-Метки

12 век 13 век 14 век 14-15 век 15 век 15-16 век 16 век 16-17 век 16-19 век 17 век 17-18 век 17-19 век 18 век 18-19 век 18-20 век 19 век 19-20 век 20 век john galliano Маски аксессуары ангелы англ. яз балет белье бумага бумажные куклы видео винтаж военный костюм вышивка головные уборы гравюры графика детский костюм династия романовых живопись журналы зворыкин зонтики игрушки изо иконы иллюстрации исторический костюм история история англии история вещей история искусства история кастюма история костюма история россии история франции карты книги короны корсет костюм костюм из бумаги костюмированный бал 1903 года кружево куклы куклы антикварные куклы костюмированные куклы художественные лепка личное маскарад мифы мк мода мой город мужской костюм муфта муфты народный костюм национальный костюм новый год обувь орнамент прививки прически реконструкция русский народный костюм русский народный костюм. свадьба сказки ссылки стиль театральный костюм ткани тряпочки украинский народный костюм ф солнцев фарфор цвет шаль шляпки щелкунчик ювелирные украшения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SPBmaks

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.02.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 3951


История русского костюма.

Понедельник, 24 Июня 2013 г. 06:04 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Ивановна История русского костюма.

После более чем 60 лет интенсивного искоренения русского костюма, он вернулся. Моду на него при дворе ввела Екатерина II (1729-1796), издав соответствующие указы, строго регламентировавшие – какие придворные платья и в какие дни надлежало носить. По правде говоря, то, что ввела Екатерина, русским костюмом в полном смысле не являлось. Это было вполне европейское декольтированное платье с некоторыми элементами от русского костюма – откидные рукава верхнего платья, оформление переда наподобие крестьянского сарафана в виде сквозной застёжки на пуговицах – остроумно прозванный современниками «офранцуженым сарафаном».

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II в русском платье Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике Офранцуженый сарафан Жан де Самсуа. Портрет княгини М.Я. Грузинской урождённой Долгоруковой. 1756 г. Семёнова Екатерина Семёновна (в замужестве княгиня Гагарина)  (1786-1849)

 

Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817 г. Франсуа Кинсон. Портрет Совфии Петровны Свечиной, 1816 г. Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835 г, фрейлина императрицы Пимен Орлов. Портрет А.А. Окуловой. 1837 г., камер-фрейлин М.П. Кикина, в замужестве Волконская (1816-1856), фрейлина императрицы

Павел I (1754-1801), сын Екатерины II, в силу своего воспитания, отменил «русское» платье, а Николай I (1796-1855), его внук, вновь сделал его обязательным при дворе, чему несомненно поспособствовал всплеск патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. Ношение национального костюма было формой выражения патриотизма: «Дамы отказались от французского языка. Многие из них почти все оделись в сарафаны, надели кокошники и повязки; поглядевшись в зеркало, нашли, что наряд сей к ним очень пристал, и нескоро с ним расстались», – писала английская п утешественница Марта Вильмот, посетившая в начале 19 века Россию.

В 1834 году Николай I (1796-1855) издал указ о введении нового придворного платья с кокошником, опять же на основе модного тогда европейского платья с глубоким декольте с длинными рукавами «а ля бояр». Кроме того, если посмотреть на картину 1835 года Пимена Орлова, то с удивлением можно обнаружить, что придворные дамы не только носили кокошники, но кокошники, украшенные свастиками!

Давайте посмотрим на альбом «Придворных дамских нарядов», высочайше утверждённых его императорским величеством Николаем Павловичем в 1834 году. Платья эти придворные дамы в обязательном порядке носили влоть до 1917 г. Император утверждал не только сам наряд, но и орнамент шитья. Фрейлинам великих княгинь полагался красный «сарафан» с белой нижней юбкой и белый кокошник. Статс-дамам и камер-фрейлинам полагался зелёный сарафан (настоящий, а не офранцуженый) с золотой вышивкой, с белой юбкой и красно-золотой узорчатый кокошник. Наставницы великих княжон должны были носить синий сарафан и золотой кокошник с узором по нижнему краю. Фрейлины императрицы должны были появляться в красном сарафане (офранцуженом) с белой юбкой, золотым шитьём и резным золотым кокошником-диадемой. Фрейлины великих княгинь дожны были появляться при дворе тоже в красном «сарафане», но с белым или серебряным шитьём и таким же кокошником-диадемой.

Фрейлины великих княгинь. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Статс-дамы и камер-фрейлины. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Наставницы великих княжон. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Фрейлины императрицы. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Фрейлины великих княгинь. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г.

Фрейлины великих княжон получили синий «сарафан» с золотой вышивкой и золотым узорчатым кокошником, гофмейстерины при фрейлинах получили малиновый сарафан с золотым шитьём, рубашки с рукавами буфф и золотым кокошником. Дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы. Все дамы без мужей должны были иметь повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам – повязку также произвольного цвета и так же с вуалем.

Фрейлины великих княжон. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Гофмейстерины при фрейлинах. Альбом «Придворных дамских нарядов», 1834 г. Придворные дамы при дворе Николая I. Франц Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I Иван Макаров. Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II

Русский костюм при дворе продолжил своё существование и в царствование императоров Александра II (1818-1881) и его сына Александра III (1845-1894).

Александр III очень много сделал для укрепления армии и обороноспособности страны и её границ. В том числе он произвёл реформу военного обмундирования, взяв за основу русский костюм, чем сделал военную форму простой, удобной в носке и пригонке и дешёвой. Кстати, введение крючков вместо пуговиц, кроме удобства в пригонке, имело ещё и ту выгоду, что был устранён лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь, что касалось отмены султанов, блестящих касок и лацканов.

Бывший в частной жизни скромным и непритязательным, он чуждался внешних эффектов. Даже в его манере одеваться было что-то нарочито непритязательное. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором. Собранная им обширная коллекция русского искусства – картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в Русский музей, который основал его сын, российский император Николай II в память о своём родителе.

Н. Дмитриев-Оренбургский. Император Александр III. 1896 г. Константин Маковский. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Б. Кустодиев. Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920), жена брата Александра III Т.А. Нефф. Великая княгиня Александра Петровна (1838-1900), жена дяди Александра III Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (1864-1918) со своей фрейлиной

* * *

Традиция носить русское платье при дворе продолжилась при сыне Александра III, Николае II – последнем императоре Российской империи. В императорской семье детей приучали носить его с раннего возраста.

Великая княжна Анастасия Николаевна, 1904 г. Великие Княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна Дочери Николая II в придворном костюме Илья Галкин. Портрет императрицы Александры Федоровны Дамы Российской Императорской фамилии, 1906 г.

Также в стране продолжалось и ширилось увлечение коллекционированием предметов русской старины. Все слои российского общества были охвачены коллекционированием предметов русского быта, прикладного искусства, одежды, картин и книг слоёв русского общества – государственные, военные, общественные деятели, дипломаты, купцы, предприниматели, чиновники, учёны, врачи, литераторы, мастера искусств. Среди них мы видим таких известных людей, как знаменитый химик Д.И. Менделеев (1834-1907), географ и путешественник П.П. Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914), купцы, предприниматели и меценаты А.В. Морозов (1857-1934), И.А. Морозов (1867-1921), П.М. Третьяков (1832-1898), С.М. Третьяков (1834-1892), П.И. Щукин (1853-1912), Г.В. Юдин (1840-1912), художники В.В. Верещагин (1842-1904) и К.Е. Маковский (1839-1915), врач С.С. Боткин (1859-1910) и многие другие.

Апофеозом этого увлечения стал знаменитый бал-маскарад в русском стиле 11 и 13 февраля 1903 г. в Зимнем дворце (первые два проводились при Александре III, который и ввёл эту традицию, в 1883 и 1894 гг.). Все приглашённые должны были являться только в русском платье по моде 17 века. Готовиться к балу начинали заблаговременно, как минимум, за полгода.

Император Николай II и  императрица Александра Фёдоровна Великая княгиня Мария Георгиевна в наряде крестьянки из Торжка Великий князь Сергей Александрович, дядя Николая II Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, жена Сергея Александровича Великий князь Михаил Александрович, дядя Николая II

Император Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича Романова», а императрица Александра Фёдоровна – в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской, первой жены Алексея Михайловича. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры – в костюмы стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих 17 века. Великая княгиня Мария Георгиевна выбрала наряд крестьянки города Торжка.

Великая княгиня Ксения Александровна, сестра Николая II Княгиня Елена Голицына Княгиня Надежда Барятинская Графиня Варвара Мусина-Пушкина Княгиня Елизавета Оболенская

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928), который был очень известен в то время, как рисовальщик боярского прошлого России, а затем надолго незаслуженно забыт. Сотни приглашённых в Зимний дворец явились в нарядах бояр и боярынь, ловчих, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и воевод. Кроме того, исторические костюмы для этого бала не были просто импровизацией портных на тему «a la russe». Созданию костюмов предшествовала серьёзная работа в архивах Императорской академии художеств с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времён царя Алексея Михайловича Романова.

Князь Феликс Юсупов Княгиня Зинаида Юсупова Граф Алексей Бобринский Княгиня Татьяна Гагарина Княгиня Мария Шереметьева

Кроме того, в «малом царском наряде» Николая II использовались подлинные вещи 17 века. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов 17 в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного, царю Фёдору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы 17 века.

Великая княгиня Мария Павловна Княгиня Ирина Шереметьева Графиня Аргиппина Зарнекау (урождённая Джапаридзе) Графиня София Ферзен (урождённая Долгорукова) Княгиня Наталья Карлова  (урождённая Вонлярская)

Стоили эти костюмы целые состояния. Великая княгиня Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича, известная покровительница ювелиров всей Европы, одела свой знаменитый гарнитур из изумрудов, включавший огромных размеров кокошник и несколько брошей. На лоб спускается множество жемчужных капель, щёки украшены жемчужными нитями. Ворот и бюст платья богато украшены каплевидными жемчужинами в бриллиантовом обрамлении и несколькими крупными изумрудами, сапфиром и бриллиантами. На груди – прямоугольная изумрудная брошь в 107,72 карата.

По настоянию императрицы, все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам из фондов Государственного Эрмитажа, мы можем увидеть всё великолепие этих маскарадных костюмов, которые сегодня можно посмотреть в двухтомнике «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Благодаря им, мы имеем возможность представить, как одевались наши предки в 17 веке.

http://www.peshera.org/khrono/khrono-17.html

Рубрики:  история костюма
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку