-ый год, серебро, поделочные камни, эмаль, роспись, литье, чеканка, золочение, гравировка. На эмалевой вставке изображен вид на Брянские рудники, так как чаша была заказана в подарок горному инженеру Брянского завода
Вазочка, Италия, вторая половина 16-го века, серебро, агат, изумруды, оливин, эмаль, резьба, золочение
Ваза, фирма "К. Фаберже", Россия, Москва, 1908-1917-ый годы, серебро, хрусталь, чеканка, резьба, гранение
Ваза, Э. Галле, Франция, Нанси, конец 19-го века (ваза), фирма "К. Э. Болин", Россия, Санкт-Петербург, 1900-ые годы (серебряная монтировка), стекло двухслойное, серебро, травление, литье, чеканка
Набор столовых приборов, Франция, Вторая половина 17-го века, агат, серебро, сталь, резьба, золочение (этот набор входил в число личных вещей императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I-го)
Ситечко, Г. А. Бернстрём, Россия, Санкт-Петербург, 1829-1830-ые годы, серебро, литье, резьба, чеканка. На ручке ситечка изображен герб Александрии
Футляр для печати, И. Ф. Кеппинг, Россия, Санкт-Петербург, 1740-1750-ые годы, серебро, шнур из золотых нитей, резьба, чеканка, золочение. (В этом футляре хранили не саму печать, а сургучный оттиск с нее)
Печать с государственным гербом Российской империи, Россия, последняя четверть 18-го века, горный хрусталь, резьба, полировка. Вырезана из цельного куска горного хрусталя!
Государственная печать Российской империи, С. Арндт, Россия, Санкт-Петербург, 1829-1840-ые годы, золото, сталь, слоновая кость, резьба, чеканка, гравировка, полировка
Печать с гербом дачи "Александрия", Россия, Санкт-Петербург, 1830-1840-ые годы, золото, дымчатый кварц, цитрин, чеканка, резьба, полировка. Печать принадлежала жене Николая I-го императрице Александре Федоровне
Заготовки для печатей, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1903-1917-ый годы, серебро, золото цветное, нефрит, белый халцедон, жадеит, эмаль по гильошу, резьба, чеканка, полировка
Бонбоньерки, Западная Европа, 1750-1760-ые годы, медь, фарфор, эмаль, золочение, серебрение, роспись
Табакерка, Франция, Париж, 1780-1790-ые годы, серебро, лак, черепаховый панцирь, кость, роспись
Табакерка, Ф. Жюбер, Франция, Париж, 1780-1790-ые годы, золото, эмаль по гильошу, роспись
Табакерка, Франция, Париж, 1774-1780-ые годы, золото, эмаль, роспись
Памятные табакерки в честь событий семилетней войны (Такие табакерки использовались в качестве ценных подарков):
Памятная табакерка, Германия, Берлин, 1760-ый год, медь, серебро, эмаль, роспись, золочение. На крышке изображен план Берлина, внутри портрет императрицы Елизаветы Петровны
Памятная табакерка, Англия, Бирмингем, 1759-ый годы, медь, эмаль, полихромная роспись. На крышке изображена сцена битвы при Кунерсдорфе во время Семилетней войны
Коронационная табакерка Анны Иоанновны, Россия, Москва, 1730-ый год, серебро, литье, чеканка, резьба, гравировка, золочение
Коронационная табакерка Екатерины II-ой, Россия, Москва, 1762-ой год, серебро, литье, чеканка, золочение
Табакерка, Россия, Москва, 1781-1796-ые годы, серебро, литье, золочение, чернь. На ней изображены великий князь Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Федоровна
Табакерка, Россия, Санкт-Петербург, 1760-1780-ые годы, золото, агат, резьба, чеканка, полировка
Табакерка, Россия, 1780-1790-ые годы, гелиотроп, серебро, резьба, гранение, полировка
Табакерки, Россия, Екатеринбург, первая четверть 19-го века, яшма, золото, серебро, резьба, полировка. (Эти табакерки находятся в одном зале с другими экспонатами, принадлежавшими когда-то Александру I-му)
Табакерка, И. С. Брицын, Россия, Санкт-Петербург, 1896-1908-ые годы, серебро, алмаз, эмаль, роспись
Портсигары подарочные, Россия, 1890-1910-ые годы, серебро, золото, литье, резьба, гравировка, полировка
Шкатулка, Западная Европа, 1840-1855-ые годы, серебро, агат, гранаты, бирюза, резьба, чеканка, полировка. Шкатулка принадлежала императрице Александре Федоровне, жене Николая I-го. В шкатулке лежат сохранившиеся в ней золотые нити для вышивания
Шатлен с набором для рукоделия, Франция, 1830-ые годы, золото, серебро, жемчуг, эмаль, резьба, чеканка, золочение. Шатлен, который можно было носить на поясе, принадлежал Александре Федоровне, эти вещи были завещаны ей свекровью
Парадный костюм Петра I-го, Россия, Западная Европа, 1703-1725-ые годы, сукно, шелк, лен, вышивка. На левой стороне груди вышита звезда ордена Андрея Первозванного
Костюмы мужские: камзолы, кафтаны, кюлоты. Франция, 1770-1790-ые годы, шелк, бархат, хлопок, вышивка шелковыми нитями и серебряной мишурой, аппликация. Считается, что эти костюмы принадлежали фавориту Екатерины II-ой князю Потемкину
Вицмундир кавалергардского полка с генеральскими эполетами, Россия, 1830-е годы, сукно, кашемир, металл, шитье. Принадлежал императору Николаю I-му
Форма гусара: доломан, ментик, чакчиры, Россия, 1817-1837-ой годы, сукно, металл, галун, мех, шитье
Кроме этих мужских костюмов в экспозиции было представлено еще 2 женских платья. Одно из них, бархатное, серо-бежевого оттенка с серебряным шитьем, было форменным костюмом для придворных дам, введенным Николаем I-ым в 1835-ом году. Другое более интересное, атласное, в полосочку, полосочки четырех цветов - оранжевый, белый, зеленый, синий, 18-го века.
Седельно-сбруйный комплект: седло, вальтрап, чушки, уздечка, повод, стремена, пахви. Россия, 1760-1765-ый годы, кожа, бархат, парча, галун, металл, золотое шитье, литье, чеканка. Именно эта упряжь изображена на конном портрете Екатерины из Тронной залы
Тронное кресло императора Николая II-го, Россия, Москва, 1896-ой год, дерево, парча, серебряные нити, резьба, золочение, вышивка
Тронное кресло императрицы Марии Федоровны, мастерская А. Тура, Россия, Санкт-Петербург, 1883-ий год, дерево, парча, серебряные нити, резьба, золочение, вышивка. Обратите внимание - на сиденье кресла Марии Федоровны есть вышивка, которой нет у кресла Николая II-го
Бюро, Франция, Париж, 1760-е годы, розовое дерево, палисандр, клен, груша, яблоня, бронза, фанеровка, набор, золочение
Часы настольные, фирма "К. Фаберже", М. Е. Перхин, Россия, Санкт-Петербург, 1890-ые годы, мрамор, серебро, стекло, литье, чеканка, резьба, полировка
Футляр для помады, Ж.-Б.Фуаш, Франция, Париж, 1774-1777-ой годы, золото трехцветное, литье, чеканка, резьба, гравировка. На основании футляра вырезана личная печать владелицы, при желании им можно было воспользоваться для запечатывания писем
Шкатулка с флаконами, Франция (?), начало 19-го века, рубиновое стекло, бронза, гранение, золочение. Императрица Мария Федоровна завещала этот ларец своему сыну императору Николаю I-му
Флакон, фирма "К. Фаберже", Ф. Т. Ринге, Россия, Санкт-Петербург, 1893-1900-ые годы, кварцит, золото, алмаз, резьба, полировка
Веер "Музыкальный момент", Франция, ок. 1775-ого года, бумага, слоновая кость, металл, роспись темперой, резьба, позолота
Веер "Путешествие любви", Франция, 1780-1796-ой годы, кость, шелк, резьба, роспись. Сюжет для росписи веера взят из романа "Клелия" французской писательницы Мадлен де Скюдери
Чернильный прибор Александра I-го, А. Гедлюнд, Россия, Санкт-Петербург, 1810-1812-ый годы, серебро, хрусталь, литье, резьба, чеканка, золочение, гранение. Справа и слева - пара подсвечников
По легенде, эти предметы сопровождали императора в заграничных походах 1813-1814-го годов. После его смерти чернильным прибором пользовалась его мать, императрица Мария Федоровна, завешавшая прибор опять таки своему сыну императору Николаю I-му.
Готовальня Александра I-го, Англия, Лондон, 1780-1790-ые годы, дерево, "галюша", серебро, сталь, слоновая кость, литье, резьба, гравировка
Пресс-папье Николая I-го, Г. Я. Веклер, Россия, Санкт-Петербург, 1846-ой год, золото, серебро, малахит, резьба, набор
На пресс-папье изображен любимец Николая I-го пудель по кличке "Гусар". Пресс на самом деле не цельно-малахитовый, металлическая основа оклеена тонкими пластинками камня по технологии русской мозаики. А изображение пуделя сделано по технике римской мозаики.
(Продолжение следует)
Рубрики: | Музеи Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |